Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Димитровскую родительскую субботу

Родительские поминовения усопших — всегда большой праздник для усопших и для живых. Господь утешает нас, стоящих перед лицом смерти, перед этой страшной тайной, которую не может человек своими естественными силами воспринять и принять.

Смерть — обычное явление в жизни людей. Но не зря говорят, что глубина каждого человека определяется тем, насколько он чуток к тайне смерти. Мы рассеянно просматриваем сообщения о смерти каких-то знаменитостей, со скорбью принимаем телефонные звонки, сообщения, извещающие об уходе наших близких. И порой бываем поражены в самое сердце. Но нас не хватает на то, чтобы воспринимать смерть чужого, не близкого нам человека как смерть нашего близкого. И это естественно для нас, потому что мы отделены от Бога и друг от друга грехом, мы его не преодолели еще до конца, и только в будущем веке мы увидим всех иначе. По дару Христа, воспринявшего жизнь и смерть каждого человека как Свою собственную жизнь и смерть.

Смерть не различает ни молодых, ни старых, ни добрых, ни злых, ни верующих, ни неверующих. Она посещает всех, и всегда внезапно. Когда происходит катастрофа — корабль тонет, самолет падает, машина разбивается — люди, попавшие в эту беду, за несколько минут до этого, конечно же, не думают о том, что с ними произойдет. Когда приближается гибель, то прежде всего возникает мысль: неужели это будет сейчас со мной, почему сейчас я должен умереть? Человек естественно сопротивляется этому, он никогда не бывает готов согласиться со своей участью.

Верующему человеку тоже естественно испытывать страх перед смертью, подвергаться тому искушению, о котором апостол Павел говорит как о чисто человеческом искушении. Но верующий знает не только это. Он знает и иное — он знает путь Христа. И для него смерть связана с победой, которую Христос уже одержал над смертью. Он знает, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни демоны, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни власти, ни силы, ничто на свете не может отлучить его от любви Божией, которая явлена во Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8. 38, 39).

Мы молимся сегодня за всех, прежде всего за воинов православных, помня о том, что первая Димитровская родительская суббота была установлена в память русских православных воинов, погибших на поле Куликовом, и совершил ее преподобный Сергий Радонежский. За этих воинов и за всех воинов, на всех полях сражений за наше Отечество жизнь свою положивших, мы приносим нашу молитву ко Господу. И верим, что их предстательством Господь заступится за наше униженное Отечество, разгромленное сегодня, за наш почти умерщвленный народ. И их молитвами, которые соединяются с молитвами всех святых мучеников, всех праведников, заступничеством Самой Божией Матери Господь изменит суды об Отечестве нашем на милость.

На войне все находятся на грани внезапной катастрофы, смерть рядом каждое мгновение. Но в отличие от нас, воины должны найти в себе силы принять этот жребий. Пусть многие из них не достигли еще тайны Христовой, но сама эта готовность принять смерть ради защиты других людей делает их близкими Христу. Сам этот подвиг во многом роднит их с подвигом христианских мучеников.

В каком-то смысле мы молимся за всех усопших как за воинов Христовых, потому что жизнь наша — война, до тех пор, пока не будет упразднен последний враг — смерть (1 Кор. 15, 25—26). Каждый, кто знает эту тайну, должен готовиться к последней встрече с самым страшным врагом, со смертью, чтобы воспринять свою собственную смерть и смерть самых дорогих и близких как из рук Божиих.

Наша молитва за усопших есть уготовление и к нашей собственной смерти. К обретению способности положить нашу жизнь за других. Мы не можем сказать, что большинство воинов, о которых мы молились, желали смерти подобно апостолу Павлу, который говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1. 21—23). Но мы знаем, что, «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», Господь сподобил их именно такой смерти, которая причастна смерти Христа, Первомученика и Первовоина, отдающего Свою жизнь за спасение других.

Есть у смерти совершенное время для каждого человека. Так что если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности, мы не избрали бы никакого другого часа для своей смерти, кроме этого, который даровал нам Господь. И вот о чем заставляет нас это задуматься. Если Господь сподобил этих людей принять именно такую смерть, то это значит, что они приняли особенный дар Божий — быть исключительным образом причастными Его Крестной смерти. А значит и Его Воскресению.

Те воины, о упокоении которых мы сегодня молимся, не были совершенными людьми, большинство их не достигали по жизни своей святости, но своим служением они устремлялись к правде Христовой, ко Христу. И Церковь исповедует, что благодать Божия всегда сильнее человеческого греха, подобно тому, как и избыточествующая жизнь Христова всегда побеждает смерть. «Нет больше той любви, как кто душу свою положит за друзей своих», — говорит Господь (Ин. 15, 13). И потому непоколебимо, в благодати Духа Святого звучит молитва Церкви: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности

Спаси Бог, дорогой батюшка, за воду мертвую и Живую Вашу воду. Мертвая вода - правда - осоляет раны, не дает гнить, останавливает разрушение своей солью. Живая - заживляет, восстанавливает. Вы лечите людей и воскрешаете разбитые, израненные души наши, как воскрешали в сказках мертвых русских богатырей. Но, простите грешную, позвольте не согласиться в одном: Вы пишите: "Если Господь сподобил этих людей принять именно такую смерть, то это значит, что они приняли особенный дар Божий — быть исключительным образом причастными Его Крестной смерти". Смерть - не дар Божий. И исключительность смерти - не дар Божий. Смерть - единственный! подарок, который мы можем подарить Богу. Каждый готовит свой. Как может. Но это подарок Богу. Все остальное в жизни мы делаем для своей души, опираясь на Бога.

РодЕлена / 07.11.2015

1. Re: Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности

Спаси Бог, дорогой батюшка, за воду мертвую и Живую Вашу воду. Мертвая вода - правда - осоляет раны, не дает гнить, останавливает разрушение своей солью. Живая - заживляет, восстанавливает. Вы лечите людей и воскрешаете разбитые, израненные души наши, как воскрешали в сказках мертвых русских богатырей. Но, простите грешную, позвольте не согласиться в одном: Вы пишите: "Если Господь сподобил этих людей принять именно такую смерть, то это значит, что они приняли особенный дар Божий — быть исключительным образом причастными Его Крестной смерти". Смерть - не дар Божий. И исключительность смерти - не дар Божий. Смерть - единственный! подарок, который мы можем подарить Богу. Каждый готовит свой. Как может. Но это подарок Богу. Все остальное в жизни мы делаем для своей души, опираясь на Бога.

РодЕлена / 07.11.2015
Александр Шаргунов:
«Самое главное в жизни — всецелое доверие Промыслу»
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана Асийских
14.11.2019
Мы оделись во Христа
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
10.11.2019
Суд об Отечестве нашем
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования Казанской иконы Божией Матери
04.11.2019
Пропасть, через которую нет перехода
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
03.11.2019
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Димитриевской родительской субботы
02.11.2019
Все статьи автора