Не пытайтесь ограничивать Церковь!

Отклик иерея Александра Шумского на комментарий Екатерины Добреньковой «Симфония Церкви и государства и… народа»

Прочитал статью Екатерины Добреньковой «Симфония Церкви и государства и… народа». Уважаемый автор рассматривает проблему взаимоотношений Церкви и государства исключительно с социологических позиций. Этот подход, на мой взгляд, является усеченным. Конечно, социологический аспект присутствует в этих взаимоотношениях, но как прикладной, вторичный, если не третичный.
 
Взаимоотношения Церкви и государства носят, в первую очередь, сакральный и духовно-нравственный характер. Потому что Церковь – не человеческий институт, а Богочеловеческий организм. И, вступая в любые земные взаимоотношения, Церковь привносит в них неотмiрный смысл. Церковь никогда не стремилась и не стремится вторгаться в политику государства. Она стремится к преображению жизни, в том числе и в политической сфере, в соответствии с Христовой Истиной и Святым Евангелием, насколько это возможно в земных условиях. И в этом плане у Церкви ограничений быть не может. Для Церкви не существует каких-либо аспектов жизни, на которые она не имела бы права влиять. Она обязана оказывать воздействие на всю жизнь, без всяких исключений. В этом и состоит земное предназначение Церкви.
 
Неслучайно гениальный Достоевский говорил, что наша православная идея – это «обращение государства в Церковь». То есть, в идеале вся жизнь должна полностью воцерковиться – вот главная мысль Федора Михайловича. Конечно, в полной мере такое возможно только в вечности, где будут «новая земля и новое небо». Но начало должно быть положено здесь, на земле. Поэтому и целовал Алеша Карамазов землю, обливая ее слезами.
 
Екатерина Добренькова пишет в своей статье: «Но есть государственные сферы, к которым Церковь не имеет никакого отношения… Честно признаюсь, мне не совсем ясно, что такое симфония Церкви и государства… А есть ли симфония Церкви и государства в политике России на международной арене, в ведении военных действий?».
 
Видно, что Екатерина Добренькова путает социологический аспект взаимоотношений Церкви и государства со взаимоотношениями внутри «живой жизни», по слову Достоевского. Но в живой жизни бывали самые разные и неожиданные проявления этой симфонии.
 
Возникали в нашей истории ситуации, когда Церковь вынуждена была  заниматься непосредственно и политическими делами. Например, при святителе Алексии, митрополите Московском. Тут мы видим не просто симфонию властей, но  неформальное послушание, которое княжеская власть оказывает Церкви. Бывали и удивительные парадоксы. Например, при Петре Первом симфония между Церковью и государством почти не просматривается, а вот при Сталине, в определенные моменты его правления, черты симфонии проступают довольно отчетливо, особенно в период Великой Отечественной войны.
 
Сегодня симфония между Церковью и государством видна невооруженным глазом. Мы помним, как Святейший Патриарх Кирилл поддержал Президента Владимира Путина, и вообще государственную власть, в очень тяжелый и опасный момент, когда либералы попытались устроить болотный майдан в Москве, грозивший России новой революционной смутой. Эта симфония, слава Богу, продолжается. Порукой тому является поддержка священноначалием нашей Церкви военных действий России в Сирии, которые направлены на уничтожение террористических бандформирований и защиту мирных жителей, в том числе  христиан. Соответственно, и государство оказывает Церкви широкую поддержку в ее делах. И очень важно, что здесь мы видим, прежде всего, не политический расчет обеих сторон, а полное совпадение их интересов. Вот это и есть симфония.
 
Конечно, идеальной симфонии нет. Но ее и быть не может, потому что мы живем не в идеальном мiре. Даже в «золотой век» Ромейской Империи, при императоре Иустиниане, не было идеальной симфонии. Здесь мы говорим лишь о большем или меньшем приближении к идеалу.
 
Далее Екатерина Добренькова делает сколь безапелляционное, столь и неверное утверждение: «Встреча Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском не свидетельствует о церковно-государственной симфонии». О чем же она свидетельствует? О какофонии что ли? На мой взгляд, очевидно, что эта встреча очень выгодна нашему государству во всех отношениях, но, прежде всего, в аспекте внешнеполитическом. Одна из сверхзадач данной встречи – предотвратить новую мировую войну.  Об этом писали многие комментаторы, в частности, автор РНЛ Владимир Савичев в своей статье «… Смотри, что они делают в субботу…».
 
Меня весьма удивил последний абзац статьи Добреньковой: «Патриарх имеет право морально поддерживать действия России в Сирии. Но возникает вопрос: симфония Церкви и государства выражается в единение позиций Президента и Патриарха или все-таки народа? Это существенная разница. Я не уверена, что все поддерживают нашу операцию в Сирии, как православные, так и не православные. Это дискуссионный вопрос. В данной ситуации позиция Президента и Патриарха отличается от мнения части населения России. Симфония Церкви и государства подразумевает не только позицию Патриарха и Президента, но и российского народа, поскольку государство – это прежде всего народ».
 
Во-первых, тот факт, что не все поддерживают военную операцию в Сирии, не имеет принципиального значения. При осуществлении любого большого дела всегда находятся несогласные. Большинство же народа полностью поддерживает политику Путина в Сирии. И, безусловно, вопрос о нашей военной помощи Сирии не может быть дискуссионным. Если бы государственная власть устраивала общественные дискуссии по таким вопросам, то ее уже  давно не было бы на свете. Можно дискутировать по вопросам образования или здравоохранения, то есть по вопросам, с которыми человек сталкивается в своей повседневной практической жизни. Но по вопросам внешней политики, которые, как правило, государству нужно решать быстро и оперативно, никаких общественных дискуссий быть не может, иначе вообще ничего не решишь, и враги оставят от твоей Родины лишь пепелище.
 
И, во-вторых, о единении Церкви с народом. Церковь – не партия, она всегда была, есть и будет с народом. Церковь в принципе не может от него оторваться, поскольку народ Божий и составляет церковный организм. И не надо пытаться воздвигать преграды на пути Христовой Церкви. Ничего хорошего для тех, кто их воздвигает, не выйдет.
 
Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Возьмем на заметку

Церковь – не партия

Вы ее партией власти и делаете. И такие, как вы. Екатерина Добренькова написала совершенно правильную статью, и достаточно безобидую. Можно, конечно с ней не соглашаться по Сирии. Но для меня во всей этой истории с Сирией тоже не все ясно. Есть некие моменты. К слову то, что за кулисами всех современных событий: от Украины до Сирии - скрываются интересы определенного ближневосточного государства - патрона и начальника Соединенных Американских Государств, правящего как там, так и в России - факт медицинский. И все при этом (Сирия) выдается за интересы России и преподносится как защита наших граждан(??) А может быть, для защиты наших граждан вернуть им чувство хозяина своей страны? Вернуть фабрики, заводы, дать людям работу, зарплату и человеческие условия жизни, чтобы в ИГИЛ не сбегали? Может быть, величайшей корпорации по имени Россия вернуть Госплан ? И остановить вывоз денег банками, остановить обескровливание наших экономики и финансов? Может быть, остановить финансирование Америки? Может быть, остановить этот грабеж? Может быть, провести расследование гибели Союза, который никто не отменял? Его разрушения иудеями и захвата ими всех богатств страны, и расследование причин полного обнищания народа. С объявлением русского холокоста! Вот название вашей статьи: "Не пытайтесь ограничивать Церковь!" И вот тон вашей статьи: надменный, высокомерный, снобистский и уничижительный. Пастырь ли вы? Во всех ваших статьях сплошное политизирование, переходящее в рубку с оппонентами в неприемлемом тоне. Коверкание слов, попытки уколоть многих. Считайте себя кем хотите - дело ваше, но вы также не пытайтесь затыкать людями рот и ограничивать их. А тон по отношению к Е.Добреньковой у вас практически переходит в хамство. Станьте лучше добрым хорошим пастырем. Без угроз:"Ничего хорошего для тех, кто их воздвигает, не выйдет." И это слова священника?

Углич / 12.03.2016
Александр Шумский:
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Нам украинская автофекалия – что слону Драбинко
Священник Александр Шумский предлагает взглянуть на ПЦУ с карнавальной, смеховой стороны
24.12.2018
Идея православного социализма – опаснейшая утопия
Отклик на статью Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?»
10.12.2018
«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы
Ответ на статью «Солженицын – предатель, агент КГБ или современный юродивый-правдолюбец?»
16.11.2018
Все статьи автора
"Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска"
Манипулирование человеческой жизнью недопустимо
В Ватикане прошла церемония подписания Совместного документа о позиции трех авраамических религий по проблемам, касающимся конца человеческой жизни
31.10.2019
Оправдание экуменизма политикой
О статье журналиста ИА «Регнум» «Ватикан ближе России, чем иные православные Церкви»
15.10.2019
Франциск обманул Патриарха Кирилла с «Гаванской декларацией»
К встрече Президента России Владимира Путина и главы государства Ватикан
12.06.2019
Все статьи темы