Союз "ненужных" лютеран

Основой новой Евангелической Церкви России должна быть община, считает глава Синода Владимир Пудов

Новости Москвы 
0
423
Время на чтение 5 минут
Владимир Сергеевич Пудов (род. 1952 г.) - президент Генерального Синода Евангелическо-Лютеранской Церкви России (с 2006 г.). Выпускник философского факультета МГУ. В 1987-1991 гг. работал в Совете по делам религий при Совете Министров СССР. В 199 -2006 гг. - глава представительства Евангелическо-Лютеранской церкви (ЕЛЦ) в Москве.

Этим летом в российском протестантизме произошло значительное событие: была создана новая Евангелическо-Лютеранская Церковь России (ЕЛЦР). Об этом было официально объявлено на ее учредительном собрании 28 июня. Составит ли это новое объединение конкуренцию уже существующим лютеранским Церквам? Как будут строиться отношения между общинами и руководством новой Церкви? "НГР" попросили ответить на эти и другие вопросы одного из создателей Евангелическо-Лютеранской Церкви России Владимира Пудова.

- Владимир Сергеевич, вы были избраны президентом Генерального Синода новой Евангелическо-Лютеранской Церкви России на ее учредительном собрании. Результатом каких процессов в российском протестантизме стало создание этого нового религиозного объединения?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного коснуться истории. До 1917 года на территории современной России насчитывалось более миллиона лютеран - иммигрантов из Германии, Финляндии, Швеции и жителей Прибалтики. После революции многие из них уехали за границу.

В 1924 году в Москве состоялся первый Генеральный Синод (собрание общин) Евангелическо-Лютеранской Церкви, в Ленинграде открылась семинария. Однако в период с 30-х по 50-е годы по СССР прокатился страшный каток репрессий. Пострадали все религии и конфессии, но почему-то Лютеранская Церковь больше всех. В частности, после окончания репрессий выяснилось, что в живых осталось только три пастора. Один из них, пастор Бахман, в 1955 году в Акмоле (Казахстан) подал документы на регистрацию евангелическо-лютеранской общины. В 1957 году регистрация была получена.

Начался процесс создания новых лютеранских общин. Они формировались по национальному признаку: на северо-западе из финнов, в Сибири и Казахстане из немцев. Соответственно одни ориентировались на Финскую Евангелическо-Лютеранскую Церковь, другие - на Евангелическую Церковь Германии. Но еди-ного центра не существовало. К началу 1990-х годов в России насчитывалось около 200 лютеранских общин и групп.

В 1991 году были организованы две Церкви по национальному принципу: Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в СССР (ныне Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии, или ЕЛЦ) и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии. Кроме них, была образована Единая Евангелическо-Лютеранская Церковь в России, которая сразу заявила, что именно она возрождает российское лютеранство. За короткое время ими было создано порядка двадцати общин, большинство которых после распада Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России сохранились и влились либо в "немецкую" ЕЛЦ, либо в ЕЛЦ Ингрии. Возрождение лютеранства немецкой традиции в постперестроечное время сопровождалось процессом создания общин нового типа, которые сильно отличались от прежних братских общин. Они создавались преимущественно в крупных городах, в основном в европейской части России, из людей, мало знакомых с лютеранством. Зачастую базой их развития становились культурные общества российских немцев. Тогда же из Германии к нам стали приезжать пасторы, которые и начали формировать эти общины.

- Как складывалась ситуация внутри лютеранского сообщества в России в последние годы? Что послужило толчком к образованию новой юрисдикции?

- В последнее время сложилась странная ситуация. В частности, прекратился процесс формирования новых общин, а те, которые создавались, не принимались в Церковь, например, общины в Воронеже и Рязани. Их просто не хотели принимать. Ведь с появлением новых общин появились бы и новые люди, которые могли бы реально изменить существующий баланс сил в высшем руководящем органе ЕЛЦ - Синоде, а следовательно, и в Церкви. В итоге именно эти общины послужили основой создаваемой нами Церкви.

Воссоздания Лютеранской Церкви в России, увы, пока не получилось. Ее развитие пошло по тому же пути, по которому живет и развивается Лютеранская Церковь в Германии. Мы уважаем их путь развития, но, прежде чем перенимать его, следовало бы предусмотреть, что у России есть свои особенности, не учитывать которые нельзя.

Вновь создаваемые общины оказались никому не нужными. И таких "ненужных" у нас набралось немало. Посоветовавшись, мы решили: раз уж мы никому не нужны, нужно объединиться и создать новую Евангелическо-Лютеранскую Церковь России без опоры на какую бы то ни было традицию. Это должна быть Церковь с опорой только на Библию, Аугсбургское исповедание веры и Катехизис доктора Мартина Лютера. Мы считаем недопустимым переосмысление вероучения.

- Как теперь складываются ваши отношения с давно существующими на территории России официальной ЕЛЦ и Евангелическо-Лютеранской Церковью Ингрии?

- Чтобы сразу поставить все точки над "i" и предупредить обвинения в раскольничестве, подчеркну, что созданием новой Церкви мы никоим образом не противопоставляем себя другим лютеранским Церквам в России, как это сделал в свое время Йозеф Баронас, руководитель ныне не существующей Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. И уж тем более мы не хотим противопоставлять себя братским Церквам в Германии и Финляндии.

Наша Церковь еще совсем молодая, мы находимся в процессе регистрации. Но когда мы пошли на это, то понимали, что вряд ли получим одобрение уже существующих Церквей. Мы же все выходцы из них. Мне трудно говорить о Церкви Ингрии, я ее не очень хорошо знаю, а вот отношение руководства ЕЛЦ (в первую очередь граждан Германии) понимаю очень хорошо. Здесь надо себе уяснить, что немецкие пасторы приезжают нас именно учить, мы для них неразумные дети, которые за прошедшие 70 лет сильно отстали во всех отношениях, и в первую очередь в теологии. Однако независимо от этого я с большим уважением отношусь к тем, кто помогал нам в трудное время.

- Можно ли сказать, что создаваемая вами Церковь формирует особое "русское лютеранство", тогда как старые Лютеранские Церкви замкнулись в немецкой и финской культурных традициях, что некоторым образом препятствует успешному распространению лютеранства в России?

- Нет, старые Церкви не замкнулись в своих культурных традициях. Еще в 1992 году, после распада Советского Союза, встал вопрос о переименовании Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви в СССР. Тогда на заседании Консистории, которая состояла исключительно из немцев, было принято решение из названия Церкви убрать слово "немецкая", и она стала называться просто Евангелическо-Лютеранская Церковь.

Те общины, которые использовали только немецкий язык, стали переходить на русский, так как молодежь немецкого языка не знает и на службу не ходит. В Казахстане Лютеранская Церковь, входящая в ЕЛЦ, избрала своим епископом Юрия Новгородова. При этом подавляющее большинство прихожан там составляют немцы, но нет ни одного пастора из Германии.

- Расскажите о численности и устройстве новой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Это свободный союз общин или централизованная организация? Какую роль в ней будет играть Генеральный Синод, который вы возглавляете?

- Сегодня многие общины не устраивает то, что они практически не могут влиять на жизнь всей Церкви. Однако основой Церкви должна быть именно община. Приходы изначально должны уметь жить по тем средствам, которые зарабатывают сами. Их денежные активы должны составлять общецерковный бюджет.

Но все-таки Церковь - это централизованная организация, и ее высший орган - Генеральный Синод. Мы постараемся, чтобы он действительно стал реальным органом управления и собирался регулярно, а не так редко, как в ЕЛЦ.

В ближайшие полгода после регистрации, по нашим подсчетам, ЕЛЦР будет насчитывать порядка 30 общин. Я понимаю, что это немного, но это только начало.

Алексей Шмырев

http://religion.ng.ru/facts/2006-08-02/1_lterane.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Сергеевич Пудов
Россия - Запад, Или Москва - Третий Рим
Российский лютеранин о русской цивилизации и опасностях для христианства на Западе и Востоке
08.06.2010
Все статьи Владимир Сергеевич Пудов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Ленчик
20.11.2024 11:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от ОСт
20.11.2024 11:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Александр Волков
20.11.2024 10:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 10:19
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.11.2024 09:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 09:17