Яркий пример глубокой веры

Видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполнилось 70 лет

Сегодня, 24 июня, видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполняется 70 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет Николая Кузьмича с юбилеем, желает ему душевного и телесного здравия, Божией помощи в его трудах на благо Отечества.

О юбиляре рассказывает в телефонном интервью «Русской народной линии» его давний соратник, секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» времен митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Илья Васильевич Попов:

24 июня, в день памяти явления иконы Божией Матери «Достойно есть» или «Милующей», знаменитой Афонской иконы, день рождения моего старшего друга, наставника, коллеги Николая Кузьмича Симакова. Начиная с 1990 года мы под эгидой митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) занимались подготовкой издания «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей». Напомню, что по благословению владыки название епархии и журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» было возвращено раньше, чем историческое имя городу - Санкт-Петербург. Мы активно участвовали и содействовали возвращению исторического имени нашему городу.

В журнал меня пригласил старший друг, коллега и наставник, ныне покойный, Виктор Васильевич Антонов. С Николаем Кузьмичем они вели православный семинар в Петербурге, на нелегальной основе, так же как и издание журнала «Невский духовный вестник». Журнал издавал Виктор Васильевич. Он рассылал издание духовенству и читающим мирянам. Владыка Иоанн читал этот журнал, будучи на Самарской кафедре. А при назначении в Петербург он призвал нас и сообщил, что Церкви возвращен статус юридического лица, поэтому журнал «Невский духовный вестник» можно издавать публично, а не подпольно, как раньше.

У Виктора Васильевича, как и у меня, была позиция белой русской эмиграции - русского зарубежья. Его сын учился в семинарии в Джорданвилле, поэтому владыка предложил ему руководить изданием журнала «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», быть ответственным секретарем. Но он отказался, сказав, что у него есть друг и коллега, Николай Кузьмич Симаков, который более подходит на эту должность. В итоге Николай Кузьмич стал ответственным секретарем журнала.

Надо отметить, что к тому времени у него сложились особые духовные связи с Псково-Печерским монастырем: он ездил к отцу Иоанну (Крестьянкину), имел с ним переписку. Поэтому первые номера ведомостей отправлялись в Печоры, Пюхтицы и другие святые места. В то время было не так много действующих монастырей: духовная жизнь только-только возрождалась. Мы с Николаем Кузьмичем, Виктором Васильевичем, Инна Алексеевной (Шумаковой) готовили к изданию каждый номер, его владыка рассматривал, детально разбирал и благословлял, а некоторые материалы готовил самостоятельно.

Николай Кузьмич с большим энтузиазмом и вниманием относился к подготовке номера. Иногда мы собирались у Николая Кузьмича дома, на Петроградской стороне. У нас не было особого помещения в епархии, да и сама епархия ютилась в подвале здания Духовной академии и семинарии. Впереди была передача Церкви Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, Митрополичьего корпуса. Тогда эти здания были промышленными помещениями, принадлежавшими различным светским предприятиям и учреждениям. И до возвращения святынь лавры было еще далеко.

Чуть позже у нас появилась маленькая комнатка вблизи духовных школ. При формировании очередного номера Николай Кузьмич вместе со мной, иногда с Инной Алексеевной или целой редакцией, направлялся к владыке на Каменный остров, где проводились совещания. Жил владыка очень скромно в своем домике. Митрополичья резиденция ему досталась от митрополита Алексия, который стал к тому времени Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Я помню, когда мы подходили к Митрополичьей резиденции, Николай Кузьмич сугубо молился. На приеме у владыки мы показывали, как подготовили материалы в соответствии с рубрикацией. Николай Кузьмич был для меня ярким примером сильной, глубокой веры. Он рассказывал, что как-то служил в одном из детских домов, где лежали и умирали дети, калеки, с тяжелыми травмами после родов. Он многих из малышей тайно крестил буквально перед их кончиной. Этот большой подвиг зачтется на небе и земле. Он это делал без афиши, тайно. Николай Кузьмич был крестным для многих малышей, кому-то Господь дал здоровье, и они выжили, а кто-то - нет.

Николай Кузьмич человек философского плана. Он читает лекции в высших и средних учебных заведениях Петербурга. Юбиляр прекрасно знает русскую философию, в том числе христианскую, а именно православную. Хорошо знает философов и дореволюционного русского периода, например, Константина Леонтьева и философов русского зарубежья, чьи материалы поступали в Россию с большими препонами, сквозь многие границы. Было трудно достать их труды. Позднее из Франции приходили журналы, которые выписывали Николай Кузьмич и Виктор Васильевич. Философский уклон позволил Николаю Кузьмичу создать в нашем городе просветительское православное общество имени святителя Игнатия (Брянчанинова). Юбиляр всегда занимал и продолжает занимать святоотеческую позицию в отношении веры. Его лекции явились для многих людей открытием. В начале 90-ых годов они были большим событием для Петербурга.

Когда мы стали издавать «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», то в значительной степени именно Николай Кузьмич и Виктор Васильевич готовили рубрикации издания. Я как младший сотрудник делал рубрику «История храмов Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской епархии». Впоследствии была расширена тема новомучеников и исповедников российских.

Мне кажется, что в значительной степени формирование веры Николая Кузьмича произошло благодаря влиянию его мамы, Надежды Филипповны. Он родился в семье офицера. Свет веры исходил от мамы. Я запомнил ее как радушную хозяйку, хлопотунью, порой очень строгую по отношению к сыну. Но в то же время она была заботлива, добра и внимательна. До последних дней ее жизни свет ее веры помогал Николаю Кузьмичу быть не только хорошим сыном, но и добрым христианином, православным человеком.

Владыка Иоанн был большим книжником. В свое время он принимал участие в составлении каталога русских архиереев, изданием которого занимался его духовный отец и наставник - митрополит Мануил (Лемешевский). Накануне своей кончины владыка Мануил сказал митрополиту Иоанну: Ты будешь продолжать там, где я начинал. Иносказательно имелся в виду Санкт-Петербург. В общей сложности владыка Мануил прошел более четверти века ссылок, лагерей, репрессий, которые на него обрушились. Он испытывал ложную вину за свое дворянское происхождение перед рабоче-крестьянскими учреждениями. Владыка почил, когда мне был один год. Я узнал о нем от митрополита Иоанна (Снычева). От людей его окружения исходил тихий свет веры. Для Петербурга владыка Иоанн сыграл очень большую роль в годы духовного возрождения: восстановления святынь, возвращения храмов и святынь. Порой владыка поручал Николаю Кузьмичу отправиться на осмотр и вынести суждения о тех или иных процессах в городе или области.

Владыка Иоанн очень любил народ, любил с ним общаться в различных залах Петербурга. Он не возводил стену между собой и народом. Люди чувствовали доступность владыки и отвечали взаимной любовью, уважением и почтением.

Николай Кузьмич принимал участие в различных передачах и радиоэфирах, например, на Православном радио Санкт-Петербурга в защиту и поддержку веры, участвовал в просветительских передачах, которые носили характер свидетельства о Христе, о вере народу, долгие десятилетия отлученному от Церкви и Бога.

В год тысячелетия Крещения Руси в Петербурге было всего лишь 12 действующих храмов, вместе с областью - 40.

Формирование духовных позиций в советское время происходило благодаря не закрывавшимся храмам. Виктор Васильевич окормлялся у протоиерея Петра Белавского, известного петербургского пастыря, который служил долгие годы в Мариенбурге.

Николай Кузьмич также посещал храмы Петербурга, пригородов. Потаенная духовная жизнь на приходах со временем раскрылась, поэтому в 90-ые года масштаб церковной деятельности многократно увеличился. Юбиляр всегда с пристальным вниманием относится к молодому поколению, прихожанам и прихожанкам храмов.

Важным элементом было паломничество, посещение святых мест, расположенных не только в Петербурге, но и его окрестностях и в далеких краях - Печорах. С открытием границ он был в Святом граде, Бари, на Афоне. Был и в других странах, в основном Средиземноморья. Он и сегодня продолжает совершать паломнические поездки, свидетельствует о Христе и показывает людям святые места. Много лет он возит людей к святыням Палестины, Святой Земли, Кипра. Именно в Кипре в 1995 году он узнал о кончине владыки. Под его руководством совершаются паломничества на юг и восток Европы.

Дорогой Николай Кузьмич, пользуясь возможностью, поздравляю Вас с юбилеем! Я и наши общие друзья, коллеги желаем Вам многая и благая лета, помощи Божией в важном служении Богу и ближнему, в служении в деле просвещения православного русского народа и других народов России светом Христовой веры. Благодарим Вас за те многие годы совместных трудов и общения, которые начались под покровом и омофором митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна и которые Вы продолжаете и сегодня. 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Илья Попов:
Яркий пример глубокой веры
Видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполнилось 70 лет
24.06.2019
«Мы трудились под омофором и окормлением святого архипастыря»
Бывший секретарь «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» Илья Попов вспоминает свои встречи с митрополитом Иоанном (Снычевым)
17.10.2017
Илья Попов: Не допустим, чтобы кощунство в Петербурге состоялось
Петербургская топливная компания официально заявила о своем намерении разрыть Митрофаньевское кладбище под бензоколонку
01.09.2011
Митрофаньевское кладбище в опасности!
Петербуржцы обратились к Георгию Полтавченко с просьбой не допустить осквернения кладбища
30.08.2011
Все статьи автора
"Митрополит Иоанн (Снычев)"
Наследие Митрополита Иоанна (Снычева) и народное единство
В Санкт-Петербурге прошла конференция, организованная РНЛ и «Царским делом»
07.11.2019
«Наследие митрополита Иоанна (Снычева) и народное единство»
В Санкт-Петербурге на Православной выставке состоится конференция, посвященная приснопамятному архипастырю
02.11.2019
Яркий пример глубокой веры
Видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполнилось 70 лет
24.06.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019