Сегодня уже очевидно, что новая либеральная атака на Россию носит тотальный, спланированный и очень разносторонний характер. Активизировались «ювенальщики», зашевелились вновь многочисленные неправительственные (конечно же, повально зарубежные) организации и фонды, втихаря реорганизуются высшая и средняя школы в сторону снижения уровня и качества преподавания, закрываются детские творческие и спортивные центры, опошляется и карикатуризируется экономическая и политическая жизнь страны, резко возросли нападки на семью и Церковь. Особенно остро эта либеральная атака ощущается именно в сфере религии, семьи и культуры.
Достаточно шумная реакция в обществе на показ по главному телеканалу России сериала «Школа» побудила и меня высказать кое-какие соображения по этому (и не только по этому) поводу. Хочу сразу прояснить свою позицию и заявить, что показ этого сериала - продуманная и тщательно спланированная акция, которая является звеном очень длинной цепи событий в отечественной культуре новейшего времени. Эта акция не только не случайность или единичный и досадный случай, но совершенно необходимая деталь в общей машине разрушения нашей традиционной культуры.
Совершенно случайно включив телевизор, чтобы глянуть по одному из каналов прогноз погоды, я натолкнулся на этот пресловутый сериал, и вскользь подумал, что это какой-то любительский репортаж, записанный на мобильный телефон случайным очевидцем чего-то происходящего в некой конкретной школе. Присмотревшись, я с удивлением обнаружил, что по главному каналу страны зачем-то показывают чей-то корявый любительский видеоролик про школьную жизнь. Ожидая, что это недоразумение сейчас будет объяснено, мол, цитата или пример того, как балуются наши подростки с видеокамерой, я дотерпел до... титров полноправного сериала. И тут меня прошиб холодный пот. Что же это - розыгрыш или провокация?! Такого просто не может быть! Оказывается, может.
В литературном произведении можно использовать корявые конструкции речи, нелепые словосочетания, жаргонизмы (даже нецензурную лексику), а само произведение при этом может оказаться не только интересным, но и высокохудожественным. Происходит это в том случае, когда язык автора отделяется от языка персонажей произведения. В случае с сериалом «Школа» дело обстоит сильно иначе.
В свое время я имел достаточное отношение к кинематографу (особенно - к документальному постановочному кино!), чтобы с уверенностью сейчас сказать, что разрушение нашей кинокультуры идет не только в нравственном и эстетическом, но и в профессиональном аспекте. Формируется этакий новый кинематографический сленг! Потому что подобные «произведения искусства» делаются людьми, не имеющими отношения к профессии: любители-операторы, псевдо-сценаристы, псевдо-режиссеры, отвратительный звук, отсутствие актерского мастерства. Какое-то жаргонное обращение с изображением: оно плоское, дерганное, псевдодокументальное.
Я, конечно же, не принял бы этот «фильм» в любом случае, но хотя бы понял, если бы он был сделан так нарочито: в виде пародии или стилизации под репортаж, как это блестяще исполнили авторы фильма «Олимпус инферно», но нет - это ведь реальное видение авторами действительности! Они так видят мир, они так мыслят, они так чувствуют!
Современная теле- видео- кинопродукция российских «медийщиков» в большей своей части - чудовищно непрофессиональная галиматья, у многих авторов и создателей современных фильмов - рваное клиповое сознание, наркоманское представление о географии съемочной площадки, часто совершенно немотивированное развертывание сюжета, странные и нелогичные диалоги, музыка, «замазывающая» монтажные огрехи, отвратительно «задолбинный» звук, рекламно-попсовый монтаж, полное отсутствие понимания композиции кадра и света у операторов. Очень много изобразительного брака: переэкспозиция, недоэкспозиция, нерезкость, болтанка камеры, обрезанные лбы у говорящих голов, голливудская заливка светом и пр. и т. д.
О чем это говорит? Это говорит о том, что идет умышленная депроффессионализация одного из важнейших видов искусств! А как это делается и кем? Убивается вид искусства под названием «кино». Убивается кинопродюсерами и телеканалами.
В рамках этой статьи я не буду рассказывать как делается нормальное кино, скажу только, что снять крепкий фильм - задача не из простых. Нужно, как минимум, иметь постановщиков (режиссер, оператор, звукорежиссер, художник, композитор, сценарист и т. д.), которые хотя бы закончили соответствующие профильные (или близкие) ВУЗы. Хорошо бы, чтобы и «второй» эшелон (директора, декораторы, костюмеры, осветители, ассистенты и пр.) имел представление о профессии не понаслышке. Съемочная группа - это сложный и дорогостоящий организм. Его нужно содержать практически весь период производства фильма. И все это далеко не гарантия качественного кинопродукта, а лишь непременное условие нормального кинопроизводства.
Что же делают продюсеры, чтобы сократить расходы на кинопроизводство?
Они увеличивают продолжительность смены. Если раньше нормой считалась смена в 8 часов, то сейчас (по сговору продюсеров) нормальной сменой считается смена в 12 часов при той же оплате труда! Но это не предел: моя дочь работает ассистентом по актерам на сериалах, она часто проводит на площадке и все 16 часов. Теперь простой вопрос: кто будет работать в таких условиях? Люди из кино уходят. Имея приличное образование и высококлассный опыт, люди уходят в другие профессии, где им банально больше платят за меньшее время труда.
А в кино приходят те, кто согласен на эти поистине рабские условия. То есть, в кино приходят неучи, готовые работать за гроши! В кино приходят люди, которые никогда бы не были взяты в профессию в иных условиях, хотя бы в советских.
Это очень верное направление развития современного российского кинематографа для его заказчиков и хозяев: для телеканалов и продюсеров. Убивается сразу несколько зайцев! Сокращаются расходы и растут доходы, дебилизируется как зритель так и производитель, попутно появляется новый жвачный киножаргон, падает общий уровень образованности, да и самого представления об образованности. Вместо понятия «высокохудожественный» или «высокодуховный» уже недостаточно даже использовать «круто» или «вау!», уже подавай совсем нечленораздельный сленг - в кино, в языке, в жизни и в душах. Везде сплошной и нечленораздельный сленг. Сплошное шипение существ из демонического триллера «Аватар».
Так вот, в рамках вышеописанного процесса сериал «Школа» выглядит даже венцом творения продюсерской мысли, писком моды.
Во-первых, потому что снимать это - очень, баснословно дешево! Снимать такое - никакого напряжения для продюсера. А рентабельность заоблачная.
Во-вторых, к делу пристроены некоторые, мягко скажем, невменяемые персоны, имеющие неплохие перспективы в развитии (невменяемости, конечно), но имеющие также вполне вменяемых покровителей, знающих, куда надо направлять искусство в современной России и кого из отпрысков можно для этой «нелегкой» цели использовать.
И, наконец, в-третьих: если «быдло и это схавает», то тогда эксперимент совсем удался, и с этим «быдлом» очень скоро можно будет просто совсем не церемониться. Быдло просто будет потреблять то, что ему прикажут сопливые извращенки с кольцом в носу и придурковатые сценаристы, считающие себя сверхчеловеками.
Нас просто проверяют на прочность, дамы и господа.