Возвращаясь с воскресной литургии 28 января, я оказался около полудня на Тверской улице. Мое внимание привлекло какое-то странное «майданное» оживление в центре Москвы: группы подростков с флагами и самодельными транспарантами; полицейская техника и усиленные наряды правоохранителей; пара-тройка человек, попавшихся мне по пути с камерами, на которых они лениво прикрывали до поры до времени логотипы «Дождя», «Эха Москвы» и еще какие-то «свободолюбивые» информационные бренды. С несколькими молодежными группками на улице уже явно проводили разъяснительную работу их старшие и успешные «товарищи» - этакие холеные хипстеры в легких пальтишках и незимней обуви (видимо, вышли ненадолго из близлежащих ресторанов или недалеко припаркованных автомобилей). Навстречу мне попалась какая-то костюмированная рожа, в короне и с надписью «Путин», тащившая с собой коробку с мелочью. Сопровождали эту ходячую инсталляцию два журналиста с камерами, процессия временами останавливалась перед кордонами полиции и выкрикивала какие-то оскорбительные слоганы, явно провоцируя на ответные действия.
Вообще установка «стань жертвой режима», видимо, была дана многим участникам воскресной «забастовки» Навального. Рядом со станцией метро «Чеховская» какой-то прыщавый юнец лет 16 в окружении размалеванных девиц с флагами явно напрашивался на дубинку: чего-то кричал про «свободную страну» полицейскому, требовавшему, по всей видимости, показать содержимое рюкзака; демонстративно пихался с сотрудниками правопорядка под одобряющий визг своей девичьей команды; открыто хамил, матерился и снимал это на телефон. Но незадачливого «революционера» почему-то не потащили картинно за капюшон в автозак, чем он был, кажется, немного разочарован, потому что весь балаган был устроен только для этого, а «пострадать» не получилось. В итоге этот дурак (простите, более мягкого эпитета подобрать не могу) пристроился у полицейской машины и делал селфи на фоне заградительных турникетов и полицейских шлемов. Каково? Круто! Вот, мол, я - дерзкий, молодой, креативный, а вот она - путинская «рашка» с ментами, решетками, дубинками; пустите Навального в президенты, а то на фонарь залезу! «Позор», «не забудем, не простим», «Россия будет свободной» и... прочий пафос в убогом исполнении.
Философские аллюзии в стиле Альбера Камю - «бунтую, значит, существую» - оставим в стороне, ибо с подобными «опасными интеллектуалами» российские политтехнологи не работают. Примитивный образ «навального бунтаря», к сожалению, лишний раз показал примитивный умственный и культурный уровень той подростковой массы, которую собирает на «навальнинги» наша либеральная оппозиция. И дело даже не в том, что этих ничего не понимающих, агрессивных, умственно стерилизованных и социально безответственных подростков преступно и цинично за 200-300 рублей выводят на улицы с целью спланированных потасовок (кто-то верит, что «детская революция» будет бескровной?), проблема здесь, на мой взгляд, в том, что власть и правоохранительные органы слишком мягко на это реагируют. Это ведь никакая не забастовка, не акция, не митинг (к слову сказать, не разрешенный столичными властями), а чистой воды массовое хулиганство с политическим окрасом и привлечением несовершеннолетних, которых гораздо труднее привлечь к полной административной и даже уголовной ответственности. Прибавим к этому еще и культ молодежи в современном обществе. Молодость креативна, поколение 90-х - будущее новой России, молодежная политика стала приоритетной даже в церковной миссии - все это делает из самой внушаемой, незрелой и мировоззренчески не сложившейся части наших сограждан социальный фетиш и одновременно революционный таран российского «майдана».
Вновь повторю: то, что я наблюдал 28 января в центре столицы, было массовым хулиганством, выбросом взрывоопасного мусора. Речь идет не о загаженной Пушкинской площади, где на моих глазах юный борец за «честные выборы» справлял нужду на тротуар, а о той разрушительной, инфернальной, антигосударственной энергии, которую выплескивали на улицы первопрестольной беснующиеся тинейджеры, подогреваемые опытными и политически грамотными «бесами» цветных революций. Слишком «интеллигентно» отвечала на это полиция, слишком «демократично», как мне кажется, смотрела на это столичная власть, крайне однобоко освещались эти беспорядки в федеральных СМИ, в которых стоило бы показать всю противозаконность и манипулятивность подобных шествий.
Жесткий государственный ответ на эту провокацию с привлечением к полной уголовной ответственности всех организаторов «забастовки» и принудительными исправительными работами для несовершеннолетних участников акции (например, по уборке московских улиц, которые ими и были замусорены) был бы самой адекватной мерой со стороны тех, кто, по слову апостола Павла, «не напрасно носит меч», но «в наказание делающему злое» (Рим. 13: 3).
Повиновение государственным властям, если это не противоречит нормам христианства, является прямым повелением Христа - «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). Эта заповедь в либеральном богословии получила совершенно пассивную интерпретацию, в духе полной индифферентности христианина к государственным институтам, но святые отцы (от Златоуста до свт.Серафима (Соболева)) толковали это место как активное участие христианина в государственном строительстве, нравственной вершиной которого является православная империя. А чем, если не разрушением исторической (а значит имперской) России, является очередной «навальнинг», прикрывающийся глупыми школьниками и беспочвенными лозунгами? Что это - дешевый блокбастер, вылившийся из соцсетей на улицы, или настоящее зло, которому необходимо сопротивляться самыми «нетолерантными» способами. Христианская любовь всегда ревностна и всегда с мечом правды.
Помнится, еще Иван Ильин размышлял о том, что бесовским проявлениям человеческого беззакония следует противопоставить мужественную христианскую политическую волю: «Власть и народ должны быть согласны в понимании зла и добра и солидарны в волевом отвержении зла, вне этого обе стороны идут навстречу гибели» («О сопротивлении злу силою»). Если обычный гражданин вправе рассчитывать на то, что государство оградит его в общественном месте от деструктивных элементов, то не вправе ли народ призвать власть обезопасить его и страну от уличных либералов-беспредельщиков?
Диакон Илья Маслов, старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого
11. Ответ на 10., Андрей Сельский:
10. Ответ на 9., Русский Сталинист:
9. Ответ на 6., Андрей Сельский:
8. Ответ на 7., Неплюевиц:
7. Молчанием предаётся Бог!
6. Полностью с Вами согласен!
5. Почему молчит диакон Илия
4. Re: «Это не забастовка, это – взрывоопасный мусор»
3. Re: «Это не забастовка, это – взрывоопасный мусор»
2. Ничего удивительного...