Юлия Линде делится своими впечатлениями от встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью Москвы в Универсальном спортивно-зрелищном комплексе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.
23 мая в Универсальном спортивно-зрелищном комплексе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью Москвы. Билеты распространялись в вузах и храмах, и каждый желающий довольно легко мог попасть на это мероприятие. Примечательно, что на эту встречу были приглашены не только (и, думается, не столько) православные молодые люди, а вообще все желающие. Нельзя не оценить величие замысла: полуторачасовая проповедь Патриарха была обращена не только к церковной пастве, но ко всему молодому поколению. "Нужно не просто читать тексты, нужно думать, нужно создавать систему общения, в которой мы имели бы возможность, беседуя, взаимно обогащать друг друга, обмениваться своим пониманием того огромного духовного и интеллектуального опыта, который передается нам через предание", - говорил в своей проповеди Патриарх.
Попытка устроить встречу с молодежью была действительно нужна, чтобы в море современных проблем поставить маяки Церкви. Однако если первая часть заседания - блестящая речь Патриарха - была на высоте (его ораторский талант, безупречно отточенные фразы и сильные интонации всегда восхищают), то вторая часть заседания ("молодежь задает вопросы") оставила крайне неприятный осадок. Неужели у современного студента к Патриарху не нашлось вопросов важнее и глубже, чем "Скажите, а кто такой Патриарх?", "Что вы думаете о физкультуре?", "Полезно ли заниматься йогой?", "Будет ли при Патриархии футбольная команда?", "Женщина - сильный пол или слабый?", "А вы с президентом беседуете?", "Когда же наконец введут пресловутую "православную культуру" в вузы?" Таким образом, эта часть встречи вылилась в некую чудовищную сатиру в духе Салтыкова-Щедрина. Спасло только то, что умный человек и на глупый вопрос ответит глубоко и остроумно, что Святейший Патриарх Кирилл и сделал с блеском.
Абсурдно то, что средства массовой информации сразу же превратили карикатурных "студентов-дурачков" в героев дня и заявили: "Обсуждались насущные вопросы современности". Однако возникает вопрос: откуда сразу столько откровенно слабоумных молодых людей оказалось у микрофона? И почему человек, не знающий, что означает "патриарх" знает при этом, что к Патриарху обращаются "Ваше Святейшество"? Ответ напрашивался сам собой: организаторы постарались на славу. Известно, как происходит встреча президента со студентами вуза N.: сажают в аудитории самых "благонадежных" и снабжают списком вопросов, требования просты: не задавать провокационных вопросов, не обсуждать серьезные проблемы, вопросы должны быть краткими и необременительными. По всей видимости, эта схема сработала и здесь (в конце концов, нужны были гарантии, что вопросы у зала возникнут и что лишнего не спросят). Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что злополучные "микрофон номер один" и "микрофон номер два" с самого начала беседы осаждали молодые люди с блокнотами и без, кто-то ползал в проходе между рядами и дергал организаторов за желтые куртки: "Да дайте же сказать!", в то время как молодые люди с микрофонами делали друг другу странные знаки и направлялись куда-то в глубь рядов к очередному "глупому студентику". Одним словом, без старого-доброго Угрюм-Бурчеева не обошлось. А жаль, ведь многие молодые люди шли в университет спорта в надежде на настоящую живую беседу с Предстоятелем.
Вероятно, история отшлифует факты и останется самое главное - встреча пастыря с теми, кому принадлежит будущее. Останется попытка сближения, о которой Патриарх сказал: "Для меня как для Патриарха и епископа Москвы очень важно видеть ваши лица и слышать ваши голоса. Церковь может успешно нести свое свидетельство миру, она может достигать человеческих сердец, реально помогать людям только тогда, когда ее служители понимают запросы и чаяния, радости и скорби, надежды и разочарования своих современников". И все же хотелось бы, чтобы неприятный осадок, оставленный пустыми вопросами, заставил задуматься о том, что встреча с Первосвятителем не должна впоследствии превращаться в ток-шоу.