Незабвенная память и боль беспокойного сердца

Рецензия на книгу стихотворений Владимира Шемшученко «…И рука превратится в крыло»

0
686
Время на чтение 27 минут

Мое заочное знакомство с Владимиром Ивановичем Шемшученко состоялось благодаря известному российскому поэту Николаю Борисовичу Рачкову, приезжавшему к нам в Иркутск в 2001 г. по приглашению Валентина Григорьевича Распутина на Дни Русской духовности и культуры, именуемые «Сиянием России», который после наших совместных выступлений в течение недели в различных литературных аудиториях областного центра и в ближайших к Иркутску городах и посёлках, доброжелательно отозвался о моих стихах, пообещав представить их в журнале «Всерусский соборъ», где завотделом поэзии был тогда Владимир Иванович Шемшученко. Примерно через год с небольшим мне позвонил сам Владимир Иванович и сказал, что мои стихотворения ему понравились,  и он уже готовит их к публикации.

      Второе и уже очное знакомство с В.И. Шемшученко у меня состоялось также, как и с Н.Б. Рачковым,  на Днях Русской духовности и культуры в Иркутске в 2009 г., где он подарил мне свою книгу стихов «…И рука превратится в крыло».  А тремя годами позже, в 2012 г. мы встретились с ним на Украине, в Крыму, на международном фестивале культуры и литературы «Славянские традиции», где я стал лауреатом, а Владимир Иванович был членом жюри этого престижного литературного праздника. Так состоялась наша творческая дружба. Все эти годы я внимательно следил за публикациями в разных литературных изданиях, за его самобытной поэзией, и радовался, что судьба  одарила меня однажды знакомством с  ним… И в знак благодарности судьбе я от чистого сердца написал рецензию на эту, понравившуюся мне, книгу.        

***

 «…И рука превратится в крыло» – так необычно для человека, лишенного фантазии, назвал известный российский поэт Владимир Шемшученко свою новую книгу стихотворений, вышедшую в декабре 2008 года в Санкт-Петербурге, в издательстве «Всерусскiй соборъ».

Объяснение столь загадочному названию, я думаю, читатель найдёт сам, прочитав и выстрадав вместе с автором право сопричастности к его незаурядной поэзии.

В предисловии к книге поэт Егор Исаев, Герой Социалистического труда, написал следующее:

«Сколько на своём веку я повидал людей, которые думают, что они на «ты» с поэзией, что они пишут стихи. А на поверку оказывается, что они всего лишь плетут кружева из слов, создают что-то эфемерное, этакое тонкое графоманство. Цветы у них, цветы, а в итоге пустоцвет, не дающий плодов. И когда появляется человек, который пишет, как живёт, у которого стихи, а не порхание – его видно сразу.

Живёт в Петербурге Володя Шемшученко – поэт ума, сердца, человек русского народа, русского языка, поэт обжигающего слова».

Продолжительное время, следя за творчеством Владимира Шемшученко и анализируя вышедшие книги стихотворений «Неподсуден» (Издательство «Всерусскiй соборъ», Санкт-Петербург, 2007), «…И рука превратится в крыло» и др., я отметил для себя очень важные качества его поэзии – за всю свою жизнь, как истинно русский поэт, он ни разу не покривил душой в стихах перед своим великомучеником-народом, не предал своей православной веры ради сытой еды и холёного быта.

Об этом свидетельствуют многие стихотворения, кровоточащие строки которых написаны человеком совестливым и правдивым, его незабвенной памятью и болью беспокойного сердца. Среди них мне запомнились: «Я шёл на отчий зов зимой и летом…», «Не случилось. Не стал я поющей звездой…», «Хата моя не с краю…», «Я не страдаю от режима…».

Чувство вины перед своей семьёй и перед народом за неустроенность их в быту и за свершённые «преобразователями жизни» злодеяния – ни на минуту не покидают поэта, – и это воплощается в его покаянных строках (Стих. «Озябшие пальцы и тёплые варежки сна…»):

 

Озябшие пальцы и теплые варежки сна.

Дыхание матери, кашель отца у порога.

Саманный барак, школьный двор, а за школой дорога.

И в клубе единственный фильм: «Если завтра война…»

Проснусь среди ночи, как в детстве, луну отдышу

В замёрзшем окошке, и свет снизойдёт к изголовью…

У Господа я всепрощенья себе не прошу,

Я только молю, чтобы сердце наполнил любовью.

Когда надо мной в одночасье нависнет вина

За то, что себя возомнил и судьёй, и пророком,

Я чашу раскаянья радостно выпью до дна,

Чтоб сын, повзрослев, из неё не отпил ненароком.

 

Во вступительной статье к книге «Неподсуден» Глеб Горбовский дал высокую оценку творчеству Владимира Шемшученко, назвав его лучшим поэтом Санкт-Петербурга.

Думаю, и не только Санкт-Петербурга…Я с огромным интересом прочитал его новую книгу «…И рука превратится в крыло», подаренную мне автором в Дни Русской духовности и культуры на православной иркутской земле осенью этого года... Поэзия в ней изумительная – трогает за живое, да так, что слёзы вышибает. Это, на мой взгляд, эпохальная книга. В ней художественно образно и правдиво отражены почти все самые важные моменты истории России ХХ века, губительно сказавшиеся на жизни народа. Перед глазами зримо предстают: и жестокое, обожженное «красным огнем» и насильственной смертью утверждение Советской власти (стих. «Степное»):

 

Проскакал по степи чёрный всадник на красном коне,

И ворвался огонь в белоснежные юрты аула,

И никто не ушёл, и расплавилось солнце в огне,

И крылатая смерть на корявых ветвях саксаула

Наблюдала, как дети от сабельных корчатся ран,

И пришли корсаки*, чтоб обгладывать лица и ноги,

И не слышал Аллах материнского вопля: «Аман**!»

И стоял безответным вопросом сурок у дороги,

И луна не взошла, и ушёл конармейцев отряд,

И вернулись в аул, подвывая от страха, собаки…

Не ходи к роднику – не вода в нём, а памяти яд,

И не трогай руками росою омытые маки.

 

Корсак* (тюрк.) – степная лиса.

Аман** (тюрк.) – пощади

 

…и репрессии 30-х годов органами ОГПУ невинных людей, в том числе арест деда и отца будущего поэта по доносу мерзавцев (стих. «Донос. ОГПУ. Расцвет ГУЛАГа…», «Пришли гулаговские страхи…», «Ненасытная ночь за поленом глотает полено…») и др. Примером тому служат строки стихотворения:

 

Увели их по санному следу,

Возвратились – забрали коня.

Ни отцу не помог я, ни деду,

Вот и мучает совесть меня.

Хватит, сам говорю себе, хватит.

Раскулачили – значит, судьба.

Только пусто в душе, словно в хате,

По которой прошлась голытьба.

Нынче всякий и рядит, и судит,

Прижимая ко лбу три перста.

Дед с отцом были русские люди –

Ни могилы у них, ни креста.

За отца помолюсь и за деда,

И за мать, чтоб ей легче жилось –

У неё милосердье комбеда

На разбитых губах запеклось.

(Стих. «Увели их по санному следу…»)

 

…и нелегкое, голодное детство, и такая же суровая юность, которые всё-таки не сломили, а лишь закалили его в уличных драках и на лесоповале (стих. «Любил я блатные словечки…», «Подранок», «Караганда». С какой горечью вспоминает он об этом:

 

Юность в отчем краю бесшабашной была –

Наше вам… из карлаговских мест.

Я из дома ушёл, закусив удила,

А очнулся – трелёвка окрест.

Я погнал своё время, пустил его вскачь –

Эка невидаль – лесоповал! –

Ел подёнщины хлеб, пило вино неудач,

Протрезвившись, ещё наливал.

Жил в полярных широтах, где лыком не шит

Каждый первый, кто ставит вопрос…

И узнал, что назойливый гнус не звенит,

А глаза выедает до слёз.

Я бы мог там безбедно прожить много лет,

У чужого пригревшись огня,

Научившись закат принимать за рассвет,

И никто не стрелял бы в меня.

(Стих. «Подранок»)

 

…это и стихи о гибели могучей советской империи и всего, что с ней связано (стих. «Империя не может умереть!..»):

 

Империя не может умереть!

Я знаю, что душа не умирает…

Империя – от края и до края –

Живёт и усечённая на треть.

Оплаканы и воля, и покой,

И счастье непокорного народа.

Моя печаль – совсем иного рода,

Она созвучна с пушкинской строкой.

Пусть звякнет цепь,

Пусть снова свиснет плеть

Над теми, кто противится природе…

Имперский дух неистребим в народе,

Империя не может умереть!

 

…и неописуемая боль за угрозу утраты Россией своей независимости, происходящей из-за усиления колонизации её жителями Китая и выходцами из Кавказских и Средне-азиатских государств, как это мы видим в стихотворении «Золотые слова растащило по норам ворьё…». Глубокой скорбью и состраданием к своей горемычной Родине наполнены строки этого уникального, по силе эмоционального воздействия на читателя, стихотворения:

 

Золотые слова растащило по норам ворьё,

И аукнулась нам бесконечная наша беспечность.

Поспешаем за веком и в души несём не своё,

На сегодняшний день обменяв православную вечность.

Разрастается зло, выползает из темных щелей,

Погремушками слов азиаты гремят на рассвете…

Встань за Родину, друг мой! Молись и себя не жалей –

От безбожных отцов не рождаются русские дети.

 

Как это созвучно с болью каждой русской православной души, переживающей разрушительные нынешние «перестроечные» процессы!

Не менее сочувственно относится поэт и к унижениям нашей истерзанной Родины:

 

Осень. Звон ветра. Синь высоты.

Тайнопись звездопада.

Если на кладбищах ставят кресты,

Значит, так надо.

Значит, и нам предстоит путь-дорога

За теплохладные наши дела.

Сколько, скажи, не дошедших до Бога,

Тьма забрала.

Скольких, ответь, ещё водишь по краю,

По-матерински ревниво любя.

Я в этой жизни не доживаю

Из-за тебя.

Из-за тебя на могилах трава –

В рост! – где лежат друзья…

Но истина в том, что не ты права,

А в том, что не прав я.

 

(Стих. из цикла «Родине»)

 

Не заживающей раной в стихах видится мне и тема ветеранов Великой Отечественной войны, освободивших человечество от фашизма. Но герои Великой державы, принесшие свободу и процветание народам Европы, по-прежнему влачат у себя на Родине полунищенское состояние. С каждым годом редеют их ряды. И тогда так пронзительно и актуально звучат для нас строки поэта:

 

Он был болен и знал, что умрёт.

Положив мою книгу на полку,

Вдруг сказал: «Так нельзя про народ.

В писанине такой мало толку».

Я ему возражал, говорил,

Что традиции ставят препоны,

Что Мефодий забыт и Кирилл,

Что нет места в стихах для иконы.

«Замолчи! – оборвал он. – Шпана!

Что ты смыслишь! Поэзия – это…»

И закашлялся. И тишина…

И оставил меня без ответа.

 

Но какие бы тяжкие и смутные времена не переживало Отечество, у истинного творца – будь это композитор, скульптор или художник, – в его горячем сердце всегда найдётся место для создания прекрасного, юного, вечного чувства – чувства восторга и любви перед красотой окружающего мира. Так и у поэта Владимира Шемшученко…Как требователен поэт в выборе красок для своей художественной палитры, создавая удивительно яркие по образности картины природы во все времена года! Сколько здесь не заёмных образов, ярких, неожиданных метафор и сравнений, делающих стихи запоминающимися! Происходит просто какое-то чародейство в его душе со Словом, рождающим в ней неповторимую, самородную поэзию! Так и хочется, уважаемые читатели, процитировать вам прекрасные по мелодике и высокой художественной выразительности строки:

 

Апрельское утро грачами озвучено.

Уходит подлесок в туман не спеша.

Еще две недели, и скрипнет уключина,

И лодка пригладит вихры камыша.

Еще две недели, и синяя Ладога

Натешится вволю, подмяв берега.

И в небе проклюнется первая радуга,

И рыба пойдёт нереститься в луга.

И ветер с Невы – аж до самого Таллина! –

Молву донесёт…

А пока среди льдин,

Как спящая женщина, дышит проталина

С лиловым цветком на высокой груди.

 

(Стих. из цикла «Времена года»)

 

Или вот еще пример необыкновенной, прекрасной поэзии, поднявшейся до недосягаемых высот:

 

Ветер нынче строптив, хамоват и развязен,

Вот и верь после этого календарю.

Я к нему паутинкой-строкою привязан,

Потому и стихами сейчас говорю.

Ветер ходит, где хочет, живёт, где придётся:

То стрелой пролетит, то совьётся в кольцо.

Окликаю его – он в ответ мне смеётся

И кленовые листья бросает в лицо.

Он стучит мне в окно без пятнадцати восемь,

Словно нет у него поважнее забот.

Он несёт на руках кареглазую осень

И листву превращает в ковёр-самолёт.

Он целует её, называет своею,

И ему аплодируют створки ворот…

Я стою на крыльце и, как школьник, робею,

И сказать не умею, и зависть берёт.

 

(Стих. «Август»)

 

Великолепны по богатству выразительных средств и красоте поэтического звучания его стихи о Родине. Примером сыновьего почитания своей отеческой земли служат стихотворения: «Церковь», «Родиной пахнет ковыль», «Не то чтобы нас пригласили...» и мн. др. Смирением и потаённой радостью наполнены строки последнего вышеназванного стихотворения, где поэт говорит о возвращении после долгих скитаний на Родину:

 

Не то чтобы нас пригласили –

Скорее наоборот.

Но мы приезжаем в Россию

Из всех суверенных широт.

Нам стало вдали одиноко

И сделалась участь горька.

И с Запада, и с Востока

Течёт человечья река.

Над мыслями нашими властвуй.

Пришли мы к тебе налегке…

Как сладко сказать тебе: «здравствуй!» –

На русском своём языке.

 

К таким же высокой пробы произведениям можно отнести и стихотворения: «Отступили дожди, навалились снега…», «Я просыпаюсь. Мой костёр погас…», «Рождество», «Заревые июньские росы...», «Полыхнувший закат до полоски алеющей сужен» и др.

Очень светло воспеты у Владимира Шемшученко в книге – любовь к матери и к своей возлюбленной, ставшей позднее женой и подарившей ему сына с дочкой. Об этом свидетельствуют множество стихотворений. Очарованием любви и непорочной страстью веет на нас от этих по-юношески исповедальных строк в цикле «Марине»:

 

Смахнул снежинки с тёмной шубы

И сразу понял – опоздал!

Тебя в обветренные губы

Мороз уже поцеловал.

Глаза в глаза и – задохнулся,

И растворился… И пропал…

Ненужным словом поперхнулся

И поражение признал.

Я снег! Лепи меня руками.

В азарте пальцы обжигай.

Взрывайся белыми стихами

И междометьями стегай.

И смейся. Смейся до упаду.

А вечер – бел. А ветер – тих.

Приму, как высшую награду,

Прикосновенье рук твоих.

 

Необычно трогательно звучат стихи о высокой любви и нежности у него и в цикле «Колыбельная для Марины», где поэт своим трепетным сердцем чутко прислушивается к дыханию своей любимой, боясь пропустить этот неповторимый миг:

 

Спи, родная, любимая… Я просыпаюсь.

Чтобы слушать, как ты тихо дышишь во сне.

Я гляжу на тебя и всегда удивляюсь,

Что не грезишься ты, богоданная, мне.

Мы с тобой, дорогая, счастливые люди –

Нам досталось сполна и воды, и огня.

Мы слились воедино – я знал, что так будет.

Если я оступлюсь, ты поддержишь меня.

И когда в небеса позовёт нас дорога…

Не хотел говорить, но сегодня скажу:

Если первым уйду – проводи до порога.

Если первой уйдёшь – я тебя провожу.

 

(Стих. «Спи, родная, любимая…»)

 

Какое здесь глубокое, библейское единение до самого смертного вздоха супружеской любви, предначертанной нам свыше! И это не бравада поэта перед читателем, а осмысленное жизнью и отвечающее канонам православной веры, убеждение человека.

И, как продолжение этой любви у поэта, по-особому нежно звучат его строки, посвящённые детям:

 

Спит дочурка, спит маленький сын.

Ночь звезду за звездой зажигает.

Разжигаю стихами камин.

Мне жена помогает.

 

(Стих. «Стало страшно читать и писать…»)

 

Особое место в лирике Шемшученко занимают «городские мотивы», навеянные Киевом и Санкт-Петербургом, с которыми тесными узами связала его за долгие годы судьба. Здесь художественно ярко отражены и гражданский пафос, и самосознание причастности поэта к русской православной культуре, выраженной в великолепном зодчестве и в неповторимой древней архитектуре этих городов… Характерными для этих «мотивов» являются стихотворения: «Петербургский вальс», «Блок», цикл «Киев», «В квартире моей абажур с бахромой…», «Подснежник скукожился в банке…».  Из этого цикла в качестве примера приведу стихотворение, особенно тронувшее меня своей исповедальностью:

 

Я поэт городской, вряд ли есть мои корни в деревне.

Электронный будильник вполне заменил петуха.

Рядом строится дом, трактора пожирают деревья.

Я сижу за столом и плету паутинку стиха.

Город мой словно мать,

Он взрастил меня в каменном чреве,

Он меня прокормил и сберёг для меня теплоту.

Почему так тревожно кричит на истерзанном древе

Полуночная птица, и гарью несёт за версту?..

Что-то сердце щемит, предынфарктное выдалось лето.

Из открытого крана со ржавью, но всё же вода…

И подумалось мне, что рождённых в деревне поэтов

Посылает Россия на верную смерть в города.

 

(Стих. «Я поэт городской, вряд ли есть мои корни в деревне…»)

 

Объединяя мысленно и другие стихи, навеянные «городской» тематикой, в один цикл, кроме выше сказанного, я отметил и такой, существенно важный момент в поэзии Шемшученко – это его кровное родство с городом, в частности, с Карагандой, где прошли его детство и бурная юность.

В этом, объединённом мной цикле, чувствуется не только высокий лиризм произведений Владимира Шемшученко и зоркость его, как художника слова, сумевшего метким взглядом увидеть красоту старинных городов и отразить ее в своём творчестве, – но и не менее правдиво выразить свое негативное отношение к неоправданной в городах людской сумятице и процветанию бездуховности в них:

 

Отступили дожди, навалились снега.

Город стреляной птицей притих на болоте.

Ах, как хочется нынче пуститься в бега

На машине, на поезде, на самолёте!

Шалый ветер-дворняга обшарил квартал,

Треплет полы пальто и хватает за руки.

Я стихи о любви киоскёрше отдал,

Пусть зевает в метро, изнывая от скуки.

Ветер пьяную девку целует взасос.

Утонула в заливе луна, как монета…

Город Гамлет! Ты задал простейший вопрос,

На который никто не придумал ответа.

 

(Стих. из цикла «Город Гамлет»)

 

Отдельного разговора требуют и стихи из цикла «Москва, Москва…» о нашем древнерусском стольном городе, превратившемся в результате «перестройки» в Вавилон, изгоняющий русский дух. Здесь также чётко обозначена гражданская позиция поэта Владимира Шемшученко, неприемлющего происходящее:

 

О, как ты был прав,

поджигатель Москвы безымянный –

Крещенье огнём православному любо принять,

Коль скоро восстал и воссел Святополк Окаянный

На княжий престол, иже с ним – вороватая чадь.

Минули века, и окрепли бесовские путы:

Опричников – тьма, а уж эти умеют стеречь…

Всё ярче горят над Москвою сегодня салюты.

Всё громче слышна на Москве чужеродная речь.

Гуляй, Вавилон! Разбазаривай грады и веси!

Гони русский дух и поэта гони аки пса,

Но помни о том, что бесстрастно грехи твои взвесит

Всесильный Творец, и падут на тебя небеса.

О, как ты был прав,

Поджигатель Москвы неизвестный.

Вернись сквозь века и сверши, что тебе суждено.

А люди придут, осеняясь знамением крестным,

И стены поднимут, и в пепел уронят зерно.

 

Как вырвавшийся из души крик, звучит со страниц книги Владимира Шемшученко и тема «одиночества», когда происходит у нас отчуждение не только от своих родословных корней, связующих испокон веков род человеческий, но идёт и вырождение их в связи с бессмысленным современным укладом нашего бытия, выхолостившего родственные человеческие узы… Яркой иллюстрацией тому служат строки стихотворения:

 

Как человеку нужен человек,

Особенно когда лютует холод.

Мой разум этим холодом расколот

На да и нет, а посредине – снег.

Как нужен рядом тот, кто всё поймёт

И по любви великой не осудит.

Ну почему поэта гонят люди

Сквозь клевету и непременно вброд?!

Луна уйдёт, и вновь придёт луна,

Поскольку на земле не рассветает.

Как человека в мире не хватает!

Какая нынче лютая весна!

 

(Стих. «Как человеку нужен человек…»)

 

Мы видим, как горько сетует поэт в минуты одиночества, на бесконечную, беспросветную ночь, на лютую весну, на весь мир, который гонит его одинокого, отторгнутого сквозь лютый холод, и сплетни вброд, как охотники отбившегося от стаи волка.

А вот еще пример, где автор уже чётко обозначает в стихах эту страшную истину:

 

…Одиночество – оно страшнее плена,

Ведь не каждому дано писать навзрыд.

Не горит, увы намокшее полено –

Одинокое полено не горит

 

(Стих. «Вечер тихо за окошком угасает…»)

 

Заканчивая анализ книги Владимира Шемшученко стихотворением:

 

Ничего я тебе не скажу.

Я тобой безнадёжно болею.

Я желаю тебя и жалею

И дыханье твоё сторожу.

Чиркну спичкой – и станет светло,

И в оконном стекле отраженье

Передразнит любое движенье,

И рука превратится в крыло.

 

хочу подчеркнуть следующее – в этой статье я не рассматривал стихотворения по выделенным автором циклам, а объединил их для каждого иллюстративного примера тематически родственными моей душе и настрою мыслей стихами. Поэтому читатель не сможет следить, перелистывая попорядку страницы, за моими размышлениями в той последовательности, как выстроены циклы…

И ещё: в одной небольшой статье трудно передать все чувства и мысли, навеянные самобытной лирой поэта. Одно могу поведать с чистой совестью и, не льстя автору, – давно не читал такой пронзительной и в то же время прекрасной поэзии среди нынешних моих современников, отражающей на высоком художественном уровне чаяния и духовную суть русского народа, его исторические корни…

                                          С глубоким уважением к незаурядному таланту поэта,

                                                                 Владимир Корнилов, г. Братск, 2019 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Васильевич Корнилов
Перед Вербным
Стихи
20.04.2024
Память сердца
Стихи
18.12.2023
Обелиски... и вновь обелиски…
Ко Дню Победы
07.05.2021
Ты воскрес...
Стихи
01.05.2021
Все статьи Владимир Васильевич Корнилов
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12