Совет Тверской епархии по-прежнему отказывается выносить суждения о причинах пожара в доме настоятеля Троицкой церкви села Прямухина. Не дает комментариев и прокуратура Тверской области.
Патриарх Алексий II говорил, что эта трагедия свидетельствует о серьезном духовном кризисе в обществе. Оставляя за скобками различные версии произошедшего, подчеркнем, что сам факт сожжения семьи священника не имеет прецедентов в новейшей истории России. В этом смысле не так уж важно, результатом какого конкретного преступления стала смерть семьи прямухинского священника - умышленного поджога, убийства с целью ограбления, несчастным случаем или самосожжением.
После трагической гибели священника Андрея Николаева и его семьи компания "Башкирова и партнеры" провела специальное исследование, посвященное изучению российского общественного мнения по этой проблеме. Всего было опрошено 1500 граждан России в возрасте от 18 лет и старше (репрезентативная выборка взрослого населения страны). Респонденты отвечали на вопрос: "Как вы считаете, должно ли государство обеспечить безопасность сельских священнослужителей и если да, то каким образом?"
Почти три четверти участников опроса полагают важным тем или иным образом защищать от нападений церкви в глубинке. При этом 44,3 процента опрошенных согласны с тем, что сельские храмы следует взять под охрану милиции, а 29,9 процента участников исследования заявили о необходимости создания Церковью охранных структур для спасения храмов от грабежей и вандализма. Только 6,7 процента респондентов придерживаются мнения, что этой проблемой не должно заниматься государство. При этом 7,8 процента затруднились с ответом, а 11,3 заявили, что "ничего об этом не знают".
Не прошли и сорока дней после трагедии в Далекушах, как в ночь на 7 января в храме поселка Нейво-Шайтанка Свердловской области был убит его настоятель отец Олег Ступичкин. Преступниками оказались двое местных алкоголиков и наркоманов - 32-летний Сергей Довлятшин и 33-летний Роман Сухачев. Когда прихожане разошлись, они потребовали не мешать им, когда они станут снимать иконы. Отец Олег попытался их отговорить, но бандиты набросились на него и стали бить по голове металлической трубой. Когда священник затих, преступники собрали понравившиеся им иконы и сбежали, а храм напоследок подожгли. Скрыться им так и не удалось, их задержали по приметам. Говорят, что прихожане хотели устроить им самосуд, милиции едва удалось отбить разбойников. У матушки Марины, вдовы убитого, осталось четверо сирот.
Тверичи вспомнят и о целой серии поджогов храма Серафима Саровского на Волынском кладбище. Что значит для нашего общества череда трагических событий? Духовный кризис и всеобщее нравственное разложение? Не так все плохо.
Священников у нас убивали и раньше. Не меньше, а, пожалуй, куда больше. И храмы разрушали, как Спас Преображения. В первом томе "Книги памяти жертв политических репрессий Калининской области" указано, что в 1937 - 1938 годах на основании части 2 статьи 58.10 ("особо тяжкий вид агитации и пропаганды, к которому относилось и использование религиозных предрассудков") было арестовано и осуждено 10 999 человек, из них к "вышке" приговорили 4466 человек. А гонения на Церковь у нас были даже во времена хрущевской оттепели.
А общество ничего этого как будто не замечало. То, что наконец такие события стали нас волновать, можно считать признаком начала духовного выздоровления общества.
Впервые опубликовано в газете "Вече Твери", 11.01.2007