Вряд ли в «царской теме» будет достигнут консенсус

Несколько слов по поводу дискуссии о памятнике Царской Семье в Кирове

0
1327
Время на чтение 5 минут

Сама по себе идея установления памятника Царской Семье в Кирове или ещё в каком-либо другом месте - безусловно, позитивна. И тут, на мой взгляд, православным патриотам спорить не о чем. Другое дело - насколько установление такого памятника нужно именно сейчас. Вот, уважаемый главный редактор РНЛ утверждает, что установление памятника Царской Семье будет способствовать примирению противоположных сил российского общества и не позволит вновь развернуться классовой борьбе. Но откуда такая уверенность? Ведь общественные слушания по поводу дискуссии о памятнике, прошедшие 18 июня в Кирове, показали, по моему мнению, обратное. Да и сам Анатолий Дмитриевич это так или иначе признаёт. В своей статье под названием «Нам нужно примирение, а не новая классовая борьба» он - как мне показалось, с некоторым раздражением - пишет: «Возникает законный вопрос: а всякое ли мнение нужно учитывать?». Не резковато ли, дорогой Анатолий Дмитриевич? Хотим мы с Вами этого или нет, но по «царской» теме в русском обществе, в том числе - и в православной его части, никогда не будет консенсуса. Увы, такова реальность.

Действительно, оценки факта отречения «последнего Царя» всегда будут очень сильно отличаться друг от друга и навсегда останутся камнем преткновения для тех, кто хочет полностью закрыть вопрос. Доминируют две полярные оценки отречения Николая II. Первая: «Царь Николай II, отрекшись от престола, совершил предательство». Вторая: «Царь Николай II, отрекшись от престола, совершил великий подвиг». Я же, как и некоторые другие православные, придерживаюсь третьей точки зрения: Царь не мог совершить предательства, это кощунство - думать так, это даже смешно оспаривать. Но и «великим подвигом» его отречение я считать не могу. Его загнали в ловушку, оказывали сильнейшее давление и шантажировали семьёй. И он, попав в безвыходную ситуацию, естественно, был в смятении (а кто на его месте не был бы в смятении?..). Вот почему я никогда не осуждал и не осуждаю Николая II-го за то, что тот отрёкся от престола. Но две первые позиции вызывают у меня полное неприятие. Поэтому я неоднократно предлагал и продолжаю предлагать вообще больше не обсуждать тему отречения, а сосредоточиться на очевидных и бесспорных вещах - благочестивой жизни Царской Семьи со смиренным принятием Ею мученической смерти.

Но, к сожалению, Анатолий Дмитриевич в своей статье вновь заостряет вопрос об отречении царя Николая II-го. И я не думаю, что такое заострение способствует главному нашему с ним желанию - желанию общественного примирения. Анатолий Дмитриевич относится к той группе монархистов, которая считает отречение Николая II-го подвигом. Это его право. Но мне непонятно, на каком основании он упрекает своих оппонентов в незнании истории... Цитирую: «Ну вот, к примеру, на слушаниях один из активных противников установки памятника Царской Семье заявлял, что Император Николай II виноват в развязывании Гражданской войны. Но ведь это же абсолютная чушь! Всё было, как говорится, с точностью до наоборот. Государь как раз и отрекся от престола, чтобы избежать Гражданской войны». Безусловно, жёсткое утверждение, что Государь виноват в развязывании Гражданской войны, нельзя принять в полной мере. Причин этой войны было много, и, конечно, одного отречения Императора тут было недостаточно. Но и оно, с моей точки зрения, сыграло свою отрицательную роль. Полагаю, что даже если бы Государь не отрёкся, эта война всё равно началась бы. И слова Анатолия Степанова «Но ведь это же абсолютная чушь!» довольно-таки трудно назвать серьёзным историческим аргументом, как и его же слова «Государь как раз и отрекся от престола, чтобы избежать Гражданской войны». И никаких исторических фактов или каких-то материалов, позволяющих делать такие выводы, просто нет. Это - область веры Анатолия Дмитриевича и его сторонников.

Далее. Анатолий Степанов пишет о начале развязывания «полномасштабной Гражданской войны... после убийства Царской Семьи» и подчёркивает: «Может быть, именно живой Царь сдерживал противостояние в народе». Но ведь и это - опять из области гадания, а не исторических фактов. Тем более, что оппонент Степанова мог бы ответить ему историческим фактом - что после отречения Николай Александрович Романов уже больше не являлся Царём. Это для меня и Анатолия Дмитриевича Царь остаётся Царём, несмотря ни на что, - потому, что мы уже оцениваем данное событие духовно, а не только событийно-фактически. Но оппонент, выступающий на кировских слушаниях, к сожалению, не обязан так думать - и таких очень много. Говорить же таким людям - так, как это делает Степанов, - что они нуждаются в просвещении и что в их головах сформирован некий «вздорный миф» - некорректно: здесь уже улавливается дух некого высокомерия. Тем более, что рассуждения Анатолия Дмитриевича тоже не лишены своей «мифологии».

Далее. Степанов пишет: «Другие участники общественных слушаний в качестве аргумента против установки памятника говорили, что нельзя прославлять Императора Николая II потому, что он отрекся от престола в самый разгар войны с внешним врагом. Видимо, эти люди полагают, что Государь добровольно решил отречься от престола накануне победы над Германией». Дорогой Анатолий Дмитриевич! А ведь аргумент-то действительно сильный! Я имею в виду не установление памятника (против которого я ничего не имею), я имею в виду данный аргумент как таковой - независимо ни от каких памятников. Ведь очевидно, что, отрекаясь от престола, Император Николай II не мог не понимать, что именно после этого произойдёт с армией и фронтом, тем более, что он на тот момент был ещё и Верховным Главнокомандующим. И трудно не согласиться с тем, что брожения в армии и последующий распад армии и фронта после отречения Императора оказался основным детонатором полномасштабной Гражданской войны. Видно, что и сам Анатолий Степанов это вполне осознаёт - потому, что единственным аргументом в защиту отречения в данном случае он выдвигает лишь тот факт, что государь не добровольно решил отречься от престола накануне победы над Германией. Но здесь возникает очевидное противоречие в суждениях Анатолия Степанова. В одном абзаце своей статьи он говорит, что «Государь... отрекся от престола, чтобы избежать Гражданской войны». То есть, получается-то, что отрёкся добровольно... А уже в следующем абзаце утверждает обратное, говоря: «Видимо, эти люди (то есть - оппоненты, -А.Ш.) полагают, что Государь добровольно решил отречься от престола накануне победы над Германией». Может быть, я чего-то не понял, но получается очевидная логическая и смысловая нестыковка: либо отрекался по собственному желанию, либо - под давлением.

А вообще - вся дискуссия по установлению памятника Царской Семье показывает, что дело, собственно, не в памятнике как таковом, а в самой сути сложнейшей «царской» темы. И вряд ли, к сожалению, здесь когда-нибудь будет достигнут консенсус.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Впервые опубликовано на сайте отца Александра

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

43. Ответ на 39., Русский Сталинист:

Убийство Императора Павла в 1801 году изменниками-заговорщиками не стало концом Империи, не стало бы катастрофой и убийство изменниками-заговорщиками Императора Николая в марте 17-го, а вот Отречение (или "отречение", кому как угодно) стало такой катастрофой.

есть очень веские основания предполагать , что между ситуациями самого начала 19-го века и 1917-м годом , принципиальнейшая разница. Просто пропасть. И убийство Николая 2-го уже в марте 17-го года ничего не изменило бы. Разве ещё в худшую сторону. Из сотен генералов только двое ( ДВОЕ!! из сотен) остались верны присяге. Да и " отречение" бы состряпали в любой момент.
боеприпас / 04.07.2018, 15:35

42. Ответ на 39., Русский Сталинист:

48-149).В той же книге Олег Платонов приводит свидетельство врача, посещавшего Царскую Семью в Ипатьевском доме, в разговоре с которым Государь сказал по поводу своего Отречения: "Кажется, я ошибся"..

Где опубликовано это свидетельство? В Ипатьевском доме (ДОНе) с врачом (В.Н.Деревенко) Царской Семье было запрещено говорить на любые темы, кроме медицинской и только на русском языке.
Ольга Чернова / 04.07.2018, 10:25

41. Ответ на 40., М.Яблоков:

«Отречение» не имеет юридической силы, и современная власть в России с т.з. Закона Божия нелегитимна.

Яблоков продолжает униженно выпрашивать американское гражданство.

40. Re: Вряд ли в «царской теме» будет достигнут консенсус

«Отречение» не имеет юридической силы, и современная власть в России с т.з. Закона Божия нелегитимна. По благословению Божию в России только Православный и Самодержавный Царь - Помазанник Божий. Все остальное - попущение Божие. Для православных христиан - это очевидные вещи.
М.Яблоков / 03.07.2018, 19:14

39. Re: Вряд ли в «царской теме» будет достигнут консенсус

Было ли Отречение, или же заговорщики от имени Государя опубликовали фальшивку- главное не в этом, а в том, что вера народа в незыблемость Престола была подорвана от имени самого Императора. Наилучшим вариантом для будущего России стала бы смерть Государя на своём посту от рук заговорщиков, тогда бы весь народ сплотился вокруг юного Наследника Престола, невинного ангела. Убийство Императора Павла в 1801 году изменниками-заговорщиками не стало концом Империи, не стало бы катастрофой и убийство изменниками-заговорщиками Императора Николая в марте 17-го, а вот Отречение (или "отречение", кому как угодно) стало такой катастрофой. Так что если принять версию сторонников подлинности Отречения, то надо признать, что Государь ошибся. У Олега Платонова в книге "Заговор цареубийц" приводится мнение современника тех событий: "Если бы Государь не отрёкся, его, вероятно, убили бы тогда же, и он пал бы жертвою, в сознании геройски выполненного долга. Но престиж Царя в народном сознании остался бы нерушимым. Для огромной части населения России феерически быстрое отречение Царя, с последующим третированием его, как последнего узника, было сокрушительным ударом по самой идее Монархии" (Карабчевский Н. Что глаза мои видели. II Революция в России. Берлин, 1921. С.148-149). В той же книге Олег Платонов приводит свидетельство врача, посещавшего Царскую Семью в Ипатьевском доме, в разговоре с которым Государь сказал по поводу своего Отречения: "Кажется, я ошибся". Вот как объясняет Олег Платонов мотивы Государя: "Почему Государь принял это роковое решение? Он, обманутый и преданный своим окружением, принял его в надежде (об этом он позднее рассказывал П.Жильяру), что те, кто пожелал его удаления, окажутся способными привести войну к благополучному окончанию и спасти Россию. Он побоялся того, что его сопротивление послужило бы поводом к гражданской войне в присутствии неприятеля... Он приносил себя в жертву ради России. Но силы, которые настаивали на уходе Царя, не хотели ни победы, ни спасения России, им нужны были хаос и гибель страны. Поэтому жертва Царя оказалась для России напрасной и, более того, гибельной, ибо само государство стало жертвой измены" (Олег Платонов. Заговор Цареубийц. С.209).

38. Ответ на 13., Туляк:

Ах, если бы Государь стукнул кулаком по столу и прогнал бы жену прочь вместе безнадёжно больным сыном и даже с дочерьмиИ откуда только такие берутся <...>?

Хороший вопрос, Александр.

37. Ответ на 36., р.Б. Алексий:

То, что эта писулька не имеет никакой юридической силы Царь, разумеется, понимал. Насильно вырванное отречение не является отречением, и не может иметь никаких юридических последствий. С его стороны это был отчаянный призыв - знак всем верным выступить на защиту Царя и Самодержавия. Но верных на тот момент не оказалось... И не сравнивайте Христа - Богочеловека с человеком, хоть и святым. И еще. Будьте так любезны, выражайте свою мысль кратно.
М.Яблоков / 03.07.2018, 07:49

36. Ответ на 33., М.Яблоков:

Отречение на туалетной бумаге не бывает.Попробовали бы такие критики на такой бумаге карандашиком расписку написать....Да еще и насильно. Все эти действия юридически ничтожны.

Такую попытку защитить Государя можно сравнить с попыткой апостолов, бросившихся защищать Господа в Гефсимании. А карандашная подпись - Государя или не Его? Если поддельная, то логично было бы подделать чернилами. Зачем подделывать подпись карандашом?, чтобы потом кто-то мог признать ее юридически ничтожной? Или подделывали карандашом, а обвести чернилами не успели? - не серьезно. А если подпись все-таки Государя? В этом случае , если следовать логике тех, кто считает что вообще никакого отречения Государя не было, можно предположить, что подписываясь карандашом, Государь ввязался в игру с заговорщиками как мелкий шулер, пытаясь обмануть заговорщиков, затянуть время и чтобы заявить позднее, что Его подпись под отречением ничего не стоит, потому, что она карандашная, ха-ха-ха и верните Мне власть. Тоже несерьезно. Такими вещами не играют. Я не нахожу для себя другого объяснения, кроме как то, что Государь таким образом хотел одновременно и выразить Свою волю и действительно показать юридическую несостоятельность отречения, вернее отрешения, как беззакония, совершаемого Его неверными подданными. Ибо Царь, наделенный властью от Бога , отвечает только перед Богом и Своей совестью и не может быть лишен этой самой власти теми, кто ее Ему не давал, даже насильно. Согласен - имеющиеся как-бы "оригиналы" отречения и все действия заговорщиков юридически ничтожны.По букве закона. Но это если рассматривать только внешнюю сторону произошедшего 2-го марта 1917 г. С таким же успехом, если все рассматривать с точки зрения соблюдения юридических норм, можно заявить следующее - Иисус Христос был насильно схвачен в Гефсиманском саду, суд над Ним был произведен с нарушением процессуальных норм и осуждение на смерть произведено без наличия состава преступления.Налицо сплошное беззаконие. И что ? - и это все , о чем говорится в Евангелии? Евангелие - это книга для юристов? Наш Государь на уровне символа, образа, иконы в точности повторил подвиг Подвигоположника всяких подвигов - Господа Иисуса Христа, в принесении Себя в искупительную жертву как Царя за свой народ. И смысл отречения Николая II здесь следует рассматривать не как юридически ничтожное деяние (это само собой), а как добровольное предание Себя в руки Своих врагов. А подпись, хоть и карандашная, нужна была для того, чтобы внешне выразить для всех свое согласие с Волей Божией. Так что, хотя отречение и юридически ничтожно, НО ОНО БЫЛО и было именно для этого - возможности принесения Себя в жертву во исполнение Воли Божией. Так как других средств оправдать перед Богом отошедший от Бога и Царя народ ( последними каплями были телеграммы русских генералов - командующих фронтами - это был удар для Государя) и Государь это понимал задолго до 2-го марта 1917 г., когда сказал - «Если для спасения России нужна искупительная жертва, Я буду этой жертвой. Да будет Воля Божия». А почему этого не хотят видеть и в отречении Государя и во всем Его христоподобном подвиге те, кто считает себя православными христианами - честно говоря я не понимаю.Нет отмашки и разрешения сверху? Так их может и не быть. Это главная беда, а не количество монархистов.
р.Б. Алексий / 03.07.2018, 00:42

35. Ответ на 34., Lucia:

Отречение на туалетной бумаге не бывает.Попробовали бы такие критики на такой бумаге карандашиком расписку написать....Да еще и насильно. Все эти действия юридически ничтожны. Так ведь Наталья Поклонская этим занимается?

Наверное.
М.Яблоков / 02.07.2018, 14:28

34. Ответ на 33., М.Яблоков:

Отречение на туалетной бумаге не бывает.Попробовали бы такие критики на такой бумаге карандашиком расписку написать....Да еще и насильно. Все эти действия юридически ничтожны.

Так ведь Наталья Поклонская этим занимается?
Lucia / 02.07.2018, 08:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07