Святая Земля навсегда останется дорогим и самым священным местом в мире для всего человечества. А христианство, справедливо считая эту страну своею колыбелью, всегда относилось, относится и будет относиться до кончины мира к этой стране с особенною, благоговейною и самой искренней любовью и сердечной преданностью.
Святая Земля освящена дорогими для христианина воспоминаниями из истории спасения человечества, как местность, освященная стопами Самого Богочеловека, осчастливленная бесчисленными Его чудесами и знамениями, омытая Его драгоценной кровью, добровольно пролитою за грехи мира. Она напоминает нам о земной жизни Пресвятой Девы Марии, родившей Спасителя мира. Она всегда привлекала к себе внимание всего христианского мира, и паломничество на Святую Землю неизменно составляет одно из самых заветных желаний христианина. Недаром её называют Пятым Евангелием.
Все, кто из русских паломников побывал на Святой Земле, знают Горненский женский православный монастырь, расположенный в районе современного селения Эйн-Карем, в четырех километрах к юго-западу от Иерусалима. (Эйн–Карем в переводе с иврита - «источник в винограднике». По-славянски это место именуется «Горняя» - город Иудин). Сюда, в Нагорную страну, после Благовещения Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом о рождении от Нее Богочеловека, Сына Божия, Она пришла из Назарета, чтобы поделиться своей радостью с родственницей, праведной Елисаветой, матерью святого Иоанна Предтечи. Умилительный рассказ святого Евангелиста Луки (Лк. 1,39-45) повествует нам о встрече двух святых жен, об их высокой родственной любви, о самой чистой и искренней благожелательности, о взаимном уважении встретившихся. Эта трогательная встреча сделала данное селение священным и дорогим для христиан всего мира и на все времена. Пресвятая Дева Мария пробыла в гостях в доме Захарии и Елисаветы три месяца.
Архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской Духовной Миссии в Палестине, в 1871 году купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Впоследствии здесь стали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина, все монахини, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, а вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики в окружении лимонных, миндальных и оливковых деревьев, в которых живут насельницы монастыря.
Первый каменный храм обители был построен в начале 1882 года и освящен 30 марта (12 апреля н.ст.) в честь Встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. Позднее в Горненском женском монастыре стала особо почитаться Казанская икона Божьей Матери, которая спасла сестер обители в 1916 году, во время бушевавшей в Палестине холеры, и главный храм стал именоваться в её честь. По ходатайству отца Антонина Святейший Синод установил для монастыря особое празднество, которое получило название «Целование Мариино», или «Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов».
В 1912 году на территории монастыря началось строительство большого соборного храма в честь Всех Святых, в земле Русской просиявших, прерванное в связи с началом Первой мировой войны. Перед этой войной в монастыре проживали около 200 насельниц.
На монашеском пути более 70 лет подвизалась матушка Георгия (Щукина), из них в течение 26 лет она несла крест игуменского служения, являясь настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Её знают во многих уголках мира. Родилась матушка Георгия 14 ноября 1931 года в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны она пережила блокаду Ленинграда. Так как Валечка была старшей дочерью в семье, то ходила за водой и за хлебом, который выдавали по карточкам. «Как-то пришла мамина подруга, - вспоминает матушка, - а на комоде лежали хлебные карточки. Подруга их забрала. Осталась на всех членов семьи лишь одна «детская» карточка, на которую выдавали 125 граммов хлеба на день. Это нас подкосило. Отец умер. Мать от слабости даже не могла подняться, и он почти неделю мертвый пролежал в прихожей: в квартире все вымерли, некому было его вынести». Запомнился матушке и такой случай. Однажды, когда хлеб взвешивали, какой-то мужчина его схватил, у него стали отщипывать по кусочку другие и так съели весь паек. Валечка вернулась домой в слезах. В их доме один солдат, узнав, что случилось, дал ей несколько кусочков своего хлеба. Девочкой Валечке пришлось стирать белье в проруби на Фонтанке, и с тех пор болезнь рук ее никогда не покидала. Страшное, голодное время блокады запомнилось ей на всю жизнь.
В 1942 году, когда Вале было 11 лет, она вместе с матерью и двумя сестрами была эвакуирована из блокадного города по «дороге жизни» через Ладожское озеро, и поездом семью повезли в южные районы страны. В пути была высокая смертность. Дело в том, что к поезду с блокадниками подходили люди и, желая помочь, приносили еду, на которую набрасывались изголодавшиеся люди. В результате организм не выдерживал. На каждой остановке к поезду подходили санитары и увозили трупы и безнадежных больных. На станции Орехово-Зуево Валечку и младшую сестренку Ниночку, обмороженных, находившихся в бессознательном состоянии, мать сдала врачам. Их как покойниц отвезли в морг, но Валентина выжила: очнулась она уже в больнице, а Ниночка так и осталась лежать в братских могилах. Господь воскресил девочку, но на правой ноге ей ампутировали отмороженные пальчики. Три месяца пролежала Валя в больнице в Орехово-Зуеве. Однажды вечером дежурная сестра принесла письмо от матери на имя главврача, в котором та справлялась о дочери и указала свой адрес: Краснодарский край, Тихорецкая станица. На следующий день Валю отправили поездом к матери, поручив ее заботам проводницы, но свою станцию она проехала. В Краснодаре ее сдали в детскую комнату, накормили, уложили спать. Утром снова посадили в поезд, поручив проводнице. На Кубани уже стоял май, а на Вале зимняя одежда, валенки; её мучила жара, болела прооперированная ножка. К ней подходили люди, расспрашивали про блокаду, жалели. Оказалось, что одна женщина едет к сестре в ту же станицу. «На лошадке добрались до дома сестры моей попутчицы… Мне дали перекусить и постелили на полу. Я легла в полном изнеможении и задремала. Проснулась от шума. Открываю глаза: передо мной мама. Оказалось: маму поселили рядом с той женщиной. Вот как всё было промыслительно! Такая радость, такая встреча! Так мы и воссоединились с мамочкой и сестрой Лидочкой, которая была на 6 лет моложе меня», - вспоминает матушка.
Но радость быстро кончилась – в Тихорецкую вошли немцы, от которых девочки прятались в подвале. Бог и на этот раз сохранил Валечке жизнь. Вскоре партизаны освободили станицу от немцев, но пришла новая беда: началась эпидемия сыпного тифа, во время которой мать заболела и скончалась в возрасте 35 лет. Так как у матери было 7 сестер, то Валечку с сестрой Лидой привезли на Валдай к одной из тетушек. Шла война, двух девочек содержать было тяжело, поэтому Валечку и Лиду поместили в детский дом. В 1944 году они вернулись в Ленинград и стали жить у тетушки Матрены, у которой своих детей не было. Тетя Матрена, как и ее остальные сестры, была богомольной, у нее было много духовных книг; в религиозном духе воспитывала она и своих племянниц. К тетушке по воскресеньям после Литургии приходили на чай её подружки. Они просили Валю: «Почитай нам. Сегодня такой-то праздник», и она читала «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского. Валя посещала Никольский, Казанский, Владимирский храмы Ленинграда, в которых пела на клиросе. Однажды Валя присутствовала на рождественской службе, во время которой священник произнес проповедь: «Сегодня такой спасительный праздник. Господь родился, и волхвы принесли Ему дары. А что мы принесем Господу?» «А я стою и думаю: «Господи, что же я могу принести Тебе? У меня ничего нет, кроме грехов. Возьми меня, я сама себя Тебе отдаю!» - вспоминает матушка Георгия.
В 14 лет Валечка устроилась на работу в столовую у Финляндского вокзала. Эта работа помогала семье выжить, но Вале было там морально тяжело, так как она постоянно сталкивалась с воровством: в то тяжелое время работники столовой разворовывали продукты, да и ее заставляли урезать порции посетителям, что было противно ее совести. Она ушла из столовой и устроилась реставратором в Центральный исторический архив. Пережитые в детстве страдания и скорби способствовали принятию ею в юности решения идти в монастырь, но тетушка воспротивилась: «Сначала меня похорони, а потом иди, куда хочешь». Один из священников посоветовал Валентине ехать к батюшке Серафиму Вырицкому, чтобы узнать Божию волю.
Народу к отцу Серафиму оказалось много. Он был болен и посетителей не принимал. Все писали записки, в которых излагали свои нужды. Когда к Вале за запиской подошла келейница, девушка сказала: «У меня к батюшке очень серьезный вопрос». Через пять минут келейница вернулась и отвела ее в домик отца Серафима. Валя опустилась перед батюшкой на колени и от волнения заплакала. Он, узнав о ее решении поступить в монастырь, указал на стену, где висела фотография Пюхтицкого монастыря, и сказал: «Посмотри на твой монастырь. Тебе туда дорога». По молитвам о. Серафима тетя Матрена изменила свое решение и отпустила племянницу в монастырь.
В 1949 году в возрасте 17 лет Валентина поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии. Название монастыря происходит от эстонского слова «пюхтица», что значит «святое место». Когда-то на этом месте эстонским пастухам было явление Богородицы, и на месте Ее явления они обнаружили Успенскую икону Божией Матери. Так здесь начала создаваться Пюхтинская обитель. В этом монастыре Валентина прожила первые 12 лет, исполняя обязанности казначея и регента хора.
Валентина жила в одной келье с матушкой Аркадией из Кронштадта, духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадтского. В то трудное послевоенное время ни одного мужчины-рабочего в монастыре не было. Сестрам приходилось выполнять тяжелую физическую работу: пахать, бороновать, сеять, косить, работать на скотном дворе, выпекать хлеб вручную. Монахини всегда помнили наставление св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Сестры! Безропотно несите послушание. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны!» И работали сестры с огромным духовным подъемом, с радостью и молитвой несли послушание. Маленькая и худенькая послушница Валентина пилила сосны, укладывала сено в стога. Благочинным был отец Алексий Ридигер, будущий Патриарх. Именно он спас Пюхтицкий монастырь, который в хрущевские времена хотели закрыть: приглашал в монастырь иностранных религиозных и политических деятелей, которые могли в случае закрытия обители вынести этот вопрос на международный уровень, что советскому правительству грозило бы скандалом.
С 1955 по 1968 г. Валентина Щукина была насельницей в Свято-Духовом Виленском монастыре в Литве, но потом снова вернулась в Пюхтицы, где 7 апреля 1968 года состоялся её монашеский постриг с именем «Георгия». Здесь она подвизалась до 1989 года, когда Патриарх Алексий II ее и матушку Варвару, игумению Пюхтицкого монастыря, благословил привести в порядок заброшенный монастырь святого праведного Иоанна Кронштадтского на речке Карповке в С.-Петербурге, который был закрыт в 1923 году. За две недели, которые оставались до праздника св. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о.Иоанна Кронштадтского, надо было подготовить храм к освящению. Разоренный храм стоял без стекол; здесь жили бомжи, была мерзость запустения: крысы, вонь, бутылки, кучи мусора. Восстанавливать храм помогали монастырские сестры из Пюхтиц, многочисленные родственники матушки, ее знакомые, семинаристы, батюшки – день и ночь трудился весь православный Петербург. С Божьей помощью в кратчайший срок многое удалось восстановить: вывезли горы мусора, за две недели был написан временный иконостас. А позже, когда разрушили перегородки от туалетов на нижнем этаже, то нашли могилу о. Иоанна Кронштадского. Монастырь был восстановлен как Пюхтицкое подворье. В 1990 году матушка Георгия присутствовала на торжестве по случаю прославления о. Иоанна Кронштадтского.
С именем матушки Георгии связано возрождение Горненской обители в Иерусалиме. В 1991 году она была назначена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Вспоминает матушка Георгия: «Я стала возражать: «Святейший, я же языка не знаю, как я буду?» На это Патриарх ответил: «За святое послушание, матушка, Господь поможет! Восстановите монастырь, будете принимать паломников»». И 24 марта 1991 года матушка Георгия была возведена в сан игумении. Перед отъездом в Иерусалим она решила проститься со своим духовным отцом старцем Николаем Гурьяновым, к которому до этого часто ездила за духовной помощью и советом. На острове Зелит, что на Псковском озере, мудрый старец о. Николай в течение 40 лет был настоятелем местного храма. Матушка Георгия прилетела на остров на вертолете вместе с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом. Когда она в разговоре со старцем стала сомневаться, справится ли она с восстановлением Горненского монастыря, что едва ли сможет прожить там три-четыре года, отец Николай на это сказал: «Не волнуйся, Господь поможет, Матерь Божия тебя избрала. А я хочу, чтобы ты там и померла». И до этого он же предсказал ей игуменство.
27 марта 1991 года вместе с делегацией Святейшего Патриарха она прибыла на место нового послушания – в Горненское. Грустная картина предстала перед новой настоятельницей: большинство монастырских зданий было разрушено, Казанский храм и монастырские домики требовали капитального ремонта: в них крыши протекали, полы ходили ходуном. Не было ни воды, ни электричества, ни канализации, ни телефона, ни общей трапезной, ни одной гостиницы. Послушницы ходили за водой вниз, к источнику, из которого, по преданию, брала воду Пресвятая Богородица. К счастью, в те дни шли обильные дожди, и сестры наполняли дождевой водой имевшиеся на территории старые каменные цистерны. Так как паломников не было, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, подключили городское водоснабжение. Ограды вокруг монастыря не было, и охраны тоже, а потому сестры жили в постоянном страхе: в начале 80-х годов в обители были убиты две монахини – мать и дочь.
Величественный собор в честь Всех Святых, в земле Русской просиявших, оставался недостроенным, и подняться к нему было невозможно: ни дорожки, ни тропинки - сплошной лес. У храма не было крыши – почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Всё нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем 20 семинаристов из Московской Духовной академии, которых в 1992 году прислал в помощь Святейших Патриарх Алексий. Семинаристы стали благоустраивать территорию монастыря: вырубили лес, расчистили территорию, восстановили старое двухэтажное здание при входе в монастырь, в котором раньше была богадельня. Это здание стало первой гостиницей. Всего у монастыря до революции было 4 богадельни, которые теперь переоборудованы в гостиницы.
В Казанском храме читали только часы и пели акафисты. Литургии не служили, так как не было священника. Через несколько лет в монастырь прибыли 20 новых послушниц.
В конце 2003 года в монастыре возобновились строительные работы по восстановлению собора в честь Святых в земле Русской просиявших. К 160-летнему юбилею Русской Духовной Миссии строительство собора было завершено, и 28 октября 2007 года тогдашним митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, был совершен чин малого освящения собора, а в ноябре 2012 года Патриарх Кирилл совершил великое освящение собора. «Так милостью Божией это святое место удалось восстановить из праха забвения и разрухи», - говорит матушка Георгия, и только одному Богу известно, скольких сил, слез и молитв потребовало от игумении Георгии это восстановление.
Матушке Георгии посчастливилось уже в первый год ее пребывания в Иерусалиме присутствовать в храме Воскресения Господа при нисхождении Благодатного огня - Святого Света, как его здесь называют. Её провел в Кувуклию отец Пантелеимон, дежурный у Гроба Господня. «И вот я со страхом вхожу в Гроб и вижу, что вся плита влажная, стоит благоухание. Я счастливица, видела это чудо своими глазами, мне это очень много сил тогда придало…Я помню, как раньше в храме Воскресения повсюду сверкали белые и розовые вспышки. Сейчас уже гораздо меньше этих всполохов».
В Казанском храме монастыря находятся несколько святынь. Кроме вышеупомянутой чудотворной иконы Казанской Божией Матери, у входа в храм лежит камень, на котором, по преданию, стоял св. Иоанн Предтеча, произнося проповеди. Есть ковчег с частицами мощей многих святых. На территории Горненского монастыря в Иерусалиме находится также пещерный храм в честь св. Иоанна Крестителя, освященный в 1987 году.
Жизнь в монастыре размеренная, но насыщенная. Каждый день утром и вечером в монастыре совершается служба: здесь постоянно живут два священника. У всех горненских сестер (их сейчас 83) есть свои послушания. Сестры, несущие послушание в церкви, следят за свечками, которые ставят люди, помогают в алтаре. Монахини убирают территорию, собирают маслины, из которых здесь же изготавливается оливковое масло. Сестры ухаживают за больными, есть послушание в канцелярии, на просфорне, в трапезной, на воротах (в качестве привратников). Но главная их миссия – принимать многочисленных паломников, которые приезжают поклониться Гробу Господню и помолиться на святых местах. Сестры сопровождают паломников как гиды и помогают в домиках-гостиницах.
Ежегодно в монастыре торжественно празднуют Встречу Пресвятой Девы Марии со св. праведной Елисаветой. Праздник по-другому называется «Целование Мариино». В этот день по традиции икону Благовещения Богородицы из Троицкого собора Русской духовной миссии перевозят к источнику Божией Матери в селении Эйн-Карем, где ее уже с букетами цветов ждут сестры обители. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход в монастырь по дорожке, устланной травой и цветами. Икону устанавливают в церкви, и возле нее ставится игуменский жезл, так как в эти три месяца игуменией в обители является сама Матерь Божия. Икона Благовещения остается в Горней до 7 июля, дня Рождества святого Иоанна Предтечи, а затем она возвращается в Троицкий собор Миссии. А еще в обители есть свой, особенный образ Богоматери - «Шествие Пресвятой Богородицы в Горняя».
В наши дни монастырь посещает много паломников из разных уголков России, Украины и других стран. Дух любви ощущается всеми, кто переступает порог Горненской обители. Некоторые паломники специально едут в обитель, чтобы испросить благословение матушки Георгии, побыть рядом с человеком, чье сердце и глаза наполнены любовью к Богу и людям. «Матушка Георгия – наш земной ангел, - говорят о ней насельницы монастыря. – От нее исходят свет, доброта…». Кроткая и милосердная матушка Георгия - воистину ангел во плоти. В свои почтенные годы матушка Георгия остается неутомимой труженицей и усердной молитвенницей, а главное, чему у нее можно поучиться, - это смирение. Вся ее жизнь – это светлая дорога в Горний Иерусалим.
Приведем некоторые высказывания игумении Георгии, сказанные ею во время многочисленных интервью.
«Миром правит Промысл Божий».
«Матерь Божия никогда не оставит Россию».
«Смирение – самая большая духовная радость».
«Здесь – всё временное: и радости, и скорби, и болезни, - они пройдут. Там же – всё вечное: что заработаем, то получим».
«Некоторые идут в монастырь, чтобы жить, а другие – чтобы спастись. Монахи должны приходить сюда не жить, а подвизаться».
«Цель монахов – спасать свою душу, ради любви к Богу, ради Царствия Небесного».
«Самое главное в жизни – любовь к Богу».
«Монах без Иисусовой молитвы – как черная головешка. Всегда надо творить Иисусову молитву».
«Жива Святая Русь!»
11 марта 2020 года игуменья Георгия Священным Синодом по состоянию здоровья была освобождена от настоятельства с выражением благодарности за многолетние усердные труды по созиданию монашеской жизни и назначена почетной настоятельницей Горненского женского монастыря. 14 ноября 2021 года ей исполнится 90 лет. Пожелаем матушке Георгии многая и благая лета!
1. Наверное, Матушка Георгия на настоящее время -- самая почетная игумения Русской Православной Церкви