Отчего не видно новых Пушкиных?

Современная русская поэзия и мифотворчество

Освободительный поход Русской армии на Украину  Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Секспросвет 
0
834
Время на чтение 11 минут
Фото: Из личного архива автора

Стоит прозвучать унылому «что-то не видно новых Пушкиных», приходится соглашаться – конечно же, их нет. И как бы они, скажите на милость, появились, и каким бы сегодня представился новый Пушкин?

Лучше, наверное, не представлять: зрелище было бы откровенно пугающим – нечто вроде «южной» наружности красавца, гиганта, рассыпающего блёстки экспромтов, «человека-фейерверка», неудержимого в страстях.

Таков массовый вкус, испорченный массовой же культурой (антикультурой) до такого состояния, при котором любое исправление кажется чем-то решительно ирреальным.

ЕДИНСТВЕННОСТЬ ГЕНИЯ. Если пришествию поэта вообще назначены какие-либо сроки, причины и обстоятельства, то двести лет назад они нашлись, и были примерно таковыми:

- государственный расцвет, сопряжённый как с победами русского оружия, расширением территорий страны, наметившимся универсализмом государственного управления, так и с расцветом книго- и журнало-печатания и жаждой к печатному слову; аристократический «бонтон», практиковавший внимательнейшее прочтение и (тем самым) широковещательное в пределах сословия распространение поэтических строк, и в том числе теми, кто читал их «по долгу службы», оберегая общество от вредоносных мыслей и чувств – цензорами-исправителями, которые, верьте слову, не последние люди в развитии поэзии как жанра;

- отсутствие у поэзии того времени куда более состоятельных «постановщиков дискурса» – телевидения, радио, Интернета, где из любой персоны, но только не из поэта, методом преувеличения делается «властитель дум», противоположный поэту по складу ума и характера – деловитый, циничный, лишённый сомнений и уже потому душевно пустой;

- направленность русского образованного общества к осмыслению самого себя и своего места в Европе, потребность культуры в лирическом зеркале, без которого не обходилась ни античность, ни средневековая Европа.

Ощущается ли в нашем времени хотя бы слабое присутствие хоть одной из вышеназванных причин? Полагаю, что ни одной, а не только второй, амбивалентность которой может быть подвергнута сомнению: право же, враги ли поэзии новые средства её распространения? Найдите, мол, «нишу» и действуйте, а не нойте, будьте смелы, дерзновенны («найдите чрез ваших обожателей финансирование»), и дело в цилиндре (и в бакенбардах). Подобным рассудительно «рыночным» господам и в голову не приходит, что поэзии несвойственно находить средства на прожекты распространения себя самой, что вся она если и способна к чему-либо, то к трудам разительно более эфирным.

По крайней мере, за тридцать лет постсоветской литературы не возникло ничего из того, что способно бы было потрясти воображение в СМИ. Скромные, аскетического вида порталы как начали работу двадцать с лишним лет назад, да так и существуют на копеечные вспомоществования своих же авторов и немногочисленных читателей.

УПАДОК ПОСЛЕ РАСЦВЕТА. Поэзия в Новой России выпала с воза и грохнулась в промоину, да так там и осталась, потому что в ней «отпала надобность» сразу и государственная, и частная. Бедняжку взяли и приняли за бедную родственницу. Ныне скрыто и тайно поэзия пребывает с людьми небогатого сословия, уберегшегося от всепоглощающего цинизма, лени и «перегруженности лишней информацией».

Пиком поэтического значения в России был не девятнадцатый, а двадцатый век, когда она сделалась государственным рупором нового советского государства: в грозовых 1910-20-х гг. поэты не столько исповедовались, сколько звали в будущие годы, к свободе, которую ощущали позволением больше не подлежать бесконечному раскаянию. Радиоактивная энергия Серебряного века вырвалась на волю и искалечила огромное количество судеб. В поэтах, повинуясь государственному меценатству (госзаказу) немедленно расплодились агитаторы и пропагандисты, среди которых затерялись и русская тоска, и её тайные слёзы, и роковая надломленность, и решимость прорваться к переосмыслению места человека на земле его отцов. Именно последнее – цель, по сути, всех поэтических усилий.

ТАЙНАЯ ЦЕЛЬ ПОЭЗИИ. Человек не просто «слаб» – он сомневается в том, что зван к великому пиру, а, опасаясь ходить в «советы нечестивых», ищет советов куда более честных, прямых и сострадающих. Собственно, всё поэтическое путешествие состоит в ощущении гремящего пира, на который ты не зван, однако и среди не относящихся к тебе здравиц первостепенно осознать свою правоту быть, не стремясь усесться во главу стола, а то и простоять весь бал за колонной, присутствуя в жизни созерцателем нравов.

В самозабвенном дележе пространств, ресурсов и средств о поэзии предпочли забыть, как о человеческом достоинстве, попираемом каждый день дурными новостями, криминального свойства произведениями «искусства»: оно откровенно ненавидит бессеребренников, боится их прямоты и гонит отовсюду, где его можно было бы заметить. Враг номер один у антикультуры, воспевающей сребролюбие, – человеческое достоинство, пушкинское «самостояние».

На все подчистую вопросы о том, что такое человек, ответить способна только поэзия. При всём уважении, не проза с её сюжетами, восходящими к притчам. Чеканные и лаконичные формулировки поэзии неизменно превосходили многословные описания именно потому, что выступали концентратами опыта, выдохами после мучительных марафонов.

Но время сделалось таковым, что они больше не ценны ни обществу, ни даже самим поэтическим натурам, хотя по инерции продолжается исполнение ритуала: как правило, за свои средства печатается тощий сборничек тиражом от 100 до 300 экземпляров, в потёртой дорожной сумке они доставляются к подвалу или полуподвалу, где намечено представление книги, и зябко кутающаяся в шарфы публика внимает напевной декламации, осознавая, что в основном теряет время, а не заготавливает его на долгую зиму. Слова проскакивают мимо: старой советской интеллигенции практически не осталось, а новая маргинальна и больше охоча до банкетного общения после чтений, нежели до наслаждения мастерством высказывания, неожиданными его ходами и прорывами в трансцендентное, и тем более всматривания в потаённые смыслы.

ОТМЕНА ПАТЕРНАЛИЗМА. О советской поэзии пусть рассуждают иные. Были ли она подспудно христианской, длила ли традицию, как выражался один прославленный нобелиат, «и да, и нет, Соломон». Важны здесь «концы и начала»: от чего ушли и к чему пришли. Странно полагать, что вся советская поэзия представляла собой оборонное «взвейтесь и развейтесь»: есть же голоса совести, и не одни Мандельштам с Пастернаком, но и Тарковский, и в послевоенный период Прасолов и Рубцов. А если копать глубже, то и Симонов – не бездушный милитарист и имперец, а великий изобразитель долга и совести в обстоятельствах исключённого выбора, то есть, подвига. Но вспомним же относительно недавнее.

Накануне крушения страны иронисты выглядели более удобоваримой версией словесности, нежели мета-метафористы и московские концептуалисты, но какая разница между этими тончайшими стилистическими переливами, если все они так или иначе дико устали от Софьи Власьевны, и никуда от своих насмешек и сами не хотели изойти, и никого никуда особенно не звали? С уходом Софьи Власьевны (похорон так и не было, тихо вынесли из дома ночью и схоронили в общей могиле) в словесности воцарилась чистейшая жуть. Вольноотпущенники врывались в обветшалые ампирные чертоги с отчаянной руганью; учреждалось тут и кидание кубками, и иная порча имущества. Поэзия с тем сделалась вязкой, мутной, невыразительной. Проступили было фигуры скорби, и тут же умерли, подарив эпохе её верховную доминанту «конца времён». Торжествовало советское подполье, то есть, сумасшедший дом для циников, эротоманов, инвалидов совести и как раз того самого долга и чести, отстранённые официозом от печати.

Постсоветские особи, то ли получившие, то ли недополучившие образования, набросились на конвульсирующее тело поэзии не только с малохольной матерщиной – скальпели были западноевропейские. Высочайшим указом по «армии поэтов» было установлено, что поэт не может стилистически и отдалённо походить на советских тоталитарных рифмачей, и более того – рифма и размер представляют собой наследие проклятых десятилетий.

«Современные» поэты – герольды рассыпавшихся логических связей, хаоса, который и есть истинная поэзия, обладающая свойствами… да-да, вы не ослышались! – наиболее вульгарной бытовой речи со всеми её неувязками, откровенной тупостью, косноязычием, заиканиями и интегральным неумением связать и двух слов. Так, на худой кляче, апатично филологически сквернословя, в опрокинутые сломом советской иерархии ворота въехали посланцы неведомых «вавилонов» и «арионов».

Бог знает, откуда они взялись! «Неподцензурная поэзия», которую «органы» почитывали вполглаза, рассматривая как приложение к политическому диссидентству, оказалась просто-таки не вычищаемой выгребной ямой. Да и как «вычистишь» профилактическими беседами, редкими посадками и ссылками в отдалённые регионы само безумие, лихорадку претенциозных юнцов и дев что-то значить? Нет, их не выучили наизусть, особенно нигде не цитировали и даже толком не любили, но целительный воздух силлабо-тоники, складывавшийся в России от Ломоносова, ими всего за несколько лет отравлен до полной невменяемости любого в него попадавшего.

Вот примерно за какими маменькиными проказниками-революционерами толка скорее троцкистского двинулись колонны уже рождённых в конце 1980-х и начале 1990-х. Лишь где-то на окраине загаженного иронистами, мета-метафористами и московскими концептуалистами поднялся шум, но в основном старания «молодёжных» поэтических премий типа «Дебюта» (сейчас «Лицей» и «Поэзия» вместо «возрастного» чубайсовского «Поэта») сосредоточились на поиске самых оголтелых, матерящихся в хвост и в гриву. Отрабатывание «глобалистской повестки» ими заметно невооружённым глазом: любой ценой – феминизм, ЛГБТ (движение запрещено в России. – РНЛ), радикализм, и при этом полное зачёркивание русской поэтической школы трёх последних веков.

Как мы дошли до такого позорного состояния нашей, между прочим, словесности? Достаточно было убрать цензоров, обнулить финансовое и иное имущественное состояние и тем самым влиятельность СП СССР, лишить управленческие органы полномочий.

С тем, на какие ориентиры начала тридцать лет назад смотреть «самая читающая в мире страна», о поэзии как выразительнице простых и сложных чувств и душевных состояний можно было только забыть навсегда. Её функции отошли к боевикам, юмористическим «шоу» и слезливым сериалам. Когда с экранов ушли труженики, а место их заняли прохиндеи, Россия стала анти-поэтической страной, смеющейся над всяким «бесплодным» чувством, над эмоцией, не имеющей никакого желания обогатить своего владельца, вывести его в круг «людей». Кто тогда разжился по дешёвке званием «человека», памятно и по сей день, как и их малиновые двубортные пиджаки с позолоченными пуговицами, и памятно настолько, что некоторые до сих пор, как заведённые, повторяют – «а что было делать, жить как-то было же надо»? Да, наверно, но не обязательно же для того, чтобы «выжить», надо было идти в палачи собственного народа.

Люди перестали веровать в поэзию, идентифицировав её с интеллигенцией, многие представители которой закружились в рыночных плясках с единоличными вдруг владельцами крупнейших комбинатов, которые строила вся страна, а также с уехавшими из России прочь преподавать что-нибудь русское и о России за хлеб не только с маслом, а и с более весомыми «наполнителями».

В это же время у поэзии сменились хозяева: их, в общем, не стало. Вместе с упразднёнными цензорами Главлита поплыла и модальность поэзии. Обязанная раньше просвещать советский народ, звать его из болот сомнений, яростная, будто комиссар из «Оптимистической трагедии», постсоветская поэзия оказалась в положении гувернёра, которому отказали от возлюбленного дома. Советский народ вырос и превратился в угловатого подростка с бандитскими замашками и таким же лексиконом. Даже слегка остепенившийся после тридцати лет номинальной свободы, он демонстрирует поразительную дикость нрава.

В координатах 2020-х гг. поэтическое зрелище представляет собой зрелище по-прежнему жалкое, и даже не дотационное, а нищее. Усилия «культуртрегеров» могут наполнить где-то до трёх четвертей малых библиотечных залов, но ажиотажа нет. В среднем – до двадцати «любителей изящной словесности», а ещё чаще и того меньше, включая завсегдатаев, которым надоело сидеть у телевизора, а библиотека в двух дворах неспешного хода. Противоположный полюс – «поэты-проекты», на выступления которых нужно покупать электронные билеты, реклама которых может за миллион-другой выведена в «топ» какого-нибудь интернет-портала (телевизионные тарифы запредельны).

С тех дней примерно (с 1991 года по настоящее время) не стало в русской поэзии никаких эстетических течений, объединений, союзов и даже имён. И как можно серьёзно относиться к ремеслу, похоронившему самого себя?

Человек

Природный мешок,

Полный хрящей,

Или чехол.

Постоялый двор для вещей.

- рифмует некто в журнале «Новое литературное обозрение» имени сестры, и это в 2023 году! Полный застрел. Какое тут обхождение с человеком? Сказать «физиологическое» – мало. Человек для неотроцкистов – мусор, дрянь, приставшая к сапогу истории. Личность – ничто. Где-то это мы уже слышали. С косноязычными метафорами, сделавшими бы честь любому уличному алкашу («природный мешок»), идти некуда, ни в народ, ни во власть. В сточную канаву бы исхитриться.

Случайно ли «лидеры» московской поэзии свалили из России практически сразу же после начала СВО, зачисленные в иностранные агенты? О, нет. Эти фигуры – выбор поздних узурпаторов звания столичной интеллигенции, любовно выращиваемые ими не один год. Казалось бы, с их отъездом из «агрессивной России» воздух в якобы «освобождённом Арканаре» должен был изрядно «очиститься», но где там! Он остаётся тлетворным благодаря тем зёрнам и стилистической, и этической вседозволенности, что они заронили на два поколения вперёд, и в том, что современная поэзия как архетипическое начало является сегодня онтологическим врагом любого государственного, гражданского и личного строительства. Она настолько одичала, что её превратили в разрушительницу устоев. Ей бы в монастырь на покаяние и на избавление от внутренних демонов.

Новых Пушкиных мы как общество и цивилизация пока никак и ничем не заслуживаем, а если бы они и явились, их пришествие было бы знаком неслыханной благости со стороны небес. Ничем не заслуживает никто из нас ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Тютчева, ни Некрасова, ни Есенина, ни Гумилёва, ни Блока, пока поэзия не заслужит саму себя, не осознает своего долга перед страной и временем.

ПОЭЗИЯ ДОЛЖНА. Поэзия, плывущая сегодня по реке сброшенным с холма идолом, изобретающая плутни и бредни, обязана пристать к берегу, и её счастье, если она почувствует, где он. Манящие огни и обольстительные сирены русофобии, разрушения семантики родного языка за щедрые гранты каких-нибудь «институтов имени доктора Йозефа Геббельса» не должны её смущать – этот берег заведомо НЕ ТОТ. Славы на нём нет, зато или позор и проклятие во всех последующих поколениях или ничтожество и безвестность – гарантированы.

Совершенно губительным явилось в поэзию декадентское убеждение в том, что, раз в ней не нуждаются, и она НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНА. Самоубийственная ложь витает в её сумрачном сознании до сих пор. Никто не явился и не сказал ей, что первый её долг – самой себе. Поэзия должна самой себе по гроб жизни, особенно если она русская. Что же именно она должна?

- Понять себя, свою генетику, задышать русской, а не заёмной семантикой, в основе которой любовь к человеку и ненависть к тому, что вползает в него в зрелые годы – греху, с присовокуплением природной русской едкости, естественно,

- устыдиться рифмовать ОДИНАКОВЫЕ части речи – не только глаголы, но и существительные, и наречия, и не использовать рифм заезженных тысячами тысяч, обходиться без них и заодно без унижающих само-повторов,

- не эксплуатировать модных тем, не давить на жалость, и вообще избегать «прямого высказывания», сводящего поэтический труд к вульгарному репортажу, а если и использовать нечто социальное, то лишь для подсветки тектонических смещений в душе человеческой,

- больше всего бояться прослыть ханжой, или государственным, или антигосударственным, но внутренне ничем не отделять себя от страны, её горя, её каждодневных забот,

- следить за формой во имя смысла.

Разумеется, перечень обязанностей поэзии перед самой собой и обществом, в котором она дерзает быть, не полон, однако составление кодекса поэтической чести – дело будущего, как и – да, цензура, её учреждение и вся её последующая честная и бесперебойная работа, гарантия того, что наш век оставит потомству хоть что-то вменяемое, заслуживающее упоминания. Страна задолжала поэзии лишь вчитаться в неё и определить, что в ней подло, а что высоко.

Поэзия же, принадлежащая, как ни крути, своему народу и языку, задолжала не только настоящему, но и всем будущим годам одновременно, и ей давно пора отдавать эти долги. Тогда и явится новый Пушкин, которого будут звать совершенно иначе.

Сергей Сергеевич Арутюнов, доцент Литературного института им. Горького, научный сотрудник Издательского совета Московской Патриархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9.

Поэзия есть всегда. Хорошие стихи как писали, так и продолжают писать. И XIX век, и Серебряный, и советскую поэзию, и современную вполне можно давать через запятую. Что я и делаю на своем канале https://t.me/stihydnya/

Что же касается наличия имен на слуху... То проблема, думаю, не в отсутствии достойных, а в изобилии недостойных. Слишком высок уровень шума - забивает. Ранее был один граф Хвостов...Теперь же таковых легионы. И все готовы проплачивать своё "участие" в литературе. Мне вон предлагали участвовать в проекте не много, не мало "Золотой фонд русской поэзии" - из расчета, если не ошибаюсь, 1700 руб. за страницу. Недорого, прямо скажем.
Андрей Карпов / 28.03.2024, 11:54

8. Сергей Арутюнов  

Вам бы бакенбарды и точка!Шутка.Но,если всерьёз,то кому нужны Пушкины или Лермонтовы,Вы ответьте себе,кому?Здесь Булгакова запинали,яркого человека,которого изучать надо под микроскопом,естественно не его самого,а произведения.Серьёзная литературы рождается в благоприятные для страны годы,а не в партийных баталиях,которые формируют "высокий" уровень мышления под действием которого разлагаются все слои общества..В хаосе не будет ничего,кроме хаоса.
Русский Иван / 27.03.2024, 21:44

7. Стихи поэта Антонова Алексея поэта -старообрядца

***

О сотворённом речь веду,
но не имею силы Слова,
связать небесное с земным,
не отрекаясь от земного.

Неизречённость красоты
не от земной исходит славы.
Падут и царства, и миры,
но нет конца Его державы.
начало июля 2003



Липа цветёт.

Томный запах как волна
накрывает с головою.
Сердце сжато тишины
теплой ласковой рукою.


Прикасается Творец
к сотворённому твореньем.
Это я и назову
Сокровенным откровеньем.


Нету запаха цветка:
пахнут липовые кущи.
О, услыши человек,
Голос, к вечности зовущий.

29.06. 2015
http://plachdusha.ru/2010-01-28-19-00-49

6. Диагноз поставлен?

"Но почему тогда, заполнив Лужники,
К поэзии мы тянемся как к травам от цынги?.."
Александр А.Б. / 06.12.2023, 06:45

5.

Сегодня всё также много хороших (талантливых) авторов, пишущих стихи на русском языке. Это я говорю ответственно, как ведущий ТГ-канала ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ: https://t.me/s/stihydnya

Пушкин стоит наособицу за счет следующего: 1) он первым начал писать стихи без стихотворческого позерства ("высокого стиля"), 2) он писал стихи тогда, когда их ещё было написано сравнительно мало. 3) он написал Евгения Онегина - это ключевое произведение русской литературы (на нем держится все здание), 4) конечно, он был гениальным... Но это случается.

Сегодня мы не видим "пушкиных", потому что а) написано слишком много б) поэты пытаются выделиться на фоне и снова прибегают к стиховторческому позерству (начиная от нарочитой небрежности, включая пошлость или вычурность в)отсутствует среда (что было во времена Пушкина - журналы). Сейчас нет периодики. Нет площадок. Нет литературного процесса. Нет критики. И нет всего этого не потому, что нет авторов, а потому что мир текстов сегодня организован по-другому. Каждый может обратиться к любому тексту без посредников (в виде журналов, изданий, библиотек, творческих вечеров и т.д.). Возможно, в этом мире тоже можно выстроить литературный процесс, но пока никто не знает, как. Я тоже не знаю. А стихи всё равно пишутся, и весьма хорошие стихи...
Андрей Карпов / 05.12.2023, 14:22

4.

Сергей Арутюнов:
«По крайней мере, за тридцать лет постсоветской литературы не возникло ничего из того, что способно бы было потрясти воображение в СМИ.»
//////////////////

Так может быть все дело в том, что сегодня «скрипач не нужен» - разве что для ЛИЧНОЙ «самореализации»?
Вот перечислил автор публикации «сроки, причины и обстоятельства» вызвавшие, по его мнению (!), объективную необходимость явления ГЕНИЯ 200 лет тому назад, но все ли в смысле полноты и… связки с «нынешним» пришедшим БУДУЩИМ?
Ведь здесь явно недостает того ГЛАВНОГО, что и дало бы ответ (или хотя бы ключ к пониманию) на поставленный названием статьи вопрос?

3.

А если копать глубже, то и Симонов – не бездушный милитарист и имперец, а великий изобразитель долга и совести в обстоятельствах исключённого выбора, то есть, подвига.


А почему автор противопоставляет имперскость и милитаризм - долгу и совести? Они отлично дополняют друг друга. Не зря Пушкин был назван "певцом империи и свободы".

Стихи раннего Симонова, например, о выступлении Самеда Вургуна в Англии, - отличные: и "милитаристские", и высоконравственные.


P.S. Непонятно, почему это поэзия должна "избегать «прямого высказывания»" (Пушкина автор давно перечитывал?) И насчет глагольных рифм, конечно, имеется обязательный пункт. На самом деле их избегают графоманы, у крупных поэтов глагольные рифмы всегда есть (конечно, к месту).

Константин В. / 03.12.2023, 16:53

2.

РНЛ:
«Отчего не видно новых Пушкиных?»
///////////////

Александра Сергеевича, мало что иль? «Сказка о рыбаке и рыбке» уже неподъемной стала и требуется «новый» «перевод-адаптация» к чему приводят «амбиции» при непомерной жадности?

1. "Дух творит форму".

Это один из главных постулатов православия.Тысяча лет назад русский народ унаследовал от православных греков - этих несравнимых гениев философии и богословия,величайшую культуру,которая стала питательной средой русской литературы и поэзии.Венцом которых стали Пушкин,Достоевский,Толстой.Но уже в 19 веке появились признаки деградации.Большинство русских философов и мыслителей утратили былую преемственность,обольстившись"мудростью века сего".Ну а уж полное вырождение началось с торжества материалистического мировазрения,которое по сути является"философией желудка".Какие уж тут"пушкины".
prot / 02.12.2023, 18:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Арутюнов
Какой чиновник должен управлять русской культурой
Приоритетом его должны стать нужды государства и совмещённые чаяния народа, который без культуры, выращенной на его земле, обращается во всякую нечисть
13.04.2024
Отмените шабаш!
31 марта в Кремле планируют адское шоу «Властелин тьмы»
25.03.2024
«И плакать нужно выучиться, пока не поздно»
О книге Алексея Шорохова «Бранная слава»
20.03.2024
Какой словесности я хотел бы принадлежать
Мысли о месте и обустройстве сословия
09.03.2024
Солдат
Стихи
27.12.2023
Все статьи Сергей Арутюнов
Освободительный поход Русской армии на Украину
Откуда летят камни раздора?
О нападках на Союз писателей России извне и инспирируемых склоках внутри
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Америка получала щедрую дань от наследников СССР
Бум в США 90-х годов был порожден такими причинами, как победа Штатов в холодной войне и развал Советского Союза
27.04.2024
День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 07:36
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 06:29
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 05:31
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.04.2024 04:01
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Vladislav
27.04.2024 02:59