Надеемся, что Священноначалие нашей Церкви поставит перед соответствующими государственными структурами вопрос о необходимости переноса честных останков Алапаевских Мучеников. Это стало бы важным шагом на пути духовного оздоровления общества, окончательного преодоления трагического разделения русского народа на "красных" и "белых".
Тугие сильные упругие удары - словно выстрел в тишине тренировочного поля. Белый мячик пулей летит к большому старому тополю на правом краю гольф-площадки. Китайские игроки размеренно прицеливаются, делают несколько прикидочных взмахов клюшкой и - резкий хлопающий удар. Выстрел. Ухоженный газон поля для тренировки игры в гольф. Деревянный стильный домик рядом - можно клубно попить чайку или пропустить чего покрепче. Размеренная, неторопливая жизнь среднего класса. Или с претензией на средний класс.

В конце 80-х гг. прошлого века при полном попустительстве посольства СССР в Китае русское кладбище попало в зону реконструкции - столица КНР росла и требовала новых строительных площадей. Окружавшую кладбище пустынь превратили в парк Цинняньху ("Озеро молодежи"), а на самом кладбище разбили гольф-площадку. Нет интереса к Алапаевским останкам и у посольства независимой России. Любое упоминание о том, что вот, под боком (всего-то минут 10-15 на машине от центрального здания посольства) покоятся останки Царственных особ России, вызывает у российских дипломатов длительные приступы плохо скрываемой высокомерной неприязни. Но не об этом речь. Чур их, пусть продолжают считать себя обладателями истины в последней инстанции. Давайте лучше вместе освежим в памяти хорошо известные факты.
В ночь на 18 июля (все даты - по новому стилю) 1918 года большевиками было совершено очередное злодеяние - убийство под Алапаевском Великого князя Сергея Михайловича; Великой княгини Елисаветы Феодоровны; князей - братьев Иоанна, Константина и Игоря - сыновей Великого князя Константина Константиновича; князя Владимира Палея - сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака; Федора Ремеза - секретаря Великого князя Сергея Михайловича; Варвары Яковлевой - инокини Марфо- Мариинской обители милосердия. В октябре того же года тела невинно убиенных были обнаружены, освидетельствованы, обмыты и уложены во гробы, которые были помещены в кладбищенской церкви Алапаевска. 18 октября гробы были торжественно перенесены в Свято- Троицкий собор Алапаевска и помещены в соборном склепе, где они находились вплоть до июля 1919 года, когда 14 июля в сопровождении игумена Серафима и двух послушников все восемь гробов в товарном вагоне отбыли по железной дороге из Алапаевска в Читу. В конце августа все гробы были помещены в женский Свято-Покровский монастырь г.Читы. В марте 1920 года в сопровождении игумена Серафима восемь гробов с телами мучеников отправились по железной дороге из Читы в Китай. В середине апреля 1920 года все восемь гробов через Харбин прибыли в Пекин. Все эти факты подробно описаны во многих достоверных источниках (в том числе и факт инцидента на границе России и Китая с гробом князя Иоанна Константиновича).
В Пекине на дату прибытия туда гробов с останками Алапаевских мучеников действовало предписание (распоряжение, указание, существовал закон - как угодно), запрещающее вносить в город гробы с телами умерших. Территория же Российской Духовной Миссии в Китае располагалась внутри городской стены, в северо-восточном углу внутренней городской территории. Поэтому внести гробы на территорию РДМК не представлялось возможным. Восемь гробов с телами мучеников были помещены в подземном склепе часовни в честь св. преп. Серафима Саровского, которая располагалась в центре кладбища РДМК, находившегося за городской стеной (ворота Андинмэнь) к северо-западу от территории РДМК.
В ноябре 1920 года два гроба с честными мощами Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из склепа часовни были вывезены в Иерусалим. Остальные шесть гробов продолжали пребывать в склепе часовни на миссийском кладбище. (Подробные свидетельства см., в частности: Мелихов Г.В. Белый Харбин: Середина 20-х.- М.: Русский путь, 2003, с.135-143; Кепинг К. Последние статьи и документы.- СПб.: Омега, 2003, с. 274- 279).
После оккупации Японией Китая и переменой политической обстановки в 1938 году начальнику 20-й миссии архиепископу Виктору (Святину) удалось получить разрешение пекинских властей и перенести шесть гробов в склеп храма в честь Всех Святых Мучеников, расположенного в центре территории РДМК. По свидетельству родной сестры владыки Виктора, записанному с ее слов ее родной дочерью - Ксенией Кепинг, в 1947 году по приказу советских властей владыка Виктор вынужден был перевезти гробы с останками Алапаевских мучеников с территории РДМК обратно на территорию миссийского кладбища и поместить их в склепе часовни в честь св. преп. Серафима Саровского. В период так называемой "великой культурной революции" 1966-1976 гг. русское кладбище подвергалось надругательствам и разрушениям. Окончательно русское кладбище было стерто с лица земли по решению муниципальных властей Пекина в 1987 году.
Но - сколько мы не искали и не распрашивали очевидцев тех событий - нет ни одного устного или письменного свидетельства о том, что в этот период государственного вандализма были уничтожены гробы с останками Алапаевских мучеников.
Напротив, личный переводчик Мао Цзэдуна - товарищ Ли Юэжань (я был с ним очень близко знаком с конца 80-х гг. прошлого века до самой его смерти в 2003 году, неоднократно бывал у него дома в Пекине, хорошо знаю его жену и сыновей) на мои распросы о судьбе останков Алапаевских мучеников неоднократно заявлял, что "эти гробы были забетонированы властями и находятся в парке Цинняньху". По мнению этого старого убежденного коммуниста, "еще не пришло время возвращать эти гробы России, т.к. при их возвращении надо будет давать политическую оценку деятельности тех, кто в них покоится, поскольку эти люди были против строя, победившего в Китае в 1949 году...". Оставим эти суждения без комментариев. Нам важно лишь его свидетельство, что гробы с останками Алапаевских мучеников не были уничтожены в годы "культурной революции" и покоятся в забетонированном склепе на месте расположения часовни в честь св. преп. Серафима Саровского. Вряд ли пекинские власти стали их переносить в иное место.
Предположение о том, что гробы с останками Алапаевских мучеников все еще находятся в земле названного парка косвенно подтверждается также и тем, что никто из живших в то время и здравствующих доныне потомков так называемых "албазинцев" ("эрбацзинь" - так хвучит это слово в китайской транскрипции: 1685 год, осада острога Албазин войсками императора Канси, пленение русских защитников крепости - начало истории православной диаспоры Поднебесной) не помнит, чтобы кто-либо, когда-либо упоминал о факте надругательства над гробами Алапаевских мучеников, их уничтожения, уничтожения склепа храма в честь св. преп. Серафима Саровского, эксгумации и т.д. Потомки албазинцев упорно и уверенно утверждают, что склеп не скрыт водой озера Молодежи, а находится под нынешней гольф-площадкой в одноименном парке.

р.Б.Димитрий Напара, тел. моб.: +86 139 103 28 445, тел./факс: +86 10 65 95 72 30, 65 94 26 90, e-mail: napara@mail.ru, dnapara@rambler.ru