С 31 мая по 2 июня на нескольких площадках в формате публичных защит выпускных квалификационных работ перед государственными экзаменационными комиссиями (ГЭК) состоится финал Всероссийского инженерного конкурса, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. В качестве председателей ГЭК примут участие генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачёв, генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Юрий Борисов и другие первые лица высокотехнологичных корпораций и отраслей.
В рамках деловой программы финального дня состоится пленарная сессия в формате делового завтрака, в рамках которой планируется обсуждение итогов Конкурса. Программой завтрака предусмотрена дискуссия о современном состоянии инженерного образования, соответствии качества подготовки выпускников актуальным и перспективным запросам индустрии, роли Конкурса в формировании новой генерации технологических лидеров России как инструмента мониторинга и драйвера развития инженерного образования.
К участию в мероприятиях финального дня приглашены руководители корпораций, министерств/ведомств, принявшие участие в работе конкурсных и государственных экзаменационных комиссий, в рамках которых были рассмотрены лучшие выпускные квалификационные работы выпускников инженерных направлений и специальностей из всех регионов России, а также члены оргкомитета Конкурса, представляющие ключевые отрасли и университеты, партнеры Конкурса.
Торжественная церемония награждения победителей и призеров состоится 2 июня. Церемония завершится концертной программой и гала-ужином для финалистов.
Всероссийский инженерный конкурс (далее – Конкурс) – ежегодные соревнования студентов и аспирантов, представляющих в рамках выпускных квалификационных работ реальные инженерные проекты, направленные на решение перспективных задач по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР). Конкурс проходит в соответствии с поручением Президента России (пункт 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. № Пр.-349). Организатором Конкурса выступает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, оператором – Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (генеральный партнер ГК «Росатом»). Цель Конкурса: популяризация инженерных профессий, выявление и поддержка будущих технологических лидеров.
В оргкомитет Конкурса входят представители 13 вузов и 13 отраслей. За 9 лет в Конкурсе приняло участие более 12000 участников. Ежегодно интерес к инженерным профессиям и вовлеченность студентов в Конкурс растет: за последние 3 года количество участников увеличилось более чем в 7 раз (2020/21 учебный год - 1000 участников, 2021/22 –3000, 2022/23 – 7 000).
В рамках Конкурса студенческие проекты проходят несколько этапов: выдвижение идеи (отборочный этап), ее доработка на предприятии под руководством наставника (акселерационный этап полуфинала), апробация/внедрение результатов работ по итогам финала.
В полуфинале текущего сезона Конкурса приняли участие 400 студентов и аспирантов из 96 вузов и 41 региона России, которые отбирались по следующим критериям: соответствие результатов выполненной работы заявленной теме, практическая значимость результатов работы, качество отчета участника о проделанной работе по улучшению проекта с учетом рекомендаций работодателя, уровень готовности ВКР, также учитывалась оценка отраслевого наставника. В рамках полуфинала обучающиеся проходили акселерацию (доработку) своих проектов на 296 высокотехнологичных предприятиях под руководством 319 наставников.
Помимо акселерации для полуфиналистов и партнеров Конкурса была проведена насыщенная деловая программа. Полуфиналисты получили возможность пройти оценку деловых и управленческих компетенций на платформе АНО «Россия – Страна Возможностей» и посетить 15 тренингов и мастер-классов по развитию профессиональных и надпрофессиональных навыков от партнеров Конкурса. На тренингах участники познакомились
с инструментами саморазвития, научились применять их на практике и формировать индивидуальную траекторию развития, освоили навыки эффективного ведения переговоров и узнали о передовых инженерных технологиях.
Одним из блоков образовательной программы стала серия тренингов по медийному освещению инженерной и научной деятельности в рамках спецноминации «Лучший блог об инженерии» в рамках партнерства Конкурса и проекта «ТопБЛОГ». Участники познакомились со стратегий ведения профессионального блога о науке и инженерии, узнали особенности восприятия информации аудиторией в социальных сетях и способы популяризации собственных исследований и науки.
В число знаковых мероприятий полуфинала вошли: заседание Клуба ректоров на тему «Гуманитарная подготовка инженеров: мода или необходимость», а также совместное заседание работодателей – представителей руководства инновационных технологических отраслей и Клуба ректоров «Передовые инженерные школы: роль в трансформации отраслей».
На заседании Клуба ректоров представители вузов и индустрии обсудили вопросы укрепления технологического суверенитета страны, требования к современному инженерному образованию, обсудили роль социально-гуманитарных дисциплин при подготовке инженеров, поделились своими идеями и рассказали о лучших практиках, которые применяются сегодня в университетах.
Совместное заседание топ-менеджеров отраслей и ректоров ведущих инженерных вузов было посвящено Передовым инженерным школам (далее - ПИШ) и их роли в трансформации отраслей. Участники дискуссии сошлись во мнении, что основные задачи ПИШ и Конкурса едины - направлены на поиск и поддержку будущих технологических лидеров, поэтому эти проекты должны рассматриваться, как связные, работающие на общую цель.
В рамках полуфинала состоялись отраслевые мастерские, в которых приняли участие представители ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», Минстроя РФ, Минздрава РФ, ОАО «РЖД» и индустриальных партнеров региональных отборочных площадок (НГТУ им. Р.Е. Алексеева, СевГУ, ТПУ, УрФУ) и др. По результатам работы отраслевых мастерских состоялся круглый стол, посвященный лучшим отраслевым практикам работы с участниками Конкурса, которые имеют высокий потенциал технологического лидерства. Для наставников был также предложен специальный обучающий модуль от АНО «Корпоративная Академия Росатома». Участники модуля изучили инструменты и практики наставничества, методы и формы эффективного взаимодействия наставника и подопечного, овладели навыками мотивации и поддержания эмоционально-волевого фона взаимодействия.
По результатам двухэтапного отбора высококвалифицированными экспертами от отраслей были отобраны 100 финалистов и 160 лауреатов Конкурса. Среди финалистов студенты и аспиранты из 47 вузов, 26 регионов, в том числе из Республики Крым, ДНР и города Севастополь, по 57 направлениям обучения: от ядерной энергетики и теплофизики до бизнес-информатики.
Наиболее популярными направлениями Конкурса среди работ, прошедших в финал, стали: передовые цифровые, интеллектуальные производственные технологии (28 работ), новые материалы и способы конструирования (14 работ), освоение и использование космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики (7 работ).