1919: 21 января местоблюститель Конст-кого патриарха митрополит Дорофей, находясь под защитой расположенного в городе Греко-Иритского полка, отменил преподавание турецкого языка в греческих школах Константинополя. Затем, 16 марта, в храмах Константинополя была обнародована резолюция об "Объединении с Грецией", после которой патриархия и греки отказались сообщаться с Блистательной Портой. Когда греки также отказались участвовать в ноябрьских выборах, разрыв с турецкими властями оказался полным. Патриархия, в сущности, организовала политический заговор против Оттоманской империи, изменяя тем самым 466-летнюю традицию подчинения мусульманам в области политики.
Поскольку такой дерзкий заговор требовал политической и военной поддержки всех нетурецких сил в регионе, патриархия принялась заводить дружбу с теми, по отношению к кому она с религиозной точки зрения всегда была расположена враждебно. Так, в январе 1919 г. была проведена греко-армянская конференция, с целью координирования деятельности этих двух групп населения в городе. Затем, летом, митрополит Николай Кесарийский от имени патриархии принял приглашение Совместной комиссии Всемiрной Конференции "Вера и Устройство", предтечи Всемiрного совета церквей, принять участие в ее предварительной конференции в Женеве в будущем году. Он сказал, что патриархия "протягивает руку помощи трудящимся на том же поле и в том же винограднике Господнем". (Вл. Мосс, "Прав. Церковь на перепутье", гл. 2-я).
1919: 21 января св. патриарх Тихон посылает послание Константинопольскому патриарху Герману (очевидно до него еще не дошла весть о его кончине) со своими размышлениями по поводу перехода Церкви на новый календарный стиль: "30-го января 1918 года, на другой же день по обнародовании вышеупомянутого правительственного декрета о новом стиле, поместный собор вынес постановление: на 1918 год остаться при старом. Юлианском календаре, всестороннее же рассмотрение вопроса о возможности введения нового стиля поручить особому "Отделу", в состав которого вошли известные у нас богословы и другие специалисты по данному вопросу. Внимательно и со всех сторон исследовав дело. Отдел нашел, что каких либо теоретических оснований предпочитать Григорианский стил[ь] Юлианскому не имеется. Григорианский стиль астрономически хотя и точнее Юлианского, однако, абсолютною точностью не обладает, и, следовательно, в свою очередь, оставляет желать другого более точного стиля, другой более совершенной календарной реформы. Представляется поэтому более целесообразным выждать, пока выяснится вопрос об этой новой и окончательной реформе календаря, чем колебать установившийся церковный порядок для реформы несовершенной и, может быть, кратковременной. Мысль о возможности или желательности замены старого стиля новым, таким образом, порождается не какими либо теоретическими и научными соображениями, а исключительно теми практическими житейскими затруднениями, какие переживает теперь Российская церковь, сохраняя свой старый стиль, при существенно изменившихся условиях всей государственной и народной жизни, и теми опасностями (напр[имер] постепенное удаление народных масс из под влияния церкви), какие из этих затруднений проистекают. Но как бы не велики были эти затруднения и эти опасности, вопрос о перемене календаря настолько важен и имеет такой общецерковный интерес, что Российская церковь, по мнению Отдела, не должна решить этого вопроса для себя, не испросив предварительного мнения и совета всех своих о Христе сестер - святых божиих православных церквей с великою Христовою церковью-матерью во главе. Посему Отдел и предложил собору: 1) поручить нашей мерности просить Ваше высокочтимое и превожделенное святейшество обратиться к предстоятелям всех автокефальных православных церквей с запросом об их мнении о возможности замены в церковной практике старого стиля новым, и 2) впредь до получения ответов на эти запросы. Российской церкви сохранять старый стиль неизменно..."
Далее в письме св. патриарх разбирает четыре различных варианта перехода на новый стиль: "...1) Православная Восточная церковь всецело остается при своем Юлианском стиле, допуская разве лишь перенесение празднования гражданского новолетия, где это будет признано нужным с праздника обрезания господня на день св. мученика Вонифатия (19 декабря ст. ст.) за шесть дней до праздника рождества Христова. Этот ответ наиболее состоятелен теоретически и наиболее приемлем с точки зрения всей предшествующей жизни и практики нашей св. восточной церкви. Но практически он легко применим лишь там и до тех пор, где и пока правящие классы находят нужным считаться с нуждами и мнением православного населения; там же где общественная жизнь устрояется совершенно независимо от церковных порядков (а может быть и намеренно вопреки), там при таком ответе остаются совсем неразрешенными и неустраненными все те затруднения и опасности, которыми, как мы выше видели, вызвана и самая постановка вопроса о новом стиле.
2) Второй ответ противоположен первому: святая православная восточная церковь принимает полностью новый стиль. Наиболее удобным днем для начала счисления по этому стилю указывается для 1919 года 3 июня, которое считается 16. Службы святым, приходящимся на пропускаемые числа 3-15 июня, исполняются применительно к указанию типикона о святых, приходящихся на дни страстной" и пасхальной седмиц. При этом праздники значительные (напр[имер] храмовые и под[обные им]) совершаются в те дни, когда они придутся по старому стилю, а служба, приходящаяся на тот же день по новому стилю, им совершается совместно или переносится на другой день. Выгодная и невыгодная стороны этого ответа очевидны по противоположности первому. Сверх того, введение нового стиля в практику православную может дать основание, хотя и не бесспорное, обвинять нашу церковь в нарушении постановления св. 1 Вселенского Собора о времени празднования Пасхи, а такие обвинения, пущенные в народ, способны создать великое смущение умов среди людей ревностных, но мало осведомленных в вопросах веры и церковной дисциплины.
3) Третий ответ стремится примирить оба предшествующие решения вопроса. По нему праздник св. пасхи и соединенные с ним праздники подвижные (Триоди и Пентикостариона) совершаются по старому Юлианскому календарю, праздники же и память святых неподвижные (Минеи месячной) переводятся на новый стиль. Такое решение, по видимому, устраняет и повод обвинять нашу церковь в нарушении постановления I Вселенского Собора, так как православная пасхалия остается незыблемой, св. пасха и прочие подвижные праздники будут праздноваться в те именно дни, в которые они придутся по Юлианскому календарю; изменяется только относительное положение подвижных праздников среди неподвижных: последние передвигаются на 13 дней раньше. Напр[имер], в 1919 году св. пасха праздновалась бы в тот же воскресный день 7 апреля старого стиля, но по новому это было бы 20 апреля, и потому память св. великомученика Георгия оказалась бы на пасхальной седмице, благовещение же, вместо понедельника шестой седмицы св. четыредесятницы, как оно должно быть по старому стилю, пришлось бы во вторник четвертой седмицы и т. п. Устраняются таким решением и все затруднения, какие при старом стиле связаны для православного населения с соблюдением праздников неподвижных, затруднения же, связанные с праздниками подвижными, уже не имеют такой остроты, т. к. св. пасха и пятидесятница падают на воскресные дни. Но серьезное неудобство такого совместного применения обоих стилей в церковной практике обнаруживается при поздней пасхе 20-25 апреля по ст. ст., т. е. 3-8 мая по новому, когда неделя всех святых только немного не совпадает со днем св. апостолов Петра и Павла или даже и перейдет его. Правда, в таких редких и исключительных случаях, может быть допустимо перенести праздник св. апостолов на несколько дней позднее, как это допускается, напр. для благовещения (по Константинопольскому уставу) или для сретения господня (по уставу русскому). Наконец, 4, возможен и такой ответ: признавая по существу наиболее правильным первый ответ и потому желательным повсюду соблюдения Юлианского стиля, каждой автокефальной" поместной православной церкви предоставить свободу, если найдет нужным, избрать для себя второе или третье из указанных выше решений, при чем то или иное решение не должно считаться основанием для разрыва церковного общения, лишь бы нерушимо соблюдалось наше "общее упование", которым живет и движется св. вселенская и наша и апостольская церковь. Предлагающие такой ответ указывают на пример святителей Поликарпа Смирнского и папы Аникиты, а также на общее правило междуцерковных отношений: "во всем любовь" (св. Викентий). Предлагая все изложенное апостольской любви и богопросвещенной мудрости Вашего достопочтимого святейшества и ожидая, через Ваше посредство, братского ответа всех повсюду православных божиих церквей, усердно молим пастыреначальника Христа да утвердит церковь свою в православии и единомыслии..." (Акты Святейшего Патриарха Тихона, М. 1994, с.332-338).
1919: 25-28 февраля в Кливланде, штат Охайо, состоялся Второй Всеамериканский Собор, на котором, ввиду невозвращения в Америку правящего архиепископа Евдокима (Мещерского), ставшего в России одним из главных деятелей обновленческого раскола, было решено назначить епископа Канадского Александра (Немоловского) правящим Северо-Американским, с возведением его в архиепископы. Но, встретившись с трудностями управления в условиях вынужденного отрыва от Матери-Церкви, архиеп. Александр не пожелал не только оставаться на кафедре, но даже продолжать свое пребывание в Америке. На том же Соборе была учреждена албанская православная епархия, в которую вошли приходы штатов Новой Англии, Среднеатлантических и Великих озер. Архимандрит Феофан Ноли был избран ее епископом. Однако благословения на эту хиротонию Святейшего Патриарха Тихона получить не удалось из-за невозможности установления с ним связи в тяжелые послереволюционные годы. К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами - Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), в ней было 271 храм, 51 часовня, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; она имела Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы, насчитывала до 300 тысяч верующих.
1919: 16 марта, в надежде на поддержку стоявших в Константинополе английских войск, константинопольские греки провозгласили объединение с Грецией и отказались признавать турецкие власти. Эти события сыграли свою значительную роль в происшедших в те годы обновленческих реформах в Конст-ой и Элладской Церквах.
1919: 28 марта местоблюститель Конст-ого патриаршего престола митр. Дорофей писал архиепископу Кентерберийскому: "Мы умоляем Вас оказать энергичную поддержку Британскому правительству... в его усилиях удалить турок (из Стамбула). Воскрешение Христианства на Ближнем Востоке и восстановление храма Св. Софии не может быть достигнуто никакими иными средствами, кроме этого совершенного и окончательного изгнания" (Вл. Мосс, "Прав. Церковь на перепутье", гл. 2-я).
1919: 20 марта спец. корреспондент Вашингтон Пост встретился с главой Элладской Церкви митр. Мелетием (Метаксакисом), в данном им интервью митрополит "искренне и с энтузиазмом" заявил: "На первую службу в возстановленный храм Св. Софии в Константинополе (в настоящее время мечеть) будут приглашены не только разные представители отдельных православных юрисдикций - Греческой, Русской, Румынской, Сербской, Сирийской, Болгарской и т. д., но также римский епископ (под которым он подразумевал папу), различные Восточные Церкви и все Протестантские Церкви Христианского мира ".
("The Washington Post" WILLIAM T. ELLIS. 8 апреля 1919 г.)
1919: В апреле в Омске состоялся организованный ВВЦУ Сибири Православный Собор Сибири, предавший анафеме руководителей большевистской партии и постановивший при богослужении поминать адмирала А. В. Колчака Верховным Правителем России. В направленном духовенству Сибири обращении Собора, касаясь его участия в движении за освобождение Сибири и России от большевиков говорилось: "Пастыри Церкви имеют нравственное право на борьбу с большевизмом, и никто не должен рассматривать эту борьбу как неподобающую Церкви, как вмешательство Церкви в политические общественные дела государства". (ПБЭ)
1919: 18-24 мая - в освобожденном от большевиков с ноября 1918 г. Ставрополе состоялся "Юго-восточный русский церковный собор", в котором приняли участие 56 делегатов с правом решающего голоса, среди участников находились: митрополит Платон (Рождественский) Одесский, архиепископы: Агафодор (Преображенский) Ставропольский, Митрофан Донской, Димитрий (Абашидзе) Таврический и Агапит (Вишневский) Екатеринославский, епископы: Макарий (Павлов) Владикавказский, Иоанн Кубанский, Арсений (Смоленец) Таганрогский и Ростовский, Гермоген (Максимов) Аксайский, Михаил Александровский, Гавриил (Чепур) Челябинский. Всего в Соборе приняло участие 11 архиереев. На Соборе также присутствовали Главнокомандующий Добровольческой армией генерал А. И. Деникин с начальником штаба генералом И. П. Романовским, протопресвитер армии и флота Г. Шавельский, проф. протоиерй А. Рождественский. Было образовано Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ) Юга России под председательством архиепископа Донского Митрофана. Численно управление формировалось из трех архиереев, двух представителей духовенства и двух мирян. Высшее Церковное Управление было облечено всей полнотой власти, принадлежащей патриарху с его Св. Синодом и Высшим Церковным Советом, до восстановления связи с патриархом, когда оно немедленно должно было сложить все свои полномочия. В пар. 6 постановлений Собора говорится: "Временное Высшее Церковное Управление на юговостоке России простирает свои полномочия на все области России, по мере освобождения их вооруженными силами юга России". Пар. 7. "В эти области могут войти и епархии Украинской церкви, автономия коих была признана Всероссийским Церковным Собором, при том условии, что, как только военные обстоятельства не будут тому препятствовать, Украинская церковь восстановится в правах, дарованных ей Всероссийским Собором". Принятое Собором обращение к всероссийской пастве выражало позицию прямой поддержки Белого Движения. "Героическое, победоносное движение к центру России Добровольческой армии, казачьих войск, - подчеркивалось в этом обращении, - поддерживаемое мощным, неудержимым движением войск адмирала Колчака, генерала Юденича и славных западных союзников русского народа, вселяет в души всех верующих русских людей чувства горячего упования с Божией помощью скорого избавления наших братьев, тяжко страдающих под игом большевизма в центральных губерниях России". На Соборе решено было разделить епархии: Ставропольскую - на Ставропольско-Кубанскую и Екатеринославско-Ростовскую, Сухумскую - на Сухумскую и Черноморскую. (Деникин. Очерки русской смуты. Протопр. Г. Шавельский. Воспоминания...).
1919: 20 мая. Св. Синод Греческой Церкви, по инициативе архиепископа Афинского Мелетия (Метаксакиса), поднял вопрос о переводе церковного календаря на новый стиль. Архиепископ Мелетий в своем обращении к членам Синода заявил: "Положение Церкви в России изменилось, и возможность сближения с Западом стала более реальной. Мы считаем необходимым провести срочную календарную реформу..." Организованная комиссия посылает Синоду следующую окончательную резолюцию: "По мнению комиссии, перемена юлианского календаря, если это не противоречит каноническим и догматическим основаниям, может осуществиться при условии согласия всех остальных Православных автокефальных Церквей и, прежде всего, с согласия Константинопольской патриархии, которой было бы необходимо предоставить инициативу всякого рода действий в этой области, при условии не переходить на григорианский календарь, а составить новый, более точный в научном отношении календарь, свободный и от других недостатков обоих употребляемых календарей - юлианского и григорианского" ("The Struggle against Ecumenism," Boston).
1919: 31 мая (ст. ст.) произошло покушение на Патриарха Тихона П. К. Гусевой, с нанесением ножевой раны. Советский суд признал ее психически невменяемой (Гусева имела политическую судимость, мать двоих красноармейцев) (Рев. и Церк., 1919, N 3-5).
1919: В мае в Белграде встретились сербские епископы и провозгласили объединение различных сербских епархий в единую Сербскую Православную Церковь.
1919: 4 июля на первом заседании ВВЦУ Юга России, происходившем в Екатеринодаре, было постановлено: ""Поминать на всех богослужениях во всех церквах, после Богохранимой Державы Российской, Благоверного Верховного Правителя" адмирала Колчака, которого за несколько дней до этого ген. Деникин объявил Верховным Правителем России (Протопр. Г. Шавельский).
1919: 5 августа Грузинский католикос Леонид направил патриарху Тихону послание, в котором писал, что Грузия, "...соединившись более ста лет тому назад с Россией под единой политической властью, никогда не проявляла желания соединиться с ней в церковном отношении. Мало того, иерархи Грузии имели определенное решение сохранить и при новом политическом строе свою церковную самостоятельность. Эту независимость в первые годы признавал и Святейший Синод Русской Православной Церкви, не желавший вмешиваться во внутренние дела Грузинской Церкви.
Упразднение автокефалии Грузинской Церкви было насильственным делом светских властей вопреки церковных законам. Русская же Церковь вместо того, чтобы протестовать против этих злоупотреблений светских правителей, приняла антиканонически переданное ей светской властью господство над Автокефальной Грузинской Церковью. Всякий после этого протест или иерархов или мирян против произвольного упразднения независимости Грузинской Церкви и руссификации грузин подавлялся светской властью. Так как и в позднейшее время Русский Синод не поддержал иерархов Грузии, подавши в 1905 г. просьбу в отношении восстановления; автокефалии их Церкви, то они решили по собственной инициативе провозгласить независимость своей Церкви. Но и после этого акта они исполнены желания быть в единстве веры и любви, почему бывшего Экзарха Грузии архиепископа Платона считают местоблюстителем-иерархом Русской Церкви на Кавказе в епархиях, находящихся вне пределов Грузинской Церкви... Мы и теперь надеемся, Святейший Владыко, "что Бог все устроит во благо, что некоторые шероховатости в этом деле сгладятся", а что мы братски не встретились на Поместном Соборе Русской Церкви, в том, Владыка Святый, вина не наша, - нас на Собор "братски", вопреки обещанию обер-прокурора А. В. Карташева, никто и не звал, как были позваны представители Церквей Константинопольской, Элладской. Сербской и др....Приглашение нас Твоей Святыней явиться на Всероссийский Священный Собор и сознать якобы наши заблуждения и неуместно, и бесцельно: в деяниях наших нет заблуждении. А если бы паче чаяния они оказались, то для искоренения их у каждой Церкви есть средство, известное и Твоей Святыне: неоскудевающая "благодать Святого Духа, чрез которую правда иереями Христовыми и зрится разумно, и содержится твердо..." Что касается тех "шероховатостей", о которых говорит Первоприсутствующий Св. Синода, преосвященный Сергий, и которое действительно имело место у Вас и у нас, то они вызваны вмешательством в дела церковные мирских начальников более ста лет назад... Но, Блаженнейший, Ты знаешь, что все это "произошло не по правилу церковному, а по другим побуждениям человеков" и потому, восстановят канонический порядок в Церквах Грузинской и Русской, будем крепко блюстисти, "дабы впредь ничего такового не было" (1 Вс. Соб. прав.. 21). И это том более возможно и необходимо, что милостью Божией древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5,17).
При обновленном церковно-государственном строе жизни необходимо обновиться и нам в своих чувствах друг к другу, "чтобы наши два единоверных народа, верные обоим церковным заветам могли жить в мире, исполняя каждый свое призвание, к нашему общему спасению, во славу Божию". (Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей, гл. 1).
1919: август - на территорию Вооруженных сил юга России прибыл освобожденный из галицийского плена митрополит Киевский Антоний (Храповицкий). Владыке Антонию была устроена торжественная встреча, и он принял звание Почетного Председателя ВВЦУ.
1919: Патриарх Тихон выпускает обращение к архипастырям Русской Церкви с призывом о невмешательстве в политическую борьбу: "...много уже и Архипастырей, и пастырей, и просто клириков сделались жертвами кровавой политической борьбы. И все это, за весьма, быть может, немногими исключениями, только потому, что мы, служители и глашатели Христовой Истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной, якобы, к ниспровержению Советского строя. Но Мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы: установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает Себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение.
Говорят, что Церковь готова, будто бы, благословить иностранное вмешательство в нашу разруху, что Она намерена звать "варягов" прийти помочь нам наладить наши дела... Обвинение голословное, неосновательное: Мы убеждены, что никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто, не спасет России от нестроения и разрухи, пока Правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не "возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в справедливости и святости истины" (Ефес. 4,24). Указывают на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену колокольным звоном, устроением торжественных богослужений и разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей Церкви, которые по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими Она возбраняет Своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций.
Памятуйте, отцы и братия, и канонические правила и завет Св. Апостола: "блюдите себя от творящих распри и раздоры", уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, "повинуйтесь всякому человеческому начальству" в делах мирских (I Петр. 2,13), не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность Советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, ибо Богу, по апостольскому наставлению, должно повиноваться более, чем людям (Деян. 4,19; Галат. 1,10). Посвящайте все свои силы на проповедь Слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову, и Бог любви и мира да будет со всеми вами. Аминь (2 Кор. 13,11)".
(Распоряжения Высш. Церк. Власти, N- 21-22, Вятка, 1919 (ЧС-1)
Свидетельство кн. Трубецкого о впечатлении, произведенном в Белой Армии этим посланием: "...Пастырским посланием, помеченным 25-м сентября (день памяти Св. Сергия), Патриарх вменил в обязанность пастырям церкви стоять в стороне от гражданской войны. Я помню, как нас, стоявших тогда близко к Добровольческой Армии на юге России, огорчило это послание Патриарха, но впоследствии я не мог не преклониться перед его мудрой сдержанностью: всюду, где епископы и священники служили молебны по поводу победоносного продвижения Добровольческой Армии, духовенство принуждено было вслед за тем разделить участь этой армии и спешно покидать свою паству, к великому ущербу для церковного дела..." ("Руль", 1923, 17/VII).
1919: В октябре в Новочеркасске состоялся Собор архиереев ВВЦУ для осуждения архиеп. Агапита Екатеринославского за учиненный им на Украине раскол, участвовало 12 архиереев. Интересен заключительный момент Собора. Прочитано следствие; резюмированы выводы; прошли прения, при которых только архиеп. Димитрий (в миру князь Абашидзе) силился обелить своего приятеля. Началось голосование, как всегда, с младших. - "Ваше мнение?" - обращается председатель, архиеп. Митрофан к младшему архиерею. - "Лишить кафедры, послать в монастырь", - отвечает тот. - "Лишить кафедры... послать в монастырь... в монастырь... Молод сам, а уже других - в монастырь..." - ворчит недовольный архиеп. Димитрий. "Ваше мнение?" - обращается архиеп. Митрофан к следующему. "Послать в монастырь, лишив кафедры", - отвечает и этот. "То же, в монастырь... Строг больно... Смотри, как бы сам не попал туда", - продолжает ворчать архиеп. Димитрий. И так как мнения всех архиереев в общем оказались согласными, то он не переставал давать подобные реплики на суждение каждого. Наконец, очередь дошла до него. "Ваше мнение?" - обратился к нему председатель. Архиеп. Димитрий встал, перекрестился: "Господи, помоги сказать по совести!" И, помолчав немного, скороговоркой ответил: "Лишить кафедры, сослать в монастырь". (Протопресвитер Григорий Шавельский, "Воспоминания последнего протопресвитера Армии и Флота"...)
1919: В октябре ВВЦУ Сибири на должность первого в истории Русской Церкви епископа армии и флота назначило б. епископа Чебоксарского Бориса (Шипулина). Всего в Сибирской Белой армии в этом году находилось свыше 2000 священников, подчинявшихся ВВЦУ Сибири (Прав. Богословская Энциклопедия).
1919: Из Обвинительного заключения Верховного Суда РСФСР по делу патриарха Тихона (17 апреля 1923 г): "По признанию самого обвиняемого БЕЛЛАВИНА (свят. патриарха Тихона, ред.), во время гражданской войны 1917-1919 годов, он оказывал Деникину и Колчаку моральную поддержку. На деле, однако, поддержка эта была иного рода. На юге России, где царствовал тогда Деникин, Краснов и другие "правители", рука об руку с Тихоном действовал Антоний ХРАПОВИЦКИЙ, состоявший руководителем Высшего церковного Управления Ставропольского Церковного Собора, организованного с благословения ТИХОНА, членом же Синода В.Ц.У. был архиепископ Новочеркасский МИТРОФАН, с которым ТИХОН все время находился в непосредственной" связи. Оба - крайние реакционеры и монархисты, боровшееся против Советской Республики под открыто-выброшенным лозунгом: "за царя из дома Романовых". От них к б[ывшему] патриарху ТИХОНУ в течение 1918-1919 г.г. неоднократно приезжал какой-то, следствием точно неустановленный "Федя"... "человек в военной форме", привозивший деловые бумаги от Киевского Антония и Новочеркасского Митрофана (уж не келейник ли это митр. Антония, кот. он ласково звал - "Федя", он был солдатом, затем постригся и до конца жизни митрополита верно служил ему уже в сане архимандрита). Каким именно путем этот "Федя" перебирался через фронт, следствию установить не удалось... В июле же 1919 года гр. БЕЛЛАВИНЫМ была установлена связь с контр-революционерами в Ставрополе, где происходил Собор с участием генерала ДЕНИКИНА. О Соборе был своевременно извещен ТИХОН запиской "на клочке бумаги"... Переписка, которую он вел с Югом, по словам обвиняемого, касалась церковных вопросов. Через этого же ФЕДОРА иногда Синод посылал на Юг ответы. Ему, БЕЛЛАВИ-НУ, известно также, что в конце 1918 г. в Киеве на Украинском Соборе было оглашено его, ТИХОНА, обращение к Совету Народных Комиссаров".
1919: Сербский богослов иеромонах Николай (Велимирович) был хиротонисан во епископа Жичского. В 1920 г. он был переведен на Охридскую кафедру - древний город в Македонии, лежащий близ прекрасного Охридского озера. Здесь, в колыбели славянской письменности, где проповедывали святые братья Кирилл и Мефодий, владыкой Николаем, уже зрелым духовным писателем, были созданы истинные жемчужины его творчества: "Молитвы у озера", "Омилие", "Охридский пролог" и другие. В 2003 г. святитель Николай был прославлен Сербской Церковью.
1919: После отделения Финляндии от России, новое лютеранское правительство потребовало от православных ввести Григорианскй календарь и перейти на финский язык в богослужениях. Церковный Собор в городе Сердоболе (ныне - Сортавала вынес решение о учреждении автокефалии и обратился к Святейшему патриарху Тихону с ходатайством о предоставлении временной автономии Финской Церкви, которая бы рассматривалась как переходная ступень к автокефалии.
1919: В ночь с 24 на 25 ноября Святейший патриарх Тихон по распоряжению ВЧК был подвергнут домашнему аресту без предъявления обвинения. В его покоях учинили обыск и поставили стражу.
1919: В декабре при ВВЦУ Юга России был учрежден Церковно-беженский Комитет для попечения о бежавших с севера от большевиков священнослужителях под председательством викария Харьковского епископа Митрофана. Также при ВВЦУ был создан Церковно-общественный Комитет под председательством архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия (Георгиевского).
1919: 27 декабря после захвата Воронежа большевиками, в монастыре свят. Митрофана безбожники повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова), за служение панихиды по жертвам красного террора, вместе с ним пострадало 160 священников Воронежской епархии.
1919: По условиям Версальского договора, Сирия и Ливан подпали под протекторат Франции. В самой Сирии арабские националисты связывали с эмиром Фейсалом, сыном хиджаского короля, мечты о создании независимой арабской державы на территории Аравии, Сирии и Месопотамии. Часть православной общины поддержала эти планы; Патриарх Антиохийский Григорий IV (Хаддат) проявил лояльность новому правительству и при провозглашении Фейсала королем Сирии (март 1920) принял участие в церемонии его коронации. Однако европейские державы не пожелали мириться с тем, что в Дамаске образовывался очаг арабского национально-освободительного движения, и летом 1920 г. французские войска свергли режим Фейсала. Патриарх Григорий, известный своими националистическими настроениями, в 1921-1922 гг. содержался французскими властями под домашним арестом.
1919: Румынский Синод пренебрег законным протестом Патриарха Тихона и в 1919 г. поставил на Кишиневскую кафедру архимандрита Гурия (Гроссу), русского клирика молдавского происхождения, выпусника Киевской Духовной Академии, бывшего в канун революции настоятелем монастыря в Смоленске.
1919: В Иерусалим из Египта возвратились члены Русской Духовной Миссии и монашествующие. В декабре 1914 года турецкие власти в Палестине распорядились всему русскому мужскому населению покинуть Святую Землю и выехать в Александрию. Начальник Миссии архимандрит Леонид (Сенцов), весь состав Миссии и старшие сестры обителей были высланы из Палестины. Храмы были закрыты, а помещения Миссии, монастыри и паломнические приюты были заняты турецкими войсками. Оставшиеся в Святом Граде, но изгнанные из своих обителей, монашествующие, паломники и члены Миссии терпели немало лишений. В 1917 г. архим. Леонид (Сенцов) уехал в Россию на Всероссийский Собор, где и скончался в 1918 г. (Протоиерей Виктор Потапов. Русская Православная Церковь заграницей и судьбы русской Палестины: 1921 - 1948 гг.)
1919: В конце года со вступлением в Омск частей Красной армии прекратилась деятельность ВВЦУ Сибири, его председатель архиеп. Сильвестр был арестован и в марте 1920 г. казнен вместе с оставшимися в Омске министрами Временного Правительства.
1919: К концу года около 20 епископов и более 1000 священников стали жертвами красного террора. Было изъято или осквернено 58 святых мощей.
1919: 18 декабря (ст. ст.) митрополитом-пероиерархом Румынской Церкви был избран трансильванец, бывший униат, епископ Мирон Кристеа.
http://www.russned.ru/stats/1985