Образ святого Димитрия Солунского как культурный код Византии и Руси

0
189
Время на чтение 9 минут
Фото: Икона,мощи св.Димитрия в Базилике в Салониках

 

 

На иконах с крестом в руках, символом духовной победы над злом и смертью, в христианской традиции изображаются святые, претерпевшие мучения за свою веру во Христа. Значительное место среди них занимают святые воины.

Один из таких святых воинов — великомученик Димитрий Солунский. Он был греческим воином, жившим в IV веке в городе Солуни (Греция), и пострадал от рук безбожных правителей, приняв мученическую смерть за свою веру. Император приказал заколоть его копьями в темнице. Димитрий Солунский прославился также как целитель мироточец благодаря чудесному мироточению от его мощей.

 

Подвиг святого Димитрия почитается среди христиан по всему миру на протяжении многих столетий. Его образ наряду с другими святыми представляет собой культурный код двух православных цивилизаций: Византии и Руси, отражающих богатство истории, искусства, духовности, укорененное в общих ценностях и традициях православия.

Личность великомученика Димитрия Солунского оказала значительное влияние на формирование русской государственности, что подтверждается сохранившимися памятниками церковного искусства Византии и Руси. В сокровищницах московских государей с ранних времен хранились святыни с образом святого Димитрия Солунского. Такое почитание подчеркивало важность для Русского государства поддерживать связь с византийским наследием[1].

Рассмотрим два объекта церковного искусства, посвященных святому Димитрию: житийную икону святого Димитрия XVII века из Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне и Дмитриевский собор XII века во Владимире. Несмотря на различия этих памятников в их временном и пространственном происхождении, мы стремимся показать их единый культурный код, который является неотъемлемой частью современного православного мировоззрения, опирающегося на наследие двух великих цивилизаций: Византии и Руси.

 

Икона, из келии в честь великомученика Димитрия Солунского Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне

1.

Икона, из келии в честь великомученика Димитрия Солунского Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, в период трудных событий XX века была вывезена за границу и позднее продана на аукционе зарубежного сайта. В 2017 году она была выкуплена российским меценатом и преподнесена в Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на горе Афон. Икона остается малоизученной: единственное издание о ней ограничивается небольшим тиражом в каталоге, предназначенном для использования в местной общине монастыря.

 

 

Икона из келии в честь святого великомученика Димитрия Солунского Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

Дерево, яичная темпера, сусальное золото, гипс Формат 89,7 х 76 см[2].

 

В экспертном заключении отмечается, что житийная икона святого Димитрия Солунского, вероятно, датируется серединой XVII века: «Изображение имеет сходство с иконописью Ярославля и Москвы».

На прямоугольной деревянной иконе с ковчегом, приближенной к форме квадрата, изображен в полный рост святой Димитрий Солунский. Святой воин представлен фронтально, с копьем в левой руке и красным восьмиконечным крестом в правой.

Димитрий изображен в стилизованном римском доспехе, надетом поверх красной рубахи, с красной обувью и темно-зеленым плащом. Поземом служит горка с двумя вершинами, символизирующая духовное восхождение.

По сторонам от фигуры великомученика расположены четыре сцены. Слева в верхнем клейме изображено моление святого Димитрия в темнице, обращенного ко Христу, представленного в сияющем сегменте. Ниже находится сцена его мученической смерти: семеро воинов закалывают его копьями, трое слева и четверо справа.

Две сцены справа изображают «Чудо о вышивальщицах», которых сарацины взяли в плен и заставили вышить покров с образом святого Димитрия для их военачальника. Внизу девицы вышивают покров, а в верхней части ангел переносит их вместе с готовым покровом в Фессалоники, в храм святого Димитрия, изображенный как белый пятиглавый храм.

Стоит отметить, что сцены мучения Димитрия изображены слева от фигуры, то есть со стороны правой руки, в которой он держит крест – знак верности Христу, за которого он принял мученический венец. Сцены спасения девиц и защиты города изображены справа от фигуры, со стороны левой руки мученика, в которой он держит копье – знак воинской составляющей его почитания. Димитрия почитали именно воины с самого момента его прославления, не случайно на Руси его имя носили князья.

2.

В конце XII века великий князь Всеволод III Большое Гнездо (в крещении Димитрий) возвел Дмитриевский собор в стольном граде Владимире в честь своего тезоименитого святого. Согласно Новгородской летописи: «…князь приказал построить церковь на своем дворе в свое имя», - и она стала одним из величайших шедевров древнерусской архитектуры, являясь связующим духовным центром между Византией и Русью.

Дмитриевский собор во Владимире XII в.

Дмитриевский собор во Владимире наполнен богатой символикой и значимыми сюжетами. Это место, где история и религиозные темы переплетаются, создавая удивительную картину культурного наследия. Это здание напоминает драгоценный мощевик-реликварий, где вместо серебряной чеканки используется резьба по белому камню.

Высота собора вместе с крестом составляет более 34 метров. Это крестово-купольный одноглавый храм, завершенный шлемовидным куполом и крестом. Изначально у собора были нижние галереи и двухэтажные угловые башни. Фасады здания украшены многофигурными уникальными сюжетными композициями.

Белый известняк позволил использовать стены для более тысячи изображений. В резьбе сильно заметно влияние стилистических принципов византийского искусства, которое привнесли западноевропейские мастера на Русь. Изображения включают персонажей из Ветхого и Нового Завета, царей и апостолов, юношей и сцены из христианской истории.

Пластический ансамбль Дмитриевского собора включает основные композиции и общие мотивы.

Северо-восточный тимпан Сидящий на троне муж с отроком на коленях.

 

К основным мотивам относятся сюжеты с царем Давидом. В северо-восточном тимпане изображен сидящий на троне муж с отроком на коленях. По обе стороны от них им поклоняются другие отроки. Эта композиция может иметь несколько значений:

1. По одной из версий, это изображение князя Всеволода со своими сыновьями.

2. По другой версии, это Юрий Долгорукий и его младший сын Всеволод, который утвердился на троне среди одиннадцати сыновей Юрия Долгорукого.

3. Также прослеживается отсылка к ветхозаветной истории утверждения на царство царя Давида среди своих старших братьев.

Сюжеты центральных прясел западного и южного фасадов связаны с темами возведения царя Давида на трон и нисхождения на него Святого Духа. В центральном прясле западного фасада изображена композиция "Дарование Богом трона Давиду". В центре на троне восседает Давид с псалтырью. Выше, слева и справа, показаны сцены, предшествующие его восшествию на трон: к трону юношу ведет ангел. В юноше можно узнать Давида по его атрибуту — псалтыри. Сцену венчают голуби — символ Святого Духа, и благословляющий ангел.

На центральном прясле южного фасада изображен Давид, на которого нисходит Святой Дух.

 

Южный фасад Вознесение Александра Македонского

 

 

Юго-восточный тимпан южного фасада визуализирует завершение земного пути праведного правителя, его воссоединение с Богом, то есть вознесение. Это показано с помощью популярного в Средневековье сюжета "вознесения Александра Македонского": фигура изображена в корзине, перевязанной хвостами грифонов, которые тянутся к пище-зверькам в руках персонажа, таким образом осуществляется полет. Стоит отметить, что под пищей подразумевается пища духовная, то есть молитва, благодаря чему душа соединяется с Богом.

Помимо основных сюжетов, иконография рельефов содержит множество отдельных мотивов, разделенных на две ключевые темы:

1. символы божественной силы и Церкви (олень, онагр, голубь, павлин, феникс, орел, древо райское, виноградная лоза, пальма);

2. символы государственной власти православного правителя (лев, грифон, пардус).

 

 

Фрагмент аркатурно-колончатого фриза

В аркатурно-колончатом фризе, окружающем фасад здания, представлены фигуры святых: царей, пророки, Богоматерь, апостолы, евангелисты, сцены арены, конные воины, включая святых Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, покровителей княжеской семьи, а также другие образы, отражающие общие принципы идейной программы, разработанной во второй половине XII века во Владимире, которые сохраняли свое значение и для будущего Московского государства.

 

 

Икона Димитрия Солунского на гробной доске святого (XII) из Успенского собора Московского Кремля, поновлена Кириллом Улановым в 1701 г.

 

Например, в 1380 году Князь Димитрий Донской накануне Куликовской битвы, торжественно переносит чудотворную икону вмч. Димитрия Солунского, написанную на гробной доске святого, привезенную, князем Всеволодом из Фессалоник на хранение в Дмитриевский собор. Он установил икону в Успенском соборе Московского Кремля в приделе в честь своего небесного покровителя - идеи богоданной миссии властителя как охранителя истинно православного царства, блюстителя христианской праведности народа в образе святого Димитрия составляли основу идеологии власти, сформулированной в мотивах резьбы Дмитриевского собора, представленной в контексте традиций христианской культуры.

Таким образом, резьба на храме, посвященном святому Димитрию, отражает три основные темы: праведность правителя, торжество Церкви Нового Завета и идеи спасения в Церкви. Эта декорация позволяет увидеть отражение общегосударственных идей и переосмыслить значение самого храма. Он предстает не просто как церковь во дворце, но как памятник, символизирующий новую концепцию государственности, единый культурный код в облике святого воина Димитрия. Этот образ включает идеи покровительства и богоизбранности князей Владимиро-Суздальской земли и особой благодати, подаренной им их народу — "народу избранному".

Искусствовед и журналист Лев Дмитриевич Любимов в своих заметках о Дмитриевском соборе писал: «Дмитриевский собор – один из шедевров искусства, которые утверждают в нашем сознании веру в великие судьбы человеческого рода, ибо высшее благородство форм свидетельствует в искусстве о неиссякаемом величии человеческого духа»[3].

Кузьмина Елена Владимировна, магистр теологии

 

 

 

 

Источники:

  1. Архимандрит Макарий (Веретенников). Почитание святых ангелов и угодников Божиих. – СТСЛ, 2024. – 64 с.
  2. Протопресвитор Иоанн Майтос. Храм Святого Димитрия Солунского. Салоники – 1982 г. – 157с.
  3. Ванькин Е.В., сост. Сто великих святых православия. – М.: 2019 – С. 68-72
  4. Герасеменко Н.В. Великомученик Димитрий Солунский. – СПб., 2014 – 76 с.
  5. Гладкая М.С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: восточный фасад, 2009. – 396 с.
  6. Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Современная летопись келии святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого. 2020.
  7. Тимофеева Т.П. Владимир. Путеводитель - 96 с.
  8. Терещенко А. Быт русского народа. Ч. ΙΙ, III – 1999. - 336 c.
  9. Минанков С., сост. Храмы России. – М. 2008. – С. 434
  10. Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. М.: Северный паломник, 2007.
  11. Фото: Икона св. Димитрия URL:https://www.shapiroauctions.com/auctions (Дата обращения: 30.05.2024)
  12. Фото: Дмитриевский собор во Владимире URL: https://wikiway.com/russia/vladimir/dmitrievskiy-sobor-vo-vladimire/photo/(Дата обращения 30.05.2024)
  13. Фото: Рельефы Дмитриевского собора. URL: https://sash-evseew.livejournal.com/48547.html?view=4515 (Дата обращения: 30.05.2024)

 


[1] Например, вклады Палеологовского времени - к ним можно отнести стеатитовую икону в серебряном окладе XIII-XIV вв. из Московского Кремля. К эпохи Годуновых относится сударь 1590-1594 гг. Также образ св. Димитрия не раз использовался в качестве одного из государственных символов: образ Димитрия помещали на своих печатях Владимиро-суздальские князья.

[2] Фото: Икона св. Димитрия URL:https://www.shapiroauctions.com/auctions. (Дата обращения: 30.05.2024)

[3] 9. Минанков С., сост. Храмы России. – М. 2008. – С. 434

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Кризис культурализма, или Казус Аверинцева
Новый комментарий от Александр Волков
27.05.2025 17:02
Прости нас, Государь, за измену, трусость и обман!
Новый комментарий от Александр Волков
27.05.2025 15:48
«Мы всех должны воспитывать благородству»
Новый комментарий от РОНОЛ
27.05.2025 15:27
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.05.2025 15:11
Монархия, декабристы, коммунисты и мы
Новый комментарий от Александр Волков
27.05.2025 14:36
Только полная и безоговорочная Победа!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.05.2025 13:54
Десять лет назад убили Мозгового
Новый комментарий от Раб Господа
27.05.2025 13:17