Приходская жизнь в России - опрос священства. Часть 1-2

0
145
Время на чтение 5 минут
На вопросы отвечает cвященник Михаил Шполянский

1. Последние двадцать лет (с 1988 года) Церкви была дана неслыханная для последних времен свобода. Как Вы думаете, правильно ли Церковь использовала
это время?

Безобразно использовала (я имею в виду эмпирическую Церковь). Впечатление такое, что использовала свободу только для массированного утверждения себя как властной, социально-политической и даже коммерческой структуры, но никак - как духовного, во Христе, стержня народа. Если же и есть некоторое воцерковление народа, то вопреки, а не благодаря структурам. Благодаря же только Божией милости, "Духу, ихже дышит где хочет" (Ин. 3,8).

2. В нашем регионе - Сибири - основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?

Да, но не в смысле дорогостоящих сооружений. Мое мнение, что для миссии необходимо максимально большое количество помещений (хоть минимально пригодных) для организации богослужения и общинной жизни (вопрос с пастырями - отдельный). Конечно, нужно хранить и возрождать традицию в её полноте, но для этого лучше всего подходят древние храмы и монастыри. В таких намоленных местах могут предстоять Богу те, кто понимают и ценят красоту и глубину древнего устава и пр. Должна быть богослужебная а, значит, и храмовая полифония. Сооружение же мегахрамов вроде Храма Христа Спасителя расцениваю как вредительство (разбазаривание средств) и дискредитацию Церкви.

3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?

Церкви-общины должны создаваться общиной, начиная хотя бы с квартир. А зависимости от кесаря нужно бежать.

4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?

Далеко не все. Но это вопрос неоднозначный, и разговор о нем вне формата этого вопросника.

5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?

Не знаю.

6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?

Это уж точно - нет. Даже неоднозначная попытка групп под окормлением о. Георгия Кочеткова создать новый тип приходской жизни за много лет так и не получила хоть какой-то ясной оценки церковноначалия.

7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?

Желательна, но, боюсь, пока по многим причинам маловероятна. Но в таком случае начинать должно с епархий, тем паче, что именно ЭТОГО требуют каноны Церкви.

8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?

Безусловно, возможна, и необходима.

9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей? Наш опыт - организация многих групп "по интересам", а также - разнообразные приходские мероприятия. Все это банально, и возможно только при наличии активного костяка прихода. А "собирание" такого костяка - уж дело батюшки.

10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?

Такой опыт достаточно апробирован (помощь, активный отдых, изучение и пр); нового мне сказать нечего.

11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?

Вообще нужно начинать со смены парадигм в сознании клира. Очень глубокой смены. Священноначалие к этому не готово, так что только надежда на Бога и на постепенность точения камня водой.

Я настаиванию на понимании того, что мои ответы совершенно субъективны, и не претендуют ни на что большее, чем только быть частным мнением члена Церкви.

Иерей Михаил Шполянский, заштатный клирик Николаевской епархии УПЦ

На вопросы отвечает cвященник Георгий Белодуров

1. Последние двадцать лет (с 1988 года) Церкви была дана неслыханная для последних времен свобода. Как Вы думаете, правильно ли Церковь использовала это время?

Церковь живет в напряжении всех своих сил. Мы все делаем все возможное, но возможно увы не все. Свобода есть, а поддержки государства и, самое главное, общества - маловато.

2. В нашем регионе - Сибири - основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?

В тех храмах, которые сохранились не закрытыми, уместить всю свою паству Церковь не могла. А те, которые были в запустении, надо было возрождать. Это ведь нам, православным, позор, когда в доме Божием - мерзость запустения.

3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?

Случаи, когда государство оказывает помощь в строительстве храмов, очень редки. Чаще всего священником приходится пользоваться деньгами частных лиц, т.е. пожертвованием граждан.

4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?

Гадать "станут или не станут" не надо. Уже есть выпускники этих гимназий и школ, и если посмотреть процент активноверующих среди этих выпускников такой же, как и в других группах населения. Отсюда вывод: есть другие более мощные рычаги, определяющие воцерковление молодежи. На мой взгляд, это целый комплекс факторов, формирующих общественное мнение в молодежной среде. Церкви приходится бороться за души молодых людей не с РОНО и т.п., а передачами типа Дом-2, пошлыми молодежными сериалами, программами MTV, с готами, скинхедами и антифой, с наркотиками и модной тусовкой. Когда на ТВ нет ни одного норамального православного, когда все общество заражено пошлостью и потребительством... В общем, силы пока не равны. Но и без борьбы мы не отступим.

5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?

Наши современники плохо знают свою церковную историю. В конце 19 - начале 20 веков в Российской империи было много очень "продвинутых" приходов. Это и миссионерские, и приходы-центры по борьбе с алкоголизмом, и приходы, чьи настоятели внедряли современные агрономические технологии. Тоже в тех или иных формах мы можем и должны организовать и сегодня. И более того. Ведь не случайно говорят "какой поп - такой и приход", многое зависит от личности настоятеля. Если он талантлив, разносторонен и не боится зажечь инициативу в среде прихожан, то и приход у него будет такой же активный и успешный.

6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?

Мне кажется, что пока нет.

7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?

Если бы в людях не будет жадности, зависти и духа осуждения, то можно сделать и прозрачной бухгалтерию. А пока это все живет в сердцах людей, не то что машину, но в холодильник будут к настоятелю заглядывать. Нет! Сегодня, и, по-моему, вообще в обозримом будущем прозрачность невозможна. Другое дело, что крупные расходы, например ремонт, установка колоколов или иконастаса, плата за коммунальные услуги и свет - это все может быть открытым для прихожан.

8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?

Если приход обладает ресурсами, то да. Это желательно.

9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей?

Нужно организовывать общинную жизнь. Общие праздники, регулярные чаепития, воскресная школа для взрослых, паломничества, выезды на природу и многое другое. И во главе этого, в гуще событий - священник.

10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?

Ой... Не знаю. А что им в голову придет, то пусть и будут. А так, см. предыдущий пункт

11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?

Возможно, и для этого нужно чтобы священник любил своих прихожан, и чтобы они стали для него большой и дружной семьей.

http://www.russned.ru/stats/2141
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Атака на заподнорусизм (общерусское самосознание) в Белоруссии
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.05.2024 14:06
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от kuzanez
24.05.2024 13:54
В обществе идёт вялотекущая дискуссия об Ильине
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.05.2024 13:50
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
24.05.2024 13:08