Споры по вопросу о статусе духовного образования в России продолжаются не первый год. В чем же суть проблемы? Специально для "Воды живой" ситуацию комментирует иерей Владимир Хулап, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП:
"По роду своей деятельности мне часто приходится общаться с иностранцами, интересующимися общественно-политической ситуацией в России. Недавно один из них, профессор западного университета, задал вопрос о том, существует ли в нашей стране религиозная дискриминация. Наверное, он удивился моему ответу, - но я ничуть не покривил душой, сказав, что и через двадцать лет после начала перестройки ей продолжает подвергаться Русская Православная Церковь - в области ее богословского образования.
В советское время государство уделяло этой сфере большое внимание, помня крылатые слова одного из своих вождей "кадры решают все". Поступить в семинарию, имея высшее светское образование, было практически невозможно - единичные исключения "пробивались" архиереями или ректорами на самом высоком уровне. Власть стремилась к тому, чтобы немногочисленные духовные учебные заведения выпускали из своих стен послушных, но недалеких "попов", согласно тогдашней расхожей присказке, знающих только две книги - требник и сберкнижку.
С началом 90-х ситуация изменилась, и в настоящее время система образования Русской Православной Церкви стала кардинально иной - как количественно, так и качественно. Открыты десятки новых семинарий и училищ, Учебный комитет регулярно проводит инспекционные проверки, контролирующие уровень учебных программ, оснащенность библиотек, степень подготовки студентов. Однако препоны, которое ставило государство образовательной системе Церкви, не исчезли, но лишь приобрели другие, более "демократичные" формы.
Представьте себе ситуацию: студента, окончившего Духовную семинарию и академию, защитившего кандидатскую диссертацию, а может быть, вдобавок и получившего докторскую степень по теологии в западном университете, приглашают преподавать в светский российский ВУЗ или школу. Однако в отделе кадров разводят руками - у него, оказывается, только среднее образование, ведь наше государство ни один из этих дипломов не признает.
Несколько лет назад с большим трудом, преодолевая противодействие тех, кто еще пару десятилетий назад преподавал воинствующий "научный атеизм", а сейчас гордо именуется "религиоведами", был принят государственный стандарт по специальности "теология". Это сделало возможным открытие кафедр и факультетов богословия в государственных и негосударственных ВУЗах, которых в настоящее время насчитывается около сорока. Однако проблема с признанием дипломов духовных учебных заведений до сих пор так и не решена. Студент-троечник какого-нибудь Тунгусско-Метеоритского Института таежных процессов в глазах государства оказывается на более высокой ступени, чем маститый профессор Духовной академии, автор множества научных трудов.
Очевидно, что из сложившейся ситуации есть три выхода. Первый, устраивающий определенные круги в Министерстве образования, но не Церковь - оставить все как есть. Второй - провести лицензирование и аккредитацию всей системы духовного образования в соответствии с госстандартом "теология". Однако в нем находится ряд требований, априори недостижимых для подавляющего большинства духовных учебных заведений - в частности, наличие в штате определенного, причем, довольно высокого, процента преподавателей с признанными государством кандидатскими и докторскими степенями. И, наконец, третий и самый логичный путь - признать на государственном уровне дипломы, выдаваемые в наших семинариях и академиях.
Именно об этом заявил 21 октября сего года в стенах Московской Духовной Академии первый вице-премьер Дмитрий Медведев: "Выглядит странно и несправедливо, когда те, кто окончил духовные высшие учебные заведения, не имеют права госпризнания своего документа об окончании академии либо семинарии". Компромисса в этой области, по его словам, можно достичь следующим образом: "Считаю, что необходимо рассмотреть законопроект, касающийся внесений изменений в основной закон об образовании. Такой законопроект при этом должен устраивать как государственные образовательные органы, так и представителей духовного образования". Этот шаг органов государственной власти, хотя и запоздавший лет на десять-пятнадцать, можно только приветствовать. Ведь никакие красивые слова об отделении Церкви от государства не могут скрыть очевидную и бессмысленную сегрегацию, деление людей на два сорта - "с бумажкой", на которой изображен двуглавый орел, и без нее".
http://news.aquaviva.ru/news/date/2007-10-24/id/119/