О СВЯТОМ ВОИНЕ ЕВГЕНИИ
Года три назад некоторые прихожане рассказали мне, что обращение к памяти воина Евгения Родионова, убитого в Чечне и предпочевшего смерть измене Христу, помогает воинам в "горячих точках" в их службе. У меня появилось необъяснимое с точки зрения мирской логики и настоятельное желание иметь икону Евгения Родионова, который, по общему нашему мнению, стал местночтимым святым, поминаемым на каждой службе. Три года я молился в общей сложности о 62 воинах, в Чечне воюющих, и, обращаясь к Евгению Родионову как к святому воину, я был уверен, что они вернутся целыми и невредимыми. Так и случилось: все вернулись, хотя и не уклонялись от трудностей службы.
Не надо изобретать национальную идею - ее воплощение в житии св. воина Евгения Родионова, в Чечне убиенного.
О ПЕТРЕ ПЕРВОМ И СТАЛИНЕ
Корреспондент. Национальная идея все-таки всегда базируется на каких-то достижениях прошлого. Каких правителей в русской истории вы выделяете в исторической перспективе?
Игумен Евстафий. Ориентироваться нужно, конечно, на сильных людей - тех, которые в своем историческом подвиге не жалели ни себя, ни людей вокруг ради мощи и благосостояния государства в целом. Они, как хирурги, иссекающие ткань вокруг опухоли. Великие государственники готовы были пожертвовать мещанским уютом и личным счастьем себя и других. Петр Первый и Сталин - два величайших исторических деятеля России - не останавливались и перед необходимой жестокостью, заботясь о мощи государства и зная, что это государство впоследствии будет защищать народ от внутренних и внешних врагов.
Корр. А как понимать отношение Петра Великого и Иосифа Сталина к Православию, ведь оба поставили церковь в прямую зависимость от государства?
Игумен Евстафий. Во времена Петра Первого в Церкви находились такие люди, которые не понимали героического пафоса и сути деятельности этого царя, были серьезным препятствием на пути его преобразований. С этой точки зрения у него, быть может, не было другого выхода, как поставить во главе Церкви офицера. Но небесная, мистическая, самая главная часть Церкви не могла быть уничтожена.
К сожалению, вплоть до начала ХХ века Церковь так не смогла стать настоящим попечителем народа. Она должна была пройти через горнило испытаний. Была пролита кровь, жертвенная кровь. Были убиты и правые и виноватые. Прошла эта година. И сам Иосиф Виссарионович Сталин в 1943 году призвал иерархов церкви, принял их учтиво, соблюдая все уставные и церковные правила. Он разрешил восстанавливать храмы и монастыри, позволил избрать Патриарха. И в этом мы видим высокую справедливость, которая руководила действиями этого истинно гениального человека, чуждого общечеловеческих ценностей.
В целом Советская власть оказалась полезной для страны, народа и Церкви - это, как печь, которая попалила многих, но отроки в печи оказались невредимы посреди огня.
ОБ ОЛИГАРХАХ И ЛИБЕРАЛАХ
Корр. Не чувствуете ли вы на сегодняшний день опасности сращивания церковной верхушки с формирующейся "вертикалью власти" и крупным бизнесом?
Игумен Евстафий. Опасность есть всегда. Она исходит из того, что сатана никогда не спит. Только собственная совесть должна указывать священнослужителю, как себя вести и с президентом, и с олигархами.
Корр. Как надо вести себя с олигархами?
Игумен Евстафий. Их надо спасать.
Корр. Спасать Ходорковского?
Игумен Евстафий. Да, и Ходорковского тоже. Надо попытаться достучаться до их совести. Эти люди, покупающие футбольные команды, настолько отошли от всех канонов совести, что, может быть, им самим уже противно жить. Если попытаться открыть глаза этим VIP-людям на их собственную жизнь, на отношение к своему народу, который дал им многое для того, чтобы они обогатились, то этот олигарх, может быть, поблагодарит и скажет: "я рад, что ты обличил меня, я рад, что ты хочешь меня спасти, я готов идти по этому пути". Конечно, мы не Серафимы Саровские, не Серафимы Вырицкие, наши слова, наверное, будут недостаточно убедительными. Но если найдется среди нас хотя бы один человек, который сможет спасти хоть одного олигарха и сделать его нормальным гражданином, то это будет настоящим подвигом.
Корр. Нужно ли сажать олигархов в тюрьму, отбирать нефть, газ и прочее имущество, нажитое ими в ходе приватизации?
Игумен Евстафий. Их надо, по моему мнению, сажать в тюрьму соответственно содеянным им преступлениям, возможно, кто-то может быть и расстрелян. Методы, которые могли бы раскрыть глаза этим заблудшим в комфорте и роскоши людям (в том числе и ожидание предстоящей казни), могли бы послужить спасению их души. Надо помнить, что именно благоразумный и раскаявшийся разбойник был первым, кого Иисус Христос взял с собой в Царствие Небесное. И такой раскаявшийся разбойник-олигарх тоже может оказаться в Царствии Небесном!
Впрочем, многие из них, наверное, готовы отдать часть имущества и доходов народу, некоторую часть, быть может, имело бы смысл отобрать у них, а оставшееся стало бы залогом их дальнейшей деятельности на пользу страны.
Корр. Либеральная общественность, вероятно, не поймет вас...
Игумен Евстафий. Либерализм и "правозащитная" деятельность ассоциируется у меня с такими понятиями, как педерастия, педофилия, аморализм и уголовщина. Поверьте, я вращаюсь в гуще народа (и не только православного) - народ ненавидит и презирает либералов, правозащитников и прочих болтунов, а главарей либерализма называет "гаденышами". "Гаденыши" болтают о сталинских лагерях, но под их либеральную болтовню уже пролились целые реки крови. Своим либерализмом они довели страну до того, что жить в России стало очень тяжело. Сами они, конечно, закрылись от опасностей жизни пуленепробиваемыми стеклами, защитили своих детей. И поэтому они против смертной казни, поэтому им все равно, сколько убили человек на улицах города сегодня и завтра. У них все нормально, они все получили и наслаждаются жизнью. Я считаю, что либералы - это враги народа.
Что касается меня, то я хотел бы жить в стране с сильным православным президентом, имеющим полномочия, равные царским, с высокооплачиваемой мощной полицией, с цензурой в области морали и этики.
И вообще, кто спрашивал нас, а согласны ли мы, налогоплательщики, что полученные от нас деньги тратятся на содержание в довольно комфортных условиях и на кормежку серийных убийц, наркоторговцев и прочих преступников? В стране, испытывающей экономические трудности, следовало бы идти по более дешевому пути. И то, что эти люди (нелюди) до сих пор живут, это оскорбительно для памяти их жертв, для несчастных родителей, родных и друзей. И нечего нам врать, что смертная казнь не уменьшает преступность. Там, где общество радикально очищается от тех, кого уже не исправить никакими мерами, - там редки даже мелкие кражи. Это факт.
О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Игумен Евстафий. Я почитаю тех писателей, кого любят все истинно русские люди: Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Лескова и многих других. Из современных писателей - Николая Коняева и другого талантливого писателя - Эдуарда Лимонова, во св. крещении Петра. Все, что мне удалось прочитать из Лимонова (кроме ненормативной лексики) - написано удивительно талантливой рукой. Мы просили об освобождении этого человека, когда шел его судебный процесс, и он был в заключении. На одной из служб мы собрали подписи, призывая к состраданию к нему.
Корр. Лимонов достаточно жестко отзывается о современном православии в своих книгах...
Игумен Евстафий. Мы - последователи Христа, наше Православие всечеловечно, мы открываем объятия всем, кто находится в поле нашего зрения. Мы знали, что этот человек измучен, мы знали, что обвинения против него были, мягко говоря, сомнительны. Поэтому мы сказали тем, от кого зависели его жизнь и судьба: освободите этого человека. Будучи освобожденным, он в любом случае в той или иной форме будет делать дело Христово, поскольку к его освобождению причастны и те, кто от Христа. Лимонов даже своими антицерковными выражениями, своими антиправославными произведениями все равно исповедует Христа. Поскольку Христос присутствует в его душе как некая искра Божия. Мы хотели бы передать ему приглашение, чтобы он приехал в наш храм, и наши прихожане воочию увидели этого писателя, за судьбу которого мы все беспокоились.
Беседовал Андрей ДМИТРИЕВ
N 34 (561) от 18 августа 2004 г.