itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духовный композитор отец Василий Зиновьев

Новости Москвы 
0
178
Время на чтение 12 минут

Этот старинный двухэтажный дом невольно привлекает внимание каждого проезжающего по Московскому проспекту Ярославля: необычное здание в русско-византийском стиле, «доминанта» Московского проспекта. Сейчас это поликлиника N 1 городской клинической больницы N 8.

Во Фрунзенском районе Ярославля я прожила 30 лет, и мне приходилось посещать это здание. И каждый раз, когда я заходила в это казенное больничное помещение, возникало ощущение покоя, домашней теплоты (иногда, говорят, и «стены лечат»). Поражала и архитектура здания: с восточной стороны - пристройка (апсида), похожая на алтарь храма; над главным входом, на высоте чердака, - балка в нише, словно здесь когда-то висели колокола… Для меня это здание всегда было загадкой. Она разрешилась, когда я стала восстанавливать и изучать биографию священника Василия Зиновьева.

150 лет назад ярославский купец А.И. Трунов передал этот дом - свой особняк - на богоугодное дело призрения бедных сирот. Открытие приюта состоялось 17 апреля 1858 года, в день рождения императора Александра II. Приюту было присвоено название Николаевский - в честь наследника цесаревича Николая Александровича († 1865). Через несколько месяцев после открытия, в августе 1858 года, Александр II во время своего пребывания в Ярославле посетил Николаевский детский приют.

Следуя воле А.И. Трунова, высказанной в его завещании, наследники устроили при приюте домовую церковь во имя Живоначальной Троицы. 24 мая 1862 года храм освятил архиепископ Нил (Исакович; † 1874). В 1904 году на средства Е.Я. Дунаевой, вдовы основателя табачной фабрики, церковь была великолепно реставрирована: пол выложили метлахскими плитками (этот пол прекрасно сохранился до наших дней), позолотили иконостас, в верхнем этаже устроили клирос для хора.

Долгое время, с 1896 по 1924 год, священником в этой церкви был отец Василий Зиновьев.

Первым, кто натолкнул меня на размышления о ярославском священнике и композиторе Василии Зиновьеве, был митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд; † 1989), хотя еще до этого хор под моим управлением исполнял произведения Зиновьева, ничего о нем не зная. А вышло это так. В начале 1980-х годов одной из певчих в Крестобогородском храме Ярославля была интеллигентная, светлая - можно даже сказать: светящаяся - старушка. Ее звали Вера Владимировна Замыцкая. Однажды на Троицу она предложила мне ноты - тропарь Троицы священника Василия Зиновьева. Как потом выяснилось, Вера Владимировна была певчей созданной после революции Сретенской капеллы под управлением отца Василия. Мы общались с ней в течение восьми лет, и, вероятно, она многое смогла бы рассказать о композиторе, но в то время о судьбе отца Василия я не задумывалась. Сейчас, когда я стала собирать сведения о нем и его сочинения, очень сожалею об упущенной возможности. Какие-то материалы и некоторые ноты, подаренные некогда церковными бабушками, обнаружила просто у себя дома, наводя как-то порядок в бумагах. Очень помог в сборе материала и владыка Симон (Новиков; † 2006), которому достались ноты некоторых произведений отца Василия от архиепископа Николая (Чуфаровского; † 1967), уроженца ярославской земли, почитателя творчества Зиновьева и его ученика в Ярославской духовной семинарии. Буквально по крупицам восстанавливался жизненный путь замечательного духовного композитора. Ездила в Москву, копалась в архивах, причем один документ заставлял добираться до следующего, и все острее становилось желание как можно больше узнать о творчестве композитора, издать его произведения, вернуть их в церковную жизнь.

Отец Василий родился 15 января 1874 года в селе Спас-Подгорье Ростовского уезда Ярославской губернии в семье диакона Николая Васильевича Зиновьева. Получив начальное образование в Ростовском Димитриевском духовном училище (1884-1888), юноша продолжил свое образование в Ярославской духовной семинарии (1888-1894). Еще будучи воспитанником 6-го класса Ярославской духовной семинарии был посвящен во стихарь в Успенском кафедральном соборе Ярославля. 18 сентября 1894 года назначен учителем пения, законоучителем в церковно-приходскую школу при Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского уезда Ярославской губернии и регентом монастырского хора. Именно работа с детьми в школе положила начало композиторской деятельности молодого регента. В Дорофеевой пустыни он написал свои первые песни для детского хора: «Здравствуй, школа» и «Кукушка».

21 октября 1895 года Василий Зиновьев был посвящен в сан диакона церкви Петра и Павла при Ярославском кадетском корпусе, а 21 декабря 1896 года рукоположен в сан иерея, определен в Троицкую домовую церковь Николаевского детского приюта Ярославля.

Одновременно отец Василий был назначен законоучителем и учителем пения приютских девочек. Сам оставшийся сиротой в раннем возрасте, отец Василий тонко ощущал души своих юных подопечных и не только преподавал им закон Божий и пение, но и стал для них добрым, ласковым и заботливым отцом. Позже, в 1898 году, он напишет бесхитростный стишок «Приютка» - о переживаниях детей, оказавшихся без родительского тепла и попечения:

Скоро меня и в приют поместили:
Радости, счастью не знала конца!..
С тех пор расту под охраной и лаской;
С тех пор любовь и участье нашла.

Здесь меня учат, здесь за мной смотрят,
Умелой рукой направляют к добру;
Здесь приучают к труду и молитве,
От всякого зла берегут сироту.

Здесь я узнала, как быть благодарной;
Сердцем сама то душой поняла;
Здесь благодарная к Богу молитва
От детской души понеслась в небеса…

В приюте девочки-сиротки в возрасте от 6 до 16 лет были окружены искренней заботой. Юные воспитанницы и их наставницы жили здесь большой дружной семьей. Кроме обычных предметов - арифметики, грамоты, истории, географии, девочки обучались кройке и шитью, учились вести домашнее хозяйство. По выходе из приюта девушек определяли горничными, нянями, портнихами, кухарками в приличные семьи. Получив разностороннее образование в приюте с безупречной репутацией, девушкам было легче выйти замуж. Приют в значительной степени сам себя обеспечивал за счет труда воспитанниц. Содержать сирот помогала и Ярославская большая мануфактура.

Особое внимание уделялось духовному воспитанию девочек. Не случайно в приюте была довольно просторная домовая церковь.

На уроках пения отец Василий воспитывал в их душах стремление к высоким идеалам; кроме церковных молитв, разучивал с девочками и народные песни, песни на стихи поэтов-классиков. Отцом Василием Зиновьевым было написано более ста песен для детей на слова великих русских поэтов. Конечно, сочинения эти нельзя назвать гениальными, но эта музыка - выражение его талантливой души. В приюте он создал прекрасный детский хор, который участвовал не только в богослужениях, но и в общегородских мероприятиях.

Памятны были для отца Василия открывшиеся 2 июля 1900 года в здании Ионафановского епархиального училища месячные педагогические курсы для учителей церковных школ, куда он был приглашен вести занятия по пению. 16 июля 1900 года эти курсы посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Именно тогда и познакомился отец Василий с «всероссийским батюшкой». В журнале «Приходская жизнь», издаваемом приходом ярославского Иоанно-Предтеческого храма, подробно рассказывается об этом посещении. Там читаем: «Выйдя из алтаря, отец Иоанн благодарил отца Василия Зиновьева за прекрасное пение и отметил его педагогический талант…». Педагогическая работа, занимавшая в жизни священника Василия Зиновьева особое место, продолжалась до самой его кончины.

Отец Василий понимал важность музыкального сопровождения богослужения для молитвенного настроя богомольцев. Хор под его управлением приглашали в воскресные и праздничные дни в Спасо-Преображенский и Толгский монастыри, в Успенский кафедральный собор.

С 13 сентября 1900 года священник Василий Зиновьев приглашается на должность учителя церковного пения всех классов Ярославской духовной семинарии. В семинарском хоре, которым стал управлять Зиновьев, было более ста человек. В те годы в семинарии был свой оркестр, ансамбль гитаристов, устраивались литературно-музыкальные вечера, религиозно-нравственные чтения, на которые семинарский хор приглашался для исполнения духовных песнопений, русской и западной классики, народных песен.

Не оставлял отец Василий и воспитанниц Николаевского приюта: детский хор принимает участие и в чествовании памяти поэта и царственного воспитателя В.А. Жуковского, проходившем в апреле 1902 года, и в открытии народных чтений в октябре того же года. К торжеству памяти поэта отцом Василием была написана кантата в честь Жуковского, которая и была исполнена воспитанницами приюта.

1 января 1906 года батюшку приглашают преподавать пение в Ярославскую женскую Мариинскую гимназию, где обучались и его пять дочерей; а в апреле этого же года - по совместительству учителем закона Божия и пения в министерское двуклассное училище при станции «Ярославль» Северной железной дороги.

21 августа 1906 года отец Василий был назначен регентом архиерейского хора Успенского кафедрального собора Ярославля, эти обязанности он исполнял до ухода в армию в 1916 году. Одновременно он оставался настоятелем Троицкого храма при Николаевском приюте и педагогом в вышеуказанных учебных заведениях.

Архиерейский хор становится украшением многих музыкальных мероприятий города. В феврале 1911 года его приглашают участвовать вместе с солистом русской оперы Петром Иродовым в торжествах по поводу 50-летия освобождения крестьян; в феврале 1913 года - в праздновании 300-летия царствования дома Романовых: в постановке пьесы Шатова «Избрание на царство Михаила Федоровича»; в апреле того же года вместе с Василием Качаловым - в юбилейном спектакле памяти Ф.Г. Волкова, отца русского театра. В декабре 1913 года за литургией в архиерейском доме, а потом в театре им. Федора Волкова было исполнено произведение П.И. Чайковского «Божественная литургия» - в связи с 20-й годовщиной со дня смерти великого русского композитора. Архиерейский хор участвовал в регулярно проводившихся в городе мероприятиях, например в чтениях-концертах ярославского отдела императорского Православного Палестинского общества, в ежегодных великопостных религиозно-нравственных чтениях при братстве святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Музыкальная жизнь Ярославля приобретала особую духовность. Концерты архиерейских певчих привлекали массу публики и, бесспорно, влияли на поднятие религиозного просвещения. Местная печать постоянно публиковала восторженные отзывы о духовных концертах архиерейского хора и новых композициях отца Василия.

На ежегодных собраниях городского духовенства отец Василий выступал с докладами на церковно-певческие темы, проводил дискуссии о современном состоянии и нуждах церковных хоров.

25 января 1907 года на Ярославскую кафедру был назначен будущий патриарх Московский и всея Руси архиепископ Тихон (Белавин). Объезжая свою епархию, ревностный архипастырь обратил внимание на неудовлетворительное исполнение гласовых песнопений во всей Ярославской епархии. Отец Василий Зиновьев взял на себя труд гармонизации церковных гласовых песнопений местного распева. Результатом этой работы стала книга «Воскресное всенощное бдение по напеву ярославского архиерейского хора». В предисловии автор писал: «Местный ярославский распев не самобытен; он имеет много сходства с распевами: сокращенным киевским («Господи воззвах»), с греческим (тропари) и малым знаменным (ирмосы), являясь их вариантом… В предлагаемом труде за основной напев взят старинный напев архиерейского хора, который, местами поддаваясь влиянию обихода Львова и Бахметьева, вполне сохраняет черты местного колорита…». В гармонизации Богородичнов, догматиков, большого знаменного распева ярко выражено стремление автора к сохранению подлинной мелодии и ритма. Догматик 5-го гласа «В Чермнем мори» отец Василий посвятил своему современнику, замечательному духовному композитору А.Д. Кастальскому. Святитель Тихон высоко оценил труд отца Василия по подготовке и изданию этой книги: 19 марта 1909 года автор был награжден камилавкой, а книга была рекомендована как руководство всем епархиальным хорам, а также как пособие при изучении церковного осмогласия (которое, согласно распоряжению Святейшего Синода, должно изучаться по местному распеву) в духовных учебных заведениях и во всех школах, где преподается церковное пение, и тем содействовать основной цели издания - введению во всех церквях епархии единообразного осмогласного пения.

Вершиной творчества композитора явилось песнопение «С нами Бог!». В этой жемчужине русской церковной музыки отразились главные музыкально-художественные особенности его стиля. К изданной партитуре автором прилагалось пояснение, являющееся великолепным образцом авторской трактовки музыкального текста и помогающее певцам в правильном и осмысленном исполнении произведения. 26 декабря 1912 года торжественный хор «С нами Бог!» был впервые исполнен архиерейским хором на молебном пении в архиерейском доме на праздник Рождества Христова.

21 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия дома Романовых, Николаевский приют посетил император Николай II. Вечером состоялся концерт в дворянском собрании, на котором выступали профессиональные артисты, в том числе Леонид Собинов, а также хор девочек Николаевского приюта. Мастерство исполнения хора было особо отмечено, и отцу Василию Зиновьеву, как замечательному педагогу, регенту и композитору, был преподнесен золотой наперсный крест из кабинета Его величества.

В августе отец Василий пишет слова и музыку кантаты «Русь святая идет на войну» с посвящением императору Николаю II, за что и был удостоен высочайшей благодарности Его величества.

Бескорыстное отношение к работе, желание отдавать все свои силы на служение Церкви, народу, Родине, патриотический настрой были неотъемлемой частью деятельности священника и композитора на протяжении всей жизни. Чаще всего отец Василий работал за очень незначительное жалование, а иногда и бесплатно, гонорары жертвовал на богоугодные дела. Известно, что все средства от продажи кантаты «Русь святая идет на войну» автор передал на нужды военного времени.

16 сентября 1916 года отец Василий записывается добровольцем на фронт и до Февральской революции служит полковым священником в действующей армии; к этому времени относится создание песни «Спите, орлы боевые».

Вернувшись с фронта, отец Василий организует художественную капеллу при Сретенском храме. Повзрослевшие воспитанницы Николаевского приюта вылетали из родного гнезда, но продолжали петь в капелле под руководством отца Василия. Известной солисткой (меццо-сопрано) в капелле была Евдокия Забродина, воспитанница приюта, которую привезли туда из Костромы, когда ей было только 7 лет.

Приход к власти богоборцев, изменивших отношение государства к Церкви, не поколебал идеалов отца Василия: он сохранил верность Церкви. Капелла при Сретенском храме, которая, несмотря на все трудности и тяготы наступившего времени, продолжала давать концерты.

В 1918 году, в дни июльского ярославского восстания, отец Василий создает песнопение «Великое славословие». Осенью того же года он начинает преподавать пение в советских школах Ярославля. Но уже через год власти отстранили его от работы, считая, что ему, как священнику - идеологу царского режима, нельзя работать в школе.

С 15 октября 1921 года по 1 октября 1922 года отец Василий ведет курс пения на кафедре эстетического воспитания Ярославского педагогического института, руководит студенческим хором, а также хором учебной дивизионной школы. В декабре 1921 года хоры под его управлением принимают участие в торжествах, посвященных 100-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, где прозвучали песни на стихи поэта и юбилейная кантата, музыку к которым написал отец Василий.

28 октября 1922 года священник Василий Зиновьев был арестован. Поводом для ареста послужили смелая проповедь и участие в собрании против обновленческих деятелей, активизировавшихся из-за отсутствия на кафедре арестованного в это время митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского). Но уже 22 ноября 1922 года отец Василий был освобожден: власти не хотели оставлять три хоровых коллектива Ярославля без руководителя. После освобождения капелла Сретенского храма продолжает активную концертную деятельность, в ее репертуаре, помимо русской и западной классики и народных песен, сохраняется и духовная музыка. В феврале 1923 года Зиновьева приглашают преподавать пение в Ярославский государственный университет.

Без музыки отец Василий не мог жить, она его спасала всегда, даже когда ему суждено было пережить гибель единственного сына и смерть любимой жены. Он во всем полагался на волю Божию.

С октября 1924 года отец Василий служит регентом храма Сергия Радонежского на Рогожской заставе в Москве. Это было последнее место его служения. 25 марта 1925 года он скончался в московской больнице от рака горла. Гроб с его телом был привезен в Ярославль. Местом упокоения этого самоотверженного труженика на ниве церковного песнопения стало кладбище Туговой горы, неподалеку от храма Параскевы Пятницы, рядом с могилами его жены Марии Львовны и сына Николая. Почитатели таланта батюшки поставили здесь гранитный памятник в виде каменного надгробия с крестом.

До конца дней своих отец Василий оставался верен завету, данному самому себе в юношестве: «Нотки я покину только тогда, когда буду там, далеко… на том свете. Музыка - моя стихия, я ее добровольный пленник на всю жизнь». Композиторское наследие отца Василия поражает предельной простотой и ясностью стиля, выразительностью звуковых образов, красотой и богатством мелодий, в которых отображаются глубина и сила его религиозного чувства. Анализ стилевых и художественных особенностей сочинений Зиновьева обнаруживает, что их автор обладает глубокими познаниями в области гармонии, полифонии, контрапункта, композиции. Ладотональное и гармоническое мышление композитора очень развито. Строгая и компетентная критика постоянно давала положительные отзывы о духовно-музыкальных произведениях отца Василия. Мнение специалистов было единодушным: замечательный музыкант-самородок, отец Василий Зиновьев внес большой вклад в сокровищницу русской церковной музыки.

«Вся сила, вся важность в церковном пении заключается в словах молитвы», - этому постулату отец Василий Зиновьев следовал всегда, облекая слова святых молитв и церковных текстов в самобытный распев, приобретший новую жизнь в наше время. С 2006 года ежегодно в епархии, по благословлению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, проходит фестиваль хоровой музыки имени священника Василия Зиновьева. Символично, что фестиваль проводится в дни празднования Сретения Господня, в память о последнем месте служения отца Василия в - Сретенском храме Ярославля. В этом году в четвертый раз в здании филармонии проходил этот праздник, посвященный отцу Василию Зиновьеву, и как всегда привлек многих участников и любителей церковного пения. За два дня, 15 и 16 февраля, на фестивале выступили 33 коллектива: из Данилова и Костромы, из Рыбинска и Углича, из Вологды и Ростова, но больше всего участников было из Ярославля, где прошло служение этого замечательного человека - педагога и регента, композитора и священника.

Два сборника духовных песнопений священника Василия Зиновьева увидели свет не так давно. А в начале прошлого века они с завидной регулярностью печатались в издательстве Юргенсона. В современных изданиях более 80 произведений, написанных отцом Василием - это далеко не все наследие церковного композитора. Но и это воскрешение прекрасных песнопений радует.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29775.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30