itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русская Православная Церковь в Японии

0
267
Время на чтение 5 минут

Годы Великой Отечественной войны.

Годы Великой Отечественной войны - особое время в истории РПЦ. Именно в это время советское государство осознало необходимость диалога с ней во имя общей цели разгрома фашизма, который в равной степени угрожал существованию и церкви, и государства. Вместе с тем советское руководство стремилось извлечь максимальную пользу от своих взаимоотношений с РПЦ, прежде всего во внешней политике. Расширение юрисдикции Московской патриархии и распространение ее на входившие до революции в состав РПЦ приходы были последовательными шагами в этом направлении.

Однако политические акции советского правительства неблагоприятно сказывались на положении русских эмигрантов, а также представителей православного духовенства и верующих тех стран, что не вошли в сферу влияния СССР. В большей степени, чем где бы то ни было, это коснулось Японии, вступившей в войну с СССР. Однако еще до военных действий русские эмигранты рассматривались японцами как потенциальные шпионы. Шпиономания в Японии была еще сильнее, чем в СССР. Неудивительно, что православная церковь и ее последователи были под подозрением у японских властей.

Православная церковь в Японии была представлена, во-первых, русскими эмигрантами, а во-вторых, принявшими православие японцами. На русских эмигрантах и православных верующих отражалась политика имперского правительства Японии, пропагандирующего захватнические планы по отношению к своим соседям, в том числе и в отношении СССР.

Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) неизменно до своей кончины 11 августа 1945 года хранил верность РПЦ и оставался в каноническом подчинении Московской патриархии. Всего в Японии насчитывалось 25 священников и 15 катехизаторов, но не было ни одной православной школы, семинарии или монастыря. В связи с этим Православная церковь в Японии не получила прав юридического лица, и ее приходы рассматривались как группы. Эти группы регистрировались не в министерстве просвещения, как другие религиозные организации, а в министерстве внутренних дел. В 1939 году в Японии был издан закон, по которому лишь урожденные японцы могли возглавлять религиозные общины. В связи с этим митрополит Сергий ушел в 1940 году на покой, продолжая исполнять религиозные службы и обряды у себя в домашней молельне. На молебны собиралось до 200 верующих. В проповедях к ним митрополит Сергий призывал любить Россию. В Великую Отечественную войну он занял патриотическую позицию. Летом 1944 года митрополит Сергий выразил желание вернуться на родину и принять советское гражданство. Желая воспрепятствовать его выезду в СССР, японские власти в мае 1945 года арестовали митрополита Сергия. 11 августа 1945 года он скончался.

После ухода митрополита Сергия на покой среди православного духовенства и верующих начались разногласия и споры по поводу его преемника. В 1941 году на Всеяпонском православном соборе было решено, чтобы в епископы был посвящен священник из японцев, и он примет руководство православной церковью. Несколько священников и протоиереев было избрано кандидатами для исполнения этой обязанности. Но благодаря усилиям заштатного православного священника Йошида, который работал в японской ставке Верховного главнокомандования, в процесс вмешались представители японского военного командования. Выяснилось, что ни один из кандидатов не сочувствовал японской программе агрессии на Дальнем Востоке. Естественно, что такой глава Православной церкви Японии не устраивал правительство.

Тогда отец Йошида предложил кандидатуру 70-летнего женатого протоиерея Иоанна (Оно) на это место, потому что он был "более японцем", чем другие кандидаты, и получил образование в Японии. Итак, без согласия верующих японцев и по просьбе, подписанной отцом Йошида и двумя мирянами, претендующими на представительство воли большинства членов церкви, протоиерей Иоанн (Оно) был направлен в Харбин. Там в марте 1941 года его подстригли в монахи с наречением имени Николая (в монахи постригли и его жену) и в апреле возвели в сан епископа Японского и Токийского. Чин архиерейской хиротонии с ведома и санкции митрополита Анастасия (Грибановского), главы РПЦ за границей, отвергающей общение с Московской патриархией из-за ее лояльного отношения к советской власти, совершали карловацкие (по названию городка Карловцы в Югославии, где размещался Архиерейский Синод РПЦ за границей во главе с митрополитом Анастасием) архиереи: митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископ Нестор (Анисимов), епископ Виктор (Святин) и другие. Но новый епископ не пользовался авторитетом и по возвращении не был допущен верующими в собор. Возмущенное большинство православных японцев предлагали возвести в епископы протоиерея Якова (Тоохея).

Споры приняли настолько скандальный характер, что в дело вмешались представители японского генштаба, жандармерии, полиции и министерства просвещения, которые продиктовали свои условия: признать Николая (Оно) епископом, управляющим Японской православной церковью; дополнительно возвести в епископы представителя большинства верующих, протоиерея Якова (Тоохея); оба епископа должны управлять церковью поочередно, через год. В связи с тем, что последнее требование было совершенно не совместимо с православными канонами, протоиерей Яков (Тоохей) не был возведен в епископы.

Экзарх Московской патриархии в США митрополит Вениамин (Федченков) утверждал, что, когда епископ Николай (Оно) вернулся в Японию, он насильно удалил митрополита Сергия из его квартиры при соборе и даже способствовал его тюремному заключению в мае 1945 года, сообщив японскому правительству, что митрополит Сергий будто бы является скрытым шпионом Советского Союза.

После американской оккупации группа православных японцев, возглавляемая протоиереем Юзавой и четырьмя влиятельными мирянами, обратилась в религиозный отдел гражданской секции информации и воспитания американской ставки. Они заявили, что выборы епископа Николая (Оно) не были желанием японских христиан, что епископ Николай сотрудничал с японской ставкой, что он не заслуживает звания епископа и должен быть удален. После проведенного американскими военными следствия обнаружилось, что обвинение было обоснованным. Епископ Николай вынужден был сложить с себя полномочия. Но еще до американской оккупации он от имени всех православных верующих просил патриарха Алексия I о воссоединении с Московской патриархией.

Посылаемые в Японию патриархом Алексием I для возобновления нормальных деловых контактов с Японской православной церковью епископы Борис (Вик) и Сергей (Ларин) не получили виз на въезд в страну. Американские военные власти не захотели впустить их в Японию. Группа православных японцев во главе с протоиереем Арсением (Ивасавой) в апреле 1946 года провела собор, на котором решено было подчинить японскую церковь Американской метрополии, вышедшей из подчинения Московской патриархии, во главе с митрополитом Феофилом (Пашковым). Японскую церковь возглавил архиепископ Вениамин (Басалыга), присланный из США. Ему были переданы храмы и помещение русской духовной миссии.

Только несколько приходов сохранили верность Московской патриархии. Они создали отдельную "Истинную православную церковь", во главе которой встали протоиереи Николай (Оно) и Антоний (Такаи). 30 сентября 1957 года Священный Синод РПЦ официально признал эту церковь истинной Японской православной церковью, и именно ее стали считать преемницей Православной церкви Японии, основанной архиепископом Николаем еще во второй половине XIX века. В апреле 1970 года отколовшаяся от РПЦ японская церковь вернулась в ее лоно и начала свое существование в качестве Святой автономной японской православной церкви. В связи с этим решением Священного Синода с апреля 1970 года Японская православная церковь стала подворьем РПЦ в Японии.

В.Н. Якунин // "Новая и новейшая история", 2004, N5 (публикуется в сокращении).
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Якунин
"Установление веротерпимости"
Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР во время Великой Отечественной войны
01.05.2002
Все статьи Владимир Якунин
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25