Нет, я не пытаюсь представить армию в розовом цвете, но и не собираюсь мириться с тем, что меня и моих сослуживцев заочно винят во всех смертных грехах. Мы, офицеры, делаем все от нас зависящее, чтобы солдат, попадая в нашу часть, стал не только классным специалистом, но и за два года выработал такие качества, как дисциплинированность, ответственность, исполнительность и коммуникабельность. Уже давно и всеми доказано, что некогда замкнутый юноша быстрее осваивается в любом коллективе, пройдя военную службу, нежели его одногодки, не носившие форму.
Да, еще есть над чем работать. Начинать необходимо с военных вузов. Так, если в командных училищах будущие офицеры получают необходимые навыки управления людьми, то в инженерных этому, на мой взгляд, уделяется мало внимания. В результате лейтенант приходит в войска отличным специалистом, но, начиная работать с личным составом, теряется. Поэтому считаю очень правильным, что в новых учебных программах военных гораздо большее внимание уделяется привитию будущим офицерам навыков индивидуально-воспитательной работы с подчиненными.
Еще очень важно, чтобы у молодых офицеров на первых порах были опытные наставники. Именно так строится работа в округе, где я служу. К примеру, мне несколько лет назад очень помог командир подразделения майор Вадим Александров. Прежде всего научил, как завоевать авторитет у подчиненных: поставить дело так, чтобы они не боялись командира, а по-настоящему уважали. Кстати, Вадим Анатольевич перешел на преподавательскую работу, где передает свой опыт уже в большем масштабе.
Считаю, что для наведения порядка в войсках сегодня не нужно стремиться внедрять что-то эдакое. Ведь все уже давно продумано и проверено на практике до нас.
Во-первых, солдат должен быть загружен боевой учебой, изучением специальности и несением службы. Только от безделья молодого человека может потянуть на "подвиги". В нашей части солдат вне зависимости от срока службы после напряженного дня вечером думает только об одном - как бы добраться до койки и отдохнуть. Кстати, мы всегда прикрепляем новобранца к увольняющемуся в запас, и у последнего появляется забота: привить новенькому основные навыки по специальности. Есть стимул: чем раньше он подготовит замену, тем быстрее поедет домой. Тут уж не до того, чтобы заставлять пришивать чужие подворотнички и гладить брюки.
Во-вторых, необходимо грамотно помочь организовать досуг подчиненным. Это непросто, так как зачастую на это нет денег. Но, как говорят, нет непреодолимых преград, было бы желание. У нас в части, к примеру, не было средств на новые тренажеры - приобрели подержанные, дооборудовали силами своих умельцев. В-третьих - контроль. Речь не только о лицах суточного наряда и об ответственных. Хотя и они должны выполнять свои обязанности "от" и "до". Изучать необходимо прежде всего душевное самочувствие солдат и сержантов, психологический климат в коллективе. Тут у каждого своя ниша, и у нас никто не отдает это только на откуп заместителю по воспитательной работе. Есть тут чем заняться и сержанту - он ближе всех к подчиненным, особенно к тем, кто только начинает службу. Уходя домой после службы, я полностью уверен, что, к примеру, в отделении сержанта Станислава Голубова ничего не произойдет экстраординарного, так как он всегда знает, чем и как дышит каждый из его подчиненных.
И еще. Уже по собственному опыту знаю - нужно поддерживать тесный контакт с родителями солдат, ведь их мнение, оценка для юноши имеют большое значение. Поэтому я всегда старался беседовать с теми матерями и отцами, кто приезжал навестить своего сына. Если же родители не имеют возможности приехать, то пишу родителям солдата письмо, в котором расспрашиваю об особенностях характера сына, советуюсь, а то и вовсе прошу оказать воздействие на их чадо. Коэффициент полезного действия от этого очень высок.
Закончу тем, с чего начал. В армии в отличие от "гражданки", где с нерадивым работником никто не будет возиться (его сразу выгонят), мы, офицеры, обязаны работать со всеми и добиваться дисциплины и выполнения служебных обязанностей. И в этом общество должно нам помогать, а не настраивать юношей и их родителей против воинской службы.
http://www.redstar.ru/2006/03/22_03/2_01.html