Игрушка для плейбоя
Сначала меня окружили шестеро девчонок, которым очень понравилось давать интервью. "Знаете, что ест мой котенок?", "Вы смотрели "Каникулы строгого режима?", "Я два раза меняла малышу пеленки"... Они хотели поделиться кучей всего интересного. Девочки познакомили меня с популярной куклой Братц, пришедшей на смену старушке Барби. "Она (Братц. - С. Б.) есть у каждой в группе, кроме меня, - призналась Варя. - Но мне скоро обязательно купят". Назвать мечту современной девочки детской игрушкой язык не повернется: яркий макияж, откровенная одежда, чувственные губы. В лицах этих кукол нет доброты и наивности. Но девочки из детсада N 925 считают их красивыми и добрыми: "Смотрите, какие у них большие глаза и длинные ресницы. В мультике это хорошие колдуньи". По словам психолога Ольги Перегинец (центр психологического сопровождения "Открытый мир"), дети пока не замечают выставленной напоказ сексуальности, но образ куклы, несомненно, запоминается как тот, к которому нужно стремиться.
Больше всего на свете героинь интересует мода. В игре Bratz Babyz - приключения из жизни маленьких Братц, которые "носили только самые модные памперсы, обожали ходить по магазинам и умели делать отличный макияж". Они должны найти в торговом центре похищенного щенка Стразика. В мультсериале, шедшем в 2006-2007 гг. на четырех российских каналах, подружки готовят "сенсационные" материалы для собственного модного журнала. Издание "Братц" существует и в реальности. Заголовки детского Cosmopolitan: "Играем в моду", "Самые стильные штучки весны", "Драгоценные камни", "Как выбрать идеальный аромат". По словам продавца киоска с прессой, эти темы интересуют девочек с 5 лет. Есть еще одежда, косметика, мобильные телефоны, плееры, диски с поп-музыкой под маркой Bratz, снят художественный фильм с таким названием... Бренд активно продвигается.
- Мальчики сходят с ума по Человеку-пауку, - говорит воспитательница Нина Бахметова. - Приходят в масках, копируют жесты: в группе набирается до пяти Человеков-пауков.
О том, что подобные персонажи, положительные в контексте мультфильма/фильма/компьютерной игры, но постоянно решающие конфликты силой, служат детям не лучшим примером для подражания, психологи предупреждают уже много лет. Человек-паук пока сильнее психологов. Возможно, и характер Артема сложился не без его участия. Артем во многом молодец: любит заниматься зарядкой, хорошо читает, на подготовительных занятиях получает пятерки. Есть у него еще один повод для гордости.
- Я в саду дерусь. Получает тот, кто меня разозлит.
- А что нужно сделать, чтобы тебя разозлить?
- Я с Никитой часто дерусь, он меня дразнит.
- А если у тебя плохое настроение, потому что ты, скажем, не выспался?
- Если я не выспался - вообще ему голову снесу.
Рядом сидит ничуть не испугавшийся Никита - мальчик, кажется, добродушный и спокойный. Спрашиваю его:
- Ты пытаешься заговорить с Артемом, когда он начинает задираться?
- Я его не дразню. Я всегда стараюсь ему объяснить, но он не слушает.
"Я превращаюсь в Черную смерть"
Убежденных драчунов в саду немало. "В каждой группе, в том числе и в младшей, есть ребенок, который обижает других и не понимает, что причиняет боль, - говорит психолог 925-го сада Алиса Зголая. - Одна из главных причин - просмотр неподходящей для детской психики продукции. Приведу пример. Спрашиваю у мальчика трех с половиной лет:
- Ты видел когда-нибудь, чтобы взрослые дрались?
- Да! - отвечает. - Вчера в фильме один герой другому врезал, и он отлетел.
- Ведь ему было больно.
- Нет, - говорит уверенно. - Ему не больно.
В детский сад нельзя приносить PSP, Gameboy и другие электронные устройства. Но дети играют в компьютерные игры, обходясь без техники. Все два часа, что я провела в первой группе, Илья и Дима просидели в сторонке, увлеченные каким-то интереснейшим занятием. Я села рядом. Деревянные брусочки - джойстики. Мальчики держат их в руках и покручивают вправо-влево. Поставленная на бок коробка - монитор. Звуковой ряд к игре:
- Знаешь, какую игру я включил? Бэтман. Большая драка. Один парень кому-то дал по башке... У него из живота иглы торчат, в них яд. Я сегодня такого в мультике видел. Здесь надо бежать, за тобой гонится толстяк. Я оказался в подводной лодке. Я очнулся: ой, моя башка... Где цель? Колодец, мы в него упали. Все, я подох.Человек-паук включается. Здесь можно на всех уровнях, я выбираю первый... Врагов тут нет - я сам превращаюсь в Черную смерть. Я еле-еле тебя замочил.
Спрашиваю Илью:
- Что ты будешь делать, когда придешь домой?
- Включу компьютер.
- И когда выключишь?
- Когда спать лягу.
- А чем ты занимаешься в выходные?
- Иногда езжу к дедушке. Там у меня приставка...
Дима и Илья предпочитают мультфильмы, в которых есть "драчки". Главных героев они любят за то, что те сражаются против зла.
- А вы сами деретесь? - спрашиваю. Оказывается, у обоих дома есть боксерская груша. У Ильи - в виде человека.
Крутые бобры
Мультяшные герои мальчиков - Человек-паук и черепашки-ниндзя. Они сражаются с преступниками и монстрами. Выбор девочек (почти всех) - "Клуб Винкс", где красивые добрые волшебницы и волшебники борются с силами зла с помощью магии и оружия. Из 18 названных детьми любимых мультиков только 5 - российские и 1 - советский. Воспитатели говорят, что зарубежные мультфильмы завоевали детскую аудиторию в 90-х, когда появились на ТВ. Сегодня на российском телевидении их в четыре раза больше, чем отечественных. Львиная доля - сериалы по 60-100 серий.
"Современный детский мир - прежде всего виртуальное пространство, - говорит Ольга Перегинец. - С четырех лет дети общаются преимущественно с компьютером. Даже вместе они собираются чаще всего за монитором, а играя в обычные игры, используют сюжеты из виртуального мира. Компьютеризированные дети плохо умеют общаться. Это острейшая проблема в начальной школе, особенно для мальчиков: девочки проще выражают эмоции, им легче понять друг друга. Раньше дети большую часть свободного времени проводили во дворе. Салки, вышибалы, казаки-разбойники, другие совместные игры учили взаимодействию. Компьютер - пусть в компании - справляется с этой задачей гораздо хуже. Испытывая трудности в реальности, дети еще охотнее уходят в виртуальный мир, где проблемы решаются просто: надоело - выключил". По словам специалистов, компьютерная зависимость может появиться еще в детском саду.
Адаптироваться в обществе очень трудно детям, которым мультфильмами, фильмами, электронными играми навязан агрессивный стиль общения, считает Ольга Перегинец. Для взрослого компьютерные стрелялки - это, допустим, способ выплеснуть негативные эмоции. Дети устроены по-другому: они усваивают те способы взаимодействия с окружающими, которые видят на экране. "Черепашки-ниндзя" и "Крутые бобры" не учат детей решать конфликты мирным путем, принимать окружающих такими, какие они есть.
Родителям некогда
Воспитательница Нина Бахметова говорит о дефиците общения:
- В профессии я 17 лет. Дети из моих последних групп гораздо хуже умеют договариваться. Если не понравилось поведение товарища, реагируют не словом, а действием: отталкивают, отбирают, пинают. С детьми стали меньше общаться родители. Я нередко наблюдаю, как они не ведут - тащат малышей в сад. У них нет времени успокоить ребенка: закинули и убежали. Некоторые просили меня: "Ничего не могу с ним поделать, успокойте, пожалуйста". Изменились и сами родители. Я не помню, чтобы раньше были такие - с каменными лицами.
...Прощаюсь с моими маленькими собеседниками. Конец прогулки: воспитательница собирает разбежавшихся по площадке. Организовать из неугомонной компании колонну по двое непросто. Наконец идут в группу - шумные, непосредственные, смешливые. Привычная картинка: так было и 10, и 20, и сколько угодно лет назад.
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/128/22.html