В понедельник, 25 марта, сайт Московской Патриархии опубликовал Документ, подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией, «О православном отношении к новой практике благословения "пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар" в Римско-Католической Церкви».
Напомним, в декабре 2023 года Ватикан устроил очередную мерзость: Дикастерия по учению веры Римско-католической церкви под председательством кардинала Виктора Фернандеса опубликовала документ, согласно которому католические священники отныне имеют права «благословлять» однополые пары.
В разделе «Введение» документа Синодальной библейско-богословской комиссии подчёркивается, что выраженные в декларации «Fiducia supplicans» идеи представляют собой существенное отклонение от христианского нравственного учения и требуют богословского анализа.
В частности, отмечается, что «отсутствие моральных требований к тем, кто благословляется, обосновывается желанием не затмевать любовь Бога. Однако любовь Божия к человеку не может служить основанием для благословения пар, находящихся в греховном сожительстве. Бог любит человека, но и призывает его к совершенству: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Любовь Божия к человеку призывает его отказаться от греха, разрушающегоего жизнь. Соответственно, и пастырская забота о человеке должна гармонично сочетать ясное указание на недопустимость греховного образа жизни с любовью, приводящей к покаянию».
«В документе "Fiducia supplican" ничего не говорится о необходимости канонически "урегулировать" отношения, прежде получения благословения. Следовательно, - подчеркнули в Синодальной библейско-богословской комиссии, - речь идет о введении некоей формы косвенной легитимизации того, что, по сути, является нелегитимным, несмотря на сделанную в документе оговорку о том, что, испрашивая подобное благословение, человек, находящийся в "неурегулированном" сожительстве, якобы "не собирается ничего узаконивать, но лишь открывает свою жизнь Богу, просит Его помощи, чтобы жить лучше, а также призывает Святого Духа, чтобы ценности Евангелия могли быть прожиты с большей верностью"».
«Декларация ничего не говорит о борьбе с грехом, об отказе от греховного образа жизни, о пастырской помощи верующему в преодолении греха, - говорится далее. - Текст декларации составлен таким образом, что из него можно заключить, будто греховный образ жизни не служит препятствием к богообщению. Декларация полностью умалчивает о таинстве Покаяния как необходимом источнике получения Божественной благодати для всех, кто хотел бы исправить в своей жизни все несообразное с волей Божией».
По словам авторов документа, «отдельного внимания заслуживает приведенное в декларации мнение Папы Франциска о мотивах тех, кто испрашивает благословения: "Когда человек просит благословения, он обращается за помощью к Богу, это мольба о том, чтобы жить лучше, доверие к Отцу, который может помочь нам жить лучше". Применительно к ситуации с благословением пары, живущей в греховном союзе, нельзя согласиться с тем, что все, приходящие за благословением, руководствуются именно таким мотивом. Для людей, осознающих духовную опасность своего состояния и желающих обратиться к Богу за помощью, было бы более естественным и правильным обращаться за благословением и духовной помощью не в качестве пары, а каждому самостоятельно, с целью укрепления в решимости порвать с греховным образом жизни. Вполне вероятно, что пара, испрашивающая благословения без выражения желания отказаться от греховного образа жизни, хотела бы получить легитимизацию своих отношений, не соотносимых с нормами христианской жизни, для успокоения совести».
В разделе документа Синодальной библейско-богословской комиссией «О благословении "однополых пар"» отмечается, что «авторы декларации заявляют, что Католическая церковь исходит из понимания супружества как "исключительного, стабильного и неразрывного союза между мужчиной и женщиной, естественно открытого для рождения детей". Это понимание брака соответствует православному учению, выраженному, в частности, в документе Русской Православной Церкви "О канонических аспектах церковного брака": "Церковь категорически не признает и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной"».
«Однако, - говорится далее, - наряду с утверждением незыблемости понимания брака как благословленного Церковью союза мужчины и женщины, в тексте "Fiducia supplicans" провозглашается возможность благословения "однополых пар". Весь раздел документа, посвященный этим благословениям, входит в радикальное противоречие с христианским нравственным учением.
Документ, по сути, приравнивает сожительство лиц одного пола к внебрачному гетеросексуальному сожительству. Между тем, внебрачное сожительство между лицами разного пола отражено в каноническом праве Католической церкви, тогда как благословение "однополых пар" — явление новое.
Для получения благословения лицами, находящимися в таком сожительстве, не требуется, согласно документу, никаких изменений в образе жизни. Без всяких предварительных условий те, "кто, признавая себя обездоленными и нуждающимися в Его помощи, не претендует на легитимность своего статуса, но просит, чтобы все истинное, доброе и по-человечески действительное в их жизни и отношениях было дополнено, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа", могут получить благословение, которое посылается, "чтобы человеческие отношения могли созреть и вырасти в верности Евангельской вести, освободиться от несовершенства и слабости и выразить себя в более широком измерении Божественной любви".
Указанное применение "расширенного" понимания благословений к "однополым парам", вызывает принципиальное несогласие. Если благословение призвано исцелить человеческие отношения присутствием Святого Духа, то таковым исцелением в данном случае может быть только прекращение греховных отношений. Чтобы "созреть и вырасти в верности Евангельской вести", такая пара должна отказаться от отношений, не соответствующих этой вести. Иначе благословение становится оправданием греха. Таким образом, логику декларации можно оценить как противоречащую христианскому нравственному учению.
Следует отметить и то, что лица, находящиеся в греховных союзах, называются "обездоленными", как будто нравственный изъян не предполагает их сознательного и свободного выбора. Акцент смещается с осмысления факта принятия нравственного решения грешником на бедственный характер его ситуации».
«В документе "Fiducia supplicans" отсутствует определение "однополого сожительства" как греховного. Противоположным примером в данном случае может служить позиция Русской Православной Церкви, давшей осмысление однополых отношений в документе "Основы социальной концепции", где гомосексуализм прямо и недвусмысленно назван "греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека".
Благословение "однополых пар" приравнивается в документе к благословению пар, находящихся в "неурегулированной ситуации". В обоих случаях данное благословение выводится за рамки таинства Брака, а также и за рамки фиксированных литургических чинопоследований. При этом практические рекомендации, содержащиеся в документе, являются не менее двусмысленными, чем те богословские позиции, из которых они проистекают», - отметили в Синодальной библейско-богословской комиссии.
«Иными словами, - говорится далее, - авторы декларации видят опасность не в самой "неурегулированной ситуации" или "однополом сожительстве", а в том соблазне, смущении или путанице, которые могут появиться у верующих в результате того, что преподанное священником благословение будет внешне напоминать таинство Брака. Во избежание тех же последствий декларация определяет, что благословение таких пар "не является частью литургического обряда".
Выход из противоречия между, с одной стороны, церковным учением о браке как союзе между мужчиной и женщиной, а с другой — вводимой в употребление "новаторской" практикой благословения "однополых пар", видится авторам декларации в том, что такие благословения должны быть "спонтанными": "пастырская чувствительность рукоположенных священнослужителей также должна быть развита, чтобы спонтанно совершать благословения, которые не содержатся в De Benedictionibus".
Священнослужители, таким образом, прямо поощряются к тому, чтобы изобретать обряды, отсутствующие в литургическом сборнике "De Benedictionibus" ("О благословениях"), в котором содержатся чинопоследования благословения для людей разных социальных групп и статусов. Благословение "однополых пар", как и пар, находящихся в "неурегулированных" отношениях, ставится в один ряд с благословением различных социальных групп. Однако при таком подходе вновь игнорируется необходимость согласия того, что благословляется, с волей Божией. Вместо этого священникам предлагается "спонтанно" благословлять пары, находящиеся в сожительстве, противоречащем нравственному учению Церкви».
«Иными словами, как следует из документа, опасность заключается не в том, что благословение таких пар будет выглядеть как одобрение беззаконного с точки зрения Церкви сожительства, а лишь в том, что, если оно будет приближено к устоявшимся литургическим формам, это придаст излишний формализм акту, который мыслится как "спонтанный"», - пояснили в Синодальной библейско-богословской комиссии.
В разделе документа «Выводы» отмечается:
«Декларация "Fiducia supplicans", формально провозглашая верность христианскому пониманию таинства Брака и практики благословений, фактически постулирует резкий отход от этой верности. Как видно из приведенного анализа, этот отход обозначает отказ от христианского нравственного идеала.
Введение помимо "классического" понимания благословений (связанного с исполнением воли Божией теми, кого благословляют) нового понимания лишено в тексте документа обоснования Священным Писанием. Такого обоснования и не может быть, поскольку, по сути, вводимая практика благословений находится в радикальном противоречии с библейским нравственным учением.
Весьма опасным с богословской точки зрения представляется отраженное в данной декларации одностороннее и неполноценное понимание любви Бога к человеку. В этом понимании из отношений между Богом и человеком оказываются фактически изъятыми понятия греха и покаяния, что и приводит к столь парадоксальной логике, когда состоящие в греховных отношениях люди прибегают не к покаянию и духовному труду, а к некоей форме благословения в надежде получить "исцеление" и "возвышение". При этом в декларации не артикулируется тот факт, что "исцелению" и "возвышению" должно предшествовать хотя бы намерение отказаться от греховных отношений.
В контексте процессов, происходящих в христианском сообществе, данный документ может быть воспринят как шаг на пути полного признания Римско-Католической церковью "однополых союзов" в качестве нормы, что уже произошло в целом ряде протестантских общин.
В пастырском попечении нуждаются все верующие, в том числе имеющие гомосексуальные устремления. Однако это пастырское попечение должно быть направлено не на легитимизацию греховного образа жизни, а на врачевание души страждущего, как справедливо написано об этом в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви": "Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку. Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму".
Несмотря на то, что декларация "Fiducia supplicans" является внутренним документом Католической церкви, Русская Православная Церковь считает своим долгом отреагировать на столь радикальные нововведения, отвергающие богооткровенные нормы христианской нравственности. Церковь, с материнской любовью и снисхождением принимая всякого отдельного грешника, просящего у нее благословения, не может в какой бы то ни было форме благословлять "однополые пары", поскольку это будет означать фактическое согласие Церкви на союз, имеющий греховный характер».
6.
Или - ценность и стиль Истории. Или ценность Цивилизации и стиль Культуры.
Почему же они стали двумя, будучи единым христианством? Подобный вопрос: почему возникает хищничество в природе, если Бог его не создавал в природе, но оно становится узаконенным в природе ( Завет Радуги)?
Причина одна - Антихрист, как человек греха. В природе, до Потопа, это было просто человеческое растление мировое.
Не будь закона хищничества в природе - человек бы так и остался дикарем и не вышел бы из природного рабства, в которое человек впал по грехопадению.
В очередное рабство человечество впало во времена уже развитого христианства. Раскол 1054. Апогей. Это - падение двух пророков и их гибель как раскол единого христианства. По форме тела Христа человечества. Но не по Духу Святому в них, Который вышел из Церкви в мир, в тело человечества. А форма христианства как тела двух пророков - их гибель, по форме. Ибо по сути, Раскол 1054 есть выход Христианства в мир, через Духа Святого, а сама церковь стала трупом, по форме. Умерла, ибо Христианство единое.
То есть, зло победило форму тела Церкви, Дух которой овладел миром всего человечества, как работа христианства, вообще. Поэтому этот Дух вернется в тело трупа Церкви, в тела двух пророков лежащих перед всеми народами (это Церковь Православная и Католическая (Протестантская)) и они оживут и станут на ноги свои. Церкви вновь станут единой Христианской Церковью. А вот великий обманщик, он же - Антихрист, человек греха, окажется в плену Духа Святого. И Он его изобличит как собственную хитрость человека, человечества.
Ибо Антихрист ( Вавилонская блудница) думает, что победила Церковь. Ибо трупы их лежат перед народами в Истории, на улице. И , вдруг, Дух Святой войдет со стороны, с которой Антихрист совсем не ждет. И, как сказано, это будет столь стремительно, как стремительно летит большой камень, брошенный сильным Ангелом, в воду.
5.
Первый мир столкнулся с будущим, но споткнулся о грех. Второй мир, - земля, который сгорит - сгорит в Духе Святом, ибо Дух Святой есть огонь. Но сгорит в Духе Святом потому, что весь мир, вся земля как вся История, сгорит в Духе Святом, то есть все прошлое этого мира, вся земля времени, войдет в Дух Святой. В полноту Духа. Земля и все дела на ней войдут в огонь Духа Святого. Все прошлое войдет в Дух Святой. И времени уже не будет - будет Страшный Суд.
А первый мир столкнулся с будущим Истории. Адам и жена стали Праотцами для всей Истории.
И первый мир сынов Божиих не справился с созданием ценности Истории. Не справился с созданием тех ценностей, которые, потом, в христианстве, становятся Православной верой.
Но ведь и весь стиль Истории войдет в огонь Духа Святого. То есть, в Ватикане, как в стиле Истории, есть сам стиль, который, как стиль Истории - истинный. Но это не та История, которую мы знаем, модальность которой - грязная, например - фашизм германский, и который поддерживал Ватикан.
Но ведь и сегодня о ценностях Истории мы не говорим как о чистом стиле Истории. Потому, что чистоту стиля Истории можно определить только на основании ценности Истории.
4.
В двадцатом веке мы видим два состояния христианства. Состояние ценности без стиля и модальности (стиль) без ценностей.
СССР - ценности Истории, но без стиля Истории. Фашистская Германия - модальность Истории, но без ценности Истории. Поэтому христианства в этом не было. По форме. Ведь форму определяет стиль. А стиль был потерян Историей. Но ценности остались. Впрочем, стиль исчез только как форма истины. А модальность Истории с грехом пополам осталась. Это - Германия гитлеровская.
Однако, Ватикан это не Гитлер. Ватикан - это стиль Истории. Но стиль Истории бессмыслен если нет содержания ценности Истории. Да и не найти чистого стиля Истории, вне ценности Истории. А сами ценности Истории, без стиля есть СССР. И только СССР. Потому, что лишить Историю стиля может только Антихрист. А СССР есть ценность Истории (православие есть ценность Истории в христианстве, то есть истинное содержание Истории), но во время конфликта Истории со своим стилем, который и есть Антихрист.
3.
Католицизм - модальность чистой Истории. Православие - ценность чистой Истории. А грех в Истории есть перверсия Цивилизации и Культуры в Истории.
Отождествить Ватикан и РПЦ - войти в антагонизм Цивилизации и Культуры. Но Ватикан и РПЦ должны быть едиными как неантагонистические отношения Церкви к Цивилизации и Культуре , видя перверсию Цивилизации и Культуры. Отстаивая чистоту модальности (Ватикан) чистой Истории в грязной Истории (в Истории с грехом пополам , вообще, и по полам в частности) и чистоту ценностей (РПЦ) чистой Истории в грязной Истории (так же).
Спонтанность модальности по Ватикану - это, например, многоконфессиональная модальность в России, сегодня. Но ценность всегда - от Духа Святого, всегда одна и та же самая, для всех времен и народов. Вот эту ценность и отстаивает РПЦ (Православие).
Только вместе, и только как неантагонистическое противоречие, Ватикан и РПЦ могут, сегодня, достигнуть Порядка в мире, как модальность и ценность. Разумеется, во-первых, ценность, и во-вторых модальность. И разумеется, что эта двойственность единая, как , например, един человек : мужчина и женщина; человек и мир (Вселенная); христианство и
Иисус Христос.
Но нельзя отождествлять Ватикан и РПЦ. И речи их должны быть разные как то же самое противоречие, но - и едиными, как неантагонистические противоречия.
Тогда Ватикан и РПЦ смогут очень помочь Москве как Третьему Риму, сегодня, как единому, триединому христианскому духу - Государству России.
2.
Потому, что Ватикан и РПЦ есть единое христианство (всегда и вообще). А есть ли не единая и не противоречивая разница (неантагонистические отношения) между Ватиканом и РПЦ? Есть. Это разница между модальностью и ценностью. Ватикан - модальная, так сказать, религия. РПЦ - ценностная религия. Так сказать. Этот раскол Церкви порожден грехом в Истории. Поэтому Ватикан и РПЦ должны быть едины по Церкви, и разными по борьбе Церкви с грехом в Истории. Всякое отождествление Ватикана и РПЦ - отождествление с грехом в Истории. Всякое отталкивание Ватикана и РПЦ - половина сил Церкви в ее борьбе с грехом в Истории. Ибо История есть чистая, и есть История, в которой грех. Чистая История - всегда перед Богом, и сегодня и вчера и завтра.
Вот, например, СССР в чистой Истории есть что? В контексте данной статьи, СССР в чистой Истории есть однополый брак. Извращенный брак. Безбожный Союз. Но на самом деле мы знаем, что все не так просто. СССР потому имеет извращенную модальность исторического формообразования Государства, что отстаивает истинные ценности в борьбе за чистоту Истории в ней самой. То есть ведет борьбу с Антихристом. (продолжение в следующем комментарии)
1. Слава Богу, что Ватикан и ватиканизм