Для Священноначалия Грузинской Православной Церкви, к сожалению, обиды на Россию и Русскую Православную Церковь из-за непростой ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии оказались более важными, чем уврачевание мирового церковного раскола и достижение всеправославного единства.
Причина отказа церковного Тбилиси участвовать в Иорданском Соборе основывается на тупиковой логике. Ведь если участие представителей всех Поместных Православных Церквей сделать обязательным условием проведения общеправославных совещаний, тогда отказ хотя бы одной из Церквей, пусть даже по политическим соображениям, сделает общеправославный диалог невозможным. При таком абсурдном условии решение общеправославных проблем будет неоправданно затягиваться, а в некоторых ситуациях оно вообще станет недостижимым, учитывая многочисленные разногласия между Православными Церквами.
А как же тогда быть в случае, если есть все основания осудить действия Предстоятеля Константинопольской Церкви, за которым признано право созыва общеправославных соборов? Неужели из-за отказа этого Предстоятеля участвовать во всеправославном мероприятии само это мероприятие будет отменено, а необходимое осуждение, особенно по делу о расколе или ереси, не будет вынесено? Абсурд.
Поэтому формулировки ответного письма Грузинской Церкви Патриарху Иерусалимскому Феофилу, пригласившему Грузинского Патриарха принять участие в Иорданском Соборе, нельзя назвать иначе как лукавыми.
Грузинский Патриархат вроде выражает своё согласие с целями, ради которых проводится встреча в Иордании, в частности, для сохранения единства и решения существующих в православном мире проблем, однако считает, что подобное мероприятие должно проходить при участии всех Церквей. Иными словами, церковный Тбилиси ратует за общеправославное единство и в то же время своим отказом разрушает это единство.
Даже Румынская Православная Церковь при всём своём нескрываемом неприятии Иорданского Собора направляет на него свою делегацию. Казалось бы, Русскую и Грузинскую Церкви объединяет общая история, схожий менталитет, и тем не менее, Бухарест для Москвы оказался ближе, чем Тбилиси. Увы, наши грузинские братья перепутали известную гордость народа Грузии с гордыней, которая их и ослепила.
Ситуация в преддверии Иорданского Собора крайне сложная. На данный момент своё согласие участвовать в Соборе дали семь Поместных Православных Церкви из четырнадцати общепризнанных (Православная Церковь Америки не признаётся греками): Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Польская, Чехословацкая. Четыре Патриархата - Иерусалимский, Антиохийский, Русский и Сербский - будут представлены Предстоятелями. Румынский Патриархат и Польская Церковь - полномочными делегациями. Синод Церкви Чешских земель и Словакии, хотя и поддержал проведение Иорданского Собора, но по статусу делегации пока не высказался, что даёт повод к спекуляциям.
Священноначалие пяти Церквей официально отказалось участвовать в Соборе. Среди них четыре Церкви, возглавляемые греками: Константинопольская, Элладская, Кипрская и Албанская. К ним теперь добавилась Грузинская Церковь.
Оставшиеся два Патриархата - Александрийский и Болгарский - никак не могут определиться. Если и эти Церкви откажутся от участия, тогда в Иорданском Соборе будет представлена лишь половина всех Поместных Православных Церквей, что, несомненно, будет использовано противниками для дискредитации соборных решений.
Но самое главное, неясна конкретная повестка дня Собора, а главное, как пойдёт обсуждение, учитывая, к примеру, что Польская и Румынская Церкви выступают за предоставление Украине автокефалии, но против признания раскольников.
Преодоление церковного кризиса - дело важное и полезное. Но эта благое дело не является той целью, ради которой можно пойти на любые уступки. Если ценой за примирение с Константинополем и его сторонниками станет признание украинской автокефалии и легализация раскольников, пусть уж до лучших времён сохранится раскол в мировом Православии, чем будет достигнуто примирение ТАКОЙ ценой!
Редакция «Русской народной линии»