- Вообще, при каждом киевском приходе настоятель с прихожанами стараются организовать "что-нибудь молодежное" - воскресную школу, клуб, братство, сестричество, но далеко не всегда задуманное доходит до воплощения. У нас в Киеве около десятка более-менее известных очагов православной молодежной культуры. По опыту можно сказать, что успех их живучести связан, во-первых, с осознанием необходимости постоянного объединения, во-вторых, с активностью лидера группы - обычно их несколько: духовник (кто-то из молодого творческого духовенства) и лидер из молодых мирян.
Хронологически первыми крупными объединениями, наверное, можно считать молодежки Кирилловского и Агапита Печерского приходов Киева. Середина и вторая половина 1990-х годов прошли в столице под их влиянием. Там не ограничились простыми чаепитиями и беседами на духовные темы - организовали молодежное служение при больницах, на территории которых расположены эти парафии, открыли дискуссионные клубы на богословские вопросы, создали информационную базу - приходские газеты "Кириллица" и "Камо грядеши". Во всех этих мероприятиях главными оказались не спонсоры, а живой энтузиазм, который находит и спонсоров, и новые возможности своего применения.
Самым удачным проектом, на наш взгляд, стала организация в Кирилловском приходе детской литургии. ЕЈ участниками, помимо священства, являются дети, которые всЈ делают самостоятельно - поют, пономарят, читают часы, апостол... Возраст детей от нескольких месяцев (их приносят причащать родители) до подросткового и старше. Стоять на детской литургии - одно умиление, словно посреди ангелов находишься...
Со временем молодежные ресурсы прихода свтт. Кирилла и Афанасия распределились по другим общинам, поскольку часть инициативного духовенства перешла на новые места служения, потянув за собой юную паству. Газета храма прп. Агапита Печерского "повзрослела" и стала интересным богословско-полемическим журналом "для всех, кто хочет верить разумно". Короче, на сегодняшний день первенство молодежной активности перешло к Свято-Троицкому Ионинскому монастырю и общине вмч. Екатерины.
- А чем интересны эти общины и что их между собой отличает?..
- И в монастыре, и в Екатерининском приходе значительную часть прихожан, монашества, священства составляют люди, возраст которых не превышает 35 лет (максимальный возраст, установленный для молодежи в Украине), а чаще еще моложе. Это относится и к настоятелям монастыря и прихода, что дает дополнительный импульс к вовлечению молодежи в общины. Всегда приятно, когда твой руководитель не намного старше, а то и моложе по возрасту - легче находить общий язык, больше возможности для проявления инициативы.
В Ионинском монастыре каждый четверг проводятся "святые вечера", на которых священник в форме вопросов и ответов разбирает с молодежью любую поднятую тему. Встречи проходят в свободной, раскованной обстановке, с чаем и шутками. Народу в притвор Ионинского храма набивается до 100 человек.
Наверное, этот первичный, огласительный этап воцерковления и отличает ионинскую молодежку от екатерининской. Дело в том, что в парафии вмч. Екатерины проводится более углубленная и дифференцированная образовательная работа. На базе прихода действуют многолетние катехизаторские курсы, богословские студии, семинары, собираются разнообразные кружки... - и всЈ это в небольшой двухкомнатной квартире или других съемных помещениях. Кстати, состав екатерининской общины во многом сформирован их бывших протестантов - результат миссионерской работы прихода.
- Каким образом ведется эта работа?
- Протестанты довольно открытые люди, поэтому, когда узнают, что кроме "бытового" православия существует еще и высокое православное богословие, охотно идут на контакт, становятся слушателями курсов. Программа занятий строится с учетом протестантского восприятия, да и сама жизнь екатерининской общины напоминает первохристианскую с еЈ простыми, непосредственными отношениями - то, что всегда импонирует выходцам из протестантских деноминаций, например из "Церкви Христа". Всего в екатерининской общине насчитывается до 80 человек.
- А есть в Киеве молодежные объединения, не связанные напрямую с определенным приходом?
- Такие объединения создаются, но не всегда вызревают в сложившуюся организацию. Хромают дисциплина и ответственность - известные бичи молодого возраста. Прийти послушать, пообщаться - это да, но что-то сделать - для этого надо долго раскачиваться.
В прошлом году много надежд было связано с неприходской молодежной организацией "Сп¦льна справа" (по-русски "Общее дело"). Из еЈ наиболее запоминающихся проектов можно назвать, например, "Реставрос" - аналог российского движения по восстановлению разрушенных храмов. Киевляне находили за чертой города приходы, в которых строили или восстанавливали церкви, и группами ездили оказывать содействие.
Еще одним интересным проектом "Сп¦льноi справи" стала миссионерская акция, связанная с раздачей в людных местах города листовок, которые находчиво объясняли преимущество православия перед другими вероисповеданиями. Молодежными активистами был придуман задорный текст, составлена группа раздачи листовки и привлечен в качестве "глашатая православия" священник, который общался с заинтересованными прохожими. В общем, акция стала резонансной, ведь подобный "выход в народ" практикуют в основном протестанты, свидетели Иеговы, а тут этими же методами воспользовались православные.
- К сожалению, о киевских молодежных интернет-ресурсах известно мало. Можно ли подробнее рассказать о них?
- Как ни странно, но до последнего времени острой необходимости в каком-то киевском или даже всеукраинском общеприходском молодежном сайте не ощущалось - православная молодежь была представлена либо на хорошо "раскрученных" российских сайтах, либо на межконфессиональных христианских форумах Киева. У некоторых наших молодежек есть свои интернет-странички, но они нерегулярно обновляются, да и регистрируются в основном на российских бесплатных доменах. Объясняется это тем, что, во-первых, в России церковные структуры и государство оказывают существенную поддержку православному интернету, а с другой стороны - Украина всЈ-таки небольшая страна, где "все друг друга и так знают", поэтому хватает электронной почты и телефона. Как бы то ни было, с лета 2005 года в Киеве открыт неформальный форум православной молодежи http://pritvor.kiev.ua - скоро доведем его до ума и превратим в полноценный православный портал.
- Раз мы коснулись отношений Церкви и государства, то в Украине они непростые. Как это отражается на молодежных общинах Украинской Православной Церкви?
- У нас отношения Церкви и государства взаимно настороженные. С обретением Украиной независимости государство считает, что местная Церковь с каноническим центром в другой стране не может эффективно служить консолидации нации. Отсюда - все проблемы от мала до велика. Однако на молодежное движение УПЦ МП политика не сильно повлияла. В целом можно сказать, что нам не мешают, но и не помогают. Отношение к новому руководству страны, а также к будущему украинской Церкви в молодежной среде тоже разное. Поэтому стараемся во время миссионерских и социальных мероприятий своих политических пристрастий не высказывать, обсуждаем их на форумах и "круглых столах".
- Участвуют ли в ваших мероприятиях представители инославия - католики, протестанты, а может раскольники?..
- Мы с ними живем в "параллельных мирах". Почти не интересуемся друг другом, хотя в социальном служении иногда пересекаемся. Например, ездим в один и тот же детдом, но занимаемся с детьми отдельно друг от друга. В принципе, эту работу можно вести и вместе (она не связана с агитацией "за лучшую церковь"), но не хотим натянутых отношений, которые всегда будут, пока остается раскол.
- Что в новых планах у киевских молодежек? Можете поделиться каким-то "рецептом по-киевски" - для других молодежных объединений Церкви?
- Да планов всегда гора, а рецепт один: любую молодежную акцию нужно организовать интересно, по возможности весело, с большой долей импровизации и с минимумом формализации - у нас таким образом молодежь из разных приходов Киева уже несколько месяцев подряд "бессистемно" собирается для поездок в интернаты. Примерно раз в две-три недели бросаем всем, кому попало, по электронной рассылке и телефонам клич на сборы - кто может, тот приходит, собираемся на платформе метрополитена, делимся на группы и разъезжаемся в детдома-интернаты. Специально выбираем загородные маршруты, потому что в Киеве сироты больше обласканные - как-никак, столица. При каждой группе есть пара активистов-заводил, которые знают детские игры и на ходу репетируют с "новобранцами". Таким нехитрым способом удается регулярно привлекать к поездкам в детдома от десяти до тридцати и более человек. А это значит, что охватываем сразу несколько интернатов. И дети рады, и мы при деле. Вот рецепт самой простой организации полезной работы, в которой участвуют молодые киевляне. Есть вопросы и предложения - пишите нам на форум, будем общаться в интернете, пришлем методику работы с детьми...
А так в планах - много чего. Церковная среда после выборов президента страны сильно дезинтегрирована, собираемся расширить проект "Схiд i Захiд разом!" (по-русски "Восток и Запад вместе!"), перезнакомить молодежки Киева, Донбасса и Буковины, лучше узнать друг друга, совместно что-то устроить. Смогли же организовать на Сретение сбор игрушек для онкобольных детей - попробуем сделать еще, в республиканском масштабе. У нас многие активисты участвуют в сборе донорской крови для детей больных лейкемией - можно перенести опыт на регионы, а что! Унывать некогда, надо действовать!..
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050330104524