Пытаясь понять суть того, что произошло в Норвегии, я вспомнил статью «Where Multiculturalism Leads» (Куда ведёт мультикультурализм), написанную в 2004 году покойным публицистом Сэмюэлем Френсисом, где он говорит о неудаче мультикультурализма. Рано умерший Сэм Френсис (1947-2005) был одним из непризнанных героев американского консервативного движения: подлинно консервативного, христианского, антикапиталистического, а не «неоконсервативного». Разумеется, он и ранее критиковал мультикультурализм. Именно за это его шельмовали и замалчивали. И он был далеко не одинок.
В 2004 году, в упомянутой статье он прокомментировал слова бывшего канцлера ФРГ, престарелого 85-летнего Хельмута Шмидта, социал-демократа, одного из строителей новой либеральной Европы. Шмидт тогда взял на себя смелость усомниться в разумности мультикультурализма. Он знал, о чем говорил: к этому моменту все негативные последствия приглашения в Германию «гастарбайтеров» из Турции уже были налицо.
«Христианско-демократической» Ангеле Меркель понадобилось еще семь лет, чтобы набраться духа и сказать что мультикультурализм мертв!
Но наши кремлевские всех умней и прогрессивнее. Они не согласны ни с Меркель, ни с Кэмероном, ни с Саркози. Они утверждают, что у нас мультикультурализм живет и процветает. А когда происходят события подобные Сагре или Кондопоге, то собираются и ломают голову: что же следует предпринять?
Им бы невредно почитать Сэма Френсиса:
«Довольно давно, в 1990-м году, в статье для журнала «Хроники» я писал: «Среди прочих, Римская империя, Византийская империя, Оттоманская империя, а также державы Габсбургов и Романовых - все правили своего рода «радужными коалициями», состоявшими из разных народов и племен, которые по большей части благополучно уживались друг с другом, поскольку их скрытые поползновения проливать кровь друг друга сдерживались силой деспотов и династий, властвовавших над ними».
И далее: «Общество не может существовать», ‑ писал великий консерватор XVIII века Эдмунд Бёрк, ‑ «если только не существует силы, способной контролировать своеволие и человеческие аппетиты. И чем менее эта сила будет идти изнутри, тем более понадобится внешнего контроля».
«Сдерживающие факторы», добавляет Френсис, - «идут изнутри тогда, когда население живет одними и теми же культурными и моральными ценностями. Когда этого нет, внешняя сила должна оказывать сдерживающее влияние».
Крах мультикультурализма подтверждается и после «дела Брейвика»: в Англии были учинены ужасающие погромы, и правительству пришлось, наконец, прореагировать. Конечно, главная причина - несовместимость культурных и моральных ценностей. Самое интересное, что в погромах и грабежах приняли участие не только черные иммигранты, но и белая шпана, чистые англосаксы. Значит дело отнюдь не в «этно-культурных» различиях. Просто никто ничего не боится. А из либерального лагеря, естественно, уже раздаются вопли о «чрезмерности» предпринятых британским правительством мер.
Святейший Патриарх Кирилл принял недавно участие вместе с В. Путиным в обсуждении межэтнических проблем России. Патриарх говорил о нравственном кризисе, о том, что без нравственности не будет мира. Говорил, как всегда, хорошо и ярко. Наверное, он должен был еще напомнить собравшимся, что такое земная власть согласно Евангелию. «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим. 13,4) Это когда преступников наказывают, а честных граждан поощряют.
Конечно, нашей Церкви неуместно говорить конкретно о необходимости ужесточить власть. Церковь и Патриарх могут лишь призывать к прощению, милосердию и терпимости. Здесь как раз и проявляется отличие духовной власти от светской. Но власть-то должна исполнять свой долг.
В советские времена эти проблемы, конечно, существовали, и дружба народов тоже была весьма относительной. Но до войн и терроризма, до взаимного истребления по этническому признаку никогда не доходило. Была сильная власть, как и в Российской империи - к сожалению, до поры до времени. То, что происходит сейчас - еще одна «заслуга» наших либералов-западников, новейших утопистов, критикующих власть только когда речь идет о «правах и свободах» и сетующих на «авторитарность».
И ещё про нас у Сэма Френсиса:
«Это именно такая странная система безначалия, которую я по другому поводу назвал «анархо-тиранией» - мы отказываемся контролировать настоящих бандитов (это анархия), зато притесняем честных людей (это тирания)».
Анархо-тирания...
Точное определение ельцинской и пост-ельцинской системы власти.
Но если уж англичане решили, что ничем, кроме как устрашением, подонков не остановишь, то что же делается у нас? У нас всё наоборт: и мультикультурализм не устарел, и делать, в общем, ничего не надо - разве что, стимулировать «культурную интеграцию» наших гастарбайтеров... И самое интересное: почему-то больше всего беспокоит т.н. «экстремизм», т.е. реакция русского населения на безобразия, творимые многочисленными и хорошо организованными пришлыми преступными группировками.
Власть вообще оказывается на стороне преступников - олигархов, продажных чиновников, продажных полицейских, всевозможных «застройщиков», «рейдеров», владельцев казино, торговцев наркотиками. У нас отменили смертную казнь, постоянно смягчают меры наказания и т.д. - всё по европейским рецептам.
А рецепты-то гнилые, и события в Норвегии и Англии, и растущее понимание провала мультикультурализма подтверждают это. Мультикультурализм не может существовать без одновременных усилий по установлению твердого порядка.
Но у нас продолжают следовать устаревшим рецептам. При этом большинство населения страдает от поборов, от растущих цен, от бесправия, от развала экономики, от беззащитности перед лицом преступников, от невозможности как-то влиять на свою судьбу.
Ещё великий русский мыслитель Константин Леонтьев предупреждал о гибельности для России слабой государственной власти. Об этом многие (и многократно) говорили уже в наше время (например, Никита Михалков). Но безвластие, наверное худшее со времен Смутного времени или гражданской войны, до сих пор с нами.
«Анархо-тирания» - лучше не скажешь!
1. Власть вообще оказывается на стороне преступников