Чувствовать жизнь кончиками пальцев

О "георгиевских ленточках", посте и несомненности церковных праздников

0
335
Время на чтение 8 минут
Справка "Фомы":

Наталья Геннадьевна ЛОСЕВА родилась 7 июля 1970 года в Новосибирске в семье врачей. Училась в Новосибирском государственном медицинском институте; окончила Московскую школу политических исследований. В 1997 году создала единственную в своем роде независимую медийную площадку "Новосибирский пресс-клуб". В 2001 году работала над созданием и продвижением интернет-версии общенациональной газеты "Известия". Проект стал обладателем Национальной интернет-премии в номинации "Традиционные СМИ". С марта 2004 года является директором интернет-проектов Агентства РИА Новости. Автор и руководитель проекта "Наша победа. День за днем", акции "Повяжи георгиевскую ленточку". В 2002 году получила титул "Человек года" в профессиональном рейтинге РОТОР.


- В советские годы праздники были чересчур перегружены идеологией, но, несмотря на это, воспринимались людьми живо и искренне. Сегодня праздников не меньше стало, но праздничное настроение куда-то пропало...

- Пропало не праздничное настроение. Меньше стало внутренней радости, умения чувствовать жизнь кончиками пальцев. Мы, поглощенные суетой и проблемами, живем как будто бы в долг: "дел так много, что жить не успеваешь". Поэтому и нет праздника, есть - "выходной". Мое детство прошло в Советском Союзе, это была другая страна. В ней было много идеологии, пропаганды, но много и "предчувствия праздника", символов. Мандарины перед Новым годом, тазики салатов, наволочка пельменей, Дед Мороз с подарком, ожидание чудес. Конечно, это был совершенно светский праздник. Но он был очень искренний, теплый, простой: когда можно было ввалиться к соседям с тарелкой пирожков - просто так. От любви и открытости. А сейчас у нас переходный период: уже нет советского наива, лозунговой удали, бытового доверия, но еще не вернулись в полной мере традиция и духовный смысл праздников и дат.

- Как Вы думаете, почему патриотические праздники часто воспринимаются как очередная попытка власти поднять свой авторитет?

- Потому что слишком долго и много тезисом о "патриотизме" оправдывали глупость и подлость. Потому что мы отравились фальшивым и ложным. Переели. А теперь кидаемся из одной крайности в другую. Сейчас образ патриота натягивают на себя те, кого им можно назвать в последнюю очередь. Какой уж тут праздник со скинхедами?.. Пойти отлупить пару студентов РУДНа, нарисовать свастику на заборе, напиться и забыться? Впору вводить табу на понятие. Пока не отвалится вся шелуха, за которой не видно сути...

А ведь на самом деле, патриотизм - тихое, очень нежное чувство. Любить свою страну нужно как ребенка: это трудная и ответственная любовь, с болезнями, бессонными ночами, переходным возрастом. Но - очень благодарная.

- Многие говорят, что среди советских праздников только День Победы был истинно народным, потому и дожил до наших дней. Но сейчас даже он, как считают многие, утратил что-то важное. Что произошло?

- Я не знаю, что произошло. В нашей семье праздник стал, напротив, острее, важнее. Моему сыну Темке не было года, когда умер его прадед-фронтовик. До 50-летия Победы оставался месяц, и я хорошо помню, как хотел, как стремился дотянуть до это дня дед. Он говорил: "Ну вот, правнука дождался, теперь полвека Победы бы отметить и помирать спокойно". Не дотянул... Разве есть у меня право не научить Темку праздновать этот день?

Праздник теряется там, где он перестает быть семейной драгоценностью: в фотографиях, каких-то историях, коробке с медалями.

Если ребенку ни школа, ни общество, ни семья не дают информации или эмоции о том, что было 60 лет назад, на этом поле начинается конкурентная борьба знаний. Или псевдознаний. Или интерпретаций... В бой вступает Голливуд. Поэтому подросток, не умеющий отличить Сталинград от Курска, убежденно и с напором отстаивает новую мифологию победы, в которой решающую роль играют союзники, а не Россия. Но даже это не худший вариант - страшнее демонстративное равнодушие и цинизм. Бравада безразличия.

- После войны сменилось уже несколько поколений, и победителей с каждым годом становится все меньше...

- Думаю, что в полной мере мы осознаем эту проблему лет через 10-15, когда почти не останется фронтовиков. Дело не только в том, что уходят носители знаний, те, кто и глазами, и сердцем помнит войну. Хуже другое: много десятилетий сама традиция празднования 9 мая, сценарные каноны праздника были выстроены исключительно как чествование ветеранов. Пока они были бодрыми, полными сил, пусть и пожилыми мужчинами, концепция работала: дети видели в них живых героев - крутых, мощных, бравых. Что разглядит сейчас подросток в немощном больном старике? Хватит ли мудрости и взрослого сопереживания, чтобы и жалеть, и гордиться им?.. После четырех-то часов истории ВОВ в школьном курсе истории? Вряд ли... Как сейчас объяснить подростку, что мы празднуем и почему? А через десять лет? Это действительно идеологическая и психологическая проблема, которую страна обязана решить. Нужно уже сейчас думать о том, какой станет традиция и концепция празднования 9 мая в будущем, через одно-два поколения, когда не станет главных героев этого, безусловно, величайшего из всех светских праздников.

- Наталья, расскажите об акции "Повяжи георгиевскую ленточку". Как возникла и реализовывалась эта идея?

- "Ленточка" выросла из другого проекта: полтора года назад мы открыли сайт-акцию "Наша Победа. День за днем". Идея его была довольно проста: мы предложили молодым людям найти в семейных альбомах фотографии, документы, какие-то другие артефакты, относящиеся к Великой Отечественной войне, и прислать нам вместе со своим рассказом об их бабушках и дедушках. Это было, кстати, жесткое условие: не мемуары, не мамино школьное сочинение, а собственный рассказ. Мои юные редакторы ревели весь год. Эти настоящие, литературно не обработанные, пронзительные в своей честности и простоте истории открывали такие судьбы, такие сюжеты: настоящую войну, настоящую историю через отдельные жизни.

В какой-то момент мы поняли, почувствовали, что этот проект, этот порыв нельзя оставлять только в рамках сайта. Так появилась "георгиевская ленточка" - импульсом придуманная в какую-то минуту...

"Георгиевская ленточка" на несколько месяцев стала дополнительной работой для десятков людей в Агентстве, но и их личным делом: не было ни бюджетов, ни специальных организационных резервов, просто масса людей из разных подразделений пахали по двадцать часов в сутки, чтобы акция получилась.

- Ожидали ли вы такой отклик?

- Конечно, мы надеялись, что нас поддержат, но не думали, что акция вызовет такой резонанс, такой конфликт мнений. Нам звонили с Камчатки, Украины, из Читы, Израиля, Канады, просили прислать ленточку, предлагали помощь. Ранним утром 7 мая друзья разбудили меня sms-сообщением: "Срочно включи телевизор". Ведущие новостей трех основных каналов работали с ленточкой на груди. Это было абсолютным шоком! И победой.

Мне было важно, что на акцию откликнулись совсем молодые люди. Мы общались с очень многими из них: большинством "импульс" акции, ее основной смысл, был понят и принят. Было много трогательных историй. Однажды нам позвонил летчик и попросил разрешения приехать. Через несколько часов в редакции появился молодой пилот и совсем юная стюардесса - они привезли фотографии ленточки, привязанной к крылу международного лайнера: "Мой дед всю войну летчиком прошел, а я теперь пролетел с ленточкой над Европой. Дед бы мной гордился, я знаю!".

- Приходилось ли Вам сталкиваться с какой-то негативной реакцией, отторжением?

- Да, в какой-то момент мы получили волну негатива, в основном псевдолиберального толка. Я с уважением отношусь к позиции этих людей, но не разделяю и не принимаю ее. Иногда даже от близких людей приходилось слышать: "это день скорби, а не флэш-мобов", "твоя ленточка - попса", "лучше бы эти деньги ветеранам отдали". Было трудно, но нужно было отвечать на каждую из этих претензий или сомнений. Мы говорили о том, что все без исключения ветераны, с которыми мы общались в процессе подготовки акции, поддержали ее. Что память и скорбь не мешают нам, а скорее обязывают праздновать победу, что не все измеряется деньгами.

В какой-то момент стало совсем трудно - эмоционально и физически. Я взяла ленточки на службу в церковь, подошла к настоятелю... Я понимаю, что нормальные люди просят благословения на свои дела, прежде чем их делают, но так уж получилось... Когда батюшка благословил, и я на "законных основаниях" оставила пару сотен ленточек на свечном ящике - все стало много проще.

- Будет ли у акции продолжение?

- Надеюсь, что да. Моя мечта -сделать "ленточку" традицией, символом праздника. Бог даст, получится!

- Как Вы думаете, необходимо ли как-то искусственно "оживлять" сегодняшние праздники?

- Очень сложный вопрос. Праздник должен быть естественным, настоящим. В нем должна быть суть и история. Нужны традиции, какие-то поступки, и чтобы обязательно был канун праздника, предвкушение. Нужно ли для этого что-то делать? Но кому? Госдуме, правительству, которые то и дело меняют праздничные дни, окончательно превращая их в бессистемные каникулы? Раньше мы развлекались вопросом: "угадай с трех раз, что за праздник 12 июня", а теперь еще и в ноябре. Церкви?.. У нас светское государство, и требуется очень деликатная и взвешенная манера принятия решения, чтобы не выставить Церковь одним из государственных ведомств. Народу? Но на это уйдут столетия!

- Может ли вообще праздник объединить людей, вернуть им чувство, что все мы братья и сестры, граждане одной страны?

- Я верю, что такой праздник возможен. Но не праздник должен возвращать нам ощущение близости и любви, а что-то другое: вера, уклад, воспитание - обычные, но краеугольные ценности. Праздник должен вызревать из цепочки событий, воспоминаний, знаний. Неслучайные праздники дают неслучайную суть.

- Ожидание праздника как чуда присуще только детям, или взрослым тоже?

- И детям, и взрослым, которым хоть на минуту удается стать простодушными и бесхитростными, как дети.

- Что для Вас значат церковные праздники?

- Для меня церковные праздники - это ниточка с узелками, по которым перебирается год. Это ступени, земля под ногами. Церковные праздники позволяют (или заставляют?) жить от радости к радости, но и от экзамена к экзамену. Хотя бы на микрон, на тысячную долю шага приблизиться к соответствию событию или святому. Церковные праздники насыщены смыслом, исторической и духовной подоплекой, традицией. Они несомненны.

- Как Вы считаете, существует ли какая-то опасность в том, что религиозные праздники обретают государственный статус? Люди боятся официоза, как огня...

- Да, это очень тонкая и сложная грань. На мой взгляд, Церковь должна максимально избегать "огосударствления". Но почему бы не дополнить часть Православных праздников светскими традициями? Например, в большинстве европейских государств существуют пасхальные каникулы. Чем не альтернатива Первому мая?

Вместе с тем, необходимо рассказывать о религиозных праздниках. Ведь они, как правило, фантастически красивы и наполнены замечательным смыслом: я помню, каким ярким потрясением для моего маленького тогда еще сына было Благовещенье в Новодевичьем монастыре. Накануне я купила нескольких щеглов на Птичьем рынке: Темка сам выпускал птиц из ладошек, и еще много-много детей открывали свои клетки. Это была несказанная радость и свет! Каждый из религиозных праздников окружен такой любовью, такой настоянной годами традицией, что любая государственная декларация на этом фоне становится тусклой подделкой.

- Как Вы считаете, есть ли какая-то связь между религиозным и патриотическим чувством?

- На глубинном уровне. Христианство учит нас любви последовательной и не торгуемой. Любить свою страну, свой народ можно только так - отдавая и трудясь. Это очень сложно, у меня, например, чаще не получается...

- Может ли вера вернуть в нашу жизнь ощущение праздника?

- Я думаю, даже невоцерковленные люди, попавшие в Пасхальную ночь или Рождество в храм, смогут ответить на этот вопрос...

- Расскажите, какие праздники запомнились Вам на всю жизнь?

- Самые яркие праздники - после хорошего поста. Очень люблю Благовещенье и Пасху. Жду этого Рождества - если все сложится, проведу его в родном городе, в храме, в котором первый раз пятнадцать лет назад удивительный человек, протоиерей Александр Новопашин, заговорил со мной о Боге.

Елизавета КИКТЕНКО

http://www.fomacenter.ru/index.php?issue=1§ion=65&article=1658
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Геннадьевна Лосева
Все статьи Наталья Геннадьевна Лосева
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21