Источник: Русский Вестник
Воображение рисовало залихватские ритуальные танцы в ярких сверкающих одеждах, но разве лишь без коронного их элемента в женском исполнении – потрясанием голого плеча. Вот он молитвенный дом общины «Жизнь и Свет», один из нескольких десятков в столице, где протестанты собираются на молитву. Первое, что бросилось в глаза, – три изображения на евангельские сюжеты на стенах зала. Под одним из них надпись: «Спаситель мира – Христос». Изображения, конечно, не иконографические в соответствии с каноном. Понятное дело, что их здесь не целуют, перед ними не кадят, лампад и свечей не возжигают. Но тем не менее очень необычно и непривычно для протестантских молитвенных залов.
На сцене – крепко сбитый, невысокого роста, колоритный цыган с черной смолянистой бородой, с проседью и зеркальной лысиной на крупном черепе. Сразу предупреждает, что главное не борода, а рождение свыше, необходимость во Христе и проповедь Евангелия. В таких случаях сразу вспоминаю слова Спасителя: «Сие надлежит делать и того не оставлять». Все важно: и чтобы мужчинам «не скоблить рыло», уподобляясь женскому полу, не касаться края бороды, как заповедано еще в Ветхом Завете, не искажать замысла Творца «блудодейным образом». Смотрите, брадобрийцы, на облик Христа и апостолов, всех святых и учителей Церкви, подвижников благочестия – и устыдитесь!
Обычно женщины у протестантов, да и у католиков тоже, на собраниях и службах почти все без платков и нередко в брюках. Ничего подобного не было здесь: почти все женщины в платках (кроме самых молодых), и никого в брюках. За кафедрой четверо певцов, в том числе одна женщина. «Колоритный» энергично запевает, певцы подхватывают: под громкую ритмичную музыку звучат молитвенные гимны на цыганском языке. Красиво и что-то очень знакомое. Ба! Да это же наша «музыкальная шкатулка» – звучание песен известных исполнителей из избранного диска, который мы иногда после трапезы в воскресный день включаем.
«Ты прекрасен и велик – аллилуия!» Я подумал: «Пошел обычный “разогрев” пятидесятнической аудитории, прежде чем заговорят “на иных языках”».
«О, Ты велик, Ты прекрасен и другого нет такого, как Ты» – пели искренне и от души. Кто-то поднимал при этом руки – одну или обе, кто-то указательный палец правой руки – и часто «аллилуия!», и аплодисменты. Петь цыгане – конечно, большие мастера: Николай Сличенко, Ляля Черная, Михаил Эрденко, Александр Марцинкевич и др. – все эти имена говорят сами за себя. Некоторые покачивались в такт музыке, другие стояли, дружески обнявшись, но до танцев не дошло, тем более в стиле «Ах, ручеечек, ручеек!» Тем более с медведями! Под заключительный аккорд песнопений – тихое звучание музыки, молитва. Потом проповеди – одна и другая, короткие выступления: рассказы о прошедшей в Курске конференции. Простите – это все вместо Божественной Литургии, Таинства Тела и Крови Христовых?!
Ничего страшного не вижу и в молитве священника своими словами в конце проповеди. Здесь после проповеди хор запел: «Я поклоняюсь Тебе – Твое Имя свято!» У многих женщин на руках – малые дети, они более-менее спокойны, особенно не бедокурят. Черноволосые цыганские девушки напомнили грузинок – членов нашей общины. Объявлена молитва за детей – значительное их количество потянулось на сцену. Старший пресвитер налагал на их головы руки – позже он это делал и по отношению к взрослым, вышедшим на сцену и стоявшим там с закрытыми глазами для тихого покаяния. Все это сопровождалось пением гимна на цыганском языке.
Я всегда относился с интересом и с известной долей симпатии к этому загадочному, экзотическому народу. Мне он более знаком по песням и пляскам с их размахом и привкусом язычества. Изящная стилистика цыганского танца, виртуозное владение гитарой («Милая, ты услышь меня, под окном стою я с гитарою», «Ведь цыган без лошади, как без крыльев птица»), гадания, гипноз, настырное попрошайничество, обособленное существование с асоциальными проявлениями, распространение наркотиков – об этом нередко приходилось слышать, читать, иногда видеть. Был знаком со священниками и даже монахами цыганской национальности. Изредка цыган можно было видеть в церкви – конечно, не выстаивающих уставные службы, а ставящих свечи, расхаживающих по храму. Вряд ли в православных храмах возможен выплеск их природного темперамента. Другое дело – у пятидесятников: здесь для цыганской энергетики – простор. Как все-таки христианство их поразительно преобразило: чисто одетые, обходительные, дружелюбно настроенные. Чувствуется жажда слышания слова Божия.
Собрание подходит к концу, а глоссолалия – говорений на иных языках, так и не прозвучало. Может быть, не тот день, когда на них говорят? А может быть, они и не совсем пятидесятники? Славяне в молитвенном доме на улице Павла Корчагина в этом плане более продвинутые.
Старший пресвитер произносит заключительную проповедь: умеренная жестикуляция, не навязчивый набор ораторских приемов, прекрасная русская речь, поставленный голос. Начало некоторых евангельских цитат мгновенно подхватывается собравшимися: «Кто во Христе – тот новая тварь»! «Теперь творю – все новое»! и т. д. К сожалению, в православной среде не очень большое знание Священного Писания. «У меня есть любимый стих», – заинтриговал старший. Я сразу подумал: «Се, стою у дверей и стучу…» – попал в точку. Проповедник продолжал: «Грех не остается ненаказанным. Бог прощает, но воздает за грехи».
…Моя куртка висит на стуле – у меня за спиной. Закралось сомнение: а на месте ли там мой сотовый телефон? Проявился сложившийся стереотип восприятия цыган. Нет, все в порядке – христиане же они, в конце концов!
В заключение все собравшиеся прочитали молитву «Отче наш…» и слова из Послания апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да пребудут со всеми нами» (у апостола – «со всеми вами»). При выходе из зала меня, с улыбкой, приветствовала молодая цыганка: «Да благословит Вас Бог!» (Она, видимо, обратила внимание, как я за всем происходящим внимательно следил и кое-что письменно фиксировал.) «И Вас так же», – отреагировал я, улыбнувшись в ответ.
Игумен КИРИЛЛ (Сахаров)