Бывают книги - прочитаешь внимательно, отметишь удачные образы, строфы, находки - закроешь и забудешь. Бывает - закрыв книгу, понимаешь, что с твоей душой что-то произошло - она изменилась, ибо ты прожила с поэтом долгую, трудную, наполненную жизнь. К таким поэтам принадлежит Екатерина Козырева. Ее поэзия - глубинная, корневая, выросла из русского фольклора и русской классики. Во многом ее поэтическое мировоззрение окончательно оформилось благодаря Вадиму Кожинову. Стремлением к эпическому, народному, крестьянскому она идет вслед за Николаем Некрасовым, широкой удалью, характерной для русской былины, перекликается с Юрием Кузнецовым, тягой к философскому обобщению и взгляду в глубинную суть вещей - следует за Федором Тютчевым и Виктором Лапшиным. Екатерина Козырева - прежде всего поэт серьезный. В ее книгах нет легких тем, легких решений, Ее поэзия щедро подкреплена глубинной корневой русской судьбой, она взвешена, выстрадана, прожита. Родители Екатерины были высланы на Урал, и судьба ссыльнопоселенцев стала стержнем, глубинная сутью, на которую нижется вся жизнь поэта:
- Так за что же, за что, - я спрошу, как некрасовский Ваня,-
Выгоняли из дома, бросали на каторжный труд?
Нас за новые сени, а их вот за новые сани. -
Только батя утешил: «А люди и тут ведь живут!»
«Всяко было потом, - скажет мама и тихо заплачет.
Голод, нары да тиф... да родителей бедная смерть.
Только с наших, сиротских, землёй переполненных тачек
Завертелась такая на голой степи круговерть!
Мы о городе новом слагали стихи в культбараке,
Ни горячей обиды, ни зла не держали в сердцах,
Только жаль деревеньки, давно утонувшей во мраке,
Жаль, что дети и внуки всё больше живут в городах...»
Пережитая в детстве трагедия стала точкой отсчета высоты, мерой духа. Екатерина вышла из нее победителем - ни обозленности на человеческую несправедливость и судьбу, ни ропота на жестокую родину, столь характерного для многих куда менее «пострадавших», в ее стихах не найти. Хребет Урала стал ее собственным несломимым хребтом, мерой постижения вещей, мерой России, началом бесконечной любви к Родине. Недаром, обращаясь к России, она находит особое, неистертое, старинное, живое и бесконечно родное слово «Другиня». А Россия Козыревой широка и огромна: «Взгляну на Россию с Кремлевских холмов -/ Велик ее свет - ни начал, ни краев./ Как старцы, стоят над Москвой облака./ И грады, и веси стоят на века./ Их ветры не сдули, и вихрь не сломал./ Священные стены крепки, как металл». Какое державное мышление! Какая широта, какое приятие родины, ее истории, ее судьбы!
Книга «Богатый остров» - огромный труд души - денный и нощный. Душа поэта постоянно работает, постоянно познает мир, пытает его на глубину. Есть у поэта редкий дар выбирать в жизни самое главное. Все темы стихов Екатерины - важны, обязательны. Эпиграфом к книгам Козыревой, да и к самой ее жизни, я поставила бы знаменитые слова Заболоцкого «Душа обязана трудиться/ И день и ночь, и день и ночь!» Трудится душа - в постижение, в любви, в сострадании, и, наверное, более всего - в покаянии и молитве. Подобно тому, как Богородица в одном из ее стихотворений беспрестанно молит Христа за весь мир: «Молит Она за деревья,/ Молит Она за траву,/ Молит за эту деревню/ И за небес синеву», - Е. Козырева в своей книге беспрестанно молится и молит. Молитвенность, на мой взгляд, одно из главных свойств ее поэзии. Молитва преображает - мир, судьбу, окружающих людей, самого автора, возносит сознание от земного к горнему. Туда, к Престолу Господню, пытается Козырева вознести своими стихами-молитвами все окружающее - разрушенные деревни, разбитые дороги, просящих подаяние нищих, птиц на проводах, травы в поле - оторвать от земли, отмолить, вырвать из кабалы земной судьбы, увидеть в истинном свете - поистине огромный денный и нощный труд! И не случайно свое собственное понимание поэтического служения России наиболее точно поэту удается сформулировать в стихотворении, посвященном отдавшему всю жизнь служению Родине Федору Тютчеву: «Высокомыслящая Лира./ Он верил Родине одной -/ Спасению Святого мира/ Для Благодати мировой».
Такое тютчевское понимание истории, русской судьбы, предназначения поэта закономерно сближает поэзию Екатерины Козыревой с бесконечно далеким и одновременно бесконечно близким Тютчеву Некрасовым. Земное и Небесное сливаются в поэзии Козыревой воедино, а нелегкая судьба «заземляет», постоянно возвращает на размытые дождями и непогодами русские проселки - к трагически горькой конкретике живой русской жизни, живой народной судьбы, к русской деревне, к русскому крестьянину: «Шли тучи на закат, как волны спелой ржи./ Ушёл в небытие вчерашний ветер в поле./ О, потрясенная Земля, в своей недоле/ О чем задумалась, родная, расскажи! //О том ли нищем, что бредёт с клюкой,/ О том ли алчном, что не знает горя...» Имя Некрасова в стихах Козыревой упоминается часто, и это не случайно - Екатерина Козырева и сама подобна некрасовской женщине, которая «Коня на скаку остановит,/ В горящую избу войдет!» Да и державна ее поэзия не по последней моде и не в свете событий последних десятилетий, а потому, что она привыкла держать на своих плечах, нести, выживать, сопротивляться:
Страданье за какие-то грехи
Ниспослано несчастным и убогим.
Я приходила к ним читать стихи
В больницы, интернаты и остроги...
Верная глубинной русской жизни, русскому характеру, заветам русской классики, она, говоря словами все того же Некрасова, не из «ликующих, праздно болтающих,/ Обагряющих руки в крови...» но вот именно из стана «погибающих/ За великое дело любви!» Во такая серьезная, большая, состоявшаяся, не желающая менять себя на мелочи душа - настоящая русская женщина, красивая, умная, смелая, привыкшая держать на себе весь мир и за весь мир молиться. В современной жизни ей порою откровенно мелко - не вмещается она в суету, возню, мелкотравчатость, мелкотемье. Не случайно эпиграфом к одному из ее стихотворений взяты слова, сказанные ей когда-то В.В. Кожиновым: «Скоро Вас перестанут понимать».
И все же, зная, что такое страдание, Козырева знает, и что такое сострадание, потому не лозунги, не сиюминутные соблазны закономерно поворачивают ее к темам сегодняшнего дня - она остро чувствует человеческую боль и откликается на нее. И нищий, играющий на скрипке в метро, и стихи о событиях 1993 года, и узбеки, и армяне, и переселенцы с Кавказа, и трагедия сегодняшней Украины возникают в стихах неотвратимо и закономерно, поскольку герои этих событий требуют внимания и сострадания, нуждаются в поэтической молитвенной помощи: «Ах, какая печаль в смуглых людях с Кавказа,/ Их у доброй соседки не счесть по углам -/ И грузин, и менгрел, и армянка с абхазом,/ И рассказы, рассказы: «Как жили мы там!» Та же чуткость к боли постоянно поворачивает поэта к русской истории - давней и недавней. Недаром со страниц книги, продолжая рассказы о ссыльнопоселенцах, почти теми же словами Козырева говорит о другой русской трагедии и об одной из самых загадочных, трагических и любимых наших святынь - иконе последних времен - «Блокадной заступнице», Невской Скоропослушнице: «Когда ни родных мне, ни близких, ни мамы не стало -/ Нас в сиротских полуторках ночью везли ледяной,/ Фотокарточка мамы в пальтишке холодном лежала/ С бумажной иконкой «Скоропослушницы» нашей родной».
«Богатый остров» - дар щедрой, наполненной жизнью и любовью, не знающей равнодушия души. Удивляют тематическая широта в стихах Екатерины Козыревой, ее жадность к жизни. Жить и писать для нее - суть одно. Она пишет обо всем, что проживает, и проживает все, о чем пишет. Огромное место в ее творчестве занимает лирика - чуткая, женственная, отзывчивая к каждому жучку, цветку, лепестку, ко всей живой твари. Контраст с трагической судьбой и сосредоточенной силой постоянной внутренней молитвы делает ее лирику еще трепетней, нежнее, беззаботнее, прозрачнее. Но желание души трудиться и тут пересиливает лирическую беззаботность и оборачивается желанием постигать мир по-тютчевски серьезно. Зачастую ее лирика - отважное путешествие в собственные глубины, путешествие трудное и болезненное, ведь для него необходимо «Преодолеть, как наважденье, страх/ Перед собою...». Отвага заглянуть в себя дает свободу в раздумьях о соотнесенности мира и собственного «я», о неизбывном одиночестве каждой души и неразрывной слиянности с миром каждого человека:
Желанье очутиться одному!
С травинкой - тонкой дудочкой в губах,
И выдувая собственную тьму,
Преодолеть, как наважденье, страх
Перед собою. Кто не одинок,
Как облако и дерево, и куст?
Но ц е л ы м миром наделяет Бог
И льётся песней чистою из уст.
Или такое вот - тоже неспешное, неторопливое, раздумчивое и глубокое стихотворение, в котором Екатерина Козырева обращается к вечным темам жизни и смерти. Жизнь и смерть видятся Козыревой единым смиреньем, «Которого не хочет человек», - не только верное для всех времен, но и очень современное и своевременное суждение, ибо ни перед жизнью, ни перед смертью современный человек смиряться не желает:
Знакомые берёзы под окном,
Зелёные качели над обрывом,
Они живут в неведении счастливом,
С весной в ладу в пространстве мировом.
И только люди, проживая век,
Не думают в гордыне иль смятенье,
Что жизнь и смерть - единое смиренье,
Которого не хочет человек.
Поражает удивительная отзывчивость Екатерины к слову собратьев по перу. В книге множество посвящений - С. Есенину, В. Белову, Н. Рубцову, В. Кожинову, Ю.Кузнецову, В. Лапшину, Г. Касмынину, о. Дмитрию Дудко. Для нее чтение работающих рядом поэтов - тоже продолжение живой жизни, поэтому так живы, непосредственны, точны и щедры ее посвящения. Саму Екатерину посещают сомнения в нужности и правильности ее главного дела: «Читателя в потомстве не найду -/ Поймала Книгу сеть небытия,/ Попала в паутинную среду/ Живая жизнь - поэзия моя». «Паутинной средой» Е. Козырева называет здесь электронную сеть Интернета. Сомнения эти особенно понятны в наши дни - поэтам, выброшенным из жизни, лишенным живого читателя и возможности издаваться - писать, а уж тем более молиться в стихах - особенно трудно, и работают они вопреки всему, совершая свой тихий, мало кому понятный, но жизненно необходимый и очень трудный подвиг. И не одной Екатерине все усилия души, весь денный и нощный поэтический труд порою кажутся ненужными и бессмысленными. И все же главное, для чего существует поэзия, остается неприкосновенным и незыблемым и в наши дни - и ни паутинная сеть Интернета, ни тотальная война против культуры и литературы затронуть этого беспрестанного труда души, этой «творящей энергии любви» не могут. Потому и закончить разговор о новой книге Е. Козыревой «Богатый остров» мне хочется точными и емкими словами из ее стихотворения, посвященного Николаю Рубцову: «Поэт! Среди святых потерь,/ Ты - обретённая молитва». Думаю, что эти строки в полной мере относятся и ко всей русской поэзии, и к самой Екатерине Козыревой.
Наталья Егорова
***
Екатерина Козырева
ВОЗДУХ ПОЛЫННОЙ ДОРОГИ
***
Молчанье было - робкий мой удел.
Но от любви душа заговорила.
Свобода духа благодатной силой
Взошла среди оцепенелых дел.
Я эти неразрывные дела
Пыталась разорвать семье в убыток:
И тайно доставала пыльный свиток,
И, как Скупой, над ним я не спала...
О муж мой, сын мой, возвышаюсь я
Над страхом лжи и тяжестью уныний -
Блажен, кто ищет истинной святыни,
В отпущенном пространстве бытия
ВСТУПЛЕНИЕ
Беспощадные смутные годы
Над страной, над отцом, надо мной.
Корабли, поезда, пароходы
Режет ветер залётный сквозной:
Свой похитчик и чужеплеменный
На открытых просторах Руси...
Братьев кличет Иван полоненный -
Не проснутся - проси, не проси!
Я по-русски все жду терпеливо,
Над равниной кружит вороньё...
Отобрали у песни мотивы,
Раскатали по брёвнам жильё,
Осквернили родные могилы,
А над пашнями ядом смердят.
Брат мой, где твоя удаль и сила,
Обернись красным молодцем, брат!
Горек воздух полынной дороги.
Бесконечны, как думы, холмы.
Сбиты в кровь наши бедные ноги,
От кого ждём спасения мы?
Может эти пожары лесные,
Замутнённые воды озёр,
Дочернобыльские витии -
Пустословья обман и позор
Нас спасут? Деревеньки пустые,
Городов обезличенных высь...
Но, как сила души, золотые,
Купола золотые зажглись...
ОКТЯБРЬ
Растоптан и размыт покровный путь.
Под замятью мятежной непогоды
На камень преткновенья повернуть:
Всё потерять. Погибнуть. Без исхода.
У русского и нет иной судьбы -
Себя обречь на муки и печали...
А на роптанья робкие толпы,
Что у блаженного копеечку отняли,
Ответа нет... А главы Покрова
Снег оболок. За кисеёй туманной
Дрожат они, как редкая листва.
Да устоят под ветром окаянным!
***
Шли тучи на закат, как волны спелой ржи
Ушёл в небытие вчерашний ветер в поле.
О, потрясенная Земля, в своей недоле
О чем задумалась, родная, расскажи!
О том ли нищем, что бредёт с клюкой,
О том ли алчном, что не знает горя.
На Запад смотрит он, и с совестью не споря,
Он скоро на тебя махнёт рукой.
Смотри, откупорит и опростает вмиг
Твой пьяный чертолом зелёную бутылку.
Никак не заведёт забытую косилку
Еще охочий на крестьянский труд старик.
Все ближе подступает ад бетонный,
А люди пришлые язвят твои стерни...
Ужели мы дадим исчислить наши дни
И край попрать - небесный и зелёный!
ДОРОГА В БОЛДИНО
В октябрьской прели пряный лес.
Слетает с губ счастливый возглас:
Ах, что за лес, ах, что за воздух!
Ах, мухомор - красивый бес!
В лесу агония огня -
Опавших листьев дух калёный.
Автобус, как большой ребёнок,
Сигналил, ждал и звал меня.
Дорога в Болдино. Поля,
Холмы, скупые перелески,
В багровом зареве земля,
И обелиски, обелиски...
Стоят торжественно и просто,
Как ель, береза иль сосна,
Горят на обелисках звёзды,
Что ты наделала, война?
Дорога в Болдино. Бегут
Простых заборчиков подзоры
И в изумрудной ряске пруд.
Нарядных домиков уборы:
Резной кокошник над крыльцом
Не золочёным петушком
Увенчан - синим самолетом.
Хозяин, верно, был пилотом...
Деревня. Старая Купавна
- Ч т о в и м е н и т е б е м о ё м ? -
Читает Анна Николавна
(Вот ведь совпало как забавно)
Так что же в имени твоём?
Купавна? Лебедь, плавно, пава,
Сирень, капель, купель, купава...
Родной язык богат, как осень,
Он - из её оттенков тоже,
А синь между берёз и сосен
С высокой музыкою схожа.
Дорога в Болдино. Пусты
Поля. Пусты и деревушки.
Окрестных церковок кресты...
Две богомольные старушки
Из-под ладошек и платков
Глядят, глядят плакучим взглядом.
Да синь кладбищенских крестов
Блеснёт бесхитростным нарядом.
Дорога в Болдино. Стога
Плывут, как медленные танки,
Пылают знаки, облака,
Рябин рубиновые ранки.
И снова, снова о войне!
Струною строгою Бояна
Звучит, звучит, звучит во мне
Незаживающая рана.
ЧЕТЫРЕ ДОМА
Четыре дома у родителей моих
Когда-то было - нары на двоих
За ивовой перегородкой.
Воспитывала мать и малых, и больших
В семье родной лебёдушкою кроткой.
Семья отца большая: дед - «старшой»,
Как разрешили молодым переселиться -
Землянку вырыли - и это дом второй,
Там родилась и я под пологом из ситца.
Сухие холмики, река и то Сухая.
По руку левую щебёночный отвал,
По правую - жилища, что Шанхаем
Из ссыльных кто-то в первый раз назвал.
Так и пошло... а за Урал-рекою
Из шпал, из горбылей, известняков
Свои покои ладили изгои
Средь каменистых горок и холмов.
Отец в Агаповке на шпалах дом поставил,
Осталось сладить светлое крыльцо,
Да крышу засмолить... но снег растаял,
Урал разливом выплеснул жильцов
В наш третий дом - не дом, а конный двор...
Пилили, помню, жердевый забор,
Да как блестел ледок в следах копыт,
Он и теперь в глазах моих рябит.
Четвертый наш - гостеприимный дом:
Всех перехожих, странников, бездомных
Он привечал любовью и теплом...
Он и мои девичьи грёзы помнит.
Как я любила солнце на полу!
Тепло простых дорожек домотканых,
Полынный запах веника в углу,
Шум тополя. И лунный свет на рамах.
Нас четверо, а мама не поймёт,
Зачем разъехались в четыре разных дома?
Всё ждёт кого-то у пустых ворот...
Теперь её печаль и мне знакома.
В ДЕРЕВНЕ
Я себя протащу до покинутой нашей деревни.
Эх, какие там люди! В ненаписанной книге прочту
Не обиду на жизнь, а хранимую душу издревле,
Боль за бедность в полях, истощение сил, нищету.
Утром мама моя не отгонит на выпас Буренку -
Нет бурёнок давно, поразъехались все пастухи.
Вспоминает, родная: «Везли на чужую сторонку
Нас в телячьих вагонах - платить, за какие грехи?»
-Так за что же, за что, - я спрошу, как некрасовский Ваня, -
Выгоняли из дома, бросали на каторжный труд?
-Нас за новые сени, а их вот за новые сани.
-Только батя утешил, - а люди и тут ведь живут!
« Всяко было потом, - скажет мама и тихо заплачет.
Голод, нары да тиф... да родителей бедная смерть.
Только с наших, сиротских, землёй переполненных тачек
Завертелась такая на голой степи круговерть!
Мы о городе новом слагали стихи в культбараке,
Ни горячей обиды, ни зла не держали в сердцах,
Только жаль деревеньки, давно утонувшей во мраке,
Жаль, что дети и внуки всё больше живут в городах...»
За деревней бегут облака, словно серые волки,
Дуют злые ветра и грызут у домишек бока.
Я уеду теперь навсегда или, может, надолго,
Словно серые волки бегут и бегут облака.
БРАТУ
Приедешь, поклонись далёкой
Могиле матери моей.
Скажи, что стала одинокой
Я без неё. А жизнь - бедней.
Да посади - она любила
Цветочки голубого льна,
Чтобы весной цвела могила,
Издалека была видна.
И я приеду, хоть не близко,
К простому привезу кресту
Московский ландыш серебристый,
Волжанке-маме, как мечту.
Да с корневым комком берёзу
Из леса маминой весны,
Да раскулаченные слёзы
Всех, виноватых без вины.
РУБЦОВУ
Он с фотокарточки глядит
В большой ремесленной фуражке.
Не вспоминайте жалкий вид
Его заношенной рубашки.
Те, кто его не узнавал,
Поглядывал высокомерно,
Кто славу у Поэта крал...
У вас последний, стал он первым.
По крохе соберём теперь
Жизнь...Одинокая ловитва...
Поэт! Среди святых потерь,
Ты - обретённая молитва.
***
Так страшно среди одиноких деревьев!
Шумят они... тянутся к небу всегда.
Как сердце моё к одичалой деревне,
Где медлят секунду одну поезда.
А спрыгнешь - и горько запахнет полынью.
Не ходит автобус, попутки не в счёт.
Какая-то странная тетка Аксинья
Я знаю - одна в той деревне живёт.
- Кому, - говорю, - надо в эту деревню?
Забывшись, что не с кем уже говорить.
Лишь ворон взмахнёт по-язычески древне,
Метнётся в лицо паутинная нить.
Вспугнётся душа... И всё глуше и тише
И лес, и тропа... нежилое жильё.
Деревья все тянутся выше и выше,
Не так ли, Аксинья, и сердце твоё -
К святому углу, к своему пепелищу...
Почти слюдяной у окошечек блеск.
Свой посох возьмёт - и обрящет, что ищет,
Молиться идет она в Борисоглебск.
ОСЕНЬ 1993
Не было человека, который не плакал и не рыдал, преклоняя колена перед Заступницей
рода Христианского, моля о защите и спасении. И отступил Тамерлан...
Летописец о Сретении Владимирской иконы Божьей Матери в 1395 году
1
А внуки название этой трагедии спросят,
И жертвы истлеют когда, и сгниют палачи,
И будут ещё поминать эту страшную осень,
Октябрь, задувающий светлое пламя свечи.
Владимирской Божией Матери скорбную дату
Внесут на скрижали Истории и Письмена,
А лжемудрецов и земная не минет расплата.
Для жизни небесной Святая Россия нужна.
Потерянной осени плачут пятнистые клочья,
И ветер всё дует, несёт их, не знаю куда,
А русские Матери ждут треугольнички с почты
И катятся слёзы, и катится с неба звезда.
6.10.1993
ВО ТЬМЕ
Во тьме кромешной блеск, вино и яд
Струятся, веселеют, сатанеют -
Рай на земле возможен, говорят...
Для тех, кто убивает и наглеет.
Для них меня давно на свете нет.
Нет ни одной мне дорогой святыни.
А есть лишь тьма, которая им свет.
И нет меня. Но нет меня - не с ними!
***
Ну, здравствуй, одряхлевший дом,
Меня и никого не ждавший,
Забудем мы с тобой вдвоём
Ночь тёмную и день вчерашний,
Чтобы топорик заиграл,
Чтобы пила заговорила -
Двужильна не мужская сила,
Когда грозит тебе обвал
***
Охапку лет - черёмуховых веток
Приносит мальчик смелый, твой двойник.
Здесь и теперь между окон двойных
Пылятся клочья высохшего лета.
Знакомые берёзы под окном,
Зелёные качели над обрывом,
Они живут в неведении счастливом,
С весной в ладу в пространстве мировом.
И только люди, проживая век,
Не думают в гордыне иль смятенье,
Что жизнь и смерть - единое смиренье,
Которого не хочет человек.
А мы за то неведенье в саду
Остаток жизни отдали бы смело.
Любовь одна не ведает предела -
Цвети она в раю или в аду.
ТЮТЧЕВ
Вадиму Кожинову
Его дыхание земное.
Но с приближённостью к Нему,
Кто жизнь вдохнул во все живое,
Дал чувство чувству, ум уму.
И роковым страстям знакома,
В чужбине жизнь его влеклась, -
Чтоб русский был в России дома,
Нужны величие и власть:
Высокомыслящая Лира.
Он верил Родине одной -
Спасению Святого мира
Для Благодати мировой.
НА ВЕЧЕРНЯХ ПОЛЕЙ
Куполов величавей церковных
Золотые закаты в глуши,
Пропадаю в лесах подмосковных
Во спасение грешной души.
Поясные, земные поклоны
Отдаю на вечернях полей,
Оглянусь, как заплещутся стоны
Чуть заметных с земли журавлей.
И не молкнет во мне неземное,
И близка мне земная юдоль -
Благодатное слово родное
Выступает наружу, как соль.
НА ЧЕРДАКЕ
Вся награда в светлице мечтаний -
Тайный холод небесной тоски.
Светом давних надежд и желаний
Сёл далеких горят огоньки.
Клён приник к слуховому окошку,
Под стрехой подсыхает укроп,
Из-под старой тетрадной обложки
Видны буквы заглавные строк.
Первоклассники, что мы писали
В том, туманом покрытом году?
«Мама... Родина... Ленин и Сталин...»
Я как страшную помню беду,
Наши узкие классы в бараке,
В окнах марта померкшего свет,
Нарукавные траура знаки
И над чёрной доскою портрет...
Дома плакали... То ли утрата
Мне так внятна, что еле дыша,
Будто в чём-то была виновата,
С детства в страхе сжималась душа.
Мне Отчизны всегда не хватало...
С малой родиной в сердце моём.
Но я знала ни много, ни мало -
Свет велик и высок отчий дом.
2
Маленкова портреты и Берии
В старой «Правде» поблёкли давно.
Мощный луч из Российской Империи
Освещал Слуховое Окно:
Сердце, славой космической радуя,
Самоцветом сверкал на Кремле.
Пировал за весёлою брагою
Или тайно светился во мгле.
Выйдут сроки - провалы и пропасти,
Солнцем Правды взойдет не портрет -
Божьей Матери в скорби и кротости
Милосердный над Родиной свет.
СТРУННАЯ ПЕСНЬ
Золотая струна о радости запоёт -
Переливается юности вешний мёд,
Родником выбивается чистый звук,
Лёгкой бабочкой вылетает из детских рук.
Берег неба - родное моё крыльцо -
Крылья Ангела овевают моё лицо,
Я не знаю, какую струну задеть,
У меня есть золото, серебро и медь.
Серебро задену слегка - там семья и дом,
Задрожит свеча над мамою и отцом...
Вы оставили детям своим не зло - добро -
Золото чистое вы моё и моё серебро.
Струнной песнью звучит литая, тяжёлая медь -
- Аллилуйя - готовятся в хоре церковном петь...
Помоги мне, Боже, поверить в Тебя, полюбить,
Колокольчик души притяни за незримую нить.
Берег неба - родное моё крыльцо -
Крылья Ангела овевают моё лицо,
Я не знаю, какую струну задеть,
У меня есть золото, серебро и медь.
ПРОЩАНИЕ С ВАДИМОМ КОЖИНОВЫМ
1
Отошёл муж блаженный - Вадим.
Вся Россия, как Божие око, -
Так высоко глядела...
над ним
Ангел крылья раскинул широко.
И смотрел на него с высоты
Долго, долго у гроба простого...
Как его изменились черты!
Словно тут положили другого.
Но знакомы чело и виски.
Неподвижность же так незнакома!
Говорят, он просил принести
В этот вечер расческу из дома:
На себя быть похожим хотел -
До прощания - vivere memento! (лат. - помни о жизни)
И ушел.... И заплакал, запел
Дом последнего интеллигента.
28.01.2001.
2
Груды книг лежали на полу,
На столе, на стеллажах, в углу...
Сразу же есенинское: «Помните...»
Сколько света было в этой комнате!
Помните, как он, припав к столу,
Находил по вдохновенью нужное -
Слово, книгу, рукопись, стихи,
В летнюю жару и зимней стужею
Ночи творческие бурны и тихи...
Может быть, и слёзы мои лишние,
Может, и не надо горевать,
Только ощущаю горе личное!
Но от книг исходит Благодать.
Может, здесь летали серафимы
Над Историей Отечественных лет,
Охраняя жизнь и труд Вадима
И души неугасимый свет.
Дух могущий был над ним, и счастье,
Счастье понедельник пережить,
Пересилить смуту и ненастье,
И Россией-Русью дорожить...
В XXI век шагнул Вадим -
Этим шагом сделано немало:
Не звезда Введенская над ним -
Родины мерцающей начало.
29.01.2001.
3
Не скажешь про него - старик.
Но вечности свершилось дело:
Душа его ушла из тела,
Покинув мыслящий тростник...
Она готовилась к ответу, -
Предстала горним высотам.
Светлее стало небесам -
Прибавилось в них света к Свету.
31.01.2001
МАТЕРИНСКИЙ ЛОМОТЬ
Воспоминание - жизни моей полотно -
Незачем мне украшать его вязью рисунка,
Прямо скажу обо всем, что хранило оно,
Сердце, задетое с детства о строгую струнку.
Видно, Господь преломлял материнский ломоть,
Короб хлебов оставался пришельцу и гостю,
К ней и теперь, чтобы душу свою прополоть,
Я приезжаю к могиле на сельском погосте...
И простодушные люди тропою добра
Едут ко мне от неё до Великой столицы -
И не седьмая вода, не слеза, не сестра,
Как за себя, я за ближнего буду молиться.
РОДИНА
Тысячелетье ею пройдено
Во славу дедов и отцов.
Теперь по всей великой Родине
Стоит недвижимость «дворцов».
Не знаю я, какого лешего
Ищу в лесу, дороги вью,
И не чужая здесь, а здешнего,
Родного, я не узнаю:
Обманным дымом занавешена,
Чужой, зыбучей новизной,
Она как будто бы опешила,
И нет пути передо мной.
Перекорёжена, надорвана,
И вихрями разметена,
Над нею плачут Вдовы Чёрные,
И к Небу движется она.
НАЧАЛО
Шли волхвы. Звезда лучистая
В Вифлеем их привела.
Богородица Пречистая
Иисуса родила.
Как вместила Духа Божьего,
Бога Слова - слово Бог,
Как носила в подорожии
Сына, именем - Любовь?
Богоматерь! На колени я,
Встав, прошу за нас молитв,
Силы кроткого терпения -
Образа Твоей любви.
ПОСЛЕДНЯЯ КНИГА
Скоро вас перестанут понимать.
Вадим Кожинов
Сейчас так, душой, никто не пишет.
Николай Дорошенко
Читателя в потомстве не найду -
Поймала Книгу сеть небытия,
Попала в паутинную среду
Живая жизнь - поэзия моя.
И бьётся рифма из последних сил
В невидимых ей лапах Паука.
Он башни срезал, страны подавил,
Не дрогнула в с е м и р н а я рука
Высокую настроенность души
Чудовище не может понимать.
Поэт! Излить свой бисер не спеши -
Ты перед тем, кому валюта - мать...
Вам посылаю электронные слова,
Последние читатели мои.
Погибла Книга. Но пока жива
Творящая энергия любви.
БРАТУ
Поэту Юрию Костареву
Ты вздрагивал от ритма рифм и строчек,
Откуда мне? Давно их не слыхал...
Но Божий Промысел не знает проволочек:
Ты не писал, как «гибли за металл».
Ты не писал, как отнимали веру.
Ты не писал, как выслали отца...
Твой день рождения в июне, в сорок первом,
Он отлит из горячего свинца.
А город отлит из огня и стали,
И совместились несовместные, они:
Россия-мать, «отец» - Иосиф Сталин,
В язычестве прошли года и дни...
А нынче, брат, не вздрагивай от строчек,
Пиши, пиши я з ы ч е с к у ю н о ч ь!
Где все - темно, но дышит Дух, где хочет,
И что услышишь - не прогонишь прочь.
ВДАЛИ ОТ РЫНКА
Одна по городу брожу,
Вдали от рынка,
И помогаю встать бомжу
В худых ботинках.
Он, переживший дождь и зной,
А как иначе?
Дрожит, как лист передо мной,
Худой, бродячий.
Оброс щетиной и репьем,
Отвержен тоже...
Поэт и бомж - идем, бредем.
Спаси нас, Боже!
***
Ищи звезду...
Ю. Кузнецов - Н. Дмитриеву
Не пропала в лесу или в поле,
Унеслась эта ночь навсегда.
То свершилось по Божией воле -
За звездою сгорела звезда.
Умной твердью и силой красиво,
Небо выше забвенья земли:
Всё под ним - и цветы, и крапива,
И посевы на пашнях взошли...
Пробуждаются Ангелы Света,
К Солнцу тянется новый росток,
И ведёт за собою поэта
Путеводной звездою Восток
ПРОЩАНИЕ С ДОМОМ
Прости, мой дом, полвека пролетело,
Прогнулись все подпорки бытия.
Но дышит и скрипит твоё живое тело,
Рыдает ветер и душа моя.
На крыльях крыши снежные заплаты
И чёрной тенью кошка-сирота,
На все восходы и на все закаты
Закрыты ставни, двери, ворота.
Отдам ключи хозяину другому,
Благословлю на жизнь и Благодать.
И оглянусь, прильну глазами к дому,
Но снег в глаза, и дома не видать.
ЛАМПАДКА
Там, за лампадкою живой
Святые лики,
О Свете Тихий, мне открой
Слова молитвы!
О праздничный мой уголок,
За тьмою ночи -
Мал огонёк, да свет широк
России отчей!
ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ
...И отпустили Варавву,
Слепо не веря в Христа.
Занял разбойник по праву
Божьи, святые места.
Возненавидел, обидел
Обворовал и убил,
Вскинулись Лежень и Сидень:
- Кто же его отпустил?
Бился за дверью железной
Всякий - и добрый, и злой:
Как? Никому не известно
Стало всё прахом, золой?
Слабые люди порока
Вверглись во тьму и обвал -
И отступились от Бога.
Дух заражённый кричал.
И отпустили Варавву...
ЛЕДЯНЫЕ ДОЖДИ
И пришли ледяные дожди,
Лес и город заколдовали.
В эту сказку не выходи!
Хрупок холод хрустальный.
Серебро перегруженных крон
Клонят долу деревья,
Слышат хруст переломов и стон
Города и деревни.
Может, выживут, может, умрут -
Неизвестно!
Ледяные деревья поют
Им свою лебединую песню.
СВЯТОЕ ДЕЛО
Звучит по радио «Священная война»,
А сердце девочки трепещет...
Жила в Германии она,
Но понимала голос вещий.
Забилась в угол - вот, сейчас, убьют...
Увидел русский - плакала, дрожала,
Взял за руку её: «Садись вот тут».
Из рюкзака достал он хлеб и сало.
И улыбнулся - кушай бутерброд.
Как потрясённо девочка глядела!
Пока есть на земле такой народ,
Спасать от зла - его святое дело.
САВАОФ
Глаза отдыхают на свежих угодьях лесов,
В контрастах берёзок и елей играющий свет.
На золото храма всесильный сошёл Саваоф -
Содом и Гоморра преткнулись о Новый Завет.
Богатые! Время о бедствиях ваших вопить!
Покрыты сыпучею ржавчиной ваши сердца -
Сокровища духа изъела войны волчья сыть...
И око не видит, и ухо не слышит Отца.
Покорны стихии Ему - пробужденья и сна.
Но гнев и отмщение будет, лелеющим зло!
Поёт Ему славу предвестница силы - весна
И птицы, и всякая Тварь...кому жить повезло.
ОТЕЦ
Моему отцу Н. К. Костареву
Фанерный ящичек наследства,
Потрёпан краски синий лён,
От раскрестьяненного детства
Отец в небесное влюблён...
Несёт портфелик васильковый,
А в нём тетрадочка лежит,
И пламенно о жизни новой
Рабочий-мастер говорит:
Что вот насытится голодный,
Что сытый будет разуметь...
А он, ремесленник свободный
Свободно в синеву глядеть.
ЁЛКА РУБЦОВА
Последняя ёлка Рубцова -
Ветки жёстко обнажены:
Молчит обострённое слово,
Ни дочки и ни жены...
Съездить бы надо за ними,
Ёлку в огни нарядить!
Счастье - семьёй любимой
В новой квартире жить!
Только судьба другая -
Поэту наперекор,
Сама себе потакая,
Мчится во весь опор,
Хватает за горло, душит...
Окстись! Отойди от зла!
Стекает с ёлки на душу
Горькой слезой смола.
О ПРОШЛОМ
...В нём, кроме бедности порока,
Был низкий домик над рекой
И Родина - вся от порога
И до границ была другой.
Была семьёй страна большая,
И без обид, не в тесноте
Жила от края и до края
В святой беспечной простоте.
УРАЛ
Хребет Евразии - Урал
Тыл и войну страны держал,
Стальной бронёй гремел в Европе,
Блистал он касками в окопе,
Лежал с винтовкой у опушки,
Пил водку из солдатской кружки.
Ел кашу он из котелка,
Штыком прокалывал врага.
Он сапоги и гимнастёрки
Сшивал блестящею иглой.
И на побывке, и в каптёрке
Звенел гитарною струной.
От пуговицы до снаряда
Снабжал советского солдата.
Блестели звёздочки в петлицах,
Улыбки на победных лицах.
Звенели песни, ордена...
Есть Родина у нас одна!
Прощай, проклятая война!
Гремите, русские медали,
Чтобы Урал мы не отдали,
Чтоб наши «Илы» заблистали
В родной отечественной стали -
И чтоб Державу удержал
Хребет Евразии - Урал.
ПАСТУШЬЕ РЕМЕСЛО
Голосами бабьими пропето,
Петушиным криком боевым,
Обруч Солнца прокатило Лето
Временем небесным и земным...
Запах степи сквозь село кочевье
Проносило летнее руно -
Овцы шли, от сумерек вечерних
Древней тайной веяло давно:
Вслед за пылью шёл пастух незримо,
Звуки дудки по ветру несло,
Как осталось - неисповедимо -
И во мне пастушье ремесло.
7. До слёз
6. Горжусь дружбой
5. Поздравляю!
4. Будем читать
3. Спасибо за слово
2. читала стихи
1. Поэт Екатерина Козырева