Гордый дух славянский

Вячеслав Клыков на Украине (к 70-летию со дня рождения)

0
253
Время на чтение 7 минут
Осенью 2007 года на родине великого русского скульптора Вячеслава Клыкова в городе Курске был открыт памятник мастеру работы его сына Андрея Клыкова. Вячеслав Михайлович изображен сидящим в задумчивости, скрещены его натруженные руки, а на заднем плане мы видим рабочую модель Звонницы Прохоровского поля - одной из известных работ скульптора. Памятник установлен в Северо-западном микрорайоне Курска, на проспекте, носящем имя Клыкова. Молебен и освящение памятника совершил архиепископ Курский и Рыльский Герман. "Открытие памятника моему отцу, - говорит скульптор Андрей Клыков, - для меня - важное и святое дело. Идея памятника родилась легко, это любимая поза отца после работы". Немного раньше, 12 июля 2007 года, председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов и губернатор Белгородской области Е.С. Савченко открыли на легендарном Прохоровском поле памятник Вячеславу Клыкову работы белгородского скульптора Анатолия Шишкова. Бронзовое изваяние обрело свое место неподалеку от знаменитой Звонницы.

Каждый памятник - это не просто произведение искусства, это веха истории и, что особенно важно, выражение тех идей, которые живут в народе. Какой народ - такие у него и памятники... Поэтому о творчестве Клыкова мы можем говорить как о художнике возрождающейся православной Руси.

Народный художник России Вячеслав Михайлович Клыков ушел из жизни 2 июня 2006 года. Ему шел 67-й год, но все мы привыкли видеть Клыкова моложавым и бодрым. Его энергия казалась неисчерпаемой, он любил жизнь и работу, не жалел сил и времени на участие в политической жизни России, Украины и всего славянского мира. И чем больше он отдавал своей светлой энергии, тем ярче и сильнее становилась его личность. Высокий смысл творчества в том, чтобы дарить людям самого себя. Талант Клыкова (а теперь, после его кончины, мы можем сказать - гениальность) признавался даже его противниками и оппонентами. С ним спорили, но каждый отдавал себе отчет: перед нами - выдающаяся личность, большой русский талант. С ним невозможно было не считаться, его нельзя было не заметить. Каждая его работа оказывалась на виду. Для художника нет больше счастья, чем постоянно чувствовать свою востребованность. Бескомпромиссность и бесстрашие ставят Клыкова в один ряд с такими выдающимися русскими патриотами, защитниками русской идеи, как Иван Ильин, Василий Шукшин, Георгий Свиридов, Илья Глазунов... Патриотизм Клыкова был действенным, он не рассуждал, а работал - упорно и без жалости к себе. Каждое его произведение было не только событием в искусстве, оно являлось воплощением философско-мировоззренческой позиции художника, настоящим манифестом. Создавая памятник маршалу Жукову или адмиралу Колчаку, Василию Шукшину или Константину Рокоссовскому, Клыков говорил о важности этой личности как одного из символов русского духа, о значении этого имени в современной жизни России. В галерее портретов не появлялось случайных людей. Прежде чем обратиться к созданию того или иного образа, Вячеслав Михайлович "проживал" с заинтересовавшей его личностью немало времени, он познавал человека и своей тонкой интуицией художника, и с помощью исторических источников. Благодаря Клыкову возникало новое понимание уроков отечественной истории, в своем монументальном творчестве он был глубоким философом. Творчество Клыкова явило примеры той высокой публицистики, которая отличает и "Слово о полку Игореве", и "Слово о законе и благодати", и "Войну и мир", и "Апокалипсис нашего времени", и "Тихий Дон"... Клыков изваял несколько образов русских святых - Ильи Муромца, равноапостольной княгини Ольги, Серафима Саровского, Кирилла и Мефодия, Феодосия Печерского... Незадолго до смерти скульптор говорил в интервью: "Самое древнее чудотворное изображение Христа было скульптурным изображением... И раннее христианское искусство все построено на скульптуре. Одни из древнейших русских икон были рельефные. А северная деревянная русская скульптура? Это и Параскева Пятница, Никола Можайский, Христос в темнице, Бог Саваоф и так далее. Православная скульптурная традиция огромная, но в XVII веке во время церковного раскола скульптура преследовалась и многое было уничтожено. И уцелела она только на окраинных землях России: на Севере, в Перми, за Уралом. И в этих скульптурах гораздо больше общего с иконописными образами, чем различий. И само искусство скульптуры гораздо более универсально, чем живопись или графика, пластика ацтеков сходна со статуэтками этрусков, шумерские скульптурные изображения с работами древних китайцев. Все это нужно видеть непредвзятым взглядом, не скованным никакими догмами. А православный канон распространяется и на живопись и на скульптуру". Для Клыкова создание памятников русским святым и подвижникам было богословием в бронзе, запечатленной в монументе молитвой. Здесь будет уместным вспомнить, с какой тревогой, с какой искренней надеждой наблюдал Вячеслав Михайлович за начавшимся объеденением двух ветвей православия - Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью за рубежом. Для него преодоление Карловацкого раскола было символом подлинного объединения всего "русского мира", воссоздания духовного пространства Православия поверх государственных границ и искусственно созданных кордонов.

Работая над памятником отцу, Андрей Клыков не только исполнял свой сыновний долг, не только увековечивал память об отце. Это был творческий диалог отца и сына, двух современников, объединенных общими идеями, двух художников, двух патриотов Земли Русской. Отца и сына всегда связывают особые, не постижимые для посторонних связи, но когда отец и сын живут в мире искусства, то их диалог наполняется глубинным духовным содержанием. Возможно, еще будут и памятники Клыкову, и его скульптурные, живописные изображения, но памятник, созданный его сыном, навсегда останется первым и единственным. Поэтому так важно понять, каким изобразил Андрей Клыков своего великого отца сегодня, когда видеть образ Вячеслава Михайловича Клыкова можно только лишь духовным зрением.

Творчество Клыкова было связано не только с Россией, но и со всем славянским миром. Ряд крупных работ скульптора находится на Украине. Сын скульптора говорит о Вячеславе Михайловиче: "Государственность, державность становятся основными идеологемами отца. Он очень негодовал по поводу развала Союза. Здесь разворачивается его неуёмная общественная деятельность, направленная исключительно на восстановление государства Российского. Та деятельность, которая хотя и мешала ему как Художнику, отнимая и время и силы, но ковала из него Воина, Воина Духа... Крест на стыке трёх границ, проект храма - это его утверждение трёхчастности трёх славянских народов, их родства и единства. Глубочайшее убеждение в необходимости объединительных тенденций всего славянского мира двигало им и при работе в Международном Фонде славянской письменности и культуры, и при подготовке и проведению Большого объединительного казачьего круга на Красной поляне (и здесь не обошлось без противодействия властей). Вообще казачество как выразитель и носитель духа радения за Отечество было необычайно близко для отца".

Многое связывало Клыкова с Крымом, который сегодня принадлежит Украине. Началась "крымская история" Вячеслава Клыкова с участия в оформлении гостиницы "Ялта-Интурист", для которой он создал панно, украшающее гостиничный холл. Недалеко от входа в археологический заповедник Херсонес Таврический установлен памятник святому князю Владимиру, который Клыков подарил Севастополю в 1993 году. В Керчи неподалеку от пристани, от которой отчаливали последние пароходы с русскими эмигрантами, установлен созданный Клыковым памятный знак, посвященный исходу "белых" с крымской земли. Отсюда в 1920 году, навеки покидая Россию, уходила армия Врангеля. Памятный знак изготовлен в виде трехметрового креста, установленного на ладье. На фронтальной части креста расположен барельеф небесного покровителя мореплавателей Николая Угодника и образ младенца Иисуса. Памятник также был даром скульптора Крыму, и первоначально его планировали установить на Графской пристани в Севастополе, но "оранжевая" революция на Украине нарушила эти планы. Открытие памятного знака состоялось 7 мая 2006 года. Жить Вячеславу Михайловичу Клыкову оставалось 25 дней...

Одной из главных работ Клыкова в последние годы его жизни стал памятник князю Святославу в Запорожье. Учитывая, какую важную роль в мировоззрении скульптора занимала тема казачества, можно говорить и об особом отношении Вячеслава Михайловича к Запорожскому краю, к острову святилищ Хортица, которое было колыбелью казачьей истории. И установка памятника Святославу позволила Клыкову еще раз побывать на этой древней славянской земле. О том, какие трудности пришлось преодолеть при установке памятника, какое сопротивление в "оранжевой" Украине сломили инициаторы увековечения памяти князя Святослава, - можно написать отдельную статью. Но все это - частности. Главное - памятник установлен на века!.. Инициатором установки изваяния стал Герой Украины, президент ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Александрович Богуслаев, а строительные службы запорожского моторостроительного завода выполнили работы по установке памятника на днепровском берегу. Памятник был открыт на территории Вознесенского парка, выходящего на Днепр. Князь Святослав, этот, по выражению Михаила Грушевского, "казак на престоле", погиб в 972 году на днепровских порогах после ожесточенной битвы с печенегами. Место установки памятника было выбрано не случайно. При строительстве Днепрогэса в 1930-е годы в этом месте обнаружили княжеское погребение, возможно, принадлежащее князю Святославу Игоревичу. Вячеслав Михайлович Клыков подчеркивал важность того, что именно в 2005 году, когда русский народ отмечал 1040-летие разгрома великим князем киевским Святославом Хазарского каганата, открылся памятник на предполагаемом месте его гибели. За вклад в укрепление славянской культуры и, в частности, за неоценимую помощь в установке памятника Святославу в 2007 году В.А. Богуслаеву была присуждена премия имени Вячеслава Клыкова, которую учредила Петровская академия наук и искусств.

Литературовед и публицист Владимир Бондаренко написал, что "Вячеслав Клыков был настоящим русским героическим Христовым воином. Да и любимые памятники его были посвящены самым героическим личностям в истории России. От былинного, но вполне реального богатыря Ильи Муромца до святого князя Александра Невского, от маршала Жукова до адмирала Колчака. Он всегда сам выбирал своих героев, а потом уже находил возможности для установки им памятников. Он высоко ценил роль героических личностей в русской истории и преклонялся перед ними. Но, несомненно, он сам был одним из них. Вячеслав Клыков канонизировал русский белый миф, создавал в памятниках, в камне и бронзе свой светлый миф об идеальном белом царстве. Да, он был последовательный и искренний монархист, но его монархия была далека от реальной монархии рода Романовых. Это была его вечная мечта о Святой Руси, и мечте своей Вячеслав Михайлович Клыков верно служил всю жизнь"

Вячеслав Клыков создал пантеон национальной славы, в котором отразились основные вехи истории Российского государства. Его вечно будет помнить Россия. Его не забудет Украина. Светлая память...

Голос Эпохи N 07/0809

http://www.rv.ru/content.php3?id=8139
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Евгеньевич Беззубцев-Кондаков
«О праздничных днях ноября»
Представляем видеозапись беседы Александра Беззубцева-Кондакова с доктором философских наук Андреем Вассоевичем
04.11.2013
«Важно, что фестиваль стал "межсоюзовским"»
Александр Беззубцев-Кондаков о первом Международном фестивале Козьмы Пруткова, прошедшем под Петербургом
17.09.2013
Александр Беззубцев-Кондаков: Кого считать властью?
Предварительные итоги дискуссии о переносе памятника Императору Александру III на историческое место
11.07.2013
«Горделивый хам только самого себя считает человеком»
В Петербурге обсудили вызвавший общественную дискуссию «Справочник трудового мигранта»
24.10.2012
«Подобие Фиваиды, Пустынькой нарекаемое…»
Имение А.К.Толстого Пустынька и обстоятельства «рождения» Козьмы Пруткова
14.08.2012
Все статьи Александр Евгеньевич Беззубцев-Кондаков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06