«Обмеряя черепа»

Менталитет и политический выбор

0
2374
Время на чтение 8 минут

Блок когда-то оказал плохую услугу русским, сочинив строки, за которые теперь цепляется каждый евразиец как за научную догму: «Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами». Сам будучи европейцем и аристократом, ради красного словца... Из чего только не складывается мнение о русском народе, в том числе из таких эффектных изречений и перевранных цитат, из субъективной любви Льва Гумилёва к кочевникам.

«Вы готовы черепа обмерять», «Великий Пушкин был негром», «Поскреби русского - найдёшь татарина», - сколько раз приходилось слышать такое националистам от либералов и даже патриотов, в своих интересах связывающих русских с Азией или вообще отказывающим нам в существовании, считая неким конгломератом мелких финно-угорских народностей.

Поведению таких людей есть объяснение - либералам нужна масса безнациональная, патриотам - евразийская.

Словно то, что русские будут считать себя безупречными в этническом отношении, помешает союзу с западными или восточными соседями на условиях взаимной выгоды и под контролем разумной власти. Вспомним Советский Союз, где культивировалась дружба «пятнадцати республик - пятнадцати сестёр». Дошкольницей я любила рассматривать набор открыток, где изображены дети в костюмах народов нашей страны, перечитывать сказки Кавказа. Написав эти строки, вдруг задумалась: когда было первое осознание мною моей национальности, встреча с кем-то абсолютно непохожим? Это случилось лет в шесть. И было не национальное, а расовое осознание. Мы шли по родному посёлку Романовке, и вдруг мама сказала:

- Посмотри, негритёнок.

Наверное, она поступила нетолеранто, обратив моё внимание на него, хотя вложила в свои слова не больше эмоций, чем учительница, знакомящая ученика с новым явлением. Помню своё любопытство и понимание нашего внешнего отличия. Это была только констатация факта. Позже у меня почему-то вызывали неприязнь тюркские народы, может, из-за моего увлечения исторической литературой, где Русь противостояла им. Думаю, в этом есть определенный смысл - являясь носителями генетически чуждого русским характера, они активно участвуют в политической жизни страны.

Учёные не отрицают того, что каждой нации свойственен определенный менталитет, и чем ближе эти нации друг другу, тем больше сходства между ними, а значит мирного сотрудничества. Национальным характером считают набор устойчивых психологических свойств, раскрывающихся в представлениях людей о пороках и добродетелях, в подходе к решению проблем и обычаях. Не только в литературе, даже в анекдотах часто приводится сравнение реакций представителей разных наций на одну и ту же ситуацию.

Понятие «основная личность» обозначает средний психологический тип, распространённый в обществе, формируется он ещё в детстве. Учёные утверждают, что человек не рождается с национальным характером, но ведь наука теперь вынуждена  держаться в рамках толерантности, мы-то знаем, что если ребёнок непременно похож на кого-то старших родственников, то почему ему не нести в себе свойства всей нации - большой семьи? Ныне полагается говорить, что принадлежность человека к  конкретной нации определяется его сознательным приобщением, уважением и любовью к культурным ценностям её. Этот аспект, конечно, существует. Но я считаю, что основа национального менталитета это некая память крови. На формирование его накладывали отпечаток века жизни в определённом климате, на определённой территории. Например, лень русских и в то же время их способность на сверхусилие - это следствие короткого лета и долгих холодов, когда основную часть работ приходилось делать в сжатый период времени, до морозов, а потом предаваться вынужденному безделью. От сурового климата и терпение русское, которое использовали впоследствии и власть и захватчики. Мифы, язык, обычаи - во всём проявляется душа нации. Недаром с первых лет перестройки идёт атака на русскую литературу и старание подменить её ущербным постмодернизмом.

«Мы не обнаружили в геноме русских заметных татарских привнесений, что опровергает теории о разрушительном влиянии монгольского ига, - подчеркивает руководитель геномного направления в НИЦ „Курчатовский институт", академик Константин Скрябин. - Сибиряки генетически идентичны староверам, у них один русский геном. Отличий между геномами русских и украинцев нет никаких - один геном. С поляками у нас отличия мизерные». Ну и общеизвестная информация - русских в стране 80 процентов. Естественно, это задействуется в политических целях.

 

Когда начинают перечислять великих нерусских людей, принесших пользу Российской империи, надо подобные факты делить на два. Одно дело - потомки европейцев, белых людей, другое - потомки азиатов. И по большей части великие «нерусские» это потомки европейцев - шотландцев, голландцев, датчан, а чаще всего немцев.  Пушкин, которого любят приводить в пример как потомка арапа, был арапом всего на 1/8. Придётся подсчитывать процент русскости, если речь идёт о выживании нации и сохранении её достояния.

Как-то меня стала довольно нахально учить методам спасения России некая евразийка с именем типа - Мария Сагитовна Алиева, которая, перечисляя своих предков, назвала представителей нескольких наций -   татар, монголов, башкир, китайцев. Сначала я отвечала вежливо.

Но, наконец, не выдержала и сказала:

«Мария Сагитовна Алиева, я не считаю, что у вас есть право меня - представителя русской нации учить, как спасать Россию. Русские её создали, русские её спасут или погубят, это наше личное дело».

В ответ дама невнятного этнического происхождения возмутилась:

«А что, Мария Сагитовна по-вашему не может быть русской?!»

Мне нечем было её утешить. Беда не в том, что кто-то на треть монгол, на одну шестую башкир, наполовину чеченец называет себя русским, а в том, что миропонимание у этих людей не русское и даже неевропейское. И с этим мировосприятием они идут в политику России, и учат жить нас - государствообразующее большинство, сами разрываясь между двумя-тремя расами! Порой у евразийца-интеллектуала проблема с национальной самоидентификацией. Чаще всего он хочет быть полностью русским, чтобы говорить от имени великого русского народа и как равный предлагать этому народу свои политические идеи. Но то и дело впадает в разные ереси, например, начинает поддерживать ваххабизм и сепаратизм. Полупришельцы, получужаки, не осознавая этого, они являются агентами сгинувшей Орды. Достаточно отметить какие спорные материалы порой размещал сайт Гумилёвского центра, хотя в последнее время он отошёл от благожелательных публикаций типа «Татарские сепаратисты обмениваются опытом с сепаратистами из Чувашии».

Но сейчас в одной из новостей без подписи рассказывается о том, что в Ставрополье намерены переселить 6 тысяч казаков из Средней Азии, и автор видит в этом отнюдь не положительный смысл:

«Шевченко не согласен, что новые казачьи силы на Ставрополье будут помогать в охране порядка, а также в предотвращении национальных конфликтов: «С какой стати граждане иностранных государств из Казахстана, пусть даже русские, будут заниматься правоохранительной деятельностью на территории России, где должна быть для этого полиция, ФСБ?»

Максим Шевченко, которого так уважают многие патриоты, выступает против русского, казачьего контроля над Ставропольем. Мол, там захватывают земли атаманы. А ему хотелось бы, чтобы захватили исламисты? Ведь в некоторых станицах Ставрополья кавказцы буквально выживают местное население. Но, видимо, и известному журналисту и безвестному евразийцу, цитирующему его на сайте, кавказцы роднее. Читатель комментирует:

«Странно. Шевченко не против того, чтобы граждане иностранных государств патрулировали улицы Москвы и Петрограда (известный проект об усилении полиции представителями этнических диаспор). Почему же он против того, чтобы "иностранные граждане" занимались охраной правопорядка в Ставрополье? Только потому, что во втором случае эти "иностранцы" - русские?» 

 

У национального менталитета есть региональные особенности. В данное время на них опираются спонсируемые Западом регионалисты, стремящиеся максимально оторвать те или иные территории от Центра и даже создать фальшивые нации - например, «сибиряки», «поморы», о чём я подробно рассказывала в статье «Регионализм отчаяния».

Либеральные политические идеологи, зачастую отрицая русский национальный менталитет, тем не менее, используют его особенности в своих интересах. Приглашая нас на акции протеста, взывают к справедливости и стихийному бунтарству русских. Нашу самокритичность, доходящую до самоуничижения, превращают в самоненависть.

Тех, кто не откликается на деструктивные лозунги, яростно клеймят вековым  холопством. 

Существует и наука - политическая антропология, предоставляющая политтехнологам богатый материал, ориентируясь на который можно играть на таких особенностях русских, как их идеализм, привычка к обобщениям и крайностям. Сейчас идёт спор, свойственны ли русским общинность или мещанский индивидуализм? Нужен ли миф о народе-богоносце? Является ли собирание территорий выражением русского размаха или рабским трудом в интересах власти?

Талантливый поэт Александр Хабаров рассуждает в своём блоге:

«Если смотреть ТВ, то окажется, что в России живут одни барсеточники, пьяные водители иномарок и судебные приставы с наркоманами и гастарбайтерами.... Построили сталелитейный завод в Калуге - тишина. Спустили на воду сухогруз - тишина. Победили во Всемирных интеллектуальных играх - тишина. Никто якобы не работает, однако рынок сбыта авто по-прежнему привлекает все автогиганты мира. Кто же их покупает, эти авто? Таджики, спускающие на воду АПЛ? Барсеточники? Наркоманы?».

 Либеральные политтехнологи рулят почти всеми СМИ, ведя антигосударственную деятельность. Вот уж действительно враги народа! Тем не менее, наши соплеменники пока видят себя достаточно позитивно. Приведу высказывания земляков, цитируемых в газете «Саратовский взгляд»:   «Русский значит добрый», «Русский значит умный и грамотный», «Русский значит сильный»,   «Русский значит великий», и слова местного антифа, куда от них денешься: «Мне без разницы - русский человек или нерусский».  

Какая политическая система соответствует нашему менталитету?

Русские привыкли к тому, что власть должна быть персонифицирована, что, к сожалению, открывает  первому лицу государства широчайшие возможности для произвола. Тем не менее, мне трудно представить Россию без конкретного возглавляющего её человека, хотя понимаю, что это стереотипное мышление, и правление Парламента, возможно, будет менее коррумпировано. А сейчас, тем более, первое лицо воплощает собой единство эксплуататорского класса, а не народа, как должно быть в идеале.

Мы знаем, какой вождь нужен русским, и в то же время вряд ли сумеем обрести его, потому что сейчас невозможно понять, кто из политиков каков на деле. У каждого - продуманный имидж. И чая обрести защитника нации, скорее всего, наткнёмся на выпускника американского вуза, чей рейтинг растёт за счёт изощренного пиара.

Американский ученый Хонигман считает, что изучив этнический характер наций, можно изобрести средства проникновения в души других народов и перестройки их на западный манер. Пока что западные политтехнологи ориентированы на другой тип национального характера, поэтому либеральное протестное движение сосредоточено в основном в столице. Но либералы используют националистов для продвижения своих настроений в провинции, а националисты используют либералов для легитимации своей идеологии.  Такой симбиоз породил странную химеру с душой еврейского диссидента и сердцем русского нациста - протестное сообщество «болотников». Возможно, национал-демократии не существует, на самом деле это вариант национал-социализма, примазавшийся к либерализму до поры до времени. О, эти товарищи ещё не забыли о чёрных рубашках и коловрате. И чем обернётся этот союз для тех и других - неясно.

Нет, русские никогда не «обмеряли черепа», всегда были готовы судить не по крови, а по делам. Только вот в делах зачастую отражается национальное происхождение.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

99. Ответ на 97., Елена Л.:

«Я не пойму, Лариса, о чем мы с Вами спорим. Вроде бы нет разногласий» Разногласия имеются и очень серьёзные. Вы готовы причислить к русским всех, кто только ни заявит: я русский, потому что мне нравится русская культура, русские люди, Православие, я по духу ощущаю себя русским. Но это же абсурд. Мне вот тоже нравится греческая культура древнего мира, мне нравятся греки как православный народ. И вот с такими представлениями я приеду в Грецию и заявлю: желаю влиться в греческий народ, я гречанка по духу, выпишите мне справку, что я гречанка. Вы не видите абсурда? Для русского человека не проблема, что главнее, кровь или дух. Для русского человека это нераздельный синтез. Русский – это славянская русская кровь и православный дух. Хотя есть и несчастные русские по крови, кто отрицает или искажает православный дух в русском человеке Но и православные в России не обязательно русские. Много православных из коренных народов России. Они – православные граждане России своей национальности. И только если человек другой национальности породнится по крови с русским, крестится в Православии, проникнется православным духом, примет русский образ жизни, полюбит русское пространство бытия - тогда обретает он право считать своих детей русскими, если окрестит их и будет воспитывать по-русски и по-православному. То есть русскость нельзя просто продекларировать, её надо принять сердцем и доказать жизнью. Тогда добро пожаловать в русский народ. А русский народ – это державный народ, но не по гордости и самомнению, а по факту. Быть державным, государствообразующим народом в России - входит в миссию русского народа. И мы вновь возвращаемся к вопросу целеполагания существования России. И как выражение созерцания русской природы как составляющей пространства русского бытия мне вспомнились стихи нашего поэта Николая Заболоцкого: Вечер на Оке В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, не очарованных людей. И лишь когда за темной чащей леса Вечерний луч таинственно блеснет, Обыденности плотная завеса С ее красот мгновенно упадет. Вздохнут леса, опущенные в воду, И, как бы сквозь прозрачное стекло, Вся грудь реки приникнет к небосводу И загорится влажно и светло. Из белых башен облачного мира Сойдет огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира, Сквозные тени лягут в глубине. И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук. Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь.
Лариса Чушикина / 28.09.2013, 07:21

98. 103 Елене Павловне

Елена обычно подбрасывается дровишек в костерок вместо отошедшего основного кострового.
РодЕлена / 27.09.2013, 19:33

97. Ответ Елене Л на 100 и 101

Елена, зачем вы меня провоцируете на конфликт? Спорить я с вами у меня нет желания. Мне просто надоела ложь, изливающаяся нескончаемыми потоками на русских. Вот и ссылку вы привели, показательную в этом плане. Нет ни фамилии автора, ни ссылок на источники, так, вольные записки. Ермак и его дружина не эталон и не показатель всех служилых казаков. Вы знаете, кем они были до похода в Сибирь и зачем они туда пошли? И не остались они, после смерти Ермака, в Сибири, а вернулись « а от Березова через Камень побежали в Русь. А город Сибирь покинули» http://irkipedia.ru/content/letopisi_sibirskie Я думаю, не стоит распространять чужую ложь и делать необоснованные обобщения.
Елена Павловна / 27.09.2013, 16:54

96. Ответ на 96., Елена Л.:

О духовном, как человек не духовный, я не берусь судить. Я лишь защищаю свое право быть русской по крови, не будучи обвиненной при этом в нацизме и прочем разном фашизме.Защищайте, конечно. А мне не надо ничего защищать. Я русская и это никто у меня не сможет отнять при всём желании. Каких то особых прав качать я для себя тоже не собираюсь.Вот Вы говорите, что Вы человек не духовный. Разве Вы не православная? Это уже предполагает хоть какое-то наличие духовности.Русский Православный человек никогда не искал для себя каких-то особых прав, а больше обязанностей. Мы с Вами говорим на разных языках, Галина, вряд ли поймем друг друга.

Да какие там особые права, Елена, Вы как будто не в России живете. Глаза-то разуйте.

95. Ответ на 99., Елена Павловна :

Именно потому, что уменя есть историческое образование, я и спрашиваю у вас ссылки, источники. Вы повторяете очередные мифы. Только вдумайтесь, казаки были православные, крестьяне, переселявшиеся в Сибирь из европейской части России, были православные. И те и другие строго соблюдали свою веру и обычаи, особенно в окружении иноверцев, отбивая периодические набеги диких кыргызов, проливая кровь. Детей да усыновляли, так мы ж христиане. И просвещение народам несли. Но не могли православные с иноверцами и с язычниками в брак вступать.

Ну что с Вами поделашь, пришлось искать. http://istorik.3dn.ru/publ/istorija_sibiri/istorija_sibiri/istorija_sibirskogo_kazachestva_ili_osvoenie_sibiri_atamanom_ermakom/26-1-0-308 "После гибели атамана Ермака в 1584 году его дружина стала адаптироваться в сибирских просторах. Стали возникать семейные отношения с девушками местных аборигенов, при этом невесту обязательно крестили. Казаки передавали свои знания и умения местному населению, и сами учились выживать у них в суровых сибирских условиях, причем главными учителями для казаков становились их жены-сибирячки. Они учили мужей особенностям сибирского скотоводства, огородничества, земледелия. В это же время русская столица направила еще 300 стрельцов и казаков для поддержания царской власти в Сибири." Наберите по Поиску "освоение Сибири казаками "и сами поищите. Извините, но мне до понедельника некогда.
Елена Л. / 27.09.2013, 09:22

94. Ответ на 99., Елена Павловна :

Именно потому, что уменя есть историческое образование, я и спрашиваю у вас ссылки, источники. Вы повторяете очередные мифы. Только вдумайтесь, казаки были православные, крестьяне, переселявшиеся в Сибирь из европейской части России, были православные. И те и другие строго соблюдали свою веру и обычаи, особенно в окружении иноверцев, отбивая периодические набеги диких кыргызов, проливая кровь. Детей да усыновляли, так мы ж христиане. И просвещение народам несли. Но не могли православные с иноверцами и с язычниками в брак вступать.

Вступали, Елена. Источников я Вам искать не буду. Поберегите чужое время. Поищите сами. Удивительная логика у Вас. С язычниками в брак не вступали, с собой жен не привозили, потому что служилые были. От кого тогда у них потомство появлялось? Фантазерка Вы, Елена.
Елена Л. / 27.09.2013, 09:12

93. Ответ на 98, Елене Л

Именно потому, что уменя есть историческое образование, я и спрашиваю у вас ссылки, источники. Вы повторяете очередные мифы. Только вдумайтесь, казаки были православные, крестьяне, переселявшиеся в Сибирь из европейской части России, были православные. И те и другие строго соблюдали свою веру и обычаи, особенно в окружении иноверцев, отбивая периодические набеги диких кыргызов, проливая кровь. Детей да усыновляли, так мы ж христиане. И просвещение народам несли. Но не могли православные с иноверцами и с язычниками в брак вступать.
Елена Павловна / 27.09.2013, 07:31

92. Ответ на 94., Елена Павловна :

Нас, русских сибиряков, вы с тюрками огульно перемешали...

Какая же Вы, Елена, сибирячка, что даже не знаете истории освоения Сибири. Для Вас является открытием, что русские казаки, осваивая новые земли, женились на местных красавицах? У них не было такого чувства болезненного национализма, как здесь на Форуме. Они не брезговали родниться с местными народам, даже (о ужас!) брали на воспитание детей местных народов и воспитывали в Православной вере, которые становились русскими. Я не буду для Вас терять время на поиски сайтов родословной Шукшина и Сурикова. В свободное время сами этим займитесь. А пока посмотрите на их портреты. В Сибири никогда не считалось зазорным родниться с другими народами, оставаясь при этом русскими. Может быть этот комплекс характерен для Западной части России? Не могу сказать, не знаю. Поэтому меня Ваша реакция удивляет. Чалдоны, кстати, это и есть потомки первопроходцев, смешанных с местными народами, поэтому часто их выдает разрез глаз. Я, конечно, не чалдонка, а сибирячка в первом поколении. Мои родители приехали осваивать Сибирь в советские времена. А в окрестностях Красноярска живут Русские люди с фамилиями - Тугушевы, Айкановы и др. по именам местных князьков. Со мной в классе учился Володя Тугушев, с несколько узковатыми глазами. Он потомок киргизов, населявших тогда Сибирь. Больше читайте литературы об истории родного края.
Елена Л. / 27.09.2013, 05:44

91. Ответ на 88., Лариса Чушикина :

Крещёным татарином можно быть и при русской матери. Для Православия не вопрос, потому что мы все, крещёные в Православии есть дети Божии, но это не отменяет того, что мы дети Божии и грузины, и греки, и русские, и сербы, и китайцы. Владимир Иванович Даль был подданным Российской империи, по-современному, российский гражданин. Почему-то, говоря о Багратионе, все помнят, что он грузин, А Барклай де Толли – немец, и нисколько не смущаются этим. Это выдающиеся российские деятели, искренне и честно служившие России, монарху и русскому народу. Ну, и по отношению к святым. В Православной церкви святых не разделяют на национальности. Нам свои и святитель Николай Мирликийский, и преподобный Моисей Угрин, и святая равноапостольная Нина, и преподобный Иустин Челийский. Вот и правильно: для православных не вопрос, что выше, кровь или дух. Мы русские, какой восторг! Мы русские, с нами Бог!

Я не пойму, Лариса, о чем мы с Вами спорим. Вроде бы нет разногласий. "Вот и правильно: для православных не вопрос, что выше, кровь или дух. Мы русские, какой восторг! Мы русские, с нами Бог!"
Елена Л. / 27.09.2013, 05:24

90. Ответ на 87., Галина Старикова :

О духовном, как человек не духовный, я не берусь судить. Я лишь защищаю свое право быть русской по крови, не будучи обвиненной при этом в нацизме и прочем разном фашизме.

Защищайте, конечно. А мне не надо ничего защищать. Я русская и это никто у меня не сможет отнять при всём желании. Каких то особых прав качать я для себя тоже не собираюсь. Вот Вы говорите, что Вы человек не духовный. Разве Вы не православная? Это уже предполагает хоть какое-то наличие духовности. Русский Православный человек никогда не искал для себя каких-то особых прав, а больше обязанностей. Мы с Вами говорим на разных языках, Галина, вряд ли поймем друг друга.
Елена Л. / 27.09.2013, 05:18
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Васильевна Струкова
Под маской сверхчеловека
К десятилетию кончины Юрия Кузнецова
22.11.2013
Имидж России за рубежом
Коррупция, гомофобия, диктатура?
14.10.2013
Государство сильных
Личность в Империи
12.09.2013
Почём либералы?
За бутерброды на семинарах и халявные авиабилеты продаётся будущее страны
02.04.2013
Славянский пантеон
Россия ждет защитника
03.03.2013
Все статьи Марина Васильевна Струкова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12