Дискуссия об открытии Царских врат

Игумен Кирилл (Сахаров) делится впечатлениями от участия в очередном собрании духовенства Москворецкого благочиния

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
1594
Время на чтение 3 минуты
Самое консервативное благочиние Москвы. Такое впечатление у меня окончательно сложилось после участия в очередном собрании духовенства Москворецкого благочиния под руководством протоиерея Николая Кречетова. Надо сказать, что благочиннические собрания в Москве довольно редкое явление сравнительно с тем, как это бывает в провинции. Знакомые священники из глубинки рассказывали, что у них они бывают чуть ли не каждый месяц, а то и дважды. Характерен вопрос с их стороны: «Наверное, собирают по поводу внесения очередных взносов?» Я в ответ: «Представьте себе, что такая тема не была обозначена ни разу» (удивление в их глазах). Вопрос сугубо богослужебный, а именно: о возможности служения Литургии с отверстыми Царскими вратами до Отче наш всеми клириками РПЦ МП. Такое предложение прозвучало на Архиерейском Соборе в прошлом году. В качестве мотивации были упомянуты «миссионерские цели». Надо сказать, что на Рождество Христово это уже было благословлено.

… Не перестаю удивляться скромности обстановки, в которой служит наш благочинный (ему 84 года – наверное, он старейший действующий клирик столицы). Сохранился только четверик храма Преображения на Болвановке, где проходят Богослужения. Подсобное помещение находится в полуподвале. Невысокая деревянная звонница, сторожка, небольшая территория. Собрание проходило в небольшом помещении, пристроенном к храму.

Сразу сажусь в первых рядах, зная, что находящихся «на Камчатке» непременно попросят переместиться поближе. Но на этот раз этого не произошло и благочинный начал опрос всех присутствующих с меня.

«Есть два подхода к Богослужению, - начал я свое выступление, - мистически-символический и исторический. Первый рассматривает Богослужение не как случайное сочетание элементов в процессе становления, а как результат «помазания свыше». Литургические священнодействия, включая открытие и закрытие Царских врат, пронизаны символизмом. Они как раз и заключают в себе большой миссионерский потенциал – надо только раскрыть его молящимся. Известно, что великий вход, например, знаменует собой шествие Христа на Голгофу. Потом была крестная смерть, погребение в запечатанном гробе. Это как раз и знаменует собой закрытие Царских врат и завесы после Херувимской песни. Если врата будут оставаться открытыми, то этот символический момент исчезнет. Эти действия подчеркивают таинственный, сокровенный характер главного священнодействия Православной Церкви».

Участники собрания искренне недоумевали: а в чем, собственно, заключается миссионерский смысл служения с открытыми Царскими вратами, когда перед тобой в их проеме фелонь священника и совершенно не видно, что он делает? В этом недоумении все были единодушно, говорили об опасности соблазна, размывании традиций и т.п. Правда, один батюшка робко предложил: может быть, разрешить одному приходу служить так по двунадесятым праздникам и посмотрим, что будет? Заодно поговорили и о значении иконостаса, чтении Евангелия на престоле лицом на восток, о чтение вслух евхаристических молитв. Благочинный был явно удовлетворен. Привел пример, как маститый настоятель, с которым он служил в качестве диакона, не благословлял его сыну находиться в алтаре во время Богослужений, чтобы «не привыкать к святыне и не терять благоговения». Цитировал слова Патриарха Пимена: «Служите внятно, со страхом Божиим, и народ к вам придет».

От одного участника собрания прозвучало такое остроумное «миссионерское предложение»: «не Царские врата держать открытыми, а окна за свечными ящиками и чтобы там находились внимательные и вежливые по отношению к приходящим сотрудники».

Несколько раз благочинный приводил слова апостола Павла: «Итак, братие, стойте и держите предание» (а я дополнял окончание цитаты: «имже научистеся или словом, или посланием нашим», 2 Сол. 2:15). Эти слова о. Николай произносил с большой силой и решительностью. Мне, настоятелю старообрядного прихода РПЦ МП, он в этом момент напоминал протопопа Аввакума с высоко воздетой в двуперстии рукой, готового умереть за единый аз.

В целом собрание произвело благоприятное впечатление. Оно показало, что консервативные настроения в православном духовенстве все еще очень сильны.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Ответ на 13., М.Яблоков:

Нечто подобное может иметь место в отношениях между отдельно взятыми людьми (в отдельно взятом месте и в исключительном случае). Правилом подобная практика точно быть не может. Литургику Вы может быть и знаете (или вы думаете, что знаете) - но понимаете её точно как-то по-своему. Я ведь не случайно спросил, для чего изначально появились покровцы.
Ивановский Б / 22.03.2018, 14:47

15. Ответ на 13., Lucia:

«Почему модернисты так любят ссылаться на древность?» Потому что они не верят в Духа Святого. Любой «возврат» к древности - это лютеранство.
М.Яблоков / 22.03.2018, 10:40

14. Ответ на 11., М.Яблоков:

Алтарь мог отделяться (не всегда и не везде) но не прятаться, как это по сути происходит. Более того, служба с отверстыми царскими вратами на сегодняшней день это награда и привилегия которой награждаются отдельные священнослужители (по сути награждаются прихожане на котором такой священнослужитель служит).Алтарь всегда отделялся и сохранялся от профанов. По этой же причине и Святые Дары покрываются соответствующими облачениями. Про награды - отдельный разговор. Вы стрелки не переводите.

Почему модернисты так любят ссылаться на древность?
Lucia / 22.03.2018, 08:54

13. Ответ на 12., Ивановский Б:

Старец Тихон когда служил литургию своему послушнику Паисию (Паисий Святогорец) не благословлял в храме находиться, а только в притворе. Вот и подумайте намедни о профанстве. Для чего введены облачения? - учите литургику, вы, похоже, здесь полный ноль. Пасхальная, архиерейская службы и награды - исключения, оговоренные уставом.
М.Яблоков / 22.03.2018, 04:01

12. Ответ на 11., М.Яблоков:

А вот здесь можно по подробнее?! Кого Вы конкретно подразумеваете под профанами (это все молящиеся или только некоторые) и для чего были введены в церковный обиход «соответствующие облачения" в церковный обиход? К слову про стрелки... ну почему же... в одном и том же храме можно совершать Богослужение с двумя вариантами использования царских врат, одну и туже Божественную Литургию… единственной "операндой" в этом вопросе является награда священнослужителя.
Ивановский Б / 21.03.2018, 21:17

11. Ответ на 9., Ивановский Б:

Алтарь мог отделяться (не всегда и не везде) но не прятаться, как это по сути происходит. Более того, служба с отверстыми царскими вратами на сегодняшней день это награда и привилегия которой награждаются отдельные священнослужители (по сути награждаются прихожане на котором такой священнослужитель служит).

Алтарь всегда отделялся и сохранялся от профанов. По этой же причине и Святые Дары покрываются соответствующими облачениями. Про награды - отдельный разговор. Вы стрелки не переводите.
М.Яблоков / 21.03.2018, 18:23

10. Ответ на 8., о.Виктор:

Уважаемый о. Виктор, по Вашему если в храме нет иконостаса (соответственно и царских врат) или священник имеет право служить с отверстыми царскими вратами то это "лукавство»?
Ивановский Б / 21.03.2018, 17:46

9. Ответ на 6., М.Яблоков:

Алтарь мог отделяться (не всегда и не везде) но не прятаться, как это по сути происходит. Более того, служба с отверстыми царскими вратами на сегодняшней день это награда и привилегия которой награждаются отдельные священнослужители (по сути награждаются прихожане на котором такой священнослужитель служит).
Ивановский Б / 21.03.2018, 17:41

8. Дискуссия об открытии Царских Врат. Типикон 23 глава.

Спаси Бог! Отец Кирилл, тема заслуживает пристального внимания, если следовать новшествам, так скоро ничего не останется от нашей Веры, если принять служение с открытыми Царскими Вратами, то надо упразднять 23 главу Типикона, где четко указано, когда открывать и закрывать Царские Врата и не только их , но и Катапетасму (завесу)и все носит конкретный, символический смысл. Ведь вот как получается: сначала книга Правил перестала устраивать, теперь тянут ручонки и к Типикону, дальше будет больше, можно не сомневаться! Благими намерениями дорога в ад вымощена! Никакое это ни миссионерство! А самое что ни на есть лукавство, якобы возвращаемся к древнему благочестию, что же, Типикон составляли ради забавы никчемные люди? Мне же думается, что все, что за эти столетия принято полнотой Православной церкви составлялось святыми людьми ради благолепия и святости нашего служения Богу и не подлежит никаким изменениям! Русь Святая храни Веру Православную в ней же тебе утверждение! Аминь!
о.Виктор / 21.03.2018, 10:43

7. Ответ на 3., Lucia:

В Типиконе четко оговорено когда открывать царские врата и завесу, а когда закрывать. Какие могут быть дискуссии по этому вопросу? Маразм

Полнейший и окончательный.
М.Яблоков / 21.03.2018, 09:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45