В последнее время вновь обострились споры «красных» и «белых». Поводом к ним стали события на Донбассе. Где решением местных властей Свято-Покровской улице вернули советское название – улица 25 Октября. А потом развернулась полемика вокруг намерения вернуть старинному городу Бахмут советское название – Артёмовск.
Особенную остроту дискуссия приобрела после обмена репликами главы телеканала «Спас» Бориса Корчевникова и известного писателя Захара Прилепина. К полемике подключились и другие медийные фигуры.
То, о чем неоднократно предупреждала «Русская народная линия», увы, происходит на наших глазах, потому что раскол русских на «красных» и «белых» так и не преодолён. И при малейшем обострении ситуации, противостояние снова вспыхивает. Пока, слава Богу, в медийной среде.
Как я уже неоднократно писал, во многом, это – результат того, что в значительной части церковного сообщества антисоветские настроения так и не изжиты. Именно это и является главным препятствием для преодоления раскола русского народа.
Напомню основное. Еще в 2015 году по итогам голосования по переименованию станции «Войковская» в Москве, которое, увы, не состоялось, я написал статью «Изжить грех антисоветизма». В ответ я услышал в лучшем случае «нет такого греха», а в худшем нападки и оскорбления со стороны моих оппонентов, тех самых православных антисоветчиков.
Они даже в 2016 году выпустили книжку «"Православный" сталинизм. Вопросы и ответы», в которой главным объектом нападок стали Изборский клуб и «Русская народная линия». Мои коллеги предложили мне написать ответ, и мы даже придумали яркий заголовок «Неправославные православные: антисоветизм и антисталинизм как орудие раскола русского народа». Но дальше названия дело не пошло, хотя тезис о том, что «антисоветизм и антисталинизм являются орудием раскола русского народа», думаю, актуален и точен.
Впрочем, в 2020 году в ходе полемики с главными представителями православных антисоветчиков генералом Леонидом Решетниковым и историком Михаилом Смолиным я написал статью «В чём неправда «православных антисоветчиков»?», в которой по пунктам указал на их логические и методологические ошибки. Не буду повторяться.
Конечно, мне могут сказать, что есть много «безбашенных красных патриотов», которые продолжают поливать грязью святого Царя-мученика Николая II, утверждать, что Романовская эпоха была временем упадка страны, а вот Советская – венцом развития русской цивилизации. Всё это так. Сталкиваясь в спорах с такими «безбашенными красными патриотами», которые предлагают нам в качестве образа будущего «СССР 2.0», конечно, охватывает печаль, что они не понимают, что пытаются снова наступить на те же грабли.
Однако убеждён: если бы не было разделения между нами, православными, в отношении советского прошлого этим «безбашенным» не нашлось бы места в общественном дискурсе. Увы, для многих православных антисоветизм стал едва ли не частью их мировоззрения. И они даже не замечают, как становятся «православными большевиками» в своей полемике и борьбе. Ну, например, часто звучит тезис о том, что нам надо брать пример с большевиков, которые в одночасье, декретом решили проблему наименований. Люди даже не замечают, что, призывая уподобиться большевикам, они ставят ни во что весь свой антибольшевистский пафос.
Постоянно вбрасываются идеи о срочной необходимости вынести тело Ленина, а потом и разрушить Мавзолей. Некоторые предлагают на месте Мавзолея возвести храм в честь Державной иконы Божией Матери. Идея красивая, но абсолютно нежизнеспособная и вредная. Ну если не превратиться в «православных большевиков» в своих методах… При этом ссылаются на благословение каких-то старцев, которые якобы говорят, что без разрушения Мавзолея нам победы не видать. Надо бы, конечно, разобраться, что это за старцы могут предлагать такие провокационные идеи. Вот совсем недавно был устроен флешмоб у Мавзолея, который закономерно закончился «кутузкой» для его организаторов, которые требовали защитить их от козней полиции.
На Украине люди собирались для защиты русского языка и русской культуры у памятников Ленину, а бандеровская власть эти памятники Ленину уничтожала, причём уничтожала, как символ русской оккупации. Закономерно, что сегодня на освобождённых территориях Украины люди хотят вернуть советские названия и восстановить памятники Ленину. Их понять можно. Они считают: коль бандеровцы с этим воюют, то это – наше. Но вместо кропотливой разъяснительной работы мы слышим из лагеря «православных антисоветчиков», что всё это – происки Администрации Президента России, лично Сергея Кириенко, а вовсе не волеизъявления реальных русских людей на Украине.
Мне тоже хотелось бы, чтобы Покровская улица осталась Покровской, а не стала улицей 25 Октября, а Бахмут сохранил своё старинное название, ведь именем Артёма и без того названо многое на Донбассе (и ни в коем случае нельзя это уничтожать). Но я не стану заламывать руки и обвинять во всём Кириенко и АП. Я подумаю, что, значит, время еще не приспело, нужна просветительская работа.
Антисоветизм, охвативший часть православных активистов, является серьёзной болезнью и главным препятствием на пути здравого осмысления нашей истории. Закономерен и итог их деятельности, возникло обратное движение, советизм переживает определённый ренессанс. Дай Бог, чтобы дело и впрямь не дошло до попыток реставрации СССР. Но что несомненно – нам еще долго придётся жить с Лениным, Артёмом, Дзержинским. Ладно бы только с ними, но придётся жить и со Свердловым, Урицким, Володарским, Войковым и прочими ненавистниками России и русского народа. И последнее – вина «православных антисоветчиков», не отделявших Ленина и Сталина от Троцкого и Свердлова.
И в заключение хотел бы напомнить еще один свой важный для понимания сути советского времени текст. В 2020 году, размышляя на тему «как православным относиться к советской эпохе», я написал статью «Коммунисты сохранили в народе способность верить», в которой попытался в виде логически связанных тезисов ответить на этот вопрос.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России
52.
Их 12, не считая Заповедей Блаженства.
51. Ответ на 42, Туляк:
///////////////////////////
Кстати, действительно интересный материал на «Авроре» по ссылке… Смущают, однако некоторые моменты и, в «частности» следующий… Возможно показалось, но… похоже историк Спицын «нивелирует» ответственность действующей власти за наличие «теории», «отсылая» решение проблемы, скажем так - к новым «марксам-энгельсам» и едва ли не к философствующим одиночкам-любителям? Хотя кто знает – может и есть в том резон - не из искорки ли возгорается пламя? Не о всепожирающем, конечно речь, а хотя бы малость рассеивающем нынешнюю Тьму?
50. Ответ на 44, учитель:
///////////////////////
Как уже ранее отмечалось, пример сюжета фильма «Человек с бульвара Капуцинов» достаточно «качественно» показывает небеспредельность возможности идеологии: - доброе дело мистера Первого (акт. Миронов) в его совсем краткосрочное отсутствие напрочь-моментально перечеркивается «деянием» мистера Второго (акт. Филозов) сеющим растление... Едва уходит в мир иной И. В. Сталин и последующее стойкое поколение как.. поначалу мало-помалу, а затем более стремительно начинает деформироваться создаваемый «новый человек»... Что вовсе не говорит о совершенной бесполезности приложенных к воспитанию такового усилий...
Что можно предложить в качестве более надежного - нежели идеология - инструмента?
49. Ответ на 43, Алекс. Алёшин:
/////////////////////////
Проблема представляется в том, что если честно и достаточно глубоко подходить к созданию подобной ТЕОРИИ, то неизбежно возникнет вопрос необходимости «вписать» в нее Бога – нельзя же оставлять «за бортом» религиозные явления «случающиеся» в жизни человека зашориваясь от них?
48. Ответ на 1, Андрей Карпов:
Смиряемся: нам долго ещё придётся жить с Лениным, Артёмом, Дзержинским
Почему долго придётся жить?
Ответ очевиден: потому что советское прошлое имеет ценность в глазах нынеживущих. При этом "25-летие Октября" весит больше Покрова Божьей Матери.
Почему "смиряемся"?
Ответ тоже очевиден: потому что мнение православных христиан в политикуме никому не интересно, мнение православных христиан ничего не значит, их мало... Настоящих тем более. Не смиряться - значит протестовать, а протестовать нет смысла, поэтому - смиряться.
Но не предаём ли так мы Бога? Когда мы находим аргументы к тому, что надо принимать улицу N-летия Октября вместо Покровской мы соглашаемся с теми, кто отменяет (в очередной раз) Божью Матерь... И, возможно, неважно, на каком основании мы это делаем. Когда мы будем предстоять Христу вряд ли у нас будет право оправдаться.
Не надо быть таким уж пессимистом. И Ленин, и Сталин и Дзерджинский давно уже поменяли свой первичный смыл. Так бывает с некоторыми историческими символами. Они рождаются на волне критических кровавых событий, а в дальнейшем служат созиданию и порядку. Дзерджинский- кровавый революционер, постепенно превращается в рыцаря законности без страха и упрека, в патриота своей Родины. Те кто ратует за восстановления его памятника видят именно эту- перевоплощенную ипостась, а совсем не приветствуют кровавый террор. Может быть, в таких перерождениях смысла и содержания и проявляется сила Бога, во власти которого из ужасного сделать хорошее? ...о этом Вы не задумывались. И пример Сталина в этом очень показателен. Если бы не было так, если бы посеянное злом, не всходило торжеством добра, планета давно бы погрузилась во тьму, но всякий раз, под час непонятным образом и казалось бы из ничего- возрождается добро. Глупо обвинять зерно, что в какой-то момент оно питалось соками навоза...47.
Предллагается юнивёрс всех людей . Типа всем человекам угодить, а Самого Бога не упомянули. Делёжка виноградника без виноградаря получается, на 42 месяца. Такая идеология чревата превращением в удобную религию вавилонян. Разве нас не предупреждали, что общая религия будет религией сатаны? Говорится: "Заботьтесь сначала о Божьем, остальное приложится."
Бог первичен, даже бездна раньше, чем мы.
Во благо будет
идея и действия изначально соответствующие замыслу Божию .
Не будут значимы ни красные ни белые, ни эллины ни иудеи, но Бог.
к 17
10 заповедей не имеют полноты спасения без Христа. Доказанная идеология не нуждается Христовой Веры .
46.
Да ведь это и так всем известно.
45. Ответ на 42, Туляк:
44. Ответ на 41, Александр Волков:
////////////////////////
А И.В. Сталин, говоря о необходимости Теории действительно имел ввиду СОЦИАЛИЗМ - это точно?
" Весна на Заречной улице" - этот фильм показывает то общество , которое хотел создать Богоданный вождь И.В.Сталин. Чтобы люди работали 5 часов в день, а остальное время посвящали самообразованию. Но что сейчас создали хорошо известно. Современный человек оказался слишком греховен , чтобы создать идеальное общество. Возможно, идеи Сталина просто на столетия опередили свое время.
43. Ответ на 41, Александр Волков:
////////////////////////
А И.В. Сталин, говоря о необходимости Теории действительно имел ввиду СОЦИАЛИЗМ - это точно?Я полагаю, что он имел ввиду теоретическое осмысление построенного в СССР, под его непосредственным руководством, путём проб и ошибок, советского социализма. Возможно, ошибаюсь. Возможно он имел ввиду теорию КОММУНИЗМА.