2 ноября 2005 года, 10-летие со дня блаженной кончины Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). С самого утра православный люд тянется к могилке любимого старца, до позднего вечера служатся панихиды. Наша газета «Православный Санкт-Петербург» выпустила две полосы, посвященной Владыке, а в содружестве с издательством «Сатис» по нашим материалам к годовщине подоспела книга «Владыка». Захожу на Никольское кладбище и не вижу привычной стрелки-указателя «К Владыке Иоанну». Зато появился указатель «К Собчаку»...
Мне посчастливилось знать Владыку всего полтора года, но они стали решающими в моей тогда неустоявшейся жизни. Десятки раз довелось бывать в резиденции Митрополита Иоанна, не счесть телефонных звонков по серьезным и не очень вопросам. Но Владыка всегда находил время и терпеливо отвечал новоначальному редактору только родившейся православной газеты на все вопросы и недоумения. Теперь-то я жалею, а тогда мне было не до записей, а то, что сохранила память, разбросано по моим многочисленным «запискам редактора». Постараюсь что-нибудь разыскать.
У ВЛАДЫКИ ИОАННА
На Никольском в Петербурге осень лисья,
Лаврский колокол взывает непрестанно.
Я пришел сюда впервые помолиться
На могиле у владыки Иоанна.
Отыскал его могилку у ограды.
Здесь венки, цветы и свечи, и записки.
На колени стал тихонечко с ним рядом
И рассказываю жизнь, как перед близким.
Набежали слезы горькие такие,
Что его мы до конца и не узнали,
Что не может до сих пор понять Россия,
Кто ушел от нас, кого мы потеряли.
И ложатся хризантемы и гвоздики,
Ставят бережно их в вазочки с водою.
Здесь портрет, и с фотографии владыка
Улыбается улыбкой молодою.
Николай Капшитарь, Уссурийск
* * *
Мистика. Начало 93-го года, 10 утра, коридор в здании епархии перед кабинетом митрополита Иоанна, солидная очередь терпеливых священников. Я пришел с директором фирмы, согласившимся издавать газету «Православный Петербург», чтобы получить благословение архиерея. Время шло, но очередь не уменьшалась: кого-то все пропускали вперед. А директор рвался на волю. Мы ходили с ним по длинному коридору с портретами митрополитов, и я рассказывал Сергею про дьявольскую суть НЛО (не так давно я сумел порвать с «братьями по разуму»). Очередь я изучил наизусть. Вдруг от стены - откуда она только взялась? - отделилась женщина и стала задавать мне вопросы о «летающих тарелках». Заглянув в ее глаза, я попятился: невероятный ужас охватил душу, ее пустой взгляд был холоднее льда. Прячась за людей, я выдавил из себя: «Прочитайте об НЛО в книге «Люди и демоны». - «А где ее взять?» - спросила она, подступая. - «В библиотеке на втором этаже, ответил я помертвевшими губами, отодвигаясь все дальше. Женщина пошла по коридору и, как утверждал директор, растворилась в воздухе...
Но к Владыке мы все же попали - в 7 вечера...
Владыка обратился к читателям православной газеты с кратким словом: «Дай Бог вам мудрости, силу крепости совершать дело благое во славу нашего Православия. Пусть через вашу небольшую газету русский народ получает истинное понимание христианской жизни, христианского вероучения. Ибо, чтобы правильно веровать, нужно и по-христиански правильно жить.
Желаю всем помощи Божией, крепости веры, сил телесных и духовных.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн».
Всплыло в памяти, как отправлялся в первую поездку в Иерусалим. Полет откладывался раз шесть, и каждый раз на работе приходилось подводить черту. Но главное - боялся потерять крохотный росточек веры. Позвонил Владыке Иоанну. «Поезжайте, Александр Григорьевич, Бог благословил», - напутствовал Владыка. И правда, то паломничество в 1995 году укрепило меня, я стал меньше переживать за судьбу газеты. Владыка вскоре ушел в обители вечные, и тот наш разговор оказался последним.
Почему-то врезался в память зонтик, оставленный кем-то в резиденции владыки Иоанна. Сколько раз я приходил туда, а он сиротливо продолжал висеть на прежнем месте. Интересно узнать, нашелся ли его хозяин?..
Однажды, по благословению, я дерзнул высказать Владыке случаи продажи в крупном соборе еретических книг Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». Он молча выслушал, а через несколько дней книги исчезли с прилавка.
... И еще одна, очень дорогая для меня надпись-напутствие в книге «Церковные расколы в русской церкви 20-30-х годов»: «Дорогому Александру Григорьевичу от автора. Берегись разделений. Крепко держись Православия. Иоанн, Митрополит Санкт-Пербургский и Ладожский. 26.4.94».
Я брал интервью у митрополита Иоанна. Мы сидели в его маленькой келье на Каменном острове, и Владыка обстоятельно отвечал на вопросы. Прошло, наверное, минут 20, когда я с ужасом обнаружил, что диктофон не работает. Краснея от стыда, я сообщил Владыке об этом. Он посоветовал поменять батарейки и вновь терпеливо повторил сказанное. Вскоре интервью было опубликовано.
Я пришел в резиденцию к Владыке Иоанну, потому что идти было больше некуда. Возбужденный до крайности, я стал громко жаловаться открывшей мне дверь келейнице Анне Степановне, что редакцию гонят из Духовной Академии прямо на улицу. Услышав непривычные для этих стен интонации, со второго этажа медленно спускался Владыка. «Какой же Вы эмоциональный, Александр Григорьевич», - с легким оканьем произнес он. Дальнейшего разговора не помню, но шел я по улице раздосадованный до невозможности.
Был январь 1994 года. И вдруг что-то горячее пронзило мое существо - и ход мыслей переменился. Обжигающая волна принесла с собой успокоение и уверенность в том, что все обустроится. И правда, нас вскоре пригласил к себе приснопамятный о.Василий Лесняк, и почти пять лет мы проработали на Выборгском шоссе. А то место, где меня застала молитва Владыки, я помню хорошо - сейчас там, на Ординарной, 18, стоит наш газетный киоск...
Однажды я посетовал Владыке Иоанну на то, что меня принуждают опубликовать острую церковно-политическую статью. «Это не твоя стезя», - сказал Владыка и, как всегда, оказался прав. Со временем «Православный Санкт-Петербург» превратился в просветительское издание, в котором места для церковных споров и высокоумных мнений не находилось. Владыка Иоанн прозревал будущее газеты, когда с нашей первой встречи в феврале 1993 года благословил ее существование. Верю, что и ныне своими молитвами Владыка предстательствует перед Богом за нас грешных.
Надо сказать, что резиденцию Владыки Иоанна я посещал часто и никакого особого тщеславия не испытывал: так делали многие. А теперь из памяти выскальзывают эпизодики, которые хочется записать.
Однажды довелось застать Владыку непривычно домашним, с теплым пуховым платком на плечах - ему нездоровилось. Келейница Анна Степановна принесла на блюдечке таблетки. Без архиерейского облачения Владыка выглядел подуставшим от забот дедушкой. «Александр Григорьевич, а тебе деньги-то на газету нужны?» - по-деловому спросил архиерей. Стоявший рядом о.Пахомий (Трегулов) незаметно отрицательно мотнул головой. «Да нет, Владыко, живем», - бодро ответил я, хотя денег почти не было. Потом о.Пахомий сказал: «Это он проверял тебя». Но газета вопреки всему продолжала выходить - по молитвам Старца.
В 1993 году вышел первый выпуск книги «Россия перед вторым пришествием». Решив сделать четырехстраничный спецвыпуск-выборку, я испросил благословения Владыки. «Печатать только полностью!» - получил в ответ. Много позже открылась мне мудрость этих трех слов. В книге митрополита Иоанна «Одоление смуты» он пишет:
«На протяжении десяти веков соответствие внешней судьбы внутреннему состоянию народного духа заставляло русских людей с сугубым вниманием относиться к поучениям, предсказаниям и пророчествам об особой судьбе России... какое служение уготовал Господь для русского народа? Русская история - лишь часть истории человечества... Концом ее станет второе славное пришествие Христово с последующим Страшным Судом и преображением мира». Как отнесутся люди к своему спасению - определяет судьбу всего народа. Мысль Владыки относительно пророчеств такова: в какой степени народ выполнит возложенную на него миссию, в той степени исполнятся и пророчества. Подробнее, конечно, в самой книге...
Пока был жив Владыка Иоанн, у меня даже мысли не появлялось записывать на бумаге слова, сказанные им при многочисленных встречах и телефонных разговорах. В голове стучала только одна мысль - делать газету! Поздно я понял, как опрометчиво поступал. Теперь разыскиваю и предаю гласности любой документ, имеющий отношение к Владыке. 14 мая 1993 года, ровно через месяц после выхода первого номера, Владыка прислал в редакцию короткое письмо: «Глубокоуважаемый Александр Григорьевич! С интересом и радостью наблюдаю я, как постепенно крепнет и улучшается издаваемая Вами газета «ПРАВОСЛАВНЫЙ ПЕТЕРБУРГ», которая очень нужна многим жителям нашего города, возвращающимся к вере своих предков. Да благословит Вас Господь наш Иисус Христос на продолжение сего благого и важного дела.
ИОАНН, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский».
Трудно передать, как в то тяжелейшее время внимание Владыки поддержало меня, не позволило бросить газету.
А в пятом номере произошел конфуз. Не зная толком полиграфии, печатая газету низкокачественной «высокой печатью», не имея нормальных фотографий, я опубликовал портрет Владыки на первой полосе. Но что это был за портрет! Страшно было смотреть: огромный толстый нос, вытянутые в ниточку глаза, перекошенный рот... Отксерокопированное изображение к тому же подретушировала неумелая художница. Я похолодел от стыда и ужаса. Не сомневался, что Владыка запретит продавать газету в храмах. Однако этого не случилось. При встрече Владыка лишь мягко проговорил: «Что же вы из меня такое чудище сделали? Вы уж постарайтесь...» И все. А я думаю: как бы поступил на его месте другой?..
Незадолго до смерти Владыки Иоанна была выпущена большая партия его цветных фотопортретов. Но Владыка не благословил распостранять их, и нераскрытые пачки лежали в его резиденции. И только после кончины портреты митрополита Иоанна стали раздавать почитателям на Никольском кладбище. Мне тоже повезло, и я вставил изображение в простенькую рамку дома на стенке. И теперь, когда становится трудно, я советуюсь с Владыкой, как это было при его жизни, и часто получаю помощь.
Так уж удачно для меня сошлось, что родился я 9 октября 1947 года в день, когда Церковь празднует память преставления апостола любви евангелиста Иоанна Богослова. В этот же день, только на двадцать лет раньше, 9 октября 1927 года, родился приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев †1995). Честно признаюсь, хотя и сознаю, что это простое совпадение, я этим втайне горжусь.
За три дня до кончины Владыка Иоанн подписал письмо в администрацию города с просьбой о помощи. Губернатор не устоял, и долго мы добрым словом поминали Владыку за льготы, которые получила тогда газета. И теперь, когда приходится трудно, мы все равно чувствуем помощь Божию по его молитвам.
2 ноября 2002 года - день памяти митрополита Иоанна(Снычева), седьмая годовщина со дня его блаженной кончины. Редкие снежинки совершают свой стремительный полет-падение над Никольским кладбищем Александро-Невской Лавры. Сразу после входа появилась табличка-указатель «К владыке Иоанну». Множество знакомых лиц. Щемяще-сладко пахнет ладаном: с раннего утра священники чредой служат панихиды. Сотни людей молятся у могилы любимого пастыря. «Сколько народа призвал сегодня владыка», - сказала мне на прощанье келейница владыки Анна Степановна Иванова. Каждый год приезжает она поклониться владыке из далекой Самары. Редкие снежинки истаивают на черной петербургской земле...
Из ответов Митрополита Иоанна на вопросы верующих.
Вопрос: «Общество расслаивается (одни - за рынок, другие - против). В церковных общинах каждый также имеет свое мнение. В какой мере разномыслие допустимо в приходской жизни, и где граница, за которой оно становится уже нетерпимым?»
- Расслоение и противостояние, раздирающие сегодня общество, нагнетаются искусственно. Внутренняя смута и разобщенность в народе позволяет хозяйничать на Руси стяжателям и властолюбцам, которые в ослеплении страстями легко становятся послушными орудиями сил, издавна враждебных Православию и Рос-сии.
Неизбежно отражается это и на Церкви как на сообществе верующих. Тут важно помнить, что чистота веры, ее догматическая и нравственная, святоотеческая полнота и неповрежденность - те святыни, на которых должно замирать всяческое разномыслие, если мы не хотим быть отторгнутыми от спасительной благодати Божией. Будете проводить благочестивую, трезвую, молитвенную жизнь - Господь непременно дарует вам разумение во всех житейских делах, включая сюда и отношение к политическим проблемам. Что касается существующих сегодня в среде верующих разногласий по вопросам мирским, светским - их необходимо терпеть как искушение, соблазн, покрывать братской любовью и смиренный вразумлением.
Вопрос: Правомерно ли сейчас говорить, о том, что нынешняя власть - от Бога? Как следует православному христианину относиться к ней? Что безоговорочно принимать в сегодняшней светской власти, с чем мириться, что отвергать?»
- Безоговорочно принимать верующему человеку можно только то, что соответствует церковному вероучению и не противоречит его христианской совести. Глас Божий звучит в душе у любого из нас, надо лишь прислушаться и следовать его поучениям. К сожалению, такая христианская область «безоговорочно приемлемого» в нашей современной жизни чрезвычайно мала. «Мир во зле лежит» - это изречение Священного Писания сегодня верно как никогда.
Мириться, а говоря точнее, смиряться надо во всех случаях, когда обстоятельства не требуют прямого попрания заповеди. Можешь исправить зло - исправь. Но если тебе это не по силам - смирись, и Господь зачтет тебе благое намерение за самое дело.
Но надо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения запове-дей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. На протяжении десяти веков в подобных случаях святая ревность по Бозе подвигала наших предков на доблестные подвиги - как ратные, так и гражданские. Но все непременно надо делать с разумом, опасаясь порывов страсти, которая и благое дело может обратить во зло.
Власть всегда от Бога. Но одна власть - по воле Божией, другая - по попущению для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть ныне, судите сами.
«Православный Петербург», №9, июнь 1993г.
«Можно ли среди нынешнего хаоса, нестроений, расколов и смут говорить о торжестве Православия? Если да - то в чем оно заключается? Можно. Сегодня на наших глазах сбываются древние грозные пророчества об отступлении человечества от Бога в «последние времена» перед лицом господствующих пороков и страстей, суетности и лицемерия. Самой жизнью подтверждаются истины нашей веры - и это есть несомненное торжество Православия! На пути господствующего зла, не покорившись ему, встали тысячи и тысячи русских новомучеников и страстотерпцев, презревших блага привременного сего жития ради идеалов Святой Руси, ради Заповедей Божиих... Церковь стоит на крови мученической, а коли так, нет в мире церковного фундамента прочней, чем у Русской Православной Церкви - и это есть несомненное торжество Православия! Несмотря на всю тяготу нашего нынешнего положения, Россия уцелела и имеет пока время и возможность «обратившись, взыскать Господа, Бога своего», вернув себе мощь и славу Святой Руси - и это есть несомненное торжество Православия!»
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
«ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, КОТОРЫЕ ПРОПОВЕДЫВАЛИ ВАМ СЛОВО БОЖИЕ, И, ВЗИРАЯ НА КОНЧИНУ ИХ ЖИЗНИ, ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ» (Евр.13,7).
ПАМЯТЬ
Все кажется, как будто мы вчера
Владыку Иоанна хоронили:
Холодная предзимняя пора,
Цветы на свежеприбранной могиле.
Теперь уже в раю за верных чад
Он молится, и отступают беды.
Все живо в памяти: и добрый взгляд,
И пастырские мудрые беседы.
Мы через 10 долгих трудных лет
Возносим вновь смиренныеи моленья
И веруем, что вечной смерти нет -
Есть память и надежда на спасенье.
Татиана Егорова, СПб