15 марта 2005 г. Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ и Государственный Исторический музей представили зрителям выставку "Царь-освободитель", приуроченную к 150-летию восшествия на престол императора Александра II
Выставка продолжила цикл экспозиций музея, посвящЈнных юбилейным датам. Название выставки определил еЈ лейтмотив - отмена в 1861 г. крепостного права в России. По словам руководителя группы по созданию экспозиции Андрея Дмитриевича Яновского, эту реформу отличала от современных "порядочность и высокая степень подготовки". Задача выставки - дать самое общее представление об этом интереснейшем и драматичном времени, вполне заслуженно названном современниками "эпохой великих реформ". Место еЈ проведения - Государственный Исторический музей - выбрано не случайно: 20 августа 1875 г. именно Александр II участвовал в закладке его здания.
Будущий император Александр II родился в Малом Николаевском дворце Московского Кремля 17 (29) апреля 1818 г. Его отец, великий князь Николай Павлович назвал сына в честь брата, императора Александра I, получившего имя, в свою очередь, в память одного из наиболее почитаемых на Руси святых - князя Александра Невского. Его замечательная икона конца XVII в. стала своеобразной заставкой выставки и первым экспонатом зала "От рождения до восшествия на престол". Рядом - интереснейший портрет неизвестного художника, запечатлевшего малыша с диковинной птичкой на правой руке. Это - великий князь Александр Николаевич в возрасте полутора-двух лет.
Всего через семь с половиной лет Александр Николаевич получил ещЈ один титул - "наследник цесаревич", когда 14 (26) декабря 1825 г. волею случая его отец стал императором Николаем I. Здесь же можно видеть и текст присяги на верность императору его сына Александра, принесЈнной 22 апреля 1834 г. сначала в Большой церкви Зимнего дворца, а затем в Георгиевском зале Кремля.
Продолжает экспозицию витрина, рассказывающая о разностороннем обучении цесаревича. В ней можно увидеть портреты Карла Карловича Мердера, Василия Андреевича Жуковского и Михаила Михайловича Сперанского. Получив достойное военное образование, великий князь Александр Николаевич отправляется на Кавказ, г.де шли военные действия. 6 октября 1850 г. он участвовал в бою с чеченцами между реками Рошней и Валериком, за что император пожаловал сыну орден Святого Георгия IV степени (представлен в этой же витрине).
Второй зал выставки - "Жизнь и деяния императора Александра II" - открывается темой его коронации. В первой витрине экспонируется объявление о коронации Александра II и Марии Александровны (август 1856 г.). В следующей - хромолитография, представляющая два узловых момента его царствования: освобождение 23 млн крестьян от крепостной зависимости и освобождение восточных славян от турецкого ига. В этом контексте вызывает интерес, становясь своеобразным символом, перо, которым в переносном и прямом смысле Александр II поставил точку в истории крепостнической России.
Вторая реликвия - пехотная офицерская сабля, которую имел при себе император в злосчастный день 1 марта 1881 г. Третья - небольшой прозрачный крестик, вырезанный из осколка оконного стекла кареты, в которой Александр II ехал вдоль Екатерининского канала в Санкт-Петербурге навстречу своей трагической г.ибели.
Последний экспонат выставки - цветная фототипия "Храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге на месте г.ибели Александра II". Храм стал вторым, вечным памятником императору. Первый же - отмена крепостного права.
Эта выставка - не резюме на историческую тему. Она вызывает размышления, ставит вопросы. По крайней мере, посетитель, скорее всего, согласится с известной фразой В.О. Ключевского об императоре: "Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался".
http://his.1september.ru/article.php?ID=200500803