«Мы трудились под омофором и окормлением святого архипастыря»

Бывший секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» Илья Попов вспоминает свои встречи с митрополитом Иоанном (Снычевым)

0
729
Время на чтение 5 минут
9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку.

Сегодня своими воспоминаниями о Владыке делится в интервью «Русской народной линии» секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» времен митрополита Иоанна Илья Васильевич Попов:

Моя встреча с Владыкой Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, произошла благодаря его назначению на Петербургскую кафедру Святейшим Патриархом Алексием. В Санкт-Петербурге, как и в Самаре, он пожелал восстановить церковную духовную печать. В нашем городе владыка обратился к моему другу и старшему наставнику, ныне покойному, Виктору Васильевичу Антонову, который издавал журнал «Невский духовный вестник». В течение трех лет он выходил нелегально самиздатом. Но в Самаре владыка Иоанн его читал. Поэтому, когда он заступил на Петербургскую кафедру, то предложил Виктору Васильевичу собрать небольшую команду по изданию журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». На меня сильнейшее впечатление производили все встречи с владыкой Иоанном, которые бывали в Санкт-Петербургской Духовной академии или в митрополичьей резиденции. До позднего часа ночи к нему не иссякал народ. Владыка выделял нам время для составления проекта журнала. Он был главным редактором издания. Ответственным секретарем решено было утвердить Николая Кузьмича Симакова, а мы с Виктором Васильевичем являлись редакторами отделов. Инна Алексеевна Шумакова была техническим редактором.

Владыка Иоанн был большим книжником, ведя высокодуховную молитвенную жизнь, он, как и его духовный отец и предшественник на Самарской кафедре митрополит Мануил (Лемешевский), очень любил духовное чтение, назидание, собирал материалы о подвижниках веры и благочестия. Он предлагал нам материалы для духовного чтения – Евгения Поселянина и приложения из святых отцов для нынешнего слушателя и читателя, составленные владыкой. Я старался не пропускать архиерейских служб. В то время было в городе еще не так много храмов – только-только начинался процесс возвращения святынь Русской Православной Церкви. Я воспринимал проповедь владыки как слова, лично ко мне обращенные. Владыка Иоанн уделял пристальное внимание духовной жизни – спасению человеческой души. Главной мыслью в его проповедях было спасение собственной души и сораспятие себя Христу со своими страстьми и похотьми. Он призывал человека к борьбе со страстями ради спасения души и напоминал, что Царствие Небесное нудится, силою берется.

Мне запомнилась его фраза о том, что порою человека посещает духовная болезнь под названием «утро». В начале появляется У – уныние, которое, если не остановить, порождает Т – тоску, далее идет Р – ропот, а затем и О – отчаяние.

Митрополит Иоанн был весьма расположен к людям. Меня всегда поражало, как он допоздна с радостью принимал народ в Духовной академии или в случае болезни и телесной немощи в митрополичьей резиденции на Каменном острове. В то время Александро-Невская лавра еще не была передана епархии – действовал только Троицкий собор. Поэтому редакционные совещания часто проходили в его резиденции. Он тактично нас выслушивал, иногда вразумлял. Каждый раз он приготавливал часть материалов для издания – творения святых отцов, личный дневник, составленный им во время хрущевских гонений, в котором описывал гонения в Самарской епархии. Я читал и не верил, что такое возможно. Владыка писал, как в Пасхальную ночь были посланы специальные люди для разорения действующего храма, на месте которого устроили танцплощадку. Он пытался преодолеть кощунства, встречаясь с разнообразными препятствиями властей. Его труды были не напрасны - в 80-ые годы в Самарской епархии возвели несколько новых храмов.

Приближенные к владыке люди были постоянными участниками духовной жизни. Анна Степановна Иванова – секретарь владыки, матушка Олимпиада, личный врач Валентина Сергеевна, которые помогали ему в трудах, монашески проживая в митрополичьей резиденции.

Архимандрит Симон, посвященный в 1993 году в викарного епископа, взял на себя часть физической и духовной нагрузки митрополита Иоанна. Ныне он является митрополитом Мурманским и Мончегорским. Владыка Иоанн никогда не говорил о своих немощах и болезнях, но мы прекрасно знали о его сахарном диабете и язвах на ногах. Когда-то владыка Мануил говорил врачу Валентине Сергеевне, что со временем владыка Иоанн будет немощным и ему нужно будет помогать. Владыка Иоанн разрешал Валентине Сергеевне сделать себе укол только после Причастия.

Митрополит Иоанн старался ездить по епархии, бывать в различных приходах, где очень любил служить. Если был болен и немощен, то служил в домовой церкви Тихвинской иконы Божией Матери в резиденции или в храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове.

Я старался не пропускать ни одной проповеди владыки, доставлявших огромную духовную пользу моей душе. Петербургская эпоха владыки Иоанна была удивительной. В начале 90-ых гг. происходило обретение мощей многих русских святых. Мощи святого благоверного князя Александра Невского были возвращены еще при митрополите Алексии. А при владыке Иоанне были обретены и возвращены Церкви мощи преподобного Серафима Саровского. В ночь обретения мощей в Казанском соборе в Петербурге прошла зимняя гроза. Летом 1991 года Церкви возвратили мощи святителя Иосафа Белгородского.

Митрополит Иоанн прилагал усилия по возвращению поруганных и некогда порушенных храмов, превращенных в лучшем в случае в музеи и склады. При митрополите Алексии только-только начинался процесс возвращения святынь Церкви, но широкий масштаб он приобрел при владыке Иоанне. Представители общин прибывали к нему со всей епархии. В то время все священники друг друга знали, а в городе и пригороде было всего лишь 45 храмов. Владыка Иоанн всячески старался содействовать возвращению и восстановлению церквей. В то время все общины были нищие, поднимали храмы с нуля. Он особо любил сельские храмы и тепло относился к людям из глубинки и к православным христианам, обращенных из местных поволжских народов.

Помню, как владыка призывал нас всенепременно отвечать на письма из глубинки. Мы обязательно выполняли его просьбу. При нем в Петербурге стали служить службы памяти Царской Семьи у храма Спаса-на-Крови. Мы шли с молитвой до Казанского собора, моля Бога о его возвращении Церкви. В день рождения Государя, 19 мая, и в день убиения Царской семьи, 17 июля, богомольцы коленопреклоненно молились на площади и шли крестным ходом с хоругвями, иконами и царскими портретами.

В 1994 году к владыке Иоанну обратилась невестка последнего Государя Ольга Николаевна Куликовская-Романова в связи с приближавшимся столетием кончины Императора Александра III с просьбой отслужить панихиду у его гробницы в Петропавловском соборе. Ольга Николаевна просила направить священника, но владыка Иоанн изъявил желание самому послужить. И спрашивает: а можно я послужу? Это было настолько удивительно, что Ольга Николаевна и не рассчитывала на такой ответ владыки, поэтому с радостью согласилась.

Я хорошо помню ту службу, на которую собралось почти 200 человек. Мы заранее подготовили списки поминовения царствующего рода – молились о всех предках и об Императрице Марии Федоровне, скончавшейся в изгнании. Служивший батюшка с ужасом взглянул на поминальные листки, где были написаны все титулования: великого Государя-Императора нашего и Самодержца Всероссийского Александра III Александровича и другие имена. И батюшка недоуменно спрашивает: Владыка, все эти имена читать? А на дворе стоял 1994 год. Владыка своим негромким голосом отвечает: читайте. И тот, путая Петра и Павла, перебирая судорожно листки и сбиваясь, читает. А потом протодиакон Василий Марков на весь собор, аж мурашки по коже пробежали, торжественно и громко возвестил. А ровно через год владыка отошел ко Господу.

Я пребывал рядом с великим духовным человеком, архипастырем, подлинным монахом, подвижником и молитвенником. Он жил не напоказ, а вел сокровенную духовную жизнь, о которой мы не знали, но ее малейшие проявления давали нам понять, что мы живем рядом со святым человеком и трудимся под омофором и окормлением святого архипастыря.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Мы трудились под омофором и окормлением святого архипастыря»

Можно, независимо от статьи, слегка опасаясь испортить радостное и тёплое впечатление, ей производимое, но не желая пропустить знаменательную памятную дату, которая скоро пройдёт, высказать несколько слов о Владыке? Это взгляд со стороны, из народа, пристально и благоговейно наблюдавшего за Иоанном. Одно из самых привлекательных, христоподобных качеств его было то, что он много, постоянно и молитвенно вмещал в своё пастырское сердце разных людей. Именно так: вмещал в сердце, притом с любовью! И вместить мог многих. Это качество для многих и многих было самым главным у Владыки. Во-вторых, Владыка Иоанн, раз и навсегда избрав для себя путь (при этом взошедши или восходя на крест, распявшись мiру ) рано поднялся на большую духовную высоту как христианин, священник и монах и никогда не сходил с неё. Поэтому Владыка имел огромный. уникальный опыт духовной жизни. Третье качество – он был собран, ум его не рассеивался по мирским стихиям, сердце и ум не были отданы ни одной земной страсти, он действительно не разлучался со Христовым умом, не был захвачен никаким земным делом. Четвёртое: как правящий архиерей, Иоанн к своему духовническому и пастырскому душепопечению прибавил попечение о целом народе. И пятое: никто не говорил о Церкви с такой властью, как Владыка Иоанн. Многие в народе получили извещения, что молитва Владыки доходила до Бога. Да упокоит Господь приснопоминаемого Владыку Иоанна в селениях праведных и святыми его молитвами помилует нас!
Борис В. / 18.10.2017, 15:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Попов
Такая вот «забота о благоустройстве»
Власти Ивангорода намерены убрать крест и разрушить часовню на месте снесённого храма и могилы сщмч. Димитрия
18.05.2020
Яркий пример глубокой веры
Видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполнилось 70 лет
24.06.2019
Илья Попов: Не допустим, чтобы кощунство в Петербурге состоялось
Петербургская топливная компания официально заявила о своем намерении разрыть Митрофаньевское кладбище под бензоколонку
01.09.2011
Митрофаньевское кладбище в опасности!
Петербуржцы обратились к Георгию Полтавченко с просьбой не допустить осквернения кладбища
30.08.2011
Все статьи Илья Попов
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06