Каждый памятник - это не просто произведение искусства, это веха истории и, что особенно важно, выражение тех идей, которые живут в народе. Какой народ - такие у него и памятники... Поэтому о творчестве Клыкова мы можем говорить как о художнике возрождающейся православной Руси.
Народный художник России Вячеслав Михайлович Клыков ушел из жизни 2 июня 2006 года. Ему шел 67-й год, но все мы привыкли видеть Клыкова моложавым и бодрым. Его энергия казалась неисчерпаемой, он любил жизнь и работу, не жалел сил и времени на участие в политической жизни России, Украины и всего славянского мира. И чем больше он отдавал своей светлой энергии, тем ярче и сильнее становилась его личность. Высокий смысл творчества в том, чтобы дарить людям самого себя. Талант Клыкова (а теперь, после его кончины, мы можем сказать - гениальность) признавался даже его противниками и оппонентами. С ним спорили, но каждый отдавал себе отчет: перед нами - выдающаяся личность, большой русский талант. С ним невозможно было не считаться, его нельзя было не заметить. Каждая его работа оказывалась на виду. Для художника нет больше счастья, чем постоянно чувствовать свою востребованность. Бескомпромиссность и бесстрашие ставят Клыкова в один ряд с такими выдающимися русскими патриотами, защитниками русской идеи, как Иван Ильин, Василий Шукшин, Георгий Свиридов, Илья Глазунов... Патриотизм Клыкова был действенным, он не рассуждал, а работал - упорно и без жалости к себе. Каждое его произведение было не только событием в искусстве, оно являлось воплощением философско-мировоззренческой позиции художника, настоящим манифестом. Создавая памятник маршалу Жукову или адмиралу Колчаку, Василию Шукшину или Константину Рокоссовскому, Клыков говорил о важности этой личности как одного из символов русского духа, о значении этого имени в современной жизни России. В галерее портретов не появлялось случайных людей. Прежде чем обратиться к созданию того или иного образа, Вячеслав Михайлович "проживал" с заинтересовавшей его личностью немало времени, он познавал человека и своей тонкой интуицией художника, и с помощью исторических источников. Благодаря Клыкову возникало новое понимание уроков отечественной истории, в своем монументальном творчестве он был глубоким философом. Творчество Клыкова явило примеры той высокой публицистики, которая отличает и "Слово о полку Игореве", и "Слово о законе и благодати", и "Войну и мир", и "Апокалипсис нашего времени", и "Тихий Дон"... Клыков изваял несколько образов русских святых - Ильи Муромца, равноапостольной княгини Ольги, Серафима Саровского, Кирилла и Мефодия, Феодосия Печерского... Незадолго до смерти скульптор говорил в интервью: "Самое древнее чудотворное изображение Христа было скульптурным изображением... И раннее христианское искусство все построено на скульптуре. Одни из древнейших русских икон были рельефные. А северная деревянная русская скульптура? Это и Параскева Пятница, Никола Можайский, Христос в темнице, Бог Саваоф и так далее. Православная скульптурная традиция огромная, но в XVII веке во время церковного раскола скульптура преследовалась и многое было уничтожено. И уцелела она только на окраинных землях России: на Севере, в Перми, за Уралом. И в этих скульптурах гораздо больше общего с иконописными образами, чем различий. И само искусство скульптуры гораздо более универсально, чем живопись или графика, пластика ацтеков сходна со статуэтками этрусков, шумерские скульптурные изображения с работами древних китайцев. Все это нужно видеть непредвзятым взглядом, не скованным никакими догмами. А православный канон распространяется и на живопись и на скульптуру". Для Клыкова создание памятников русским святым и подвижникам было богословием в бронзе, запечатленной в монументе молитвой. Здесь будет уместным вспомнить, с какой тревогой, с какой искренней надеждой наблюдал Вячеслав Михайлович за начавшимся объеденением двух ветвей православия - Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью за рубежом. Для него преодоление Карловацкого раскола было символом подлинного объединения всего "русского мира", воссоздания духовного пространства Православия поверх государственных границ и искусственно созданных кордонов.
Работая над памятником отцу, Андрей Клыков не только исполнял свой сыновний долг, не только увековечивал память об отце. Это был творческий диалог отца и сына, двух современников, объединенных общими идеями, двух художников, двух патриотов Земли Русской. Отца и сына всегда связывают особые, не постижимые для посторонних связи, но когда отец и сын живут в мире искусства, то их диалог наполняется глубинным духовным содержанием. Возможно, еще будут и памятники Клыкову, и его скульптурные, живописные изображения, но памятник, созданный его сыном, навсегда останется первым и единственным. Поэтому так важно понять, каким изобразил Андрей Клыков своего великого отца сегодня, когда видеть образ Вячеслава Михайловича Клыкова можно только лишь духовным зрением.
Творчество Клыкова было связано не только с Россией, но и со всем славянским миром. Ряд крупных работ скульптора находится на Украине. Сын скульптора говорит о Вячеславе Михайловиче: "Государственность, державность становятся основными идеологемами отца. Он очень негодовал по поводу развала Союза. Здесь разворачивается его неуёмная общественная деятельность, направленная исключительно на восстановление государства Российского. Та деятельность, которая хотя и мешала ему как Художнику, отнимая и время и силы, но ковала из него Воина, Воина Духа... Крест на стыке трёх границ, проект храма - это его утверждение трёхчастности трёх славянских народов, их родства и единства. Глубочайшее убеждение в необходимости объединительных тенденций всего славянского мира двигало им и при работе в Международном Фонде славянской письменности и культуры, и при подготовке и проведению Большого объединительного казачьего круга на Красной поляне (и здесь не обошлось без противодействия властей). Вообще казачество как выразитель и носитель духа радения за Отечество было необычайно близко для отца".
Многое связывало Клыкова с Крымом, который сегодня принадлежит Украине. Началась "крымская история" Вячеслава Клыкова с участия в оформлении гостиницы "Ялта-Интурист", для которой он создал панно, украшающее гостиничный холл. Недалеко от входа в археологический заповедник Херсонес Таврический установлен памятник святому князю Владимиру, который Клыков подарил Севастополю в 1993 году. В Керчи неподалеку от пристани, от которой отчаливали последние пароходы с русскими эмигрантами, установлен созданный Клыковым памятный знак, посвященный исходу "белых" с крымской земли. Отсюда в 1920 году, навеки покидая Россию, уходила армия Врангеля. Памятный знак изготовлен в виде трехметрового креста, установленного на ладье. На фронтальной части креста расположен барельеф небесного покровителя мореплавателей Николая Угодника и образ младенца Иисуса. Памятник также был даром скульптора Крыму, и первоначально его планировали установить на Графской пристани в Севастополе, но "оранжевая" революция на Украине нарушила эти планы. Открытие памятного знака состоялось 7 мая 2006 года. Жить Вячеславу Михайловичу Клыкову оставалось 25 дней...
Одной из главных работ Клыкова в последние годы его жизни стал памятник князю Святославу в Запорожье. Учитывая, какую важную роль в мировоззрении скульптора занимала тема казачества, можно говорить и об особом отношении Вячеслава Михайловича к Запорожскому краю, к острову святилищ Хортица, которое было колыбелью казачьей истории. И установка памятника Святославу позволила Клыкову еще раз побывать на этой древней славянской земле. О том, какие трудности пришлось преодолеть при установке памятника, какое сопротивление в "оранжевой" Украине сломили инициаторы увековечения памяти князя Святослава, - можно написать отдельную статью. Но все это - частности. Главное - памятник установлен на века!.. Инициатором установки изваяния стал Герой Украины, президент ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Александрович Богуслаев, а строительные службы запорожского моторостроительного завода выполнили работы по установке памятника на днепровском берегу. Памятник был открыт на территории Вознесенского парка, выходящего на Днепр. Князь Святослав, этот, по выражению Михаила Грушевского, "казак на престоле", погиб в 972 году на днепровских порогах после ожесточенной битвы с печенегами. Место установки памятника было выбрано не случайно. При строительстве Днепрогэса в 1930-е годы в этом месте обнаружили княжеское погребение, возможно, принадлежащее князю Святославу Игоревичу. Вячеслав Михайлович Клыков подчеркивал важность того, что именно в 2005 году, когда русский народ отмечал 1040-летие разгрома великим князем киевским Святославом Хазарского каганата, открылся памятник на предполагаемом месте его гибели. За вклад в укрепление славянской культуры и, в частности, за неоценимую помощь в установке памятника Святославу в 2007 году В.А. Богуслаеву была присуждена премия имени Вячеслава Клыкова, которую учредила Петровская академия наук и искусств.
Литературовед и публицист Владимир Бондаренко написал, что "Вячеслав Клыков был настоящим русским героическим Христовым воином. Да и любимые памятники его были посвящены самым героическим личностям в истории России. От былинного, но вполне реального богатыря Ильи Муромца до святого князя Александра Невского, от маршала Жукова до адмирала Колчака. Он всегда сам выбирал своих героев, а потом уже находил возможности для установки им памятников. Он высоко ценил роль героических личностей в русской истории и преклонялся перед ними. Но, несомненно, он сам был одним из них. Вячеслав Клыков канонизировал русский белый миф, создавал в памятниках, в камне и бронзе свой светлый миф об идеальном белом царстве. Да, он был последовательный и искренний монархист, но его монархия была далека от реальной монархии рода Романовых. Это была его вечная мечта о Святой Руси, и мечте своей Вячеслав Михайлович Клыков верно служил всю жизнь"
Вячеслав Клыков создал пантеон национальной славы, в котором отразились основные вехи истории Российского государства. Его вечно будет помнить Россия. Его не забудет Украина. Светлая память...
Голос Эпохи N 07/0809
http://www.rv.ru/content.php3?id=8139