«Я хочу, чтобы вы все стали святыми!»

Сергей Серюбин об удивительной жизни священноархимандрита Иеронима (Шурыгина) – сына начальника лагеря в ГУЛАГе

0
5019
Время на чтение 5 минут

Не могу сказать точно, но предполагаю, что многие считают Святость уделом избранных. Уделом единиц. Таких гигантов Духа как, например, преподобные отцы наши Сергий Радонежский или Серафим Саровский. А для нас, обычных грешников, это - недостижимый идеал. Красивый, сверкающий где-то в Небесах, но нереальный «по определению». Как, к примеру, нам - мирянам, «на полчасика» полностью остановить в голове суматошный бег мысли? Или абсолютно достойно подготовиться к Святому Причастию? Это же невозможно! - воскликнем мы. А значит, и особо стремиться к этому не нужно - выше головы не прыгнешь. Довольно с нас того, что мы в душе считаем себя православными, носим крестик и иногда, в перерывах между грехами, появляемся в церкви. Воткнём свечку - и вон оттуда!!!

Однако, посетив на днях с нашим приходом Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и стоя у могилки священноархимандрита Иеронима, я вспомнил одну его интересную и поучительную фразу.

Но вначале немного о личности этого уникального человека.

ПОДВИГОМ ДОБРЫМ ПОДВИЗАЛСЯ... Скажу сразу, в узкий круг его духовных чад я не входил, но к советам батюшки прислушивался. Иногда приезжал, ещё чаще звонил. И он всегда обстоятельно и полно отвечал - хоть из своей кельи, хоть из Москвы, хоть с Екатеринбурга... И ни разу не прервал разговор, не скомкал его и не сказал: «Сергий, прости, я сегодня ужасно плохо себя чувствую». Только иногда, внезапно остановив речь, надолго замолкал... А когда он принимал людей у нас, в Ульяновске, я обязательно посещал его со всей семьёй. И причиной тому была его несомненная прозорливость.

Отношения с ним омрачались лишь необходимостью скрывать эти контакты от нашего первого правящего архиерея. Мы одинаково любили их обоих, но что за бесёнок проскакал между ними? И когда? Не знаю... Говорят, что это тянулось ещё со времён их молодости в Псково-Печерском монастыре. И, наверное, больше других от этого страдал именно я - редактор православной газеты. Алатырский монастырь Чувашской епархии активно возрождался, информация о нём шла потоком, а печатать я ничего не мог. Но вот однажды, в 2000 году, восставший из руин монастырь в Алатыре посетил сам Патриарх Алексий Второй. И они, наконец, встретились - два давнишних псково-печерских трудника - архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и наместник монастыря священноархимандрит Иероним (Шурыгин). Вместе, среди сонма архиереев, отслужили Литургию, причастились Христовых Тайн, в одном ряду стояли на солее и вполне дружески смотрели друг на друга. Фотографию эту храню до сих пор. Очень надеюсь, что именно тогда вся эта их грустная история и завершилась...

И вот теперь они оба упокоились - один в крипте под алтарём кафедрального собора в Ульяновске (+23.03.2014), а другой здесь - на монастырском кладбище Алатырского монастыря (+28.08.2013). Два трудника, два Пастыря, а теперь и два соседа. Что им сейчас делить? Оба горели любовью к Богу, оба не щадили своего здоровья ради трудов церковных и оба, по сути, пожертвовали собою ради нас, грешных. Подав нам этим, кстати, замечательный пример, буквально по апостолу Павлу: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7).

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ... Думаю, судьбы этих двух подвижников ещё ждут своих внимательных исследователей, но кратко о жизненном пути отца Иеронима (в миру - Виктора Фёдоровича Шурыгина) я всё же упомяну. Что знаю.

Родился он в 1952 году на Урале, в удалённой деревушке. Но детство и юность провёл в Анапе и Новороссийске. Отец его, офицер НКВД, одно время даже был начальником лагеря в ГУЛАГе. Но, несмотря на эту «токсичную» духовную среду, юноша смог найти свой путь к Богу. Чего ему это стоило в семье, можно легко представить. Да и внешняя среда была ещё та - 70-е годы, в стране - «развитой социализм» и за увлечение религией можно было легко оказаться «на излечении» в психиатрической больнице. Но Господь миловал.

Жажда духовной жизни, и послушание известному кавказскому старцу архимандриту Илариону, привели в 1976 году будущего отца Иеронима в Псково-Печерский монастырь, под опёку великого Иоанна (Крестьянкина). Затем, в 1987 году, уже в сане иеромонаха, он попадает в Грецию, на Святую Гору Афон, а потом, в 1993 году - в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. И лишь в 1994 году приезжает он к Святейшему Патриарху Алексию Второму и просит благословить его на служение в Чебоксарскую епархию.

Так, в итоге, отец Иероним и оказался в тихом и небольшом чувашском городе Алатырь, на печальных руинах бывшего славного мужского монастыря. После революции именно сюда со всей обширной тогда Симбирской губернии свозило НКВД православное духовенство. Всех, вместе с семьями. По ночам во дворе включали трактор, клали на педаль газа увесистый кирпич и шли до утра непрерывные расстрелы.

В дальнейшие годы здесь чего только не было - последней была табачная фабрика, в нынешнем храме Сергия Радонежского... Однажды, в 1996 году, включив телевизор, я увидел в «Вестях» сюжет из Алатыря. Выступал незнакомый мне батюшка. Он призывал всех откликнуться и приехать возрождать древнюю алатырскую Святыню. Говорил о трудностях, а в глазах светилась радость, энергия и абсолютная уверенность в успехе! Запомнилось. Запало.

Но впервые приехал я сюда лишь спустя несколько лет, примерно в 1998 году. И показали мне тогда два больших фанерных ящика - они были доверху наполнены ...черепами. Это монастырская братия, разгребая остатки табачной фабрики, постепенно вышла на более глубинный слой. Действительно, всё тайное рано или поздно становится явным - передо мной было огромное количество человеческих останков. Но что обращало внимание - в основном, косточки были светлые или золотистые. Позже, на Афоне, мне разъяснили - это явный признак святости, признак того, что души этих людей давно уже в райских Небесных Обителях.

Но всё равно, не выходят из памяти останки одной большой семьи: отца, матери и их пятерых малолетних детей. Все их светлые, желтоватые главы имели одну общую особенность - одинаковые по диаметру отверстия в затылке. От револьверных пуль...

Холодеет душа, сжимается сердце, наворачиваются слёзы. По-человечески грустно...

О ВОСХОЖДЕНИИ К СВЯТОСТИ... Но вот наступил день, когда понятие Святости из красивой и абстрактной литературной аллегории вмиг превратилось для меня во вполне досягаемую и реальную возможность. И раскрыл нам этот духовный секрет отец Иероним. Дело было так...

Морозной зимой 1998 года я, накопив на бумажке целый список вопросов, появился у него в монастыре для беседы. Тут подошло время трапезы и в просторном помещении собрались все - монахи, трудники и паломники вроде меня. Все чинно расселись по рядам и молча ожидали прихода игумена. Распахнулась дверь и в трапезную стремительно вошёл отец Иероним. Началась совместная молитва.

Закончив её, батюшка обернулся к присутствующим и неожиданно произнёс слова, которые я запомнил навсегда. Звучали они властно, убедительно, от самого сердца. Всем нам было тогда абсолютно ясно, что это не прочитанные им ночью книжные истины, а некий «сухой остаток», практический опыт его собственной духовной жизни.

Он сказал:

- Отцы и братия! Я хочу, чтобы вы все (пауза)... стали святыми!!!

Мы онемели и замерли. Повисла напряжённая тишина...

- Но для того, чтобы стать святыми, перед этим, вы должны стать праведными!

Снова тишина и снова пауза. Батюшка молча и неспешно всматривался в наши лица...

- А для того чтобы стать праведными, перед этим, вы должны стать благочестивыми!

Где-то оглушительно звякнула о тарелку ложка...

- А для того, чтобы стать благочестивыми, вначале, вы должны стать воцерковлёнными! Аминь!!!

...Конечно, он много оставил на земле добрых дел. Но лично для меня, самым важным и дорогим его даром останутся именно эти слова. Они открыли мне глаза, окрылили и дали надежду - оказывается, Святость доступна для всех?! Неужели и для меня?!.

Сергей Серюбин, православный режиссер и писатель, Ульяновск-Алатырь, август 2018

Священноархимандрит Иероним (Шурыгин) с братией

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3.

Очень жаль, что прекратилась такая деятельности Сергея Вячеславовича Серюбина, как съёмка бесед с православными старцами Афона. Всё же их мнение по данному вопросу и по другим намного интереснее и значительнее, чем мнение простого православного мирянина.
Человек / 28.10.2021, 10:12

2. Re: «Я хочу, чтобы вы все стали святыми!»

Сергий:"Но впервые приехал я сюда лишь спустя несколько лет, примерно в 1998 году. И показали мне тогда два больших фанерных ящика - они были доверху наполнены ...черепами". ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Сергий, Спаси Господи, за статью! Как будто это было вчера. С НАМИ БОГ!
Валерий / 15.08.2018, 17:48

1. Спаси Господи!

Спаси Господи! Прочли. Тронуло сердце.
Dalniy Vostok / 15.08.2018, 10:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Серюбин
Жертвенный подвиг схимонаха Александра Пересвета
Неизвестный героический аспект древней русской битвы
19.02.2024
Эта строгая Любовь
Укор блаженного Андрея
11.02.2024
О «злобном KGB» замолвите слово...
Реальная история от первого лица
12.01.2024
О «реанимационных» поездах
Необходимо организовать постоянно действующий «Поезд Правды» для украинской молодёжи
10.01.2024
Все статьи Сергей Серюбин
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38