Слушание Слова Божия никогда не бывает нейтральным

О чтении Евангелия

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
152
Время на чтение 7 минут
Фото: РНЛ

Наступает время, когда мы все будем стоять перед Крестом и Евангелием — не на исповеди, потому что дни сугубого покаяния, Великий пост завершается, а перед Страстями Христовыми, когда надо будет совершенно забыть о себе и ничего не видеть, кроме Христа, грядущего на вольную Страсть нашего ради спасения. И от того, каким будет наше стояние перед Крестом и Евангелием, будет зависеть вся наша судьба — то, что произойдет с нами на земле и в вечности.

По обычаю мы начинаем чтение четырех Евангелий за неделю до положенного по уставу срока, чтобы быть в состоянии усвоить пищу, которую предлагает нам Господь. И это чтение Евангелия сразу помногу — не так, как мы обычно читаем по календарю по зачалам — особенный дар Церкви в эти дни. Мы готовились к принятию его в течение всего Великого поста. Бывает одной строки, одного слова в Евангелии достаточно, чтобы перевернулась вся наша жизнь, но теперь мы начинаем понимать, почему преподобный Серафим Саровский на каждый день в свое молитвенное правило включал чтение одного из Евангелий целиком. В течение года священники постоянно напоминают нам, что чтение слова Божия должно быть у нас каждый день, как и молитва. О молитве сказано: «даяй молитву молящемуся». Нельзя научиться молиться, не молясь, и чем больше мы молимся, тем больше Господь дает нам подлинную молитву. Так и о чтении слова Божия можно сказать то же самое. Надо, чтобы ум наш плавал, как говорят святые отцы, в Писании. Бывает, человек, даже ничего не знающий о Боге, как бы случайно берет Евангелие, и вдруг ему открывается, что есть Бог, что есть жизнь вечная. И эту жизнь ему Бог предлагает.

Но сегодня хотелось бы сказать о другом. О том, чтобы не в суд или во осуждение было нам слушание слова Божия. Апостол Иаков сравнивает человека, который слушает Евангелие, с тем, кто видит свое лицо в зеркале, и отойдя от зеркала, тотчас забывает, каков он. Есть, оказывается, кое-что поважнее для него в жизни, чем Евангелие и вечная жизнь. Можно читать Евангелие, и быть взволнованным им, иногда даже до слез. Но как только закрывается Евангелие, человек возвращается к обычным делам, и забывает про свое волнение и слезы. Вы скажете, что это естественно. Мы не можем жить все время на большой глубине. Да, но в данном случае человек забывает Евангелие, потому что хочет забыть его. Потому что ему дороже другое. Ему свойственнее быть в той стихии, которая никак не связана с Евангелием. Можно, оказывается, читать Евангелие регулярно, каждый день, и видеть, что существует непроходимая пропасть между тем, что мы читаем, и тем, что мы делаем. Эту непроходимую пропасть создает то самое забвение, о котором говорит апостол Иаков.

Дни идут, еще один Пост подходит к концу. Сколько в жизни было таких постов! Жизнь проходит, конец приближается. Как говорится в Великом покаянном каноне, «закон изнеможе, празднует Евангелие». Неужели все было напрасно? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что Евангелие остается для нас книгой за семью печатями, даже если мы будем знать его наизусть, пока мы не начнем читать его всей своей жизнью. Чтение будет бесполезным, повторением как будто очень понятных слов, но бессмысленным повторением. Если мы не будем учиться послушанию заповедям Божиим. И слово Божие, которое мы читаем, не будет становиться для нас законом жизни.

Но Господь говорит о большем. Он говорит, что кто слушает Его слова и понимает их, но не исполняет, тот потерпит великий урон, как человек, который построил свой дом на песке. «Всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил свой дом на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое». Может быть, лучше было для человека того, чтобы он не начинал строить. Лучше было бы ему никогда не читать Евангелие, не слышать этих слов. Невозможно никому избежать скорбей. И точно также никому невозможно рассчитывать на помощь Духа Святого без послушания Ему.

Такой была жизнь книжников и фарисеев: исполнение во всех мелочах закона и утрата всякой связи с истиной и глубиной Духа. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? Как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10, 25—28). А в другом Евангелии Господь говорит в связи с этим законнику: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12, 34). Но это «недалеко» может быть бесконечным расстоянием, потому что, как говорится, от жизни до смерти один шаг. Первосвященники и книжники, распинавшие Христа, все без исключения могли правильно ответить на вопрос «что написано в законе», поскольку в их каждодневное правило входило повторять несколько раз в течение дня слова из Пятикнижия Моисея. Однако, как мы видим, повторение одними устами святых слов не приблизило их к Богу.

Или вот еще пример из Ветхого Завета. Великим постом мы читали его много, почти не читая Новый Завет, чтобы через чтение Ветхого приготовиться к чтению Нового. Когда у нас праздник Рождества Христова, Церковь упоминает о пророке Валааме. Ему дано было видеть будущее, понимать замыслы Божии, говорить о них. Но он был отвергнут Богом, и навсегда остался устрашающим примером великой неверности дару Господню. Такой человек может проповедовать слово Божие, открывать людям тайны жизни, благословлять и приносить жертвы, но при этом иметь нечистое сердце, далеко отстоя от Бога.

Валаам пророчествует о Рождестве Христовом и говорит, что имеет ведение от Всевышнего, а потом падает. Но очи его открыты. Несмотря на Божии дары, Валаам не отвращается от нечестия. В Соборном послании апостола Иуды и Втором соборном послании апостола Петра, показан его тяжкий грех. Он благословлял народ Божий, а затем поддался искушению соблазнить Израиль на поклонение Ваалу — идолу земного благополучия — со всеми чудовищными последствиями этого поклонения. Более того, он рад был получить мзду за научение других этому греху. Валааму было дано исключительное познание слова Божия, но его жизнь оказалась гнусным предательством Господа.

Почему Господь попускает быть такому? Чтобы мы не измеряли свою жизнь всякими откровениями и утешениями, и не искали их. Чтобы научить нас, что само по себе знание слова Божия и даже дар пророчества, если они не сопровождаются жизнью по слову Божию, не могут спасти нас. «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:22—23).

Итак, наблюдайте за собою, как вы слушаете, предупреждает Господь. Как будто Он хочет сказать, что мы не столько ушами слушаем, сколько сердцем нашим. И от нашей жизни зависит, что происходит с драгоценным словом Божиим. Мы либо убиваем его, либо оно начинает в нас жить и цвести. Слушание слова Божия, как и причастие святых Христовых Таин, никогда не бывает нейтральным, потому что и в нем, как и в причастии, предлагается вечная жизнь.

Как совершается в храмах чтение Евангелия? Вначале мы просим: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим». После чтения священник целует открытое Евангелие, то есть слова, которые в нем заключены, и мы приносим хвалу Богу: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Мы целуем Евангелие на воскресной всенощной, на исповеди, на молебнах — когда-то это было непроизвольным порывом чувств, а мы унаследовали его как священный обычай. Горе нам, если то, что другие совершали с трепетом, мы повторяем только по обычаю! Вслед за привычкой к святыне наступает то, о чем предупреждает Церковь всех нас перед причастием: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Но для того, кто вкусил и увидел, как благ Господь в Евангелии, никакое выражение благоговения и благодарности Богу не покажется чрезмерным.

Есть люди — и теперь, завершая Великий пост, мы понимаем, почему они так делают, — которые приступают к чтению Евангелия только после поста и молитвы. «Никогда не приступай к чтению слова Божия, не помолившись, — предупреждает преподобный Исаак Сирин, — да не раскаешься». Есть люди, которые молясь наедине, читают Евангелие стоя на коленях, как преподобный Серафим Саровский. И есть люди, которые никогда не читают его без слез. Если они слышат: «оставь все и следуй за Мной», то, подобно святому Антонию Великому, воспринимают это слово, как обращенное лично к ним. И если они слышат: «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие», то презирая страдания и усталость, служат Господу. Это путь всей Церкви, всех, кто хочет быть Христовым до скончания века. И если они слышат: «блаженны изгнанные правды ради», то с радостью, что им дано пострадать за имя Христово, переносят самые ужасные унижения, поругания и гонения. Так было с самого начала, так было, мы знаем, недавно, и так будет всегда. И может быть, согласно Писанию, еще на большей глубине. Если они слышат: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть», то собираются вместе в храмах, чтобы бодрствовать и молиться за всенощным бдением и литургией. И наедине молятся столько, сколько нужно молиться, чтобы ощутить это присутствие крестного благодатного слова в своей жизни, защищающего их от всех бед. Если они слышат: «любите врагов ваших», то молитвой, отверзающей небеса, молятся за убивающих их — от первомученика архидиакона Стефана до первомученика последних гонений митрополита Владимира Киевского и Галицкого и преподобномученицы великой княгини Елисаветы, и святого мученика царя Николая Второго, — воздавая честь слову Христову.

По дару Христа заступничеством Пресвятой Богородицы, Которая слагала каждое слово Божественного Своего Сына в сердце Своем, по молитвам всех святых, которые потому святы, что исполнили Евангелие в жизни своей, да будет дано и нам услышать это слово во оправдание и освящение наше, в жизнь вечную. Во времена, когда слова теряют смысл, и человек, словесное существо, все более превращается в бессловесное, что может быть важнее, чем услышать слово Господне!

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40