Был ли Константин Леонтьев патриотом?

Философ и Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Российская Империя  Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская цивилизация 
0
992
Время на чтение 8 минут
Фото: из открытых источников

Философ 19-го века Константин Леонтьев занимает не последнее место среди мыслителей, авторитетнейших у русских православных патриотов. Однако можно ли этого мыслителя самого назвать патриотом? Помню, как в очередной интернет-баталии между патриотами и «небесными гражданами» некий апологет уранополитизма привел в качестве аргумента цитату из К. Леонтьева: «… я не понимаю французов, которые умеют любить всякую Францию и всякой Франции служить… Я желаю, чтобы отчизна моя достойна была моего уважения, и Россию всякую (например, такую, в которой Градовский и Стасюлевич ограничивали бы власть министров) я могу разве по принуждению выносить…». Эта цитата из работы философа «Чем и как либерализм наш вреден?» [Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден?]

Хотя эта работа и направлена против либералов, данная мысль действительно «бьёт» по патриотам. Если Россию, в которой некие либеральные господа ограничивали бы власть министров, Леонтьев мог выносить лишь по принуждению, то как бы, к примеру, он отнёсся к России советского периода? А вот наши святые, тот же св. Лука (Войно-Ясенецкий), продолжали любить наше отечество, несмотря на коммунистическое правление, и они не рассуждали о том, достойна ли она их уважения.

Недавно я натолкнулся на одну статью на некоем «сайте консервативной мысли» под названием «Русская истина». Статья называется «Тоска и севрюга консерватора, или как бы отнесся К.Н. Леонтьев к СВО?». В этой статье автор, некий Рустем Вахитов, выступает против проводимой нашими Вооруженными Силами спецоперации на Украине, и при этом он решил опереться на видного консервативного мыслителя Константина Леонтьева. Сам автор и его статья мне (и думаю, читателю) неинтересны, а вот его приведённые им «выбранные места из переписки» Леонтьева весьма (и неприятно) меня удивили.

Эти мысли касаются русско-турецкой войны 1877-78 гг. Сейчас многие проводят аналогии между освободительной войной России против турок в те годы, и нынешней освободительной спецоперацией. Наверное, именно поэтому Рустем Вахитов и решил «положить на лопатки» русских патриотов, процитировав авторитетного в патриотических кругах мыслителя.

Так, в апреле 1877 года, в письме к Е.С. Карцевой, К. Леонтьев пишет: «Вот, вот посмотрите, нечаянно возьмем в мае Царьград но что принесём мы туда? Это ужасно! Можно от стыда закрыть лицо руками… Речи Александрова, поэзию Некрасова, семиэтажные дома, европейские (мещанской, буржуазной моды) кэпи! Господство капитала и реальную науку, панталоны, эти деревянные крахмальные рубашки, сюртуки. Карикатура, карикатура! О холопство ума и вкуса, о позор! Либерализм!» [Леонтьев К.Н. Избранные письма (1854-1891)].

Что тут сказать? Видимо, по мнению мыслителя, поэзия Некрасова, которую могут принести освобожденным балканским православным христианам русские — это такое страшное зло, что даже османское иго не идёт ни в какое сравнение с этим. Мне вот интересно, если бы Леонтьев испытал это иго на себе, он бы также рассуждал? Нет, я понимаю, что здесь не звучит явного протеста против проводимой российскими войсками освободительной войны, но некое обесценивание всё же звучит.

А завершается это письмо Леонтьева следующим: «...спрашиваю себя каждый день: „Боже, патриот ли я? Презираю ли я или чту свою родину?“ И боюсь сказать: мне кажется, что я ее люблю, как мать, и в то же время презираю, как пьяную, бесхарактерную до низости дуру». Конечно же, никакой он не патриот, в этом у меня лично сомнений нет.

А вот из его письма к племяннице М.В. Леонтьевой от 15 ноября 1877 года: «Наши в Турции продолжают свершать подвиги. Делают в самом деле удивительные дела. Этот ночной штурм Карса — такой сильной крепости… И взятие редута около Плевны солдатами Гурко … Это удивительно! Сколько ума у солдат, кроме храбрости!». Все вроде бы вполне патриотично, философ восхищается героизмом русских солдат, если бы это не обесценивалось его сомнениями в смысле этой войны: «...что же, если все это приведет только к большему распространению европеизма и хамства?..»

В письме М.В. Леонтьевой от 16 января 1878 года философ пишет: «Форстер какой-то, кажется, за нас, а я ему за это вовсе не благодарен… Виктора-Эммануила нисколько мне не жаль; а Осман-Пашу жалею…».

Кто такой Осман-паша, которого так жалеет Леонтьев? Это турецкий военачальник руководитель обороны Плевны, при взятии которой полегло множество русских солдат. Военачальник, он, конечно, был доблестный, воевал храбро, но почему Леонтьеву было жаль именно его, а Виктора-Эммануила (вроде тоже достойного человека, и вовсе не врага России) не жаль? Причём этот Осман-паша вовсе не погиб, а будучи ранен, попал к нашим в плен. Лучше бы Леонтьев наших солдат пожалел. И что плохого в том, что Форстер (английский политический деятель) – «за нас»? Учитывая, что Англия всячески тогда вредила России, пророссийская позиция этого Форстера (если она действительно имела место) была нашим как раз кстати, и вполне заслуживала благодарности.

Как известно, Константин Леонтьев был тесно связан с Оптиной пустыней. Наверное, этот факт также добавляет ему популярности среди православных. Но что интересно, позиция оптинских монахов по поводу войны была иной: «...полное сочувствие вызывала борьба православных балканских славян против турок. В 1876 г. оптинские насельники добровольно решили “поусердствовать” деньгами в пользу восставших славянских народов. В течение Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. около 40 раненых воинов прошли через монастырскую больницу. Обитель несла немалые расходы на их содержание, жертвуя вдобавок деньги и вещи в действующую армию. В это время иеромонах Климент (Зедергольм) раздобыл молитвы о даровании Богом победы над врагами, по благословению старцев эти тексты читались на проскомидии. Как свидетельствуют очевидцы, “когда же были неудачи под Плевною”, иеромонах Климент, “вследствие своего пылкого характера, однажды так расстроился, что и служить не мог при наступлении одного из праздничных дней”. В это время кто-то спросил у старца Амвросия: “Батюшка! Или о. Климент не служит?” – “Да что! – ответил старец. – Плевна доняла нас!”» [Запальский Г.М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах. М., 2009, с.70].

Как видим, преп. Амвросий Оптинский и иеромонах Климент (Зедергольм) (об обоих К. Леонтьев написал очерки), были совсем не единомышленниками консервативного философа.

Мне, кстати, показалось интересным следующее сообщение в письме философа М.В. Леонтьевой 10 декабря 1877 г.: «Оптинские старцы и знать меня не хотят, не пишут, на жгучие вопросы не отвечают. Здесь меня теперь многие любят, я это вижу, но никто моих духовных чувств не понимает». Не связано ли это с позицией К. Леонтьева по освободительной войне, которую тогда вела Россия? Он мог высказать её в переписке со старцами, задавая свои «жгучие вопросы». Весьма возможно, что на самом деле были другие причины. Но не могу исключать и этого.

Не только оптинские монахи поддерживали освободительную войну. Вообще Российская православная церковь в то время принимала живейшей участие в тех событиях. Во многих монастырях были открыты лазареты для раненых, духовенство в храмах призывало крестьян жертвовать на нужды братьев-славян, и те охотно жертвовали.

А вот слова святителя Феофана Затворника, написанные им А.В. Рачинскому 15 декабря 1876 г., в преддверии русско-турецкой войны: «...Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве, не мало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь» [Св. Феофан Затворник. Три письма по восточному вопросу].

Повторяю, явного антивоенного протеста Леонтьев не высказывал, тем более публично. Публично он в то время уклонился от каких-либо высказываний по этому поводу. Назвать его «выродком» было бы, конечно, перебором. Святитель имел в виду оголтелых антипатриотов, а не таких, как Леонтьев. Однако позиция, высказанная консервативным философом в переписке, весьма далека от патриотизма, потому что «к войне и даже к самому заступничеству нашему» Леонтьев явно не благоволил. Да он и сам, как мы видим, сомневался в своём патриотизме.

Леонтьева у нас очень любят многие православные консерваторы. У него действительно есть замечательные мысли. Однако с точки зрения патриотизма (а консерваторы, как я понимаю, обычно являются патриотами), вообще с т.з. христианской морали, ценность этого консервативного мыслителя оказывается под сомнением. По моему мнению, К. Леонтьев слишком увлёкся антилиберализмом, точно также, как позднее некоторые чересчур увлекались антикоммунизмом. И подобное же увлечение я наблюдаю у некоторых современных православных авторов.

Тимур (Сергий) Хамзатович Давлетшин, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Вадим И. Шаров

Вы,конечно строите свою демагогию исходя из сегодняшних повреждённых реалий.Но,то что Краснов был прав говорит за него сама история России.Казаков,как класс истребили.Это факт.Если Вам нравятся ряженные московские казачки,Ваше право.Но в тот исторический момент,когда шло продолжение Второй Отечественной войны под видом Гражданской,ибо то,что нам втюхивают про Гражданскую,которая есть на самом то деле борьба Русской Армии,что вначале с немцами,потом с интернациональным сбродом.Победил,как и полагается весь мировой сброд с попыткой опоры на русские отбросы общества.Потом сброд стал истреблять себе подобных...К Краснову отношения не имеет.Краснов,как и его великие предки,русский патриот своего Отечества.Большой писатель,грамотный военный.Чего Россия сейчас добилась?Пьют баварское пиво и ездят на немецком транспорте.Тоже Краснов виноват?
Русский Иван / 24.04.2023, 14:14

10. Контекст для правильного понимания К. Леонтьева

"Православие есть нерв русской государственной жизни, — поэтому и на юго-востоке, ввиду неотвратимого нашего к нему исторического стремления, важнее было поддерживать само Православие, чем племена, его кой-как исповедующие. Вышло же наоборот потому, что в самих правящих наших сферах было мало истинной религиозности".


"Народ рано или поздно везде идет за интеллигенцией. Интеллигенция русская стала слишком либеральна, т. е. пуста, отрицательна, беспринципна. Сверх того, она мало национальна именно там, где следует быть национальной. Творчества своего у нее нет ни в чем; она только все учится спокон веку у всех и никого ничему своему не учит и научить не может, ибо у нее нет своей мысли, своего стиля, своего быта и окраски. <...> Пышные перья хомяковской своеобразной культуры разлетелись в прах туда и сюда при встрече с жизнью, и осталась, вместо нарядной птицы, какая-то очень большая, но куцая и серая индюшка, которая жалобно клохчет, что ей плохо, и не знает, что делать. Такова интеллигенция наша, взятая как всецелое, как социологическая единица".


И еще важное. "Для нашего, слава Богу, еще пестрого государства полезны своеобычные окраины; полезно упрямое иноверчество; слава Богу, что нынешней руссификации дается отпор".


Это вовсе не уранополитизм, а обыкновенный византизм.

Константин В. / 23.04.2023, 19:32

9.

Сейчас многие проводят аналогии между освободительной войной России против турок в те годы, и нынешней освободительной спецоперацией.


Параллели неуместны. Одно дело - борьба за историческую Россию и совсем другое - попытки освобождения народов, близость которых к нам во многом иллюзорна. Лучшее объединение возникло в будущем на базе социализма... А тогда, после освобождения, чем стали заниматься "братушки" (естественно, в лице местной интеллигенции)? Понастроили европейских институций, а потом еще и великолепно передрались. Так что предостережения Леонтьева, увы, оказались верными.
Константин В. / 23.04.2023, 19:23

8. Ответ на 2, Вадим И. Шаров: Аминь!

Очень интересная статья, актуальная. И сейчас многие сверх патриоты требуют от России следовать своему пониманию пути России. Не взирая на никакие возражения оппонентов. Это характерно, для сторонников как сторонников монархии, так и современных уранополитов. Именно уранополитов, которые сейчас честят многих за отсутствие патриотизма. Еще многие говорят о Катехоне. Отсюда и претензии к России, она не соответствует стандартам Катехона. Член богословской комиссии РПЦ Аркадий Малер считает, что Красный Лиман был потерян потому, что Лиман называли не Лиманом. Поэтому де Проведение и наказало. Те же кто называет Бахмут Артемовском "атеисты и совки" считает другой "катехон" Дмитрий Володихин, член защитного Советы объединенной аспирантуры РПЦ. То что, ДНР часть Российской Федерации и в этой республике пока Артемовск, а для жителей ДНР Бахмут это скорее украинское переименование 2016 года, а не царское название, существовавшее до 1923 года . Пусть рухнут законы России, но мнение сверх патриотов должно победить. Это напоминает монархиста Пуришкевича сделавшего для дискредитации Царской семьи больше большевиков. Те лишь убили, а сказано "не бойся убивающих тело души же не могущих убить".
Вернемся к Леонтьеву. В своей категоричности он был не прав. Не нам судить, но нам стоит избавляться от категоричности. Мы то не лучше! Не лишены этого греха. Но быть горячим хуже, чем быть теплохладным. Кстати и автор, не теплохладен. Думаю он во вторник помянет раба Божьего Константина, как христианина в молитве на Радоницу. И мы помянем.

С. Югов / 23.04.2023, 18:08

7. Ответ на 5, Русский Сталинист: Похоже.

Видимо, у г-на Краснова была некая врождëнная патология, выражавшаяся в жгучем желании прислуживать великому Германскому Рейху вне зависимости от того, кто стоял во главе него- хоть кайзер Вильгельм, хоть фюрер Адольф, без разницы.

С. Югов / 23.04.2023, 18:06

6. Поразительно!

Столыпин говорил про 20 лет покоя внутреннего и внешнего, Дурново в своей записке Государю пророчески предсказал все катастрофические последствия вступления России в мировую бойню, а некоторые и тогда и сейчас занимаются чистой воды маниловщиной, фантазируя на тему "Как нам обустроить Константинополь". Вот уж действительно, одних людей Господь сподобил видеть вперёд на годы и десятилетия, а другие дальше своего носа ничего не видят...

5. На 4 комментарий: Низкопоклонство перед Рейхом

Видимо, у г-на Краснова была некая врождëнная патология, выражавшаяся в жгучем желании прислуживать великому Германскому Рейху вне зависимости от того, кто стоял во главе него- хоть кайзер Вильгельм, хоть фюрер Адольф, без разницы.

4. Ответ на 1, Русский Иван:

сказал Петр Николаевич Краснов о возможном захвате Константинополя."Какие бы великолепные шедевры МЫ могли бы понастроить

1918
"Сразу же после своего избрания атаманом Краснов направил телеграмму германскому императору Вильгельму II о том, что Всевеликое войско Донское как субъект международного права не считает себя в состоянии войны с Германией. Он также обратился к Германии за помощью с оружием и предложил установить торговые отношения. Во втором послании к Вильгельму Краснов попросил и о том, чтобы впоследствии, по мере освобождения от большевиков, Германия признала право на самостоятельность Кубанской, Терской и Астраханской областей, а также Северного Кавказа, и выступила посредником в переговорах с Советской Россией об установлении мирных отношений с Доном. За это Краснов обещал полный нейтралитет по отношению к Германии и недопущение на Донскую территорию враждебных Германии вооружённых сил. Второе письмо Краснова не было принято в Берлине".
Вадим И. Шаров / 22.04.2023, 21:43

3. По кому ещё тов. Давлетшин не проехался?

Человек, пришедший в Церковь, решает, что всё было в ней неправильно до него, вот он один сейчас все поставит на место) До этого был такой Буздалов, который Достоевского решил на место поставить. Правда, о Леонтьеве он потом хорошо высказался. А тов. Давлетшин решил вообще всех православных деятелей отчихвостить, дескать не совсем православные они с его точки зрения. Товарищу Давлетшину хочется пожелать почаще смотреться в зеркало в поисках неправославия.
Алексей Строев / 22.04.2023, 04:19

2. Не большая поправка

Очень интересная статья, актуальная. И сейчас многие сверх патриоты требуют от России следовать своему пониманию пути России. Не взирая на никакие возражения оппонентов. Это характерно, для сторонников как сторонников монархии, так и современных уранополитов. Именно уранополитов, которые сейчас честят многих за отсутствие патриотизма. Еще многие говорят о Катехоне. Отсюда и претензии к России, она не соответствует стандартам Катехона. Член богословской комиссии РПЦ Аркадий Малер считает, что Красный Лиман был потерян потому, что Лиман называли не Лиманом. Поэтому де Проведение и наказало. Те же кто называет Бахмут Артемовском "атеисты и совки" считает другой "катехон" Дмитрий Володихин, член защитного Советы объединенной аспирантуры РПЦ. То что, ДНР часть Российской Федерации и в этой республике пока Артемовск, а для жителей ДНР Бахмут это скорее украинское переименование 2016 года, а не царское название, существовавшее до 1923 года . Пусть рухнут законы России, но мнение сверх патриотов должно победить. Это напоминает монархиста Пуришкевича сделавшего для дискредитации Царской семьи больше большевиков. Те лишь убили, а сказано "не бойся убивающих тело души же не могущих убить".
Вернемся к Леонтьеву. В своей категоричности он был не прав. Не нам судить, но нам стоит избавляться от категоричности. Мы то не лучше! Не лишены этого греха. Но быть горячим хуже, чем быть теплохладным. Кстати и автор, не теплохладен. Думаю он во вторник помянет раба Божьего Константина, как христианина в молитве на Радоницу. И мы помянем.
Вадим И. Шаров / 21.04.2023, 21:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Давлетшин
Все статьи Тимур Давлетшин
Российская Империя
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
К 150-летию со Дня рождения Правителя Приамурского Земского края
27.04.2024
День памяти святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Сегодня мы также вспоминаем князя Д.М.Голицына, географа И.К.Кириллова, философа П.Я.Чаадаева, поэта В.Г.Бенедиктова, композитора А.Н.Скрябина, летчика П.Г.Головина, адмирала Н.И.Виноградова, генерала И.Г.Павловского и актера К.Ю.Лаврова
27.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Привет от Евгения Пригожина
Только ли за взятки арестовали Тимура Иванова?
27.04.2024
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Человек, заявляющий себя украинцем, уже предал, ибо отказался от русского имени, оставленного ему предками
27.04.2024
Откуда летят камни раздора?
О нападках на Союз писателей России извне и инспирируемых склоках внутри
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Россию превращают в пародию…
Не прекращаются диверсии по негрификации страны
26.04.2024
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Это самый подлый и мерзкий способ диффамировать человека»
О скандале вокруг Высшей политической школы им. Ивана Ильина при РГГУ и попытках очернить Дугина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:57
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Калужанин
27.04.2024 11:14
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43