Знаменательно, что последний период украинской новейшей истории - период перманентных выборов, характеризуется наиболее интенсивным религиозным противостоянием и неприкрытыми нападками на Православную Церковь. Если в начале 90-х агрессия в отношении канонического Православия была больше физической - захваты храмов, избиения верующих (причем власти пытались замалчивать эти факты межконфессиональных конфликтов), то сегодня многие украинские политики, даже вовсе не относящиеся к маргинесу, все более открыто выступают с враждебными заявлениями в адрес Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Если отбросить все второстепенные факторы, становится очевидным, что существенной причиной данной агрессии является само православное мировоззрение, в своей целостности вступающее в конфликт с буржуазной идеологией, предлагаемой современному украинскому обывателю в качестве оптимальной основы общественного устройства.
Знаменитое уваровское "Православие, Самодержавие, Народность", - сегодня если и не воспринимается как лозунг мракобесов-шовинистов, то, как минимум, почитается за какое-то потешное пугало, пропахшее нафталином. С этим "все ясно". Но хотелось бы услышать от строителей "новой украинской нации" что именно они предлагают в качестве этой самой национальной идеи "маленькому украинцу" (таким унизительным прозвищем новая политэлита наделила свой электорат).
Не будем здесь обращаться ко все-таки маргинальным ультра национал-свидомцам, чью идею полностью отражает строчка из шуточного стихотворения: "слоника замучили кляти москали" (здесь почти весь пафос шароварщины с ее причитаниями о "геноциде украинского народа" от Андрея Боголюбского до Голодомора). Кроме отрицания всего русского, там ровным счетом ничего нет. Исчезни с карты земли Москва и Россия, и всей идее конец. Ее миссию можно было бы считать исполненной.
Другое дело - нынешняя респектабельно-привлекательная идея национальной украинской демократии европейского образца. Это светлая мечта о европейском лоске, сытости и достатке, причем с сохранением некоей собственной национальной идентичности. Наверное, идеальным символом этой высокой идеи мог бы стать образ "сала в шоколаде".
Впрочем, есть тут и одно "но", а именно - призывы к созданию национальной "единой поместной церкви" (ЕПЦ). Каким же образом призывы к ЕПЦ соотносятся с ново-украинской национальной идеей? А все очень просто. Ново-украинская политэлита, очевидно, не с неба упала. Коммунистическое воспитание и партноменклатурную матрицу так просто пальцем не раздавишь. Помните какое определение давали Церкви в советских учебниках? Правильно: идеологический инструмент, с помощью которого государство удерживало в повиновении массы (не ясно, отчего не наоборот?). Таким образом идеологический выверт и откровенный ляп прочно засел в головах горе-политиков и чиновников-карьеристов.
Итак, "сало в шоколаде" против русской идеи. Зашоренному, запуганному СМИ обывателю и в голову не приходит, что знаменитая уваровская триада - не шовинистический лозунг и не клич фанатиков-экстремистов, а не что иное, как глобальный миссионерский проект. Проект, возникший не вчера и не сегодня, а сформировавшийся в недрах православной христианской традиции за многие сотни лет. Этой теме посвящены сотни страниц книг и статей, поэтому не здесь говорить об этом в подробностях. Однако поразмыслим логически. Каким может быть едва ли не первое желание человека, обретшего в своей жизни Христа? Благочестиво ли будет его желание приобщить к спасению своего ближнего или даже все человечество? Ответив на этот вопрос положительно и поставив проблему спасения хотя бы части человечества глобально, мы неизбежно приходим к идее построения универсальной государственной, культурной и политической системы, подчиненной идеалам Православия. Иным словом - Православной цивилизации.
Парадоксально, но именно более всех разглагольствующие о миссионерстве околоцерковные либералы, призывая нас отказаться от глобального миссионерского проекта, и становятся главными антимиссионерами. Одну и ту же проблему можно решать по-разному. Когда в доме течет крыша, можно бегать по комнатам, подставляя под струйки воды ведра и тазики, а можно подняться наверх и заняться капитальной починкой. Первый способ решения проблемы приемлем в том случае, если мы знаем, что завтра дом рухнет, и потому чинить его основательно не имеет никакого смысла. Однако если это не так, то единственно правильным решением проблемы будет именно капитальная починка крыши.
Таким образом, мы становимся перед вопросом: чем оправдан отказ от идеи православной цивилизации, предлагаемый либералами от христианства? В худшем случае это откровенное предательство в отношении наших потомков, а в лучшем - крайний неоправданный апокалиптизм. Ведь получается, что, соглашаясь на политическую и культурную апостасию, противники православной цивилизации как бы полагают предел продолжению поколений, вследствие чего становятся ненужными внешние благоприятные условия для спасения. Ибо среди всеобщей погибели если кто спасется, то спасется кое-как.
"Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти", - сказал Господь ученикам, допытывавшимся о исполнении времен. А покуда это так, мы с чистой совестью определяем русскую идею, как идею Спасения во Христе. Спасения себя и спасения человечества.
Может ли идея спасения во Христе быть национальной идеей или это сродни безумию, мании величия, глупости - пусть каждый решает для себя. В конце концов, "сало в шоколаде" ближе, ощутимее и понятнее.
http://www.pravaya.ru/look/8504