Во второе воскресенье после Пасхи (15 мая) поминает Церковь жен-мироносиц. Кто же они были? - Эти женщины первыми узнали о Воскресении Господа, и Евангелие называет нам имена некоторых из них: Мария Магдалина, мать Иакова и Иосии Мария, Саломия.
На рассвете отправились женщины к месту погребения Христа, чтобы, по обычаю, помазать Его миром, потому что не успели сделать это раньше. И увидели они камень, отваленный от гроба и сидящего на нем Ангела, который возвестил им, что распятый Иисус воскрес. В тот момент Господь наш был объявлен преступником, казненным с позором. Ученики Его, испугавшись, спрятались по домам, а Петр уже и учеником Его не был, ибо отрекся от Учителя. Погребли же Его тайные ученики Иосиф и Никодим. Раньше с робостью приходили они к Нему лишь по ночам, а теперь, забыв внезапно свой страх, осмелились испросить тело Его для погребения. И кроткие женщины, не убоявшись, пришли к гробу Господню. А ведь среди Его учеников были и воины, люди не робкого десятка. Вспомним того же Петра, выхватившего меч для защиты Христа. Но видно для истинной веры не храбрость нужна, а любовь, которую и стяжали в своих сердцах жены-мироносицы.
"В любви страха нет, но совершенная любовь изгоняет страх", - эти слова апостола вспоминали и те, кто шел за Христом и своей жизнью, а часто и смертью утверждал учение Христово на земле. 15 мая Церковь чтит память Святых князей Бориса и Глеба, первых русских святых. Жили они в XI в., в период братоубийственных войн, когда не только друг против друга князья походами ходили, но не гнушались и безбожных татар на Русь приводить. Родной брат Бориса и Глеба - Святополк, по прозвище Окаянный, задумал один распорядится наследством отца своего св. князя Владимира и убить братьев. Знали об этом Борис и Глеб, и воинами были храбрыми, но не захотели поднять оружия на своего брата родного и тем положить начало новым войнам на Руси. "Иже рече Борис: Бога люблю, а брата своего ненавидеть - ложь есть", - такими были последние слова князя Бориса перед смертью. На Руси претерпевших страсти во имя Христа называли "страстотерпцы".
В эти же дни совершается воспоминание честного праха апостола и евангелиста Иоанна (21 мая). Иоанн был единственным учеником, кто оставался с Ним у креста вместе с Матерью Божией. По преданию каждый год в этот день и месяц от гроба апостола и возлюбленного ученика Его исходил некий тонкий прах, творивший исцеления. Верующие собирали его и врачевали им различные недуги и болезни.
Третье воскресение после Пасхи носит название Недели о расслабленном (22 мая). Евангелие повествует о неком человеке, который 38 лет страдал параличом. Он искал исцеления у Овечьей купели, в которую сходил по временам Ангел Господень и возмущал воду. Кто первый входил в нее в этот момент, - тот исцелялся. И великое множество больных лежало вокруг купели: слепых, хромых, иссохших, которые ожидали своей очереди. Иисус, появившись у купели, сам исцелил расслабленного, сказав ему: "встань, возьми постель твою и ходи".
Живший в XII в. проповедник и писатель Кирилл Туровский, которого называли "вторым Златоустом", написал замечательное толкование этого евангельского сюжета - "Слово о расслабленном". Вот как он описывает происходящее у купели. "И был это прообраз святого крещения, поскольку не всегда та вода исцеляла, но лишь когда ее возмущал ангел. Ныне же к купели крещения приходит сам владыка ангелов Святой Дух и освящает ее и дает здравие душам и телам и от грехов очищение. Если кто слеп разумом, или хром неверием, или сух отчаянием от многих беззаконий, или расслаблен еретическим учением - всех вода крещения делает здоровыми. Та купель многих принимала. Но лишь одного исцеляла, да и то не всегда, а один раз в год; а купель крещения каждый день многих оживляя, делает здоровыми". Исцеленному от паралича, по словам Кирилла Туровского, "Господь словно бы так говорит <...> Вот здоров ты, больше не согрешай, ибо сказано: "Горе согрешающему осознанно".
Ежели кто не слеп разумом, а силен умом - тот приобрел помощь Самого Господа. Так повествуется в житии святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских, чью память чтим мы 24 мая. Благодаря их подвигу можем мы читать Святое Писание на родном языке. За это деяние в просвещении славян признан их труд равным апостольскому, потому и называет их Церковь равноапостольными.
15.05.2005
http://www.voskres.ru/info/petrova2.htm