Преподобные Григорий Чудотворец и Григорий Затворник Печерские

Новости Москвы 
0
225
Время на чтение 12 минут

Преподобномученик Григорий, Киево-Печерский Чудотворец

Статья из т. 12 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Григорий († 25.05.1093), прмч., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), чудотворец. Г. посвящено «Слове о Григории Чюдотворци» в Киево-Печерском Патерике - часть послания мон. Поликарпа к игум. прп. Акиндину. Святой упоминается в Патерике в «Слове о Никите Затворнице»: Г. и др. монахи «отгнаша беса» от затворника св. Никиты (впосл. Новгородский еп.), здесь Г. также именуется чудотворцем.

Г. был пострижен в иночество прп. Феодосием Печерским «и от него научен бысть житию чрнеческому: нестяжанию, и смерению, и послушанию». Благодаря прилежанию к молитве, Г. рано сподобился дара чудотворения и победы над бесами («имеяше бо блаженый обычай: по всяком пении запрещалныа творити молитвы» - Древнерус. патерики. С. 43). Святой не имел у себя никакого имущества, кроме пергаменных книг, возле кельи он разбил небольшой огород. Воры трижды пытались ограбить келью и огород Г., но всякий раз святой чудесным образом не давал ворам возможности совершить кражу, обращал их к покаянию и понуждал для искупления грехов работать на мон-рь (как отметил И. Дуйчев, эпизод о связывании молитвой грабителей находит параллели с текстом в Египетском Патерике и восходит к 3 Цар. 13. 1-6). Часть своих книг преподобный отдал «градскому властелину», чтобы вызволить из темницы нападавших на него. Оставшиеся рукописи продал, не желая вводить в соблазн потенциальных грабителей, вырученные деньги раздал нищим.

В 1093 г. Г. претерпел мученическую кончину. Собираясь в поход на половцев, кн. Ростислав Всеволодович, младший брат блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, отправился в Печерский мон-рь для молитвы и благословения и у Днепра встретил Г., пришедшего за водой. В ответ на оскорбления княжеских «отроков» (членов младшей дружины) святой призвал князя и его дружину к покаянию и предсказал им скорую гибель: «Вси вы в воде умрете и с князем вашим» (Абрамович. С. 137). Ростислав в гневе приказал утопить Г. Святому связали руки и ноги, привязали на шею камень и бросили в реку, а князь не поехал в мон-рь. 26 мая 1093 г. Ростислав Всеволодович вместе с воинами его дружины утонул в р. Стугне после поражения в битве с половцами под Треполем, о чем рассказывается в ПВЛ и сочувственно упоминается в «Слове о полку Игореве».

Братия Киево-Печерского мон-ря 2 дня безуспешно искали Г. На 3-й день тело инока со связанными руками и ногами, с камнем на шее и в мокрой одежде было обретено в его келье, «лице же беаше светло, сам же акы жив» (Там же. С. 137). Святого похоронили в Ближних (Антониевых) пещерах, где его нетленные мощи почивают и ныне. Их обследование показало, что Г. скончался в возрасте 50-60 лет, у него было сломано неск. ребер (Колпакова В. М., Кабанець Е. П. Комплекснi медико-антропологiчнi дослiдження св. мощей Киево-Печерсько¿ лаври // Дива. С. 89, 92). На стене Софийского собора в Киеве сохранилось граффити, по всей видимости имеющее отношение к смерти Г.: «Месяца мая в 25-е утоплен Григории (имя написано тайнописью.- Е. Л.) князем» (Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской. К., 1966. Вып. 1: XI-XIV вв. C. 47-48).

Почитание

Г. не назван в древнейшем помяннике Киево-Печерского мон-ря 1482 г. среди имен 11 преподобных. Впервые имя Г. появляется среди Киево-печерских преподобных в «Анфологионе» (К., 1619), где его память обозначена под 25 мая. Почитание Г. с этим днем памяти утвердилось не позднее сер. XVII в. и в Московской Руси. Под этим днем Г. упоминается в «Месяцеслове» келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина): «Преподобного отца нашего Григория, чюдодействующа, Печерскаго, иж в Киеве» (РГБ. МДА. № 201. Л. 318 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Во 2-м тропаре 4-й песни Канона преподобным отцам Печерским, составленного ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом, Г. прославляется как чудотворец: «Григорие всеблаженне, чудес благодать от Бога приемый, и тезоимение от дел подобных; ныне предварив, удиви и на нас твоими молитвами Его Благодать» (цит. по: Дива. С. 147). В Похвальном слове рус. преподобным, созданном соловецким мон. Сергием (Шелониным) в 1645-1647 гг., кратко пересказывается рассказ из Патерика о Г., причем святой уподобляется свт. Григорию Неокесарийскому и исповеднику Исаакию Далматскому (Панченко О. В. Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 580-581).

Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Г. упоминается в 6-м тропаре 8-й песни Канона преподобным отцам Ближних пещер (по мнению Е. П. Кабанца, службы преподобным отцам Ближних пещер были написаны в посл. четв. XVII в.). Память Г. празднуется особой службой с полиелеем (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 295-307).

Совр. память Г. под 8 янв. появляется в позднейших рукописных святцах, по-видимому в результате совмещения с памятью прп. Григория, Киево-Печерского чудотворца, жившего в XIV в. В лит-ре, особенно дореволюционной, нередко приводятся ошибочные сведения о Г.: в качестве даты его преставления указывается 1074 год (это дата кончины учителя Г.- прп. Феодосия), Г. иногда отождествляется с совр. ему печерским мон. Григорием, творцом канонов.

Ист.: Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1, 37; Описание Киево-Печерской лавры. С. 105, 125; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931. С. 126, 134-138; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. М., 1999. С. 38, 42-46; ПСРЛ. Т. 40. СПб., 2003. С. 64.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Янв. С. 12-17; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 139-140; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 16; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 88-90; Дуйчев Ив. Эпизод из Киево-Печерского патерика // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 89-92; Кабанец Е. П. Тайна софийского граффито: (Упоминание лаврской истории в софийской эпиграфике) // Вопр. исслед. и реставрации памятников архитектуры. К., 1992. С. 93; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 48, 54, 89, 90, 91, 125; Ольшевская Л. А. «Прелесть простоты и вымысла...» // Древнерус. патерики. С. 234-235, 246, 248, 249, 251.

Е. В. Лопухина

Иконография

В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. под 8 янв. об облике Г. сказано: «Сед, брада поуже немного Сергиевы, в клобуке черном, риза преподобническая, в левой руке книга, другая простерта, бос» (РНБ. Погод. 1931. Л. 93 об.).

Описание восходит к одному из ранних сохранившихся изображений Г. из цикла гравюр на дереве 1655-1660 гг. работы мастера Илии для печатного издания Киево-Печерского Патерика 1661 г. (Патерик, или Отечник Печерский... К., 1661. Л. 173а). Композиция гравюры строится по принципу житийной иконы. В среднике на фоне условной архитектуры, горок и позема с травами помещено ростовое фронтальное изображение святого в монашеском одеянии (параман с 2 крестами) и в куколе, без обуви. Г. представлен старцем с небольшой белой бородой, ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой - Евангелие, вверху надпись: «С Григорий чудотворец Печер». На клеймах по сторонам центрального изображения и под ним в овальных рамах - 3 сюжета жития Г. (чудеса и мученическая кончина). Слева - 3 вора с награбленным, застывшие на месте по молитве святого, и чудотворец вдали у храма (надпись: «Злодее стояху два дни з мехами овощи»). Справа - Г. склонился над внезапно уснувшими ворами (надпись: «Злодее спали пять нощий дондеже Григорие прииде»). Внизу - кн. Ростислав Всеволодович и воины его дружины, по приказу бросающие святого в Днепр (надпись: «Григорий от князя Ростислава в воде утоплен привязавше камень»). В соответствии с традициями барокко гравюра снабжена также стихотворной подписью: «Григорий правды ради, жизнь сконча водою. При источнице жизни, днесь причтен покою».

Эти сюжеты повторены Л. Тарасевичем в издании Киево-Печерского Патерика 1702 г., но изображение спящих воров расположено слева как первоначальное в соответствии с последовательностью изложения событий в тексте. Центральная композиция представляет Г. вполоборота вправо, с немного склоненной головой и молитвенно сложенными на груди руками (на левой - длинные четки). Подобная иконография встречается также на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки святого в Ближних (Антониевых) пещерах.

На уникальной киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ - Гончарук В. П., Кабанец Є. П. Дереворит сер. 17 ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з исторiї Печерськой канонизацiї // Могилянськi читання. К., 2000. С. 56-63) и на восходящей к ней иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) погрудное изображение Г. вместе с др. чудотворцами Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции (Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314). Поясной фронтальный образ святого со сложенными на груди руками и надписью «П Григорий Чудотвор» имеется на 8-м клейме на книжной гравюре с изображением прп. Феодосия Киево-Печерского в лаврском издании «Акафистов» (К., 1693. Л. 224б.).

На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими святыми, 1724 г., письма игум. Корнилия (К. И. Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ), Г. изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» справа в 4-м ряду 2-м справа, надпись на нимбе - «прпд Григорий». Он представлен вполоборота влево, старцем со впалыми щеками и коричневой с проседью бородой, на конце сужающейся, в клобуке и парамане с красным Голгофским крестом, персты десницы сложены для крестного знамения (Искусство земли Владимирской: Кат. выст. / ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41).

В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» образ Г. находился, как правило, в левой группе святых (за прп. Антонием Печерским), почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах (образцы см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. № 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) его фронтальное изображение 2-м слева в 4-м ряду имеет ряд индивидуальных особенностей. Это старец с непокрытой головой, впалыми щеками и небольшой бородой, волосы до плеч разделены на пробор, надпись «п Григорий чудотворец». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) Г. - крайний слева в 3-м ряду, в небольшом повороте к центру, с маленькой округлой бородкой, голова покрыта схимой. Неясно, какой именно святой с именем Григорий (согласно надписи на нимбе) запечатлен на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко) в левой части Ближних пещер, 4-м слева в 5-м ряду, с непокрытой головой (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57]). Невозможно из-за отсутствия дополнительных надписей идентифицировать 2 близких по иконографии оглавных образа с именем «Григорий» на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) (крайний справа в 4-м и в 6-м рядах). На хромолитографии 1898 г., изданной Киево-Печерской лаврой (РГБ), Г. в 4-м ряду 3-й справа, с надписью на нимбе «Григорий чуд», погрудно, со склоненной головой в куколе, у него седая борода, на конце раздвоенная.

Очевидно, образ Г. присутствовал среди изображений 34 Киево-Печерских святых в росписи лестницы, ведущей на хоры юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов), а также в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре - в группе подвижников XI в., рядом с прп. Алипием иконописцем (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти мон. Иулиании (Соколовой), кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. из ризницы ТСЛ (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и в аналогичных произведениях кон. XX - нач. XXI в. Г. представлен в нижней части композиции среди чудотворцев Ближних пещер.

Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии художеств. М., 1870. С. 28; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 88; Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 89; Киево-Печерськi патерики з коллекцiї Музею книги ї друкарства України: Кат. К., 2003. С. 5.

И. Б. Черномаз

Преподобный Григорий Затворник

Статья из т. 12 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г.

Григорий (XIV в.?), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, чудотворец. Краткое описание подвижничества Г. помещалось на доске, к-рой до XVIII в. была закрыта ниша, где покоились мощи преподобного (скопированные в XVII в. с досок «Краткие жизнеописания преподобных отец Дальних пещер» опубл. архиеп. Модестом (Стрель­биц­ким)). Г. сподобился дара чудотворения за подвиги поста и молитвы. Преподобный питался невареными овощами и травами, ночи проводил в молитве. Больные, вкушая его еду с верой в молитву святого, получали исцеление. В древнейший Помянник Киево-Печерского мон-ря кон. XV - нач. XVI в. внесены 5 монахов с именем Григорий, одним из них мог быть Г. (Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI столетия) // ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 5-6).

Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Г. упоминается во 2-м тропаре 5-й песни Канона преподобным отцам Дальних пещер, имеется отдельный кондак преподобному. Обследование мощей Г. показало, что на момент смерти ему было 40-50 лет (Колпакова В. М., Кабанець Е. П. Комплекснi медико-антропологiчнi дослiдження св. мощей Киево-Печерськоi лаври // Дива. С. 93).

Ист.: Служба прп. отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают // Службы прп. отцам печерским. К., 1763. Л. 108; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов Дальних пещер Киево-Печерской лавры. К., 1885. С. 14, 53-54.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 121-122; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 22; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Январь. С. 89-90; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 65, 93, 138.

Е. В. Лопухина

Иконография

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. под именем Г., почивающего в Дальних пещерах, указано 2 подвижника (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 89). Об облике одного из них сказано: «На плечах схима, риза преподобническая, испод празелень, сед, брада Григория Богослова, власы с ушей» (БАН. Строг. 66. Л. 317; «левыя страны» 29-й); о другом: «Надсед, брада Феодосиева, власы с ушей, зрит назад, на плечах клобук черн, риза преподобническая, испод бакан, левая рука молебна, одною ногою стоит впрям» (Л. 319; «левыя страны» 55-й). Неясно, какое из описаний относится к Г.

Поясное изображение Г. как средовека в монашеских одеждах и куколе, в небольшом повороте вправо, в левой руке - раскрытая книга (указательным пальцем правой отмечен текст: «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши...»), представлено на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками у раки преподобного в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечное фронтальное изображение Г. в виде старца в куколе, с небольшой седой бородой (видна прижатая к груди левая рука) помещено в 3-м ряду на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в Дальних пещерах» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (помещена при выходе из Феодосиевых пещер лавры).

Г. изображен в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе за прп. Феодосием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) Г. помещен в 4-м ряду 4-м слева вполоборота влево, в виде средовека с непокрытой головой, короткими волнистыми волосами, разбившимися на отдельные пряди, высоким лбом, маленькой бородкой, надпись: «п Григорий схимник». Неизвестно, какое из 2 изображений с идентичными надписями на нимбах: «Григорий» (3-й справа в 4-м или в 7-м ряду, в священническом или монашеском одеянии) представляет Г. на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко). На раскрашенной литографии 1883 г., вышедшей из мастерской А. Абрамова (ГРМ), Г. помещен 2-м справа в 6-м ряду, без характерных индивидуальных особенностей. Надпись на нимбе: «пре. Григории зат.» (затворник), возможно, связана с текстом тропаря Г.: «Пустынный житель, и в телеси Ангел и чудотворец явился еси...» На хромолитографии 1898 г., изданной в Киево-Печерской лавре (РГБ), помещено оплечное изображение Г. в 5-м ряду 2-м справа, в повороте от центра, в куколе и с небольшой бородой, на нимбе надпись: «Пр Григорий чуд».

Образ Г. присутствует в составе подвижников Феодосиевых пещер в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В иконописи XX в. он включен в группу Киево-Печерских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой), напр. кон. 20-х - нач. 30-х гг. (ризница ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), и на совр. списках этой композиции.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. № 1505-1518. Т. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. [57].

И. Б. Черномаз

http://www.sedmitza.ru/text/936233.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Радуйся, Николае, великий Чудотворче»
Фоторепортаж Владимира Саяпина о праздновании дня памяти свт. Николая Чудотворца в храме на Берсеневке
23.05.2024
«Мы имеем великую святыню среди нас»
По словам Патриарха, за эти двадцать лет изменилось лицо Церкви
22.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ко дню рождения Бродского
Новый комментарий от Фиалка
26.05.2024 10:46
В моей библиотеке две новых книги. Рекомендую
Новый комментарий от Фиалка
26.05.2024 10:34
Баптисты США сомневаются: а папа Франциск вообще католик или нет?
Новый комментарий от Александр Волков
26.05.2024 10:32
«Пятая колонна»? Нет, просто «продвинутые»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.05.2024 10:02
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от С. Югов
25.05.2024 21:19
«Пятая колонна» – тормоз России
Новый комментарий от Могилев на Днепре
25.05.2024 19:17