Просветитель-проповедник

К 150-летию со дня рождения старообрядческого епископа Михаила (Семенова)

1 Советский недобиток 
225
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из интернет-источников

Его переход в 1908 году к старообрядцам – человека, принимавшего активное участие в интеллектуальной жизни Петербурга, имел огромный резонанс. Его можно сопоставить с реакцией окружающих на уход в монастырь весельчака, души компании Александра Гринькова, ставшего известным оптинским старцем Амвросием, и с принятием монашества блестящим офицером, близким к императору Николаю I, Брянчанинова – известного духовного писателя XIX века.

В своей «Исповеди» епископ Михаил пишет о причинах, побудивших его так поступить: цезарепапизм (сращивание Церкви и государства), неканоничность синодальной системы, противоречащей 34 апостольскому правилу, предписывающему, чтобы в каждом народе все епископы знали бы первого епископа, без воли которого ничего бы не делали, и он, без согласия их; умаление соборности в жизни официальной Церкви, и особенно кровавые гонения на ревнителей древнего благочестия.

Он был близок к социалистам, обращавшим внимание на социальные язвы общества. Их критика меркнет в сравнении с теми обличениями, с которыми обрушивался святитель Иоанн Златоуст на несправедливость и угнетение. Еще апостол Иаков писал, что неуплата вовремя работникам платы за их труд – грех, вопиющий к небу. Епископ Михаил был человеком с горящим сердцем и ранимой душой. Ему были свойственны искренность, прямота, безкорыстие и жертвенность. Некоторые его позиции, например, насчет отмены смертной казни, на мой взгляд, спорны, дискуссионны, по крайней мере. Он сетовал на оскудение любви, разобщенность людей. В послераскольный период была утрачена общинная модель приходской жизни, а ведь община – это союз взаимопомощи и взаимоподдержки. Мы пытаемся, порой неуклюже, возрождать общинную модель.

Помню, как на какой-то праздник после Литургии у нас было общинное собрание. В конце его я стал разбирать допущенные упущения во время службы. Спрашиваю одного из членов общины: «Пономарь Василий, зачем Вы пытались подать кадило в неположенное время?» Василий испуганно посмотрел направо, а потом налево и простодушно сказал: «Батюшка, на всякий случай». Закончили собрание и вдруг из-за колонны выходит о. Леонтий Пименов и громко восклицает: «Да, напряжение у вас все 360 вольт». Когда к нам приходят на службы священники из обычных приходов, то часто из их уст можно услышать: «Как много мы потеряли!».

В допетровское время вокруг духовников возникали покаяльные семьи. Как известно, у Огнепального протопопа было около 600 духовных чад. Конечно, они порой чудят, могут взбрыкнуть, отойти, с ними непросто бывает. Отойти могут, например, по причине грубости, с которой они столкнулись в храме. «Как я Вас понимаю, – говорил в таких случаях о. Дмитрий Смирнов, – давеча я зашел в булочную, и меня у кассы облаяли – больше я за хлебом ни ногой». Владыка Михаил сетовал, что народ Божий отстранен от решения дел, что в церковной жизни царят формализм и бюрократизм, что нет живой связи между пастырями и пасомыми. Он призывал активнее помогать нуждающимся и защищать гонимых. Покойный о. Леонид Гусев, увидев по дороге, как обижают женщину, мог остановиться с тем, чтобы защитить. Мы же часто пасуем перед злом. Сколько примеров в советских фильмах, когда кто-то безбоязненно давал отпор (вспомнился фильм «Девчата»).

В советское время религиозная деятельность ограничивалась только «отправлением культа» в стенах храмов. С началом Перестройки открылась возможность посещать больницы и тюрьмы. Помню, как на одном из собраний московского духовенства один дьякон сетовал по поводу нехватки священников для работы в тюрьмах. Закончил он свое выступление пафосным призывом: «Давайте наполним наши тюрьмы священниками!» К одному священнику обратилась прихожанка за помощью – обижают, мол, ее в доме приезжие. У священника даже и мысли не возникло, чтобы подключить общину, где могли быть юристы. Он ей так сказал: «А Вы помолитесь, чтобы обижающие Вас думали о Вас лучше»…

Деятельность владыки пришлась, в основном, на время царствования Николая II. До сих пор одни чернят это время, другие идеализируют. О том, что не все было идеально в дореволюционное время, говорят, например, картины «Бурлаки на Волге» и «Тройка», на которой запечатлены три ребенка, тянущие тяжелую повозку, поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Известно, что в Москве было немало натыкано публичных домов. В то же время экономика страны быстро развивалась. Особенно важно подчеркнуть, что ежегодно население страны увеличивалось на 2-2,5 миллиона человек. Сейчас у нас демографический кризис, население тает, особенно в деревнях. Вот я позавчера шел в сельский храм на службу и провалился в снег по пояс. Дело в том, что снег чистят только по основной дороге – а как быть старикам, когда снег крыльцо завалит? У людей возникает апатия, опускаются руки.

Мы установили несколько десятков поклонных крестов в разных регионах страны, чтобы люди в деревне молились около них в воскресные и праздничные дни и тем самым не были бы оторваны от общей соборной молитвы. А как это сделать в зимнее время, если к этим крестам дорожка тоже не прочищается, даже если они стоят у дороги. Интернет не работает, а как тогда узнать события на официальном сайте РПСЦ – где побывал владыка Корнилий, какой храм освятил? И как тогда мне – человеку, которого раньше называли «куратором старообрядчества», а теперь «летописцем современного старообрядчества», быть в курсе дел?

Каждый священник, особенно в сельской местности, может столкнуться со случаями, когда обижают вдову или престарелых людей. С тем, когда кто-то из прихожан может погибнуть от безчинств мигрантов или от паленой водки. Здесь наступает момент истины, выбор – либо промолчать, мол, моя хата с краю, либо возвысить свой голос против беззакония.

В гораздо меньшей степени епископ Михаил был знаком с богослужебной жизнью старообрядцев, укладом их повседневной жизни, традициями. Когда он обратился к епископу Иннокентию (Усову), чтобы для его ближайшего круга был предоставлен облегченный режим, некое полустарообрядчество-полуновообрядчество, тот ему решительно отказал. Один состоятельный человек сказал, что потому избрал старообрядчество, что здесь к нему отнеслись на общих основаниях в плане аскетических требований, как говорится, невзирая на лица и толщину кошелька.

Вечная память большому просветителю-проповеднику, всю свою жизнь стремившемуся к правде Божией!

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

У нас блестящая апологетика в отношении старообрядчества: "Розыск о брынской вере" свт. Димитрия Ростовского, полемические труды архимандрита Прусского Павла (Леднева), комментарии историка Евгения Голубинского, работа о старообрядцах протоиерея Стефана Кашменского, "Руководство" профессора Николая Ивановича Ивановского... И, на самом деле, это трагедия, что при всём этом богатстве архимандрит Михаил (Семёнов) ушёл в старообрядческий раскол...
JG / 10.02.2024, 12:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Апографъ
27.04.2024 17:35
Разгром Запада
Новый комментарий от Победа45
27.04.2024 17:32
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:14
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
27.04.2024 15:28
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01