«Надо возвращаться к жёсткой экспертизе»

Нужно поддержать сенаторов в решении перейти к многоэтапной научной и методической экспертизе школьных учебников

Освободительный поход Русской армии на Украину  Украинские националисты  Алексей Навальный  Новые учебники истории в России 
0
959
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Сенаторы предлагают уйти от монополии Министерства просвещения на допуск школьных учебников к их использованию и перейти к многоэтапной научной и методической их экспертизе наподобие той, что существовала в советские годы. Об этом сенаторы говорили в ходе заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре во вторник, сообщает ТАСС.

«Нам нужно уходить от монополии Министерства просвещения на все этапы работы с экспертизой, одобрением учебников, подбором экспертов, которые ее проводят и утверждением организаций, которые должны издавать такие учебники. Необходимо поднять уровень экспертизы на государственную величину и просить правительство РФ создать систему, которая существовала в советское время - многоэтапная научая и методическая экспертиза учебников, прежде чем они будут допущены к использованию в учебном процессе», - сказала зампред комитета СФ по образованию Екатерина Алтабаева.

Она также сказала о том, что нужна корректировка учебников и обучающих программ с учетом происходящих сейчас событий. По мнению сенатора, необходимо более подробно прописывать информацию об истории и культуре «пространства, которое населено восточными славянами, а именно русскими, белорусами и украинцами».

«Я посмотрела учебники - это пунктиром кое-где упоминалось. Понимание о том, что у нас общая история и общие корни должно формироваться на протяжении многих лет обучения. Нужно подробнее говорить, что значительная часть сегодняшних украинских земель входила в состав Московии, Российского государства и тогда у ребенка будет представление о том, что там жили русскоязычные люди», - отметила Алтабаева.

Еще одно предложение, озвученное зампредом комитета, касалось преподавания региональной истории. «Когда рассказывать о подвиге предков, если не в ходе изучения курса региональной истории? А сейчас это падчерица, сидящая у порога. Нужно, чтобы такие программы стали обязательными для субъектов и чтобы был выделен час на преподавание, потому что его пока в учебном плане нет», - констатировала она.

В свою очередь член комитета Людмила Скаковская рассказала о предложении уменьшить количество учебников по одному предмету, поскольку сейчас их слишком много.

«Сейчас по русскому языку более 60 учебников и более 50 учебников по литературному чтению только в начальной школе. Более 65 учебников по русскому и по литературе в среднем и общем образовании <...> Это очень, очень много», - сказала сенатор, отметив, что никто не может объяснить, зачем их столько.

Глава комитета СФ по науке, культуре и образованию Лилия Гумерова в своем выступлении подчеркнула, что через учебник идет не просто передача знаний молодому поколению, но и его воспитание. «Особенно учебники истории, литературы, да и русского языка должны даваться под призмой нашей государственной политики. Мы настаиваем на государственной экспертизе учебников, по крайней мере, гуманитарного блока, то, что составляет систему безопасности, фундамент национальной безопасности нашей страны. Невозможно, чтобы одно ведомство само писало программу действий, само себя оценивало и само принимало решения», - сказала она.

Предложение сенаторов проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный учёный, автор концепции духовной безопасности в системе образования в Российской Федерации, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:

В начале 2000-ых годов в течение года мне довелось быть членом Президиума Федерального экспертного совета при Министерстве образования по книгоизданию. Это был высший орган, члены которого определяли в окончательном суждении отказать или присвоить гриф «Рекомендовано» или «Допущено» конкретному учебнику. Материалы для Президиума готовили экспертные советы по предметным линиям, работая совместно с издательствами. Иногда учебники представляли собой явно сырой материал, и тогда их отправляли на доработку, чем были не очень довольны издательства, поскольку задерживалось получение планируемой прибыли от реализации учебников. Но можно сказать, что это была необходимая структура, обеспечивающая необходимое качество. В состав Президиума входили: министр образования и его заместители, президент РАО (тогда это был Н.Д. Никандров), а также ведущие профессора, учёные и известные педагоги. Т. е. Президиум статусом своих членов и их личной ответственностью давал сертификат соответствия издаваемой учебной литературе.

Структура экспертизы была дезинтегрирована, когда министерство возглавил министр А.А. Фурсенко. Причиной того, что данный орган перестал существовать стало отсутствие должного контроля над тем, насколько выполнялись указания по доработке и устранению замечаний. И, как мне представляется, была осуществлена провокация. Дело в том, что министерство не оставляло у себя макет рекомендованного учебника, и когда в одном учебнике по обществознанию было написано, что Путин узурпировал власть и подавляет демократию, то не оказалось того исходного экземпляра доказывающего, что в нём не было этого, а после было добавлено автором или самими издателями.

В результате новый состав руководства теперь уже Министерства образования и науки ликвидировал прежнюю структуру экспертизы учебников, разделив все на два направления - научная экспертиза и педагогическая экспертиза. Один совет проверяет чисто методику изложения, а другой проверяет соответствие научным данным. А самое странное в том, что экспертиза конкретного учебника стала анонимной! В результате оказалось, что такая система стала похожа на интермедию Аркадия Райкина «Кто сшил костюм?», Одни пришивают пуговицы, другие рукава. «Претензии к пришитым пуговицам есть? Нет, пришиты крепко!» А пиджак весь кривой.

Вроде бы к педагогике нет претензий? Нет. К науке нет претензий? Нет. В итоге, имеем то, что имеем! Но издательствам стало легче, а учебников больше. Последнее, что я слышал несколько лет назад по телевидению от кого-то из экспертов, который сказал, что если в учебнике меньше 100 ошибок, то учебник считается хорошим.

Поэтому, конечно, надо возвращаться к прежней структуре экспертизы, когда определен ответственный орган и его члены своей репутацией отвечают за качество учебника. Этот орган должен иметь конкретную субъектность в лице своего председателя, ставящего свою подпись на окончательное решение о издании  под соответствующим грифом (или об отказе в издании). Сейчас особенно актуально определиться с гуманитарной сферой, которая напрямую связана с государственной идеологией. Пусть наша идеология называется патриотической, или идеологий сохранения традиций, или идеологией национального суверенитета в сфере образования. В любом случае это должна быть наша идеология и соответствие ей должно быть четко отражено в каждом из учебников.

В документе Международного научно-экспертного Совета по духовно-нравственной безопасности при «Российском институте стратегических исследований» «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления», есть такая фраза: «киевский Майдан подготовил украинский учитель. Вопрос теперь в том: когда наши студенты "заскачут"?». Они и вправду у нас запрыгали  - в Рязани около шестисот человек молодежи и подростков выходило в поддержку Навального.

Ковид и связанные с этим ограничения, заглушили этот вид проявленной дезориентации массового сознания. Картина хаоса мировосприятия перешла в соцсети, в явления травли и взаимной ненависти детей и подростков, в словесный экстремизм и радикализм. С началом Специальной военной операции на Украине ситуация меняется, и хочется надеяться, что к лучшему. Но положительный эффект может быть достигнут только при наличии систематической работы по воспитанию, где важнейшее место занимает качество учебников! Учебник дает мировоззренческий ориентир не только ученику, но и - главное, - учителю и родителям ученика. Поэтому обязательно надо создавать такую структуру как экспертный совет, надо снова создавать Президиум федерального экспертного совета (или эквивалентную ему организацию), ставить туда председателем ответственного человека, который будет своего рода цензором. Почему мы должны бояться этого слова? Экспертный орган должен осуществлять соответствующую цензуру. Всё то, что не соответствует нашей государственной идеологии, что противоречит принципам духовной, нравственной, аксиологической и эстетической безопасности — все это должно быть изъято из учебников! Учебники должны предъявлять детям Истину, окрашенную любовью к России и её народу; всем своим содержанием воспитывать нравственное и эстетическое чувство, верность традиции и истинным ценностям.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Рыбаков
Отвергать чипизацию без разговоров и сомнений!
В России ещё один человек имплантировал в себя чип: принудительное принятие печати не за горами?
18.12.2023
Волгоградские «учёные» на службе у антихриста
О безумной идее задуматься о «правах» роботов
12.12.2023
Иначе, как народ, мы станем неугодны Богу
В Госдуме обсуждают легализацию «услуг» астрологов, магов и гадалок
20.11.2023
Шаг на пути в электронное рабство?
О рисках введения «Цифрового паспорта»
22.09.2023
«Демонизм стал атрибутом церковной жизни Запада»
В Германии в Лютеранской церкви впервые прошла служба, почти полностью сгенерированная искусственным интеллектом
16.06.2023
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Освободительный поход Русской армии на Украину
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
«Америке нужна и важна прибалтийская провокация»
США, провоцируя конфликт в Прибалтике, пытаются разменять Эстонию и Латвию на Калининградскую область
26.04.2024
Все статьи темы
Украинские националисты
Обыски в Святогорской Лавре. Кто и за что задержал
митрополита Арсения, что грозит Владыке
25.04.2024
Убивали людей с российским паспортом. Бывший
военнослужащий ВСУ о кровавых расправах на Донбассе
24.04.2024
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Александр Дугин назвал петицию против школы Ильина операцией западных спецслужб
19.04.2024
Все статьи темы
Алексей Навальный
Расколотая страна и смысл человеческой жизни
Спасение России целиком зависит от сочетания подлинной веры в Бога и от прозрения народного большинства
04.03.2024
Навальнистов «крышует» ХАБАД?
Саморазоблачение иноагента
14.12.2022
Когнитивная война на Украине в контексте победы России
Саботажем выхода на подписание акта о капитуляции Украины с обеих сторон будет поддерживаться сценарий войны «до победного конца»
28.05.2022
Почему мне жаль Алексея Навального?
Его забыли, как прошлогоднее шапито
19.02.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06