Православная Россия и дух капитализма

0
363
Время на чтение 12 минут
Наша страна начала с опозданием, тяжело, но неуклонно возвращаться к своим традиционным ценностям во внутренних делах, к своей исторической роли в международной жизни. Не всем это нравится. И в любой момент в быстро меняющемся сложном сегодняшнем мире может быть поставлен вопрос о всесторонней мобилизации России. Готовность к этому в значительной мере зависит от широкого общественного мнения, от понимания природы вызовов, стоящих сейчас перед нами извне, и понимания того, что строилось в России в последние двадцать лет. Без сомнения, направление экономических и общественных реформ, резкое расслоение общества, почти неприкрытая власть финансовых и сырьевых олигархов - всё это указывает на то, что строился капитализм. Но знание природы и истории этого явления не стало ещё достоянием широкой общественности. Даже слово это никогда не произносится руководителями государства. Думская оппозиция порой сопрягает его с нелицеприятными определениями капитализма: коррумпированный, олигархический, сырьевой, периферийный, требуя устранить обозначенные изъяны и подразумевая, что это все же лучшее из возможного, а недостатки - наследие прошлого. Не слышим об этом и в выступлениях церковных иерархов, что отчасти можно понять, ибо, как писал по подобному поводу старец Амвросий Оптинский в 1878 году: «Мы не говорим об этом, потому что почти все властьпридержащие или инородцы или иноверцы, дабы не раздражать». Наконец, многие верующие искренне считают, что эта тема слишком мирская, далекая от духовной и церковной жизни. Так ли это? Все эти взгляды на капитализм объединяет отношение к нему лишь как к определенной модели производства, как, по преимуществу, к чисто экономическому явлению. Они основываются на учении о капитализме, созданном еще А.Смиттом и Д.Риккардо (близким другом Натана Ротшильда), согласно которому человечество развивается, восходя по ступеням общественно-экономических формаций, движимое усовершенствованием средств производства и орудий труда. Естественный процесс и никаких корыстных интересов. Остается только принять и подстраиваться.

К.Маркс, как бы внезапно увидев вопиющие изъяны капиталистического общества, лишь дополнил эту схему тем, что светлое будущее - в следующей коммунистической формации. При этом он и западноевропейские рабочие, социалистические партии Европы, а в России меньшевики и троцкисты под коммунизмом понимали общество, в котором блага, которыми пользуются при капитализме владельцы капиталов, распространятся на всех участников капиталистического производства - рабочих и интеллигенцию. Но только. Маркс был великим иудейским мистификатором, он перессорил всех, оставив в стороне и вне критики рвущихся к власти всемирных ростовщиков. Он многое сказал о капитализме, но о некоторых его особенностях в трех пухлых томах умудрился даже не упомянуть. Выполняя заказ финансовых олигархов, марксизм создал очень много проблем промышленному капиталу и к середине 20 века полностью поставил его под их контроль. Правда, в России все оказалось сложнее, сказалась ментальность русского народа, особенности православной цивилизации. Уже Ленин с 1900 года не был верным учеником Маркса, а Сталин в 1922 году ввел термин «творческий марксизм» и начал вычищать привнесенное в него иудействующим Западом, оставляя идею социальной справедливости, созвучную ценностям России. В целом влияние учения Маркса было огромным. Но уже в 1905 году взгляд на капитализм существенно меняется, выходит книга М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Автор доказал, что капитализм есть не общественно-экономическое явление, а духовно-общественное. Он есть то, что ранее наш соотечественник Н.Я.Данилевский называл культурно-историческим типом, а после стали называть цивилизацией. Вебер отвергает вульгарный материализм и атеизм Маркса. Природу капитализма он видит в возникновении особых субъектов всемирной истории, носителей духа капитализма, т.е. в утверждении особой господствующей религии. Духовный взгляд устранял недомолвки английских политэкономистов. Кроме того М. Вебер этим, во-первых, указал, что цивилизации, в отличие от ранее заявленных общественно-экономических формаций, не только иначе возникают, но и живут по другим законам. Они не выстраиваются по ранжиру, не переходят друг в друга, они почти вполне самодостаточны и самоценны, они живут по законам видов. Береза не лучше дуба, волк не совершеннее зайца. Они не мутируют, не производят гибридов. Иногда достигается скрещивание близких видов, но результаты приводят к появлению ослабленного и недолго живущего потомства. Цивилизация же, маскирующаяся под нечто иное, призывающая уподобиться ей, ослабляет связь других цивилизаций со своими корнями, обессиливает их и лишает будущего. Цивилизации, пока живут, не могут перестать оставаться самими собой, но они могут умирать, и они могут поглощаться друг другом. В данном случае западноевропейская цивилизация проявляет себя как хищник, уготовляющий себе добычу. Во-вторых, открытие М.Вебера важно для нас православных и потому, что каждая цивилизация непременно имеет присущее ей религиозное ядро, определяющее ее своеобразие. И для нас не безразлично, какая религия лежит в основе капитализма, каково ее отношение к христианству и как мы должны относиться к ней и ее проявлениям в культуре, политике, экономике. М. Вебер сводил дух капитализма к возникновению протестантизма, он был протестантом и, несмотря на критику последнего, считал, что протестантизм - наиболее развитое и современное христианство, а капитализм - лучшее из возможных общественных устройств. Не удивительно, что его версия капитализма стала господствующей на Западе. Кроме того, он как бы освятил капитализм религиозными корнями и даже христианским авторитетом. Последователи Вебера уточнили, что дух капитализма порожден прежде всего одним из направлений протестантизма - кальвинизмом, особенностью вероучения которого является учение о предопределении. От рождения одни предопределены к спасению, другие - к погибели. Первые должны наслаждаться и господствовать, удел богоотверженных - страдать и обслуживать первых, а критерий богоугодности - жизненный успех и прежде всего материальный достаток. Это очень напоминает талмудический иудаизм, и неслучайно. Современник М.Вебера, В.Зомбарт, даже считал, что талмудический иудаизм был главным носителем духа капитализма, а протестанты лишь содействовали ему. Небольшое отступление, чтобы не возвращаться к теме евреев. Изначально они не увлекались торговлей и ростовщичеством, это пристрастие было у их врагов, прибрежных народов, а занимались скотоводством и земледелием. Но будучи оторванными от привычного уклада жизни в вавилонском плену, усвоили эти занятия. И когда спустя 60 лет возвратились из плена, а вернулось в Палестину лишь одно из двенадцати колен, остальные, рассеявшись по миру, стали разносчиками духа наживы. В средневековой Европе еврей и ростовщик были уже синонимами. Все традиционные религии и древний иудаизм строго наказывали за ростовщичество. Еврейские же вожди после выхода из Вавилона, не будучи в состоянии изменить текст пятикнижия Моисея, уже строго догматизированного, cоставляют на него толкования и пояснения, где подчеркивают три мысли: во-первых, ростовщичество не только разрешается, но и поощряется. Во-вторых, евреи открыто провозглашаются богоизбранным народом. Ростовщиков нужно было освободить от возможных угрызений совести при ограблении людей, впавших в трудные жизненные обстоятельства, требовалось дегуманизировать жертву. Теперь другие люди даже и не люди, а животные, которым Бог дал вид людей, чтобы евреи могли без брезгливости принимать их услуги. И, в- третьих, предания старцев в талмуде стали считаться важнее торы. В средние века все религии под угрозой смертной казни преследовали ростовщичество, видя в нем угрозу обществу и человеку. Но законы тогда имели религиозный характер, распространялись на единоверцев. Только талмудические евреи не попадали под них. Единственным способом борьбы с ростовщичеством стало выселение евреев. „Из Швейцарии их изгоняют в 1616,1634, 1655,1701 годах, из Франции - в 1080, 1147, 1180, 1306, 1394 годах, а потом их не пускали во Францию на протяжении четырёх столетий до революции 1791 года. Из Англии, Испании, Португалии выселяли по четыре раза." [ 3, 547 ] Россия дольше всех не имела евреев на своей территории после изгнания из Киева в 12 веке. Они появились лишь после раздела Польши, когда ростовщическая деятельность в Европе была полностью реабилитирована, ростовщики стали называться благозвучно банкирами.

Но вернемся к М. Веберу. Уже при его жизни историки не во всем соглашались с ним, они убедительно указывали, что дух капитализма, развитое проявление его существовали много раньше. Капиталистические отношения были развиты еще в античности, особенно в Риме имперского периода, еще в Финикии, в древней Ассирии и в Вавилоне, т.е. задолго не только до возникновения протестантизма, но и талмудического иудаизма. Религию ростовщиков они часто называют религией денег. Действительно, если основатели капитализма указывали, что капитал - это деньги, все остальное - имущество, то религия капитализма буквально и есть религия денег. Есть ли упоминание о ней в древности, в Священном Писании? Есть. Это знакомая нам религия золотого тельца, религия мамоны. Мамона - сирийский демон наживы, богатства, алчности. Итак, капитализм религия денег, религия золотого тельца, культ мамоны - все это одна и та же вера в могущество денег, религия всемирных ростовщиков. Еще преподобный Ефрем Сирин говорил: «То, что кто любит сердцем, то и становится для него богом». Религия золотого тельца постепенно вытесняет из человека не только все святое, но даже просто человеческое. Добродетели умаляются, и такие общества быстро разрушаются. В древности знали эту угрозу и боролись с ней. После средних веков заслон для нее в виде традиционных религий резко ослаб. Религия денег становится господствующей и создает свою цивилизацию - капитализм. Иисус Христос в одной из бесед говорит: «Не можете служить Богу и мамоне» [Мф.6.24], указывая на несовместимость христианства с религией ростовщиков, православной цивилизации с рыночным обществом потребления.

После ознакомления с историей возникновения капитализма, рассмотрим хотя бы некоторые присущие ему черты, которые не могут не вызывать нашей обеспокоенности. Прежде всего, это неизбежное деление всех на элиту и прочих, обоснованное учениями об избранном народе, о предопределении, о золотом миллиарде, о расовой и классовой исключительности. Более того, именно с возникновением духа капитализма развивается и классическое рабство. Патриархально-семейное было и прежде, было и у славян, где раб был скорее младшим членом семьи, временным заложником. «Как же так?» - можете сказать, ведь рабство осталось там, в рабовладельческом строе в древнем мире. Но не забудьте, что так учит учение об общественно-экономических формациях, созданное по заказу Ротшильдов. В этом учении внушается, что рабство ограничивается прошлым, оно отождествляется с одной из своих форм, где отчуждение продуктов труда осуществлялось при помощи физического насилия - надсмотрщика с плеткой. Но форма физического насилия не существенная черта рабства. Оно может осуществляться иными способами, которые можно объединить одним словом, - путем обмана. Еще триста лет назад было сказано: «Мы должны воспитать рабов, которые сами хотели бы быть рабами, не понимая, что они ими являются». Программа эта почти выполнена при помощи идеологического, психологического, религиозного воздействия, а так же создания сложных финансово-денежных отношений. Поэтому цивилизация ростовщиков не может существовать, в частности, без развитых товарно-денежных отношений, которые питают и обеспечивают процесс формирования рабства. А для этого должен быть спрос на услуги ростовщиков - деньги, чем денег больше и чем быстрее они обращаются, тем больше прибыль и влияние. Для этого всё должно покупаться и продаваться, всё должно стать товаром, т.е. обрести цену и утратить ценность. Продаваться и покупаться должно даже немыслимое, - не только земля, недра, вода, но и честь, долг, красота, здоровье, должность, дружба, любовь, а конституционные права на образование, на безопасность и жизнь превращаются в государственные услуги. Либерализм есть освобождение от ограничений и та вседозволенность, когда всё можно превращать в товар. Но этого мало. Необходимо было создать в обществе повышенный потребительский спрос за счет потребностей искусственных, зачастую неполезных и даже противоестественных. Сейчас на Западе уже говорят о сформированном потребительском обществе. Вот как об этой ситуации пишет современный православный экономист Н.В. Сомин: «Во все времена богатство улавливало людей в губительную ловушку. Но сейчас происходит что-то умопомрачительное, жажда денег обуяла всех... Раньше пусть худо-бедно, но государство старалось служить порядку и справедливости, искусство - красоте, наука - истине, спорт закалял тело, медицина лечила, элита стремилась к величию страны, армия защищала, СМИ освещали жизнь общества, наконец, экономика кормила и одевала. Нынче всё служит лишь способам обогащения, а польза получается лишь случайно, как побочный эффект процесса наживы. Ныне особенно ясно раскрывается смысл апостольских слов: «Корень всех зол есть сребролюбие» [1Тим.6.10 ]

Что еще непременно сопутствует капитализму? Давно замечено, что ничто так не обогащает торговцев как наркотики, алкоголь, табак, всё, связанное с блудной страстью, с тщеславием, с праздностью, с ненавистью. Тщеславие толкает на пустые, но престижные траты. Праздность нуждается в индустрии развлечений. А страх и ненависть заставляют государства и отдельных людей закупать оружие. Поэтому капитализм прилагает усилия, чтобы растлить людей и особенно подрастающее поколение. Связано это и с тем, что от поколения к поколению снижается интеллектуальный уровень элиты. Она в силу понятных причин не может не вырождаться, и сохранить свое господство ей удается только за счёт приспособления к духу времени, обеспечивая тем самым более быстрое падение общего нравственного и культурного уровня человечества. Таковы законы развития капиталистического общества, противоречащие законам общественного существования. Беспокоит и то, что Ротшильды, возвысившись во время наполеоновских войн, затвердили урок - никогда не бывает такого спроса на деньги и на кредиты под немыслимые проценты, как во время народных бедствий: эпидемий, голода, природных катаклизмов, войн и социальных потрясений. Экономический и любой иной кризис всегда несказанно обогащает мировых ростовщиков и укрепляет их власть.

Подведем главный итог: капитализм есть общество всемирных денежных спекулянтов, земной рай ростовщиков, основанный на давно известной религии золотого тельца. Он не совместим с христианством, да и с любой другой традиционной религией, не возможен капитализм с человеческим лицом. При этом отметим, что, если он и православная цивилизация - противоположные полюсы духовной жизни, то отношение к социализму более сложное. Конечно, атеистический социализм, который в своей основе есть лишь государственный капитализм (наряду с либеральным и корпоративным) не может нас удовлетворять. Социальной целью православных является построение христианского социализма, недостижимым идеалом которого является первая коммуна (по-гречески киновия - совместное проживание в любви и согласии) Иерусалимской Церкви. Митрополит Сергий (Страгородский) писал: «Наша православная Церковь...может и должна отрицать коммунизм как религиозное учение, выступающее под флагом атеизма..., но занимать непримиримую позицию против коммунизма как экономического учения, вставать на защиту частной собственности для нашей православной (в особенности, русской) Церкви значило бы забыть свое самое священное прошлое, самые дорогие и заветные чаянья, которыми при всем несовершенстве повседневной жизни, при всех компромиссах, жило и живет наше русское подлинно православное церковное общество». [5, 121]

Какой практический вывод напрашивается? Быть христианином всегда трудно, это всегда было и будет подвигом. Мы должны обновить понимание слов Спасителя «о тесных вратах». Поучительная история произошла в 1997 году: из банка Англии пропало 1,5 тонны золота. По этому поводу спрашивают у управляющего: «А что бы произошло, если бы все золото Ротшильдов исчезло?» И был интересный ответ: «Да ничего непоправимого, пока сохраняются идолопоклонники. Идолопоклонники важнее золота». Еще преподобный Ефрем Сирин писал: «В пристрастной душе выстраивается неправильная иерархия ценностей, исходя из нее, человек каждую секунду делает неправильный выбор». Ложная иерархия ценностей всегда разрушительна. У русских крестьян было понятие - предметы повседневного обихода. Вслушайтесь в эти слова. По воспоминаниям писателя В. Распутина мать говорила ему в детстве в глухой сибирской деревне: «О каждой вещи ты должен знать, почему она в твоем доме, и сколько она стоит». «Трудно богатому войти в Царство Божие». Богатство - свойство Бога, оно у Бога, однокоренные слова. Человеку приличествует достаток. Достаток - это минимум материальных благ, необходимых для достойной жизни. Это легко и удобно достигается почти во всех условиях и делает человека внутренне свободным для исполнения своего жизненного призвания. «Сей род, - говорит Христос,- изгоняется только молитвой и постом». Пост - это образ воздержания и основа последующего восстановления единства с Богом, что и составляет подлинное человеческое счастье. «Есть люди, - писал святитель Николай Сербский, - которые нашу жизнь считают огромной меняльной лавкой, где все продается и все покупается, где все превращается в товар, в свое время Христос поднял бич на торгующих святыней (а это и Родина, и знания, и справедливость, семья)...Не презирайте святыню из-за многочисленных торгашей, превративших ее в товар, каждая святыня может долго и терпеливо сносить унижения, ибо она бессмертна и переживет всех, кто ее унижает. Торгующие святынями умрут, но святыни останутся». Полноценная жизнь невозможна без святынь, она возможна без богатства материального, но не без богатства православной веры. Пора отказаться от Адама Смита и начать мыслить религиозными категориями, ибо только в духовном отношении к миру, и особенно сейчас, - спасение человека, семьи и государства. Неужели на фоне последних событий в братской Украине у кого-то еще остались иллюзии о добротности англосакского запада? Нам нужно выдержать испытание временем, пробудить свои силы и спасти себя, семью и страну. Происходящее сейчас имеет священное значение для нашей отечественной истории. При должном понимании происходящего можно смело приступать к мобилизации. Наш исторический крест - возглавить эту борьбу. Когда на нашей стороне все традиционные народы и религии мира, правда и справедливость, природа и совесть человека, когда с нами Бог, мы непобедимы. Залогом чего выступает вся наша предшествующая история. Поэтому так страшит сегодняшнего гегемона сосредоточение русского мира. Какое счастье в наступающую эпоху быть русским! В борьбе еще будут трудности и даже временные поражения, но процесс уже необратим.

Литература:

1.Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»,М. Ист-Вью, 2002

2.Зомбарт В. «Евреи и хозяйственная жизнь», М.Айрис-пресс, 2004

3. Катасонов В.Ю. «Капитализм», М.2013

4. Катасонов В.Ю. «Религия денег», М. 2013

5.Митрополит Сергий «Православная Русская Церковь и советская власть», Богословский сборник ПСТБИ, 1997

6. Митрополит Филарет (Вахромеев) «Экономика и нравственность», Минск, 2008

7.Неплюев Н.Н. «Христианская гармония духа», СС т.2, СПб 1902

8.Платонов О.А. Большая энциклопедия русского народа, т. «Русское хозяйство», М.2006

9.Сомин Н.В. «Капиталофилия», сайт «Христианский социализм как русская идея»

10.Форд Г. «Моя жизнь - мои достижения», М.2010
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Православная Россия и дух капитализма

Капитализм и коммунизм - две стороны одной монеты. Принятие и/или оправдание капитализма - равносильно согласию с дьяволом.
Лебядкин / 15.03.2014, 09:26
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Запорожец
Все статьи Владимир Запорожец
Последние комментарии
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
16.11.2024 19:00
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47
О русской литературе
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 17:17
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 15:48