Тема Вашей конференции как никогда актуальна. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алекcий II отечески наставляет нас: "... считаю, что очень важно помнить о своем прошлом, о своей истории. Без прошлого у любого народа не может быть ни настоящего, ни будущего. Почитая наших героев и подвижников, которые созидали и укрепляли Землю Русскую, мы тем самым чувствуем и свою причастность к истории".
Одним из таких героев и подвижников является Александр Васильевич Суворов. Это не только великая личность в истории войны, но это и великая личность в истории человечества, смыслом жизни которого было служение Отечеству и Богу. Знаменательно, что мы празднуем 275-летие со дня рождения полководца в год, когда отмечалось 625-летие Куликовской битвы. Эти знаменательные даты в свою очередь совпали с первым празднование новоучрежденного государственного праздника - Дня национального единства. Все вышеназванные события - равно как и то, что Александр Васильевич Суворов получил свое имя в честь святого благоверного князя Александра Невского - глубоко взаимосвязаны. Святой благоверный князь Димитрий Донской и соратники его вышли на битву, уповая только на Бога и Пречистую Богородицу и по молитвам святого преподобного Сергия Радонежского одержали победу, с которой затем отсчитывалась российская государственность. Народное ополчение освободило столицу нашей Родины от оккупантов и их приспешников, смогло прекратить Смутное время именно благодаря заступничеству Божией Матери, Казанский образ которой несли в Москву защитник Отечества. А генералиссимус Суворов с первых лет своей воинской службы никакого дела, никакой битвы и никакой военной кампании не начинал без усердной молитвы.
Из многочисленных воспоминаний современников мы знаем, что, по свидетельству историков Суворов, свято чтивший добрые обычаи предков и видевший в них залог добродетели, любил нарочно усиливать, увеличивать в глазах других всё, что начинало казаться устаревшим и обветшалым (время Суворова, как мы знаем, отличалось развитием либеральных идей в дворянской среде). Он прибегал регулярно к церковным Таинствам, молился, проезжая мимо церкви, клал земные поклоны перед образами, строго держал посты, крестился, входя в комнату, садясь за стол.
Биограф Суворова А. Петрушевский отмечает, что в поклонах его не было никакой утрировки, а выражалось обычное благочестие Суворова, его искренняя вера и ревностное исполнение церковных обрядов. Известен случай, когда Суворов прибыв на аудиенцию к Императрице Екатерине II сначала положил три земных поклона перед Казанской иконой Божией Матери, находившейся в кабинете Государыни, и только после этого совершил предусмотренный этикетом поклон царице.
Суворов начинал и заканчивал день молитвой. Перед обедом адъютант его читал "Отче наш". Каждый из гостей должен был отвечать "аминь". Особую ревность имел полководец к церковной службе. На рассвете всегда шел в церковь, где молился заутреней и обедней. Во время службы сам читал Апостола и пел на клиросе. Благочестие его проявлялось и в постоянных заботах по содержанию старых и сооружению новых церквей. "Я и всех своих оброков на этот предмет нимало не жалею", - говорил Александр Васильевич.
Сам полководец не раз являл окружающим свое упование на всесильную помощь Божию. Например, во время битвы при Требии, в решительный момент, когда никакая тактика не помогала, Суворов, спрыгнув с лошади, пал ниц на землю и в молении к Богу пробыл в таком положении несколько минут, потом быстро дал такие приказания, что русские победили.
Командуя Суздальским пехотным полком, Суворов лично участвовал в сооружении полковой церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, сам вырезал для храма крест, а после того передислокации полка, особо озаботился тем, чтобы в храме продолжались богослужения силами местных священников. Пребывая в Херсоне, в Великий пост, он озаботился ежедневным совершение церковных служб в своей штаб-квартире, при этом прислуживая в качестве дьячка.
В последние месяцы своей жизни всемирно известный полководец составляет молитвенный "Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу", который может быть поставлен в одни ряд с известнейшими и самыми трогательными церковными песнопениями. Этот канон заканчивается словами: "Се на умоление предлагаю Тебе, Господи, Матерь Твою Пречистую и всех от века Тебе угодивших. Молитва их у Тебе много может. Приими ходатайство их за меня недостойнаго. Не вем уже, что более Тебе изрещи: Твой семь аз и спаси мя". Поистине эти слова относятся к каждом из нас.
Но Суворов оставил нам не только пример личного благочестия. Его тетрадь "капральских бесед" начиналась советом: "Молись Богу, от него победа!", а далее приводилась обязательная для каждого воина молитва: "Пресвятая Богородице, спаси нас!" "Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!" и пояснялась так: "Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!" Плодотворность этого совета особенно выразилась в итальянскую кампанию, где на семьдесят пять убитых врагов приходился убитым только один русский солдат. Более того, солдаты, которые имели несгибаемую веру и молились, оставались невредимы и даже не имели обморожений во время перехода через Альпы, те же, которые такой веры не имели, отмораживали и руки, и ноги. О таких Суворов говорил: "Они Богу неугодны".
Он наставлял своих подчиненных перед битвой: "Слышите, ребята! Слышите? С нами Бог, и кто переможет нас? Помолимся же Ему усердно, помолим у Его милосердия об отпущении содеянных нами грехов, и кому Бог подаст быть живу после дела, тот помянет убитых. Слышите, дети? Это хорошо, коль сделаем!"
Соратников своих, князя Багратиона и других, Александр Васильевич приветствовал словами: "Бог на помощь!" На что они обыкновенно отвечали: Помилуй нас Бог!" или "Господи, помилуй!" Слова "Помилуй Бог!", созвучные молитве Иисусовой, были обычным восклицанием Суворова.
В своем завещании потомству - а значит и нам с Вами! - полководец написал: "Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству".
Потому главный вывод, который мы призваны сделать из славных дел великого полководца и благочестивого православного человека Александра Васильевича Суворова, заключается в том, что все мы должны вне зависимости от своих профессиональных интересов, вне зависимости от своего положения в обществе, в любом качестве и в любом служении, в первую очередь, стремиться быть православными людьми. Христианское понимание семьи как малой Церкви, христианское отношение к труду, к защите Отечества, к своим общественным обязанностям, к власти должны быть нами поставлены во главу угла, стать нормой и правилом нашей жизни. Нам надо крепить в своем сердце веру православную, крепить веру в нашем обществе. Надо укреплять себя в вере, благочестии и нравственной жизни. Будем же стремиться стяжать благодать Святого Духа добродетельной и Богоугодной жизнью, чтобы делать все дела во имя Христово. Однако выполнить эту задачу мы можем, если действительно, на собственном, личном духовном опыте будет обладать этими дарами христианства, если будет полноправными членами Церкви, если будет прибегать к ее спасительным Таинствам, если получим собственный опыт молитвы, покаяния, участия в Богослужениях.
Дорогие участники конференции! Братья и сестры! Призываю Благословение Божие на деятельность Вашего ученого собрания. Пусть память о великих людях, которые - подобно Александру Васильевичу Суворову и другим славным защитникам нашей Родины - внесли свой вклад в историю нашего Отечества и славные деяния которых являются предметом данной конференции, живет в сердцах благодарных потомков и вдохновляет на нас новые свершения во благо России.
Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.
http://orthodox.etel.ru/2005/45/24slovo.htm