Он является продолжателем глубокой традиции русской духовности

Епископу Великолукскому и Невельскому Сергию (Булатникову) исполнилось 65 лет

0
333
Время на чтение 9 минут

Сегодня епископу Великолукскому и Невельскому Сергию исполнилось 65 лет.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Великолукского и Невельского Сергия с 65-летием со дня рождения, сообщает сайт Великолукской епархии.

«Ваше Преосвященство! Христос Воскресе! Сим пасхальным восклицанием приветствую Вас и сердечно поздравляю со знаменательной датой — 65-летием со дня рождения. Еще в молодые годы Вы, следуя примеру благочестивой жизни Ваших родителей, устремились душой к Богу, в Котором обрели свое прибежище и утверждение. Получив светскую специальность, Вы в непростое время государственного давления на Церковь поступили послушником в Псково-Печерскую обитель, где под руководством опытных духовников приобрели навык иноческой жизни. Видя Ваше желание всецело посвятить себя Матери-Церкви, Вседержитель привел Вас сначала в Московские духовные школы, а затем в Ленинградскую духовную академию», - сказано в послании Патриарха.

«За годы служения Вам довелось нести послушания в различных епархиях Русской Церкви. Призрев на Ваши труды, Господь призвал Вас к архипастырскому деланию. Ныне Вы благовествуете Христово Евангелие на Псковских землях, заботясь о духовном окормлении врученной паствы, восстановлении порушенных святынь и возведении новых храмов. Молитвенно желаю Вам душевной и телесной крепости, помощи Божией и успехов в возделывании вверенного Вашему попечению Виноградника Господня», - заключил Его Святейшество.

Редакция «Русской народной линии» поздравляет владыку с юбилеем и желает ему помощи Божией в его архипастырском служении!

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов:

«С епископом Сергием (Булатниковым) я познакомился в начале 90-х годов. Знакомство это было, как теперь я это понимаю, промыслительным. Тогда шел процесс моего воцерковления и я принял причастие впервые из рук владыки Сергия, который тогда служил старшим священником и духовником Иоанновского монастыря на Карповке. Потом, после моего первого причастия я исповедовался несколько раз у владыки Сергия. Эти первые встречи с ним оставили очень теплые чувства в душе человека, который начал воцерковляться. Все, кто прошел этот путь, представляют, что такое первые шаги в Церкви, которые часто сопровождаются чудесными явлениями, душевным порывом, духовным трепетом, который потом со временем теряется, но остается в памяти. Я тогда был аспирантом Санкт-Петербургского государственного университета, работал дворником в школе на Петровском острове недалеко от монастыря на Карповке и в воскресные и праздничные богослужения посещал монастырские службы.

Потом обстоятельства жизни (это были не простые годы гайдаровских реформ, ломки устоев и традиционных основ жизни) вынудили меня менять место работы в поисках пропитания и места жительства. Позднее я не очень часто стал и в церковь ходить, но воспоминания о том первом священнике остались в моей душе. И когда я вернулся в Санкт-Петербург во второй половине 90-х годов, я стал выяснять, где же тот священник, который служил тогда в монастыре на Карповке, я даже не помнил его имени. Выяснилось, что он теперь на моей родной земле, на Брянщине, восстанавливает исторический древний монастырь Площанскую пустынь, как раз недалеко от тех мест, где я родился и где прошло мое детство. Этот монастырь связан, кроме всего, с именем де-факто последнего правителя Царской России, брата Царя-мученика Николая Великого князя Михаила Александровича. У него в тех местах, в селении Брасово, было имение. Он неоднократно бывал в этом монастыре, посещал Богослужения. Монахами ему была даже подарена Площанская икона Божией Матери, которая хранится сейчас в Серафимовском храме Санкт-Петербурга.

Не сразу мне удалось попасть в родные места. Обстоятельства жизни были достаточно сложными, но в начале нулевых годов я стал достаточно регулярно бывать в родных местах и обязательно посещал Площанскую пустынь, где отец Сергий, тогда уже архимандрит, был наместником. Я видел, как толпы людей стояли в очереди, смиренно дожидаясь встречи с отцом Сергием, чтобы получить его благословление и попросить его о молитве о тех или иных нуждах, которые возникали у этих людей. Я видел, как батюшка говорил просто: «ну помоги вам Господи» и крестился. Эта простота ситуации у постороннего человека не создавала впечатления о чем-то чудесном, но потом до меня доходили сведения о том, что то у одного человека произошло так, как он просил, то у другого человека. Все это происходило, как люди верили, по молитвам отца Сергия. Эта простота общения, обращения, молитвенная простота отражает, на мой взгляд, ту глубокую русскую традицию духовности, носителем и продолжателем которой является владыка Сергий.

Как мы знаем из житий русских подвижников прошлых времен, именно такими простыми в общении, доступными и в то же время духовно тонкими людьми были многие святые подвижники Русской Православной Церкви. Однажды мне довелось попасть в Площанскую пустынь на праздник Пасхи. Я стал свидетелем того уважения, которым пользуется отец Сергий среди достаточно влиятельных людей в Брянской области. Потому что на праздник поздравить отца Сергия из Брянска и других городов приехали бизнесмены, чиновники, общественные деятели, для которых встреча с отцом Сергием была чем-то важным в их жизни. Теперь владыка несет архиерейское послушание, сначала он был в той же Брянской области епископом Клинцовским и Трубчевским, и там мне доводилось с ним встречаться.

Владыка Сергий принадлежит к той редкой категории священнослужителей-архиереев, которые очень чутко относятся к духовному состоянию общества. Я знаю, что владыка Сергий интересуется русской общественной и политической мыслью. Не случайно он принимал активное участие, уже будучи архиереем, в организации в Брянской области отделения Изборского клуба. Я знаю, что он принимал участие в деле увековечения памяти недооцененного сегодня замечательного русского поэта, автора величайшей поэмы «Русский крест» Николая Мельникова. Владыка бывал на его могиле в селе Лысые Злынковского района, откуда Николай Мельников был родом и где завещал себя похоронить. Там строится храм. Владыка посетил его строительство, отслужил панихиду на месте упокоения русского поэта.

Сегодня владыка Сергий несет послушание в Псковской области, являясь епископом Великолукским и Невельским. Псковщина, Великие Луки – это места, как и Брянщина, тяжелейших боев, которые проходили здесь в годы Великой Отечественной войны. И в прежние времена русской истории эта земля обильно полита кровью русских солдат. Во всех ратных подвигах, во всей героической истории русского оружия, деятельное участие всегда принимала Русская Православная Церковь. Преподобномученики Александр Пересвет и Андрей Ослябя, кстати, уроженцы брянской земли, память которых особо чтут на Брянщине, являются ярким примером того, что Русская Православная Церковь не просто всегда была рядом с армией, а была частью русского воинства. Ее представители участвовали не только в духовной брани, но и порой в прямую в сражениях, как преподобномученик Александр Пересвет и те священники, которые всегда сопровождали армию в походах и на поле брани.

И сегодня Русская Православная Церковь разделяет те тяготы и проблемы, с которыми сталкивается весь русский народ. Такие архиереи, как епископ Сергий (Булатников), это не просто прекрасно понимают, но и реализуют в своих повседневных трудах.

Хочется пожелать владыке Сергию многая лета. Я убежден, что такие люди, как епископ Сергий, еще сыграют важную роль в возрождении нашего великого Отечества, в возрождении Третьего Рима. Не случайно владыка Сергий служит в тех пределах, где впервые была провозглашена идея Москвы – Третьего Рима старцем Спасо-Елизаровского монастыря Филофеем».

Заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Тимофеев:

«С владыкой Сергием я познакомился в 1991 году. Тогда он был игуменом. Впервые его увидел в Иоанновском монастыре, где у него была келья. Стояли пасхальные дни, в келье отца Сергия собралось довольно много людей, радостных, но усталых после великопостных испытаний. Батюшка, обратив внимание на изнуренный вид своих гостей, предложил им немного поспать. В результате его келья в тот день превратилась в ночлежку, весь пол которой оказался устлан телами спящих богомольцев. С гостеприимством владыки я не раз сталкивался. Владыка прост в обращении с людьми. Он великолепно готовит, умеет накрыть изысканный стол, с множеством вкуснейших блюд.

В 1992 году отца Сергия назначили настоятелем Зеленецкого монастыря. В то время обитель и ее подворье на проспекте Обуховской обороны находились в плачевном состоянии. В советское время на подворье располагался завод резиновых изделий. Я вместе с другими добровольцами принимал участие в восстановлении подворья. Как само здание, так и вся территория подворья были буквально наполнены резиной. Резина, казалось, была везде, приходилось доставать ее даже из-под земли. Своды храма были заделаны кирпичной кладкой. Мы аккуратно выламывали кирпичи, чтобы не повредить чудом сохранившиеся росписи. Зеленецкий монастырь был в еще большем запустении. Храмы находились в полуразрушенном состоянии, колокольня пострадала более других построек обители. Сильно хотелось на нее залезть, но в то время это было невозможно из-за обваленных перекрытий. Монастырь не имел даже своей бани. Мы с ребятами быстро свели знакомство с местными жителями, у которых регулярно мылись в бане по-черному. Помню, как в 1992 году после непродолжительных поисков были обретены мощи преподобного Мартирия Зеленецкого. Я также принимал участие в раскапывании земли, пока не обнаружились человеческие останки, после чего монахи огородили это место и лично продолжили раскопки. Отец Сергий редко приезжал в монастырь. Каждый его приезд воспринимался насельниками как праздник. Большую часть времени он находился на подворье, занимался поисками благотворителей. Тогда он сошелся с финскими меценатами. Они пригласили его в гости и угостили чаем. На столе лежала небольшая тарелочка, в которой было столь малое количество печенья, что русский гость не решался им угоститься. Финны, видя его робость, произнесли фразу, которую я, пожалуй, никогда не смогу забыть: «Берите много, берите две».

В 1995 году отец Сергий назначается настоятелем Площанской пустыни. Я был в обители дважды – летом и зимой 2000 года. Восстановление монастыря шло полным ходом. Батюшка вникал в мельчайшие детали восстановительного процесса. Он заботился, чтобы возрождаемые храмовые постройки не вышли новоделом. Не раз из его уст исходило слово «аутентичный». Меня поразили его глубочайшие познания в области архитектуры и иконописи. Многие понятия в этих сферах я узнал именно от него. В обители к тому времени, когда я ее посетил, уже была налажена монашеская жизнь. Всякому насельнику было определено конкретное послушание. Я не видел ни одного праздношатающегося монаха. Их лица казались умиротворенными, было видно, что отцу Сергию удалось подобрать каждому подходящее для его спасения послушание. Помню только одну проблему – батюшка никак не мог найти подходящего человека для должности эконома. Там я обнаружил еще одно качество отца Сергия – умение управлять людьми. Один монах был уличен в неблаговидном поступке, который совершал неоднократно. Я стал свидетелем одной волнительной сцены, произошедшей на открытом воздухе. Этот самый монах, уже уличенный в содеянном, проходил мимо нас. Отец Сергий его позвал, насельник сделал вид, что его не услышал. Рядом находился я и еще несколько монахов. Для всех было очевидно, что он не мог не услышать призыва батюшки. Мы пришли в сильное волнение. Кто-то из монахов попытался усовестить непослушного насельника. Все ожидали, как же отреагирует отец Сергий. Он же, едва повысив голос, громко, но, не переходя на крик, по-отечески, властно, но не грубо что-то сказал монаху. К сожалению, я не помню его слов. Их было немного, но они оказали отрезвляющее воздействие на ослушника. Это был не выговор, а некое назидание, поразившее слушателей лаконичностью, уместностью и деликатностью. Отец Сергий умел располагать к себе людей. Общением с ним дорожили. Находясь в монастыре, я обратил внимание на то, что самым страшным наказанием считалась утрата благорасположения батюшки.

Владыка Сергий – сильный проповедник. До сих пор памятна его проповедь на Успение Пресвятой Богородицы, произнесенная им в августе 2000 года. Он говорил просто, без высокоумия, пафоса, громких фраз и риторических приемов. Его слова о Божией Матери и о значении материнства были доступны каждому. В глазах богомольцев стояли слезы. Признаюсь, я не стал исключением. Пожалуй, его нельзя назвать блестящим оратором, но каждое его слово доходит до самого сердца внимающего.

Мне приятно осознавать, что в наших биографиях есть нечто общее: владыка до принятия монашества работал в Ленинграде водителем трамвая, я же в 90-х годах несколько лет трудился слесарем по ремонту подвижного состава в одном из трамвайных парков Санкт-Петербурга. К сожалению, этот традиционный для Северной столицы вид транспорта последовательно ликвидируется в нашем городе. Уже нет и моего трамвайного парка, а занимаемая им территория несколько лет делится алчными дельцами.

Бывший насельник Площанской пустыни инок Савва (Кузнецов) в своем поздравлении на 60-летие батюшки совершенно справедливо отметил, что «отец Сергий принадлежит к дореволюционному типу русского священника». Я полностью разделяю это мнение.

От души поздравляю его Преосвященство с 65-летним юбилеем, желаю ему помощи Божией в его трудах и радуюсь за паству Великолукской и Невельской епархии, имеющую архипастыря, наделенного столь многоразличными замечательными, редчайшими дарованиями!»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тимофеев
Самоходный самокат и его враги
Потребность в нормативном регулировании дорожного движения с участием электросамокатов перезрела
16.04.2024
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против
Спор о применении высшей меры наказания неизменно сочетает в себе здравый смысл и нелепые суждения
04.04.2024
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Все статьи Александр Тимофеев
Анатолий Степанов
Жизнь жительствует
С Праздником праздников и Торжеством из торжеств
05.05.2024
С чем Россия обращается к Азии?
Беседа редакции журнала «Берег России» с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями
04.05.2024
С чем Россия идёт на Восток?
Опрос журнала «Берег России»
01.05.2024
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.05.2024 07:15
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52