Редко сегодня встретишь человека, который искренне, без лишнего пафоса и заметного стремления к саморекламе говорит о том, о чем сегодня болит душа всякого русского человека - о единстве нашего народа, о его неразделимости. Но, слава Богу, такие люди есть, и встреча ними всегда праздник. Они говорят просто и нелицемерно, и это очень чувствуется. Их слова превращаются в живую проповедь, которая не может оставить равнодушным никого, потому что исходит из сердца. В минувшее воскресенье мы имели большую радость встретиться с одним из таких людей - в Античном амфитеатре Херсонеса, по приглашению Центра защиты семьи и детства «Русичи», выступил перед севастопольцами человек-легенда, обладатель Grand Prix первого фестиваля «Червона рута», кобзарь, собиратель и исполнитель эпических, исторических, духовных песнопений Руси XII-XX веков Василий Жданкин.
Сосредоточенная, то мирная, то тревожная музыка кобзы под могучий голос Василия льется с непередаваемым переливом интонаций - он похож на летописца, который выводит витиеватые буквицы не по бумаге, а по тонкой материи сердца, но уже навсегда. Именно такими, наверное, были кобзари и гусляры Древней, Святой Руси, рассказывавшие после тяжелого рабочего дня своим землякам о былых походах великих князей, о красоте земли русской и о трудной доле русского народа то под татарским, то под польско-литовским игом. Сегодня на долю нашего народа выпали новые беды, которые могут быть поняты только в этом же русле нашей тысячелетней истории.
В очах печаль, на плечах сума,
В рідній стороні місця нам нема...
Наші дівоньки - в турках хоромах,
наші старики - ген, по смітниках...
Щедро родить хліб наш багатий край,
А зав’яжеш сніп - жидові віддай.
Робим задарма, п’єм за крадене -
Ось таке життя наше праведне...
Возлюбили ми демократію,
Як же ж прокормить всю ту братію?...
Но, как справедливо заметил Василий, «в своих бедах мы часто виним масонов, жидов, немцев, но забываем о своих тяжелых грехах. А жидами на Руси называли тех, кто торговал своей землей, своими людьми и своей совестью, независимо от национальности. Прошу простить, кто меня не так понял…».
На своє життя нарікаємо,
тяжкії забуваємо…
Із більшовиком цілувалися,
Над святим Хрестом поглумлялися -
Господи, помилуй!
Разорили Русь, Русь Державную,
Церков росп’яли Православную -
Господи, помилуй!
Отдали царя на закланіє,
Нечистим жидам в поруганіє -
Господи, помилуй!
Душі без хреста, тіло без поста,
Європейський рай -в пекло путь проста...
Господи, помилуй!
Немаловажно, что в репертуаре Василия песни как на украинском языке, так и на русском. «В советские времена я принципиально пел украинские песни. Почему? Возможно, у меня было обостренное чувство справедливости. Меня даже из института выгоняли. Но через некоторое время, после того, как произошел тот, я бы сказал, переворот в умах, я увидел, что люди, которые раньше говорили исключительно по-русски, начали старательно делать вид, что никогда этот язык не знали». Примечательно, что севастопольцы, категорически не принимающие украинскую речь, когда она им прямо навязывается, на концерте Василия Жданкина с удовольствием не только слушали песни на украинском языке, но и дружно подпевали.
Свое предназначение в этой жизни Василий видит в примирении двух государств, которые на данный момент в ссоре, - русского и украинского. «Сегодня мы разрозненны. Слава Богу, только границами. Украинское телевидение нам рассказывает, какие клятые москали, а российское - какие хохлы придурки… Давайте меньше слушать телевизор, а больше слушать свое сердце. Для меня же воссоединение Руси - не предмет веры, а предмет знания. Это мнение разделит любое православное сердце».
Приятным сюрпризом для зрителей было выступление вместе с Василием его дочери Анастасии. В заключение концерта этим замечательным дуэтом была исполнена песня, давно нам знакомая, но большинством до сих пор так правильно и не понятая.
Помните:
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами
и яркою звездой…
Эта старинная ирландская песня XIV века на самом деле повествует о Царствии Небесном и в оригинале звучит «НАД небом голубым…», что в корне меняет ее смысл. В репертуаре Василия есть также еще одна песня, которая в советское время была всем нам известна в качестве любовного романса. «Гори, гори, моя звезда…» на самом деле - Посвящение Пресвятой Богородице, написанное замечательным поэтом, автором многочисленных духовных песен и стихотворений, великим князем Константином Романовым. В советское время в этом песнопении были также изменены слова, после чего оно приобрело совершенно другой, приземленный смысл. Слова «Звезда Надежды Благодатная» заменены на «Звезда любви, звезда заветная», а «Твоих лучей небесной силою» - на неопределенное «твоих лучей неясной силою».
Два часа, проведенные в тихом дворике Древнего Херсонеса, пролетели как один миг. На прощание Василий пожелал всем внимательнее прислушиваться к своему сердцу, свято чтить нашу Церковь Православную и не поддаваться обманчивому духу времени. «Когда распадается семья? Когда в ней нет истинной любви. Поэтому давайте будем слушать свое сердце и любить друг друга, тогда никакие силы не смогут нас разделить».
Удивительным было обращение Василия к православной вере. После концерта Василий поделился с нами: «В детстве меня бабушка водила в храм. Но в 9 лет мы переехали в Кривой Рог, а там храма не было. И я, по сути, отпал от веры. Когда мне было около 25 лет, я попал в секту Порфирия Иванова. Через шесть лет я стал третьим человеком в секте. И, так сказать, на пике благодати я попадаю в Мюнхен - немцы организовали концерты для сбора средств для детей Чернобыля. Дело было под Рождество, на улице минус девять градусов, а я ходил по улицам в летней одежде. И однажды после концерта один немец мне говорит: «У нас здесь в «Олимпия-парке» тоже есть один чудак, такой же, как и ты». Я попросил, чтобы меня познакомили с этим чудаком. Мы приехали в этот парк, где среди стадионов и кортов мне предстала типичная хата-мазанка. Надо сказать, архитектура парка выполнена в современном авангардном стиле, и эта хата выглядела на ее фоне совершенно дико. Я к нему постучался и в ответ услышал: «Аминь». Увидев меня, этот чудак сразу назвал меня по имени. Я сразу не обратил на это внимания, думая, что его предупредили о моем прибытии. «Вот так ты и ходишь?» - спросил он меня. Я говорю: «Да». - «Ничего, ничего, оденешься». Ты же ездишь с концертами, тебя приглашают в гости, наливают, и ты не пьешь?» - «Нет». Я по уставу секты не употреблял спиртного. Тут он мне задал вопрос: «И что, ты считаешь, что ты лучше их?». Я задумался и говорю: «Наверное, да…». И тут у меня слезы градом полились, я начал ему исповедоваться. Через некоторое время заметил, что уже я молчу, а он мне рассказывает мою жизнь с детства. Таким образом он меня привел в чувство, я стал православным человеком. Упокоился отец Тимофей три года назад в возрасте 112 лет».
Сколько живет человек, столько он ищет, учится, сомневается, но, как сказал кто-то из древних: «Кто ищет Истину, тот найдет Бога».
Газета «РУСИЧИ»