- Алексей Федорович, какие проблемы в системе подготовки офицерских кадров сегодня наиболее остры? Что на ваш взгляд надо решить в первую очередь?
- Важнейшая задача в настоящее время - выполнение мероприятий второго этапа федеральной программы "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года", основная цель которой заключается в оптимизации структуры и содержания подготовки военных специалистов к выполнению предстоящих должностных обязанностей.
Основным содержанием второго этапа федеральной программы (2006 - 2010 годы) становится реорганизация военно-учебных заведений Министерства обороны. В Сухопутных войсках данные мероприятия будут проводиться с соблюдением следующих принципов.
Во-первых, будут укрупняться военно-учебные заведения с целью использования их основных фондов на 80-100%. Вследствие этого весь сконцентрированный интеллектуальный и материальный потенциал вузов направим на качественную подготовку офицерских кадров. На базе таких военно-учебных заведений сможем обучать большее количество курсантов и слушателей, что позволит увеличить число должностей для профессорско-преподавательского состава.
Во-вторых, будут сохранены вузы, дислоцированные на территории СибВО и ДВО, что способствует созданию равных условий для поступления в вузы Сухопутных войск кандидатов из отдаленных регионов Российской Федерации. Кроме того, увеличим в них число курсантов (например, в Новосибирском ВВКУ - количество подготавливаемых заместителей командиров рот по воспитательной работе).
До недавнего времени одна из наиболее острых проблем в подготовке выпускников вузов Сухопутных войск заключалась в недостаточной практической направленности обучения. Это приводило к оторванности образовательного процесса от реальных задач войск, к поверхностным знаниям возможностей и способов боевого применения сил и средств других родов войск и специальных войск в общевойсковом бою, к слабым навыкам в постановке боевых задач и управлении огнем подчиненных, приданных и поддерживающих подразделений.
В связи с этим нами уточнены квалификационные требования к выпускникам и с 1 сентября сего года внедряются новые учебные планы и программы в общевойсковых вузах. При этом в отличие от прежних нормативных документов достигнуто существенное увеличение объемов учебного времени на подготовку будущих офицеров к выполнению практических задач по руководству подчиненными, приданными и поддерживающими подразделениями как в боевых условиях, так и в повседневной деятельности. Больше внимания уделено подготовке будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, выработке умений организовывать и проводить мероприятия по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, совершенствованию службы войск и безопасности военной службы, индивидуальной воспитательной работе с личным составом.
Значительное увеличение практических занятий как с использованием вооружения и военной техники, так и на тренажерной базе способствует усилению подготовки офицеров к ведению военно-технической деятельности, умелой организации и эффективному использованию боевых и технических характеристик применяемых образцов оружия и техники.
Большое значение в реализации целей и задач обучения слушателей и курсантов придаем повышению роли командования военных округов, на территории которых дислоцируются вузы Сухопутных войск, в вопросах обеспечения тесной взаимосвязи учебного процесса в вузах, боевой и специальной подготовки войск военных округов. Сегодня руководящий состав округов принимает более активное участие в работе, направленной на улучшение качества подготовки будущих офицеров. Курсантам и слушателям академий создаются все условия для получения высоких теоретических знаний с возможностью проверки их в практической деятельности войск. Так, начиная с 2005 учебного года, курсанты училищ мотострелкового и танкового профиля на четвертом курсе проходят дополнительную стажировку в должности командира роты, а руководящий и профессорско-преподавательский состав вузов систематически привлекается к проведению КШУ, тактических учений (батальонных, ротных) с боевой стрельбой.
Впервые за последние 17 лет в апреле сего года курсанты и слушатели выпускных курсов военных учебных заведений войсковой ПВО выполняли боевые стрельбы из систем и комплексов ПВО.
Помимо этого для реализации наиболее прогрессивных форм обучения Главное командование Сухопутных войск обращает особое внимание на техническое переоснащение учебно-материальной базы. Принципиально пересматривается также подход к научному, информационно-методическому и техническому обеспечению образовательной деятельности вузов.
Предстоит решить еще немало задач по оптимизации сети вузов, что, на мой взгляд, позволит повысить качество подготовки слушателей и курсантов и поддерживать его на уровне мировых стандартов.
- Чем обусловлена необходимость оптимизации сети вузов?
- Общее сокращение численности Сухопутных войск, в том числе путем замены части должностей офицеров на гражданский персонал, объективно потребовало скорректировать источники комплектования и объемы подготовки офицерского состава. Речь, в частности, идет о снижении значения курсов младших офицеров и военных кафедр при гражданских вузах, которые продолжительное время служили альтернативными источниками комплектования офицерского состава, так как военно-учебные заведения ввиду повышенной текучести офицерских кадров не справлялись с их своевременным восполнением.
При этом мы вынужденно миримся с отсутствием перспективы служебного роста не имеющих высшего образования выпускников курсов младших офицеров.
В ближайшее время прекращается призыв на военную службу выпускников военных кафедр.
С 1 сентября этого года планируется начать подготовку офицеров для прохождения военной службы по контракту на базе учебных военных центров при гражданских вузах. Однако она ограничена отдельными специальностями инженерного, гуманитарного и юридического профиля, в связи с чем рассматривается в Сухопутных войсках только в качестве дополнительного источника комплектования офицерского корпуса.
Анализируя создавшуюся ситуацию, можно констатировать, что основным и фактически безальтернативным источником комплектования офицерского корпуса Сухопутных войск остаются военно-учебные заведения. Однако надо признать, что не все благополучно складывается и в этом сегменте, особенно в вопросах эффективности использования вложенных в военное образование бюджетных средств. Это связано, прежде всего, с нерентабельностью подготовки одного обучаемого, чем, собственно, и обусловлена необходимость оптимизации вузов.
На сегодня в качестве первоочередной рассматривается задача повышения рентабельности содержания и степени загруженности существующих вузовских емкостей. Исходя из этого в основу оптимизации нами положено укрупнение в течение 2006 - 2009 годов десяти подчиненных вузов. Это - четыре общевойсковых вуза (Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ, Казанское, Новосибирское и Дальневосточное высшие военные командные училища), два вуза ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил РФ (Казанское и Екатеринбургское высшие артиллерийские командные училища), два вуза инженерных войск Вооруженных Сил РФ (Нижегородское и Тюменское высшие военно-инженерные командные училища), Военная академия войсковой ПВО в Смоленске и Военная академия РХБЗ в Костроме.
Оптимальная емкость одного вуза должна составлять не менее 1.200 - 1.500 обучаемых.
В целом это позволит за счет уменьшения косвенных затрат снизить стоимость подготовки одного офицера не менее чем на 10 -15%.
- Количество желающих поступать в военные вузы традиционно велико, но все ли первокурсники становятся офицерами и продолжают службу в Вооруженных Силах?
- К сожалению, не каждый из поступивших на первый курс доходит до выпуска. Хотя процент отчисления из военно-учебных заведений сегодня ниже, чем еще лет пять назад. Основные причины, по которым мы расстаемся с бывшими курсантами, - неуспеваемость и низкая дисциплина.
Военно-учебным заведениям разрешается принимать курсантов на 10% больше установленных заданий. Это позволяет отчислить случайных людей и в то же время выполнить плановые задания. Можно сказать, что 10% - это результат недоработок и ошибок при проведении профессионального отбора в военных комиссариатах и в военно-учебных заведениях. Но следует понимать, что полностью избежать ошибок при военно-профессиональном отборе невозможно, а выполнить плановые задания необходимо. Тем более что избытка офицеров младшего командного состава в войсках пока нет и не предвидится.
Основным источником комплектования первых курсов общевойсковых вузов социально мотивированными, не безразличными к будущей офицерской профессии молодыми людьми мы считаем кандидатов из числа детей военнослужащих, выпускников суворовских военных училищ и кадетских корпусов. Это принципиальная позиция Главного командования Сухопутных войск, причем предоставление им приоритетного права поступления в высшие военно-учебные заведения обоснованно рассматривается одной из мер социальной защиты семей военнослужащих.
Хотел бы отметить, что в целом молодежь стала активнее стремиться получить высшее военное образование. Этому способствуют различные факторы. Среди них - повышение социального и материального статуса офицера.
Логичным продолжением уже принятых мер, как мне видится, было бы, во-первых, значительное увеличение денежного содержания в зависимости от занимаемой должности и выслуги лет. Молодой офицер на примере старших товарищей должен видеть, что чем добросовестнее он служит, выстраивая карьеру, тем выше государство оценивает его труд. Сегодня же разница между командиром батальона, прослужившим более 10 лет, и вновь назначенным командиром взвода весьма незначительна.
Во-вторых, при подготовке офицера государство тратит значительные материальные средства, и, увольняясь сразу после выпуска, он не выполняет условия контракта, заключенного в период обучения. В настоящее время правительством внесен проект федерального закона, предусматривающего возмещение средств, затраченных на подготовку курсантов, в случае их досрочного увольнения. Полагаю, эта мера позволит еще несколько снизить процент отчисления курсантов из вузов Минобороны за цикл обучения, а также сократить число выпускников вузов, увольняющихся в первые два-три года после их окончания.
Кроме того, ряд мер, предпринятых Правительством РФ, в частности введение накопительной системы на приобретение жилья, по моему мнению, благоприятно скажется на желании молодых офицеров продолжать службу.
Я искренне полагаю, что подготовка офицерских кадров в военных учебных заведениях не должна быть только задачей самих вузов или даже Вооруженных Сил. На государственном уровне необходимо принять решение об усилении военно-патриотического воспитания молодежи в школах, общественных молодежных организациях через СМИ. В обществе должно быть сформировано позитивное мнение о роли и месте армии и ее костяка - офицерского корпуса.
- О вузах можно судить и по тому, какая научная работа в них ведется, в каком состоянии находится учебная материально-техническая база. Каковы перспективы ее совершенствования и развития?
- Естественно, что высокий научный уровень обучения - гарант качественной подготовки будущих офицеров. Около половины преподавательского состава учебных заведений Сухопутных войск имеют ученую степень. В интересах сохранения научного потенциала вузов реализуются предложения по повышению статуса преподавательского состава. В этом году, например, 39 офицерам Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ, имеющим ученое звание или степень, приказом министра обороны Российской Федерации за особые личные заслуги, достижение высоких показателей и вклад в развитие военной науки присвоено воинское звание полковник - на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой должности.
Наши военно-учебные заведения располагают достаточно современной материально-технической базой.
В прошлом году возобновились поставки современных компьютерных экипажных тренажеров (огневых и вождения), что позволило существенно повысить интенсивность обучения при некотором снижении затрат, а поставки в рамках федеральной программы по четыре класса ПЭВМ и абонентскому пункту Интернет в каждый вуз создали предпосылки активизации использования в образовательном процессе новых информационных технологий.
Конечно, есть и проблемы. Сегодня, например, не хватает средств на строительство новых и капитальный ремонт старых объектов учебно-материальной базы. Видимо, не скоро еще мы откажемся от оформления классно-лабораторной базы схемами, стендами и плакатами, а также создания текстовых и графических справочных материалов по дисциплинам обучения.
Учебно-материальная база вузов постоянно в центре нашего внимания. Мы делаем все возможное, чтобы, сохраняя славные традиции подготовки офицерских кадров, поднимать качество учебно-воспитательного процесса на уровень все возрастающих требований XXI века.
http://www.redstar.ru/2006/05/25_05/2_02.html